В январе 1970 года противолодочный крейсер “ Москва” вышел на четвертую боевую службу в Средиземном море и Атлантическом океане. За 82 дня дальнего похода крейсер прошел более 21000 миль, совершил деловой заход в порт Александрия в Египте (первый заход крейсера в порт иностранного государства), успешно провел мореходные испытания и принял участие в широкомасштабных учениях ВМФ СССР “Океан”.
Под командованием капитана 1 ранга Романова Б.С. экипаж добился высоких результатов в боевой деятельности. По окончанию четвертой боевой службы и учения “ Океан”, ПКР “Москва” была вручена Ленинская Почетная грамота, и крейсер был объявлен »Отличным кораблем ВМФ»! Таких положительных результатов, по моему мнению, не добивался больше ни один экипаж крейсера!
Впервые сведения о ПКР »Москва» появились в средствах массовой информации и, наконец, вся страна узнала о первом отечественном крейсере – вертолетоносце! И мы искренне гордились, что служим на таком замечательном корабле!
Окончание учения »Океан» было решено отметить торжественным прохождением колонны, состоящей из команд экипажей кораблей, участвовавших в учениях, по центральным улицам Севастополя. Во главе колонны была поставлена команда ПКР »Москва»! Форма одежды участников – N1!
Под торжественный марш, в исполнении духового оркестра, колонна начала движение от площади Нахимова по проспекту Нахимова! На тротуарах проспекта неожиданно оказалось много народа! Они встретили нас с искренней радостью, с искренним волнением от торжества происходящего события! А когда женщины, со слезами на глазах, начали бросать цветы под ноги идущих впереди колонны, уже всех участников этих событий охватило довольно сильное волнение! Это было видно на их лицах! Один только звучащий марш »Прощание славянки» невозможно было слушать без волнения! И невозможно было не почувствовать искреннее восторженно – уважительное отношение жителей и гостей Севастополя к нам, представителям Военно – Морского Флота нашей Родины!
Прошло несколько дней. Поднимаюсь по трапу в ходовую рубку. Навстречу идет командир корабля Романов Б.С., а рядом с ним идет гражданский товарищ. Когда мы поравнялись, командир говорит этому товарищу: »Познакомьтесь, это лейтенант Матренин, командир гидрометеорологической группы штурманской боевой части. Его доклады и рекомендации помогали нам эффективно использовать вертолетную эскадрилью и наши гидроакустические станции при несении боевой службы. А во время штормовых испытаний в Атлантике, по его рекомендации, мы быстро нашли район со штормовой погодой, с нужными для испытаний параметрами ветра и волнения. Лейтенант Матренин достоин, чтобы Вы написали о нем в Вашей газете!’’
Оказалось, что это был корреспондент газеты “ Красная Звезда”, мой тезка, Юрий Михайлович (фамилию не помню). Поднялись мы с ним в ходовую рубку, и я стал отвечать на его вопросы. После окончания интервью, он сфотографировал меня на сигнальном мостике, сказал, что получится интересная статья, которая обязательно будет опубликована. Затем я проводил его до каюты командира и на этом мы распрощались. Впервые у меня взял интервью корреспондент, не какой — нибудь, а столичной газеты! Мне бы радоваться, гордиться этим, но — увы, особой радости я почему- то не ощущал. Да и рассказал об этом только своему другу Игорю Сафарову.
А через день у меня появилась возможность сутки провести на берегу. Решил немного отдохнуть от корабля и снять номер в гарнизонной гостинице. Так я и сделал, снял номер и пошел прогуляться по Севастополю. Но в коридоре гостиницы неожиданно встретился со своим тезкой, Юрием Михайловичем! Мы обрадовались нашей встречи, быстро перешли на “ты” и, Юрий пригласил меня в свой номер, сказав, что у него кое- что есть! Кое-что — оказалась трехлитровая бутыль красного вина, подарок его друга! По паре стаканчиков мы выпили в компании соседа по номеру, который после этого сфотографировал нас, по просьбе Юрия, и ушел по своим делам. Было довольно весело! Юрий оказался интересным собеседником, много знал всяких баек, анекдотов! Из всего им рассказанного, запомнился, почему- то лишь его рассказ об осьминогах, поистине аристократов подводного мира! Оказывается, у осьминогов три сердца, а кровь не красная, а голубая!
Выпив еще, Юрий, немного помрачнев, говорит мне: “Понимаешь, старик! Я тут уже поработал над материалом, собранным мною на твоем корабле, и вот, что я должен сказать. Мне кажется, редактор не пропустит интервью с тобой. Понимаешь, ты закончил гражданский ВУЗ, через год будешь уже гражданским человеком. Да и специальность твоя – метеоролог, необычная для боевого корабля. А мне надо показать боевую мощь крейсера, рассказать о выполнении боевых задач и т.д. Я взял еще интервью у командира боевой части и вахтенного офицера, и думаю, что редактор выберет интервью с кем- то из них. Но ты не расстраивайся, я приберегу твое интервью, как говориться, до лучших времен и обязательно опубликую. И сообщу тебе. Давай адрес!”
Видно было, что ему неудобно все это мне говорить. А я, как будто предчувствовал, что этим все и закончится, и был совершенно спокоен. Мы еще выпили с ним за здоровье и за скорейшее наступление “лучших времен”. И на этом, распрощались! А через несколько дней он прислал мне пакет с фотографией, на память о нашей встрече!
В эти же дни произошла еще одна памятная для меня встреча! Впервые ожидалось прибытие на крейсер профессиональных артистов, а именно, выступление вокально- инструментального ансамбля “Дружба” под управлением Александра Броневицкого, и конечно же, Эдиты Пьехи! Мне нравился этот ансамбль, и я несколько раз посещал его концерты в Ленинграде! А Эдита. Пьеха была в то время одной из самых популярнейших певицей в стране!
Так получилось, что время прибытия ансамбля совпало с моим несением вахты в качестве вахтенного офицера! Было принято решение торжественно встретить гостей. Как только из-за кормы крейсера появился командирский катер, на борту которого находилась Эдита Пьеха, ее муж Александр Броневицкий и их дочь Илона, горнист сыграл “захождение”, а когда Пьеха ступила ногой на трап, я подал команду – Смирно!.. Было видно, что гости немного смущены, не ожидали такой встречи! Вот Эдита подходит ко мне. Боже, как она обворожительна! Ее огромные голубые глаза смотрят на меня, а я как будто утонул в них! Эдита подает мне руку, я слегка жму ее и чуть – чуть задерживаю в своей руке, раздумывая, а не поцеловать ли ее руку! Но так и не решился!.. Впоследствии, вспоминая это мгновение, корил себя за эту нерешительность. Пусть не по уставу, но главное – Флот не опозорить!
Выступление ансамбля прошло с огромным успехом! Зрители долго не хотели отпускать артистов, и им пришлось долго выступать на “бис”! После окончания концерта, артистов пригласили в кают – компанию на обед, а затем устроили экскурсию по кораблю! Гости были очень даже довольны!
Недавно, вспоминая об этом концерте, мой друг – сослуживец Владимир Азаров рассказал, как во время концерта к зрителям подсел опоздавший, главный боцман мичман Белый В.И. Обладая колоритным, настоящим “боцманским’’ голосом, мичман стал громко выражать свое восхищение, после каждого выступления артистов, по привычке добавляя, так сказать “непотребные” слова! Замечания, сидящих рядом, помогали, но ненадолго, а выводить уважаемого мичмана было неудобно. Поэтому заместитель командира В.П. Левашов принял решение посадить рядом с боцманом двух крепких матросов, которым было приказано любыми способами не давать боцману громко выражать свое восхищение! И матросы справились с заданием!
Ровно полвека прошло с тех пор. За этот период жизни произошло так много разных событий! И уже иногда с трудом вспоминаешь, например, что ты интересного вчера увидел по телевизору…. Но события полувековой давности, связанные со службой на знаменитом, в то время, противолодочном крейсере ‘’Москва”, незабываемы!
Молодец, Юра!Раз от разу твоё творение все интереснее.Единственная неточность:участники марша по улицам Севастополя были одеты по форме N3 1-го срока,форма N1-это белый верх и белый низ.Кроме этой незначительно й детали,все правильно.
Всё точно, Володя, я был знаменосцем. Где-то гуляет в сети ролик — Впереди колонны Б.С. Романов и я за ним с ассистентами.
У тебя, Юра, служба проходила очень интересно. Читаю твои воспоминания с большим интересом. С нетерпением буду ждать продолжения твоих рассказов! Надеюсь прочитать о нашей совместной службе в Арктике!
Юра! Прекрасные воспоминания! Я пришел на крейсер в 1976 году. И тогда еще вспоминали старожилы крейсера об этом концерте. Особенно увлекательно рассказывал Гудзикевич.
Спасибо, Юра, за воспоминания! Очень ты прочувственно описал марш по Севастополю. Я даже возгордился, что наш гидромет готовил такие кадры для ВМФ. С нетерпением жду твоих арктических воспоминаний. Молодец!
Л.Саватюгин — бывший матрос КБФ (1955-1957)