«Ногою твердой став у моря». Эти слова принадлежат А.С. Пушкину. Так он образно определил морскую силу великой России. Сначала Россия «взяла» Азовское море. Потом Петр I «прорубил окно» в Европу на Балтике. Затем Россия прочно утвердилась на Черном море.
Но военные моряки не только сражались и защищали в боях интересы России на морях и океанах. Они еще делали большую и важную морскую работу и в мирных целях. Военные моряки были и пионерами в изучении Северного Ледовитого океана. Они «приручили» для жизни Арктику. Открывали и осваивали для России и всего мира Великий Тихий океан. 200 лет тому назад они открыли миру Антарктиду.
Вспомним о том, как это было…
Первая Камчатская экспедиция
Незадолго до своей смерти Петр Великий сделал важнейшее письменное заявление, которое положило начало очередному славному делу для Флота Российского на несколько десятилетий и успешное осуществление которого воистину сделало Россию великой морской державой. Вот несколько строк из этого заявления: «… я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно, и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию. … Слышал я от ученых людей, что такое обретение возможно. Оградя отечество безопасностию от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству через искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее голландцев и англичан, которые многократно покушались обыскивать берегов американских».
Петр Великий был прозорлив. Россия действительно оказалась в этом отношении счастливее других стран. Ей по праву принадлежит приоритет в исследовании и освоении берегов и вод могучего и великого Тихого океана, который не только разъединяет, но и соединяет Россию с такими крупными государствами, как США, Япония и Китай.
Наиболее яркими и значительными событиями на этом пути можно считать Камчатские экспедиции. Их было две.
Первая Камчатская экспедиция, начало которой было положено указом Петра Великого от 23 декабря 1724 года, продолжалась практически до 1730 года. Это была не только важная акция России на Тихом океане, принесшая большие научные и политические результаты. Она стала прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. За ней последовала Вторая Камчатская экспедиция россиян к берегам Северной Америки и по всему Тихому океану (1733-1743).
Гордостью наполняются наши сердца от таких приятных исторических фактов. Уже в 1765 году русский купец Николай Челобитников добрался до Малакки (полуостров Индокитая) «для примечания ост-индской коммерции». В 1782 году приказчик из Рыльска Григорий Шелихов основал «Американскую» Северо-восточную, Северную и Курильскую компанию» и начал освоение Алеутских островов и Аляски. В августе 1812 года мещанин из Тотьмы Иван Кусков поднял российский флаг над фортом Росс в Америке (Калифорния). Николай Судзиловский из Могилева, как его звали туземцы — «добрый русский доктор» — был избран первым президентом сената Гавайских островов.
В конце XIX века П.А. Дементьев (Тверской) основал один из первых городов в пустынной американской Флориде, дав ему имя «Санкт-Петербург Флоридский», построил там первую железную дорогу. Русский инженер Виктор Рогозин в начале XX века организовал добычу нефти на острове Суматра…
Но вернемся в 1724 год.
Петру Великому принадлежала не только сама идея Первой Камчатской экспедиции. Он лично занимался и многими вопросами ее организации. Прежде всего, он сам определил начальника экспедиции. Вначале он сделал ставку на выпускника Навигацкой школы Ивана Евреинова, который в 1719-1722 годах участвовал по заданию Петра в первом гидрографическом исследовании северной части Тихого океана и произвел съемку 14-ти островов Курильской гряды. Но оказалось, что Евреинов умер еще в январе 1724 года. Тогда Петр остановился на опытном офицере русского флота Витусе Беринге, так тот уже бывал в Ост-Индии. Правда, в чине капитана 2 ранга Беринг в 1724 году вышел в отставку. И вот теперь в начале 1725 года он получает звание капитана 1 ранга и снова возвращается на флот как начальник предстоящей экспедиции.
Кто же такой Витус Беринг?
Витус Ионассен Беринг (Иван Иванович Беринг; 1681 — 1741) — российский мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор (1730). По происхождению датчанин. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.
Витус Ионассен Беринг родился 12 августа 1681 года в Дании. В возрасте 14 лет, после окончания школы, записался в морской флот в Нидерландах. Окончил в 1703 году в Амстердаме Морской кадетский корпус. И в том же году по рекомендации вице-адмирала К.Крюйса был зачислен в русский флот в чине подпоручика. После путешествия в Ост-Индию служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны (1700-1721). В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты. За время флотской службы в России он успел быть командиром на семи кораблях.
В помощники Берингу в Камчатскую экспедицию были избраны два лейтенанта флота российского Мартын Петрович Шпанберг и Алексей Ильич Чириков.
Мартын Петрович Шпанберг (1696 — 1761) — российский мореплаватель. По происхождению датчанин. В 1725—1730 и 1733—1741 годах — участник Первой и Второй Камчатских экспедиций соответственно. В 1738—1739 годах совершил плавание к берегам Японии и Курильских островов
Алексей Ильич Чириков (1703 — 1748) – русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник В. Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (1725—1730 и 1733—1741)
Петр Великий успевает накануне своей смерти издать указ, своеобразную инструкцию Берингу по организации Первой Камчатской экспедиции. Главная задача – найти пролив между Азией и Америкой и собрать сведения о ближайшем к Камчатке береге Америки.
Камчатская экспедиция началась после неудавшейся Мадагаскарской экспедиции (1723-1724). Напомним: Петр посылал два русских фрегата для захвата острова Мадагаскар в Индийском океане, чтобы, основав на нем русскую военно-морскую станцию, открыть непосредственные морские торговые отношения России с Индией. Но спешность в подготовке и низкая техническая готовность кораблей вынудили сначала возвратить экспедицию, а затем отказаться от этой затеи.
Те же проблемы возникли перед В. Берингом и его помощниками. Увы, в наших российских традициях, в больших делах многое делалось не на высокой организации и необходимом обеспечении, а на энтузиазме людей. Именно на энтузиазме еще в 1648 году состоялся исторический поход Федора Алексеева (Попова) и Семена Дежнева, которые впервые прошли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски. По сути, был открыт пролив между Америкой и Азией. Причём сделали это за 80 лет до Витуса Беринга, именем которого потом и назвали пролив. В этом историческом событии тоже есть свои особенности. Имя Семена Дежнева вошло навсегда в историю (его имя носит мыс, который является крайней восточной оконечностью Азии). А имя Федота Алексеева не справедливо забыто.
Организатором и начальником похода был именно Федот Алексеев. А Семен Дежнев был у него в отряде для сбора дани с местных жителей. Но Алексеев прошел проливом, обогнул Камчатку и, к сожалению, погиб в земле коряков. А Дежнев с отрядом достиг реки Анадырь, где построил зимовье и в марте 1654 года донес царю Алексею Михайловичу (отцу Петра Великого), что он с севера проник на восточное побережье Азии. Но эта челобитная не дошла до царя. Ее нашли в Иркутском архиве только в 1736 году, то есть уже после завершения Первой Камчатской экспедиции. И в результате пальма первенства здесь досталась Берингу.
А в 1725 году Витус Беринг отправился в путь из Петербурга в Тобольск, оттуда в Охотск. Печально известные сибирские тракты, бездорожье, неимоверные трудности с доставкой продовольствия, инструмента, снастей. В итоге экспедиция затянулась. В Охотск прибыли лишь в начале 1727 года и стали готовиться к плаванию. Для этого в Охотске строился шитик «Фортуна» (небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или прутьями можжевельника и ели), в Нижнекамске – бот «Святой Гавриил».
Летом 1727 года все имущество и личный состав сравнительно легко переправились в Большерецк. Но дальше плавание на шитике было опасным, и Беринг решил дождаться зимы и на нартах перебраться через полуостров в Нижнекамчатск. Удивительно, но при всех трудностях бот «Святой Гавриил» был построен на Камчатке всего лишь за три месяца. Имея на борту 44 человека команды, бот начал плавание 14 июля 1728 года. Уже в начале августа он был в проливе, отделяющем Азию от Америки. Но из-за туманов моряки берегов Америки не видели. Поэтому мнения разошлись. Чириков считал, что надо идти дальше до льдов, чтобы убедиться, что они в проливе. А Шпанберг настаивал на возвращении на Камчатку на зимовку. Беринг принял вариант Шпанберга.
В 1729 году Беринг предпринял еще одну попытку пойти на восток в поисках земли, и был совсем недалеко от цели. Но вновь туманы не позволили увидеть острова (их позже назовут Командорскими, в честь командора В.Беринга), рядом с которыми была экспедиция. Поэтому «Святой Гавриил» возвратился вновь, и в марте 1730 года В.Беринг уже был в Петербурге, где доложил императрице Анне Иоановне о наличии пролива между Азией и Америкой. Таким образом, честь официального открытия пролива досталась Берингу (1728).
Интересный факт: С конца XIX века и до сегодняшнего дня учёными выдвигаются предложения относительно строительства моста через Берингов пролив или подземного туннеля для соединения Чукотского полуострова и Аляски. Но пока к практической реализации этого предложения не приступают. Скорее всего, это состоится в недалеком будущем.
Первой Камчатской экспедицией, кроме пролива, фактически было открыто и нанесено на карту 220 географических объектов. И все-таки оставалось чувство неудовлетворенности. Ведь отыскать американские берега вблизи Камчатки так и не удалось. Нужна была новая экспедиция.
Вторая Камчатская экспедиция Беринга
Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) стала наиболее замечательным событием 30-х и 40-х годов XVIII века. Ее вновь возглавил Витус Беринг, который в 1730 году стал капитан-командором (чин введён в 1707 году, в 1722 году включён в Табель о рангах, относился к V классу, при этом считался ниже контр-адмирала, но выше капитана корабля и выше капитана первого ранга). И вновь его помощниками были капитан Шпанберг и капитан-лейтенант Чириков.
Но, если Первая экспедиция собиралась при посредничестве самого Петра Великого в период расцвета российского флота, то Вторая готовилась и проходила в то время, когда царский двор в России был сотрясаем борьбой за власть, когда терялось приобретенное Петром, когда Военно-Морской Флот переживал времена упадка и утраты традиций. Тем не менее, Беринг сумел убедить графа Остермана, который в то время вершил все дела на флоте и был одним из самых влиятельных лиц при царском дворе, в необходимости и полезности новой Камчатской экспедиции.
Впоследствии скромный проект В. Беринга разросся в колоссальное предприятие с участием и Адмиралтейств-коллегии, и «юной» Академии наук России. Экспедиции были предоставлены огромные материальные средства. И, если в Первой экспедиции участвовало всего 44 человека, и это был чисто морской проект, то число участников Второй экспедиции достигло 600 человек. Но, можно сказать, что среди них было много людей случайных и ненужных. В то же время немало было и личностей, профессионально «заряженных» на великие дела и которые в этой экспедиции увековечили свои имена и прославили Россию. Среди них офицеры флота Прончищев, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, штурман Челюскин, студент Академии Крашенинников. Из-за многообразия задач экспедиция разбивалась на части и отряды. Несколько отрядов должны были исследовать и описать северо-восточные берега России, сведения о которых в то время не простирались далее Карского моря.
В итоге, Вторая Камчатская экспедиция превратилась в Великую Северную экспедицию (иногда ее называют Сибирско-Тихоокеанская экспедиция или Сибирская экспедиция), которая включала ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии. Проводилась она семью самостоятельными отрядами. Мы здесь, в основном, кратко вспомним плавание отряда Беринга.
Очень важно, что другой отряд под командованием капитана Мартына Петровича Шпанберга выполнял специальное правительственное задание – изучение Курильских островов. Как было зафиксировано в документе: «островов жилых и пустых учинить опись и осмотр, сколько возможность допустит», вплоть до самой Японии. Скажем сразу, что этот отряд свои задачи выполнил успешно. Но об этом будет речь в другом рассказе.
Главной же части экспедиции под непосредственным начальством самого Беринга (эту часть часто называют непосредственно Второй Камчатской экспедицией) поручено было открытие и исследование ближайших к Сибири берегов Америки, описание Камчатки, берегов Охотского моря, а также осмотр лежащих между Сибирью и Америкой островов. Здесь помощником Беринга был уже известный мореплаватель капитан-лейтенант Алексей Ильич Чириков, один из образованнейших офицеров Флота России.
Сказать. Что подготовка к плаванию экспедиции проходила в трудных условиях, значит сказать слишком мало. Да, в 1731 году была сформирована Охотская (в дальнейшем Сибирская) военная флотилия с главной базой в Охотске. Что, безусловно, положительно сказалось на работе экспедиции. Но основные проблемы сохранялись. Сам Беринг на три года застрял в Якутске, выбивая там все необходимое к предстоящему плаванию и пробивая дикое сопротивление сибирских чиновников. Только в 1737 году он перебрался в Охотск, где начали строительство двух пакетботов, которым дали имена святых апостолов «Святой Петр» и «Святой Павел».
Вопиющий недостаток средств, огромные трудности сообщения Охотска с отдаленным Якутском, откуда поступало все необходимое, а также ссоры и конфликты Беринга с местными властями страшно замедляли дело. Но, несмотря на все трудности и препятствия, стойко базируясь на русском энтузиазме, через три года пакетботы были спущены на воду. А 8 сентября 1740 года оба судна тронулись в плавание. Беринг вел «Святого Петра», а Чириков командовал другим ботом. Обойдя мыс Лопатки, они достигли Авачинской губы, где основали Петропавловск, назвав его именами своих кораблей. Перезимовав там, утром 5 июля 1741 года они направились на восток, к берегам Америки.
Но путь оказался тернистее и длительнее, чем ожидалось. Непогода разбросала пакетботы в разные стороны, и они разминулись в пути. Пакетбот Чирикова подошел к берегу Америки южнее острова Ситхи. Но при осмотре вновь открытой земли, потеряв оба бывшие у него гребные судна, Чириков вынужден был возвращаться на Камчатку, открыв по пути некоторые из Алеутских островов.
А «Святой Петр» с Берингом на борту, загнанный ветром далеко на север, после полуторамесячного плавания тоже подошел к берегам Америки, близ залива Якутат. Через несколько дней, пополнив запасы воды, Беринг решил возвращаться на Камчатку. Несмотря на непрестанные бури, на обратном пути были открыты несколько островов, лежащих близ полуострова Аляска и в Алеутской гряде. Но плавание было буквально бедственным. Из-за непрерывного шторма, продолжавшегося почти 15 дней, положение судна было отчаянным. Кроме этого был изнурительный голод. А самое главное – экипаж косила безжалостная цинга. Она не пощадила и самого Беринга.
Совет офицеров в каюте смертельно больного капитана принял решение – идти к ближайшему берегу Америки. Но свирепый ветер по-своему распорядился судьбой парусника – повернул его в сторону Камчатки. В постоянных бурях и бедах продолжалось плавание. Ударили морозы, густо повалил снег. Шел уже ноябрь месяц. Казалось, наступает конец. И тут матросы увидели долгожданный берег. Они думали, что это Камчатка. На самом деле — это оказался необжитый остров. На нем, впоследствии получившем имя Беринга, капитан-командор Иван Иванович Беринг, как его называли в экипаже, 8 декабря 1741 года скончался. Его похоронили на этом острове, на могиле поставили деревянный крест.
Из 77 человек экипажа «Святой Петр» в живых осталось всего 46 человек. Они перезимовали на острове. Из полуразрушенного пакетбота соорудили новый парусник и на нем 26 августа 1742 года прибыли в Петропавловск.
Все, что они сделали, было достигнуто ценой воистину героических усилий, невыносимых мук и лишений. Не будем забывать, что такие колоссальные научные приобретения были достигнуты в совершенно неизвестных водах, при самых тяжелых климатических условиях, при огромных материальных недостатках и при неимоверно низкой технической оснащенности экспедиции. Например, академик-астроном Делиль-де-ла-Кройер, снабженный от Академии, как считалось, точнейшими инструментами, при определении долготы Петропавловской гавани ошибся из-за несовершенства инструментов почти на целый градус.
Поэтому отдадим еще раз должное русским колумбам, их доблестной энергии, смелости, знанию дела и непоколебимой настойчивости в достижении цели. Благодаря им, был найден путь через Берингов пролив, проведена съемка берегов Камчатки, Курильских островов и Северной Японии; открыты берега Северной Америки, Алеутские и Командорские острова. Масштаб географических открытий был поистине грандиозен. Тихий океан становился все более доступным для мореплавания и в целом для России.
Анатолий.
Спасибо.Очень интересный материал.Важный вклад в описание истории и достижений флота России и его морских служителей.