Праздничная дата — День Инженера-механика ВМФ — была установлена на 10 января указом главнокомандующего Военно-морским флотом только в 1996 году. До этого механики на флоте не имели своего профессионального праздника.
Как известно, флотоводство развивалось на Руси с древнейших времен. Еще до крещения Руси князья снаряжали экспедиции, которые ходили в набеги на богатые земли. С развитием государственности значение флота увеличивалось, поскольку нужно было налаживать торговлю с иноземными партнерами. Но владение ключевыми морскими портами было заветной мечтой для многих держав, так что военная флотилия развивалась еще быстрее торговой. В Российской Империи основы мощного военного флота заложил Петр Великий.
Первые суда были парусными и сильно зависели от направления и силы ветра, поэтому использование их было ограничено погодными условиями. Но в XIX веке были построены первые пароходы, которые имели собственный движитель, позволяющий команде выбирать курс независимо от ветра. Первые модели паровых силовых агрегатов не отличались высоким уровнем надежности, поэтому нередко выходили из строя. Провести ремонт в открытом море не так просто, ведь для этого нужны особые навыки. Так что в команду начали набирать специалистов, которые хорошо разбирались в строении агрегата и могли провести экстренную починку в экстремальных условиях. С начала постройки паровых судов, управление машинами кораблей и судов возлагалось на вольнонаемных механиков или на офицеров Корпуса корабельных инженеров. Первый русский военный корабль с паровым двигателем «Метеор» был построен в городе Николаеве в 1825 году. И с этого времени, скорее всего, и появилась в России необходимость в профессионалах: военных инженерах флота.
С 1832 года механиков для судов стали готовить в кондукторных ротах Учебного морского рабочего экипажа. А уже 29 декабря 1854 года Указом Императора Николая I был образован Корпус инженер-механиков морского ведомства. Данным указом корабельные инженеры, служащие по части управления пароходными машинами, переименовывались в инженер-механиков морского ведомства. Были определены штаты и табели Корпуса инженер-механиков для Балтийского и Черноморского флотов, сроки и условия производства из чина в чин, их денежное довольствие.
С 1872 года Корпус инженер-механиков стал комплектоваться выпускниками механического отделения Технического училища морского ведомства в Кронштадте.
15 мая 1886 года указом императора Александра III Корпус инженер-механиков был реорганизован. Были введены пять особых должностных званий для инженер-механиков: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Были определены 300 должностей, занимаемых инженер-механиками. Для перечисления в высшие звания установлены особые цензовые требования, основывающиеся на расчёте числа лет службы и месяцев плавания.
В 1905 году при проведении реформ флота после русско-японской войны для этих специалистов были введены общевойсковые звания. В 1913 году инженер-механикам были присвоены общеморские звания (чины) с добавлением к ним «инженер-механик».
Механики с момента появления на Российском флоте были «черной костью». Ведь в основном первые инженеры флота были выходцами из низших классов российского общества: разночинцы, интеллигенты, купцы. А офицеры флота как повелось с петровских времен, были сплошь дворяне. От этого и пошло неравенство. Например, носить саблю с парадной формой механики не имели права. Они не представлялись к военному ордену Святого Георгия и так далее.
Так после беспримерного по героизму боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» против крейсерской эскадры японцев, произошедшего 27 января 1904 года в Чемульпо, все офицеры этих кораблей царем Николаем II были награждены орденом Святого Георгия IV степени за исключением механиков и врачей. Их наградили орденом Святого Владимира с мечами — III степени. Общественность России страшно возмутилась, в прессе поднялся скандал. И император впервые изменил установленный и давно отживший свое порядок награждения. По сути, это было начало восстановления равенства между офицерами флота!
Да и вообще находясь на одном корабле, где от действий каждого зависит жизнь всех находящихся на борту корабля людей, а главное, выполнение боевой задачи, исключали деление на касты. Ведь механики гибли в боях ничуть не реже остальных. А, может, даже и чаще. Та же трюмная команда с механиками и кондукторами во главе боролась за живучесть гибнущего судна до конца, и часто у них не хватало времени подумать о собственном спасении. В конце концов, осознание этой истины привело к тому, что в 1913 году морское министерство уравняло механиков в правах и привилегиях с остальными офицерами флота. В честь героических инженеров — механиков начали называть боевые корабли. Например, миноносцы с именами «Инженер — механик Атанасов» — в честь инженера-механика с миноносца «Стерегущий», на котором в неравном бою погибли все до единого корабельные офицеры, «Инженер-механик Дмитриев» в честь инженер-механика с миноносца «Страшного» на котором в неравном бою погибли все корабельные офицеры, «Инженер-механик Зверев» инженер-механик с миноносца «Сильный», погибший в бою – закрыл своим телом пробитый паропровод миноносца.
На современных военных кораблях, в целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою, создаются боевые части и службы. В том числе имеется и электромеханическая боевая часть (или БЧ-5, как ее кратко называют на корабле).
Инженер-механики флота как раз и относятся к Электромеханической боевой части. Их количество зависит от габаритов корабля и сложности установленного на нем оборудования. Но на любом судне, даже на небольшом патрульном катере, обязательно присутствует механик. В случае возникновения поломки он готов оперативно заняться ремонтом, чтобы вся команда могла благополучно добраться до берега…
А в заключении, нельзя не рассказать еще и о знаменитых «молоточках» на погонах инженер-механиков. К-примеру, лично я закончил военно-морское училище в 1980 году (называлось оно тогда Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В.И.Ленина). По окончании училища нам было присвоено воинское звание «лейтенант-инженер». Поэтому нас на фоте так и дразнили: «лейтенант минус инженер»! Это звание (лейтенант-инженер) появилось на флоте после Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18.11.1971 года. А до этого были «инженеры минус лейтенанты», вплоть до инженер-адмиралов. Но наши погоны отличались от офицеров остальных боевых частей еще и серебряными «молоточками», разумеется, в дополнение к двум звёздочкам. На самом деле, это были перекрещенные молоток и разводной (раздвижной) ключ старинного образца. Если у кого хорошая память, именно такой ключ с молотком под изображением земного шара и надписью поверх него СССР были эмблемой МПС в Советском Союзе и красовались на каждом вагоне.
Если честно, многие, в том числе и я, этими молоточками на каком-то этапе своей службы стали немного стесняться и тяготиться. Мы были как будто «белыми воронами» среди остального флотского офицерства. Но уже в 1984 году приставку «инженер» из воинского звания убрали, и молоточки отменили. Был Указ Верховного Совета СССР с записью в удостоверение личности офицера и в его личном деле. И стали мы после этого совсем неотличимы от всех прочих морских офицеров. Однако некоторые инженер-механики продолжали даже какое-то время эти молоточки на погонах носить, в знак особой гордости своей принадлежностью к инженерной службе. Но все это «форменное нарушение установленной формы одежды» быстро сошло на нет, прочно уйдя в историю.
А появились молоточки на погонах после вот этого приказа:
ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР
№ 105 30 июня 1955 г.
г. Москва
О введении в действие Правил ношения военной формы одежды …
Наименование служб/ Виды эмблем
Инженерно-корабельная служба — Раздвижной ключ и молоток.
Инженерно-техническая служба (для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей) — Шестерня с трехлопастным винтом.
Инженерно-техническая служба (для генералов и офицеров, имеющих высшее техническое образование) — Раздвижной ключ и молоток.
Ну и в завершении хочется от всей души поздравить своих собратьев инженер-механиков с профессиональным праздником! Желаю всего самого наилучшего как в службе, так и в повседневной жизни! Здоровья, счастья, удачи и оптимизма! Давайте гордиться нашим легендарным прошлым и продолжать славные традиции корпуса инженер-механиков ВМФ. Ура, товарищи!)
Замечательная статья-обзор! Узнал много нового сам и моя семья. В своё время эмблему БЧ-5 довелось носить 3 года.
Присоединяюсь к поздравлениям! С праздником, инженеры-механики!
В 60-х 70-х годах некоторые корабельные инженер-механики снимали со своих погон молоточки, пытаясь приблизиться к офицерам управления кораблем. В это время командир БЧ-5 , имея на груди положенный в этой должности занк — подводная лодка, без молотков мог быть воспринят , как командир ПЛ. У нас в дивизии флагманский механик ( НЭМС — начальник электро-механической службы) жестко пресекал такие явления. Лично мне, как механику, нравилась эта механическая эмблема, и я строго следил, чтобы на погонах она была. Чтобы поднять престиж электро-механи-ческой службы должность флагманского механика была введена, как НЭМС — зам комардира дивизии по электро-механической части. Считаю, что молоточки отменили зря. При этом продвижение по службе для инженер- механиков всегда и в наше время было трудным, т.е некоторое неравенство
с офицерами служб «люкс» оставалось.
С профессиональным праздником инженер — механика ВМФ поздравляю коллег! Трудные и очень ответственные должности и большой вклад в боеготовность и боевые возможности кораблей вносит механическая служба. В 70 годах при перегоне двух АПЛ на Дальний восток ( считавшийся кругос-ветным плаванием) через пролив Дрейка, под руководством кап.1 ранга Соколова В.Е, командиры были представлены к званию Героев СССР, однако министр обороны Устинов приказал представить к этому званию и механиков этих кораблей со словами примерно -» А вы что — двигались на Восток без механиков?» И механики получили звания Героев тоже.
Прекрасная статья! Небольшое уточнение. Офицеры корабельного состава носили на погонах серебряные (белые) молоточки, а службы базового обеспечения МИС — золотые(желтые). С Праздником, коллеги!
Поздравляю всех трудяг-механиков. С огромным уважением у к вашему корпусу инженеров!(Сам я связист). Хозяйство у вас охрененное! Разноплановое и разнокалиберное, познанное местами и частично, но управлять им необходимо! Личный состав замечательный — половина — средняя азия и кавказ! Чудаков, которые могут выкинуть фортель, среди них и не только, сколько хочешь. Скучать не приходится. Сядет ночью в каюте после двадцатичасового непрерывного рабочего дня бедолага — какой-нибудь командир трюмной группы, литеха несчастный, (король говна и пара!), вздохнет тяжело, хлопнет грамм дцать, прислушается к себе и оптимистически подумает:
-Тихо журчит вода в гальюне: служба механика нравится мне!
Чего только не было за службу в связи с механиками, но ничего — совместно выжили: а куда ты с корабля денешься!
Александр Васильевич! С праздником))) отличный обзор. Ваш командир ТКГ И ДЖ))) 1991-97
Спасибо за комментарий!) Всегда на связи!