https://topwar.ru/163785-slavjane-na-poroge-gosudarstva.html
Славянская колонизация и зачатки государственности
Славянская колонизация VII века в средней и южной Европе существенно отличалась от той, что была в VI в. Если в первой участвовали в основном словени или склавины, заселявшие огромные территории, то в следующей ещё и анты.
Она происходила в условиях, когда славянские племена уже «познакомились» с государственными институтами других стран, и в процессе военной миграции началось формирование надплеменных форм управления, вначале у словен, затем и антов.
Неурядицы в аварской «кочевой империи» и полная потеря контроля византийцев над дунайской границей с 602 г. сыграли здесь важную роль (Иванова О.В., Литаврин Г.Г.) .
Столь активное продвижение славян в эти земли не могло осуществляться без военной организации. Это, судя по всему, была племенная военная организация (о чем мы подробно напишем в отдельной статье), во главе родов стояли старейшины или жупаны (возможная этимология из иранского «великий господин, вельможа»).
Энгельс:
«Каждое племя оседало на новом месте не по прихоти и не в силу случайных обстоятельств, а в соответствии с родственной близостью соплеменников… Более близким по родству крупным группам доставалась определенная область, в пределах которой опять-таки отдельные роды, включавшие определенное число семей, селились вместе, образуя отдельные села. Несколько родственных сел образовывали «сотню»…, несколько сотен образовывали округ…; совокупность этих округов составляла самый народ».
Переселенцы на новых территориях формируют предгосударственные или военно-территориальные союзы, именуемые на Балканах и Дунае как Славинии или Склавинии (Литаврин Г.Г.). Константин VII (905-959 гг.) писал:
«Архонтов же, говорят, эти народы не имели, кроме старцев-жупанов, как это в правилах и в прочих Славиниях».
Повседневным управлением общества у славян всё еще занимались не отдельные надплеменные руководители – военные вожди, а главы родов.
Войны оборонительные, как в случае со славенами Само или наступательными, как в ситуации с племенами антского круга, были и фактором стимуляции образования системы управления. Но, как мы видим из истории славян этого времени, с падением потребности вести оборонительные или наступательные войны процесс образование государства замедлялся или прекращался (Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В.) .
Славяне на Балканском полуострове и Пелопоннесе
Славянская миграция в этот регион делится на два этапа: первый в VI в., второй с начала VII в. Как и везде, на первом этапе первенство было за склавинами, а анты стали принимать участие, очевидно, на втором этапе, после аварского нападения в начале VII в. Вот что пишет о событиях конца VI в. Иоанн Эфесский, пусть и несколько сгущая краски:
«В третий год после смерти императора Юстина, в царствование императора Тиверия, вышел проклятый народ славяне и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе область и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Так было в течение четырех лет, пока император был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток. Поэтому они расположились на этой земле, поселились на ней и широко раскинулись, пока бог им попускал. Они уничтожали, жгли и брали в полон до самой внешней стены и захватили много тысяч царских табунов конских и всяких других. И до сего времени, до года 595, они расположились и живут спокойно в ромейских областях, без забот и страха».
После 602 г. движение славян в восточную часть Балкан и Греции усилилось. Продвижение это было не единовременное, в этом процессе происходит смешивание миграционных потоков, вследствие чего образуются новые племенные группировки или они формируются родами на новой «договорной» основе, хотя и встречаются старые племена. Как происходило вторжение, хорошо можно видеть на примере осад славянами города Фессалоники (совр. Салоники) между 615 и 620 гг. Город несколько раз находился под угрозой быть взятым штурмом в ходе осад, которые велись по правилам военного искусства. При этом осаждающие город племена объединились и выбрали главного военного вождя.
После неудач славян при осаде Фессалоники они отправляют главе авар дары, приглашая его для помощи, уверяя, что после взятия города всех ждет огромная добыча. Жадный до богатств каган прибывает сюда с аварами и подданными болгарами и славянами. Эти события происходят до осады Константинополя в 626 г.
В каких отношениях находятся племена, осадившие греческий город, с каганом, не совсем понятно: с одной стороны, они зовут на помощь авар, и те приходят как союзники, но каган тотчас сам возглавляет осаду. Скорее всего, разделение сил здесь было похожим на аналогичное, совершившееся при осаде Второго Рима в 626 г., о чем мы писали в предыдущей статье на «ВО»: в собственное войско кагана входили авары, подчинённые кочевники болгары и земледельцы славяне. Интересно, что на другом конце Европы на помощь альпийским славянам при нападении бавар приходят авары. Итак, рядом с аварами и их подчинёнными стояло союзное войско славян, начавшее осаду Фессалоники.
В «Чудесах Св. Димитрия Солунского», где описываются славянские осады, сообщается следующее:
«…имея с собой на суше свои роды вместе с их имуществом, они намеревались поселить их в городе после [его] захвата».
Это уже не просто грабительские налеты, а захват территорий, хотя, конечно, славяне избегали жизни в городах, размещаясь в сельской местности.
До нас дошли названия племен, в том числе и участников осад Фессалоники.
Дрогувиты осели в Южной Македонии к западу от Фессалоники, сагудаты и другувиты в Южной Македонии, велегезиты поселились в Греции, в Южной Фессалии, ваюниты в Эпире, в районе озера Янины, где жили берзиты, неизвестно.
Укажем также на антское племя смолян, которое осело в Западных Родопах, на реке Места-Нестор, впадающей в Эгейское море (совр. г. Смолян, Болгария).
Вездесущие группа антского племени сербов расположилась в Фессалии, у реки Быстрицы. Судя по распространению антских фибул, племена антов, продвигавшиеся на Балканы, вслед за словенами и склавинами, занимали зону Подунавья, территории Болгарии, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцоговины, немного присутствуют в самой Греции.
В этих регионах происходят такие же процессы, как и в других местах миграции славян в это время.
Участники похода, так же, как в других регионах продвижения славян, имеют или выбирают военного предводителя. У Фесаллоники племена возглавил Хацон, которому подчиняются другие вожди, впрочем, часто племена в традиции ведения славянами войны действуют на свой страх и риск.
Боевая активность славянских племен при их заселении восточных Балкан позволяет некотором исследователям, говорить о начале формирования раннего государства, что представляется логичным. На территориях, захваченных славянами, проживало и другое население, включая городских жителей Византийского государства (Ламерл П.).
Хорваты и сербы
В начале VII века на историческую арену выходят племена хорватов и сербов, оба племени или, правильнее сказать, союза племен относились к антской группе. Следует отметить, что эта племенная группа, скорее всего, антами себя никогда не называла, так как, по одной из версий, анты — это книжное название для племен, обитавших в VI веке в междуречье Буга и Днепра, до впадения Дуная в Черное море, а сами себя они как раз и называли: хорваты, сербы и т.д. Интересно, что хорваты, как писал Константин Багрянородный, определяли свое самоназвание как «обладатели большой страны». И нам представляется, что это не ошибка и речь не о «Великой Хорватии», а о реальной самоидентификации хорват. Этимология этого термина от «пастухов», конечно, не имела никакого значения для этого периода, также вряд ли это самоназвание было связанно с тем, что хорваты местами рассеялись с началом VII в. по всей средней, южной и восточной Европе. Речь, конечно, идет о самовосприятии ими периода антской общности, и, что действительно соответствует фактом, анты были обладателями большой страны в Причерноморье.
Как же развивались события в канун прихода в западную часть Балкан антских племён?
По сообщению Константина Багрянородного, опиравшегося на какую-то легенду, византийские всадники из пограничной стражи совершили налет за Дунай на безоружные славянские, а возможно, и аварские поселения, где все мужчины ушли в поход, после чего, как пишет базилевс, авары устроили засаду на ромеев, совершавших очередной набег за Дунай, после чего хитростью захватили главный город и большую крепость Салону (район Сплита, Хорватия) в Далмации, постепенно заняв всю территорию, кроме прибрежных городков.
Археологи фиксируют разрушения в поселениях Рим под Роча, Мунтаяна, Врсар, Клоштар, Рогатица и пр. (Марусик Б., Седов В. В.).
Это дало предлог папе Григорию Великому в своем письме от лета 600 г. к епископу Салоны Максиму сокрушаться по поводу постоянных вторжений славян, впрочем, отмечая, что все эти беды «по грехам нашим».
Походы авар и подчиненных им славян были, как пишет Павел Диакон, на эти территории в 601 или 602, 611 и 612 гг. В 601 (602) г. совместно с лангобардами.
Фома Сплитский уточняет, что Салону осадили и взяли конные и пешие войска «готов и славян».
Фома Сплитский, который писал в XIII в., мог совместить два события. Первый раз славяне оказались у Солуни в 536 г., а у Диррахия (Драч) — в 548 г. В 550 г. в Далмации зимовали славяне, к которым присоединились весной еще отряды из-за Дуная для грабежей в этих краях, и, как сообщал Прокопий Кесарийский, ходили неподтвержденные слухи, что славян подкупил король итальянских готов Тотила с целью отвлечь войска ромеев, планировавших высадку в Италии. В 552 г. Тотила ограбил Керкиру и Эпир, близкие земли к Далмации.
А в 601 (602) г. лангобарды грабили Далмацию совместно с аварами и славянами. Это и дало повод историку смешать два события.
Более того, как сообщает Фома Сплитский, славяне не просто грабили, они пришли сюда в составе целого знатного союза племен (семь или восемь) словенской группы: лингоны или ледзяне. Как сообщает Константин Багрянородный, эти земли вначале были разграблены и превратились в пустыню, после чего славяне и авары начинают оседать здесь, вероятно, при сохраняющемся господстве последних.
Собственно археологических находок аварского происхождения крайне мало в этом регионе (Седов В.В.).
После описанных событий новая волна переселенцев обрушилась на эту часть Балкан в начале VII в. Мы видим, что анты-хорваты и анты-сербы появляются в разных местах аваро-словенской территории. Хорваты идут не с территории некой «Белой Хорватии». Все племенные хорватские центры в VII в., включая «Белую Хорватию» и хорватов в Карпатах, формируются в процессе их перемещения с севера Дуная. То же можно сказать и о сербах: часть из них перемещается на Балканы: во Фракию, Грецию и Далмацию, а часть двинулась на запад, к границам германского мира.
Хорваты, как и сербы, приходят в западную часть Балканского полуострова в самом начале правления императора Ираклия, в период жестокого внешнеполитического кризиса на востоке империи, где сасанидский Иран захватывал важнейшие провинции: весь Ближний Восток и Египет, воевал в Малой Азии и Армении.
Этими племенами были хорваты, захлумы, тервуниоты, каналиты, диоклетианы и паганы или неретвляне. Что вполне совпадает с периодом после поражения антов от авар в начале VII в. на фоне двух важных моментов.
Первое — вторжение антских племен в этот регион происходит в период начала ослабления каганата в первом десятилетии VII в. Естественно, племенная организация способствовала военному сплочению хорватских родов, но утверждать, что прибывшие сюда племена имели достаточно сильную в военном отношении группировку, а не слабо организованную массу переселенцев, «спасающихся от вражеского нашествия», нет особой причины (Майоров А.В.).
Тем более что те же авары, например, бегущие от тюрков, представляли грозную силу для других племен, как и гепиды, эрулы или те же готы, в период переселения народов. Спасавшиеся от преследования народы часто бывали достаточно сильными в военном отношении: важно, с кем сравнивать.
Второе — в условиях, когда после низвержения императора Фоки (610 г.) во фракийской армии, переправленной для борьбы с Персией, в войске осталось только два участника переворота Фоки, Византия могла на своих северных границах опираться только на дипломатию (Кулаковский Ю.).
И тут, возможно, снова пригодились давние связи Константинополя с антами. Империя, не имевшая военных сил для обороны в этом регионе, использовала принцип «разделяй и властвуй».
Недаром пришедшие хорватские (антские) племена начинают длительную войну с местными аварами: одних они уничтожили, других покорили, о чем пишет Константин Багрянородный, упоминая тот факт, что действовали они по наущению василевса Ираклия. Мы имеем крайне малое количество аварских археологических находок в этом регионе, но тем не менее, судя по описанию василевса, борьба была длительная, значит, авары имели здесь поддержку осевших ранее славян. Победа произошла как раз в 20-30-е годы, в период серьёзного ослабления каганата и проблем в их собственной «метрополии». После чего в этом регионе происходит стабилизация, в свои городки возвращаются византийские жители, налаживаются обмен и торговля, славяне селятся в сельской местности. Местное население начинает платить дань хорватам вместо государственных налогов Византии. Формируется ранняя система управления, о которой мы почти ничего не знаем.
Возглавили переселенческое движение какие-то хорватские роды или племена под руководством вождя, отца некого Порга или Порина (Ποργã), возможно, их было пять, возглавляемые братьями Клука, Ловел, Косендций, Мухло, Хорват с двумя сестрами. Большинство исследователей возводят эти имена к иранским, а если точнее, к аланским корням (Майоров А.В.) .
Все перечисленные вожди или военные предводители отдельных родов или племен упомянуты в разных частях рассказа Константина Багрянородного об истории хорватов.
Уже при Порге, в период правления Ираклия происходит первое крещение хорватов. Недоверие, с которым относятся многие исследователя к этому факту, не учитывает того, что процесс этот обычно длительный, и зачастую от крещения знати до проникновения религии в повседневную жизнь проходит длительный период.
Сербы продвигаются в этот регион одновременно с хорватами, и их движение было вызвано теме же причинами: распадом антского единства под ударами авар.
Как у хорватов, у сербов их название связанно с периодом формирования славянской, антской общности на базе черняховской археологической культуры в процессе взаимодействия с сарматскими кочевыми племенами. Как отмечал М. Фасмер:
«*ser-v- «охранять», которое дало в классическом скифском *хаrv-, откуда слав. *хṛvati».
Впрочем, этимология остается спорной. Но наличие названий, связанных с «охраной», знаковое, и пусть нас не вводят заблуждение трактовки «стражей скота», «пастухов», такие названия могли получить лишь племена, постоянно сражающиеся, оберегающие «скот» в широком понимании этого слова: в древнерусском «скот» – это деньги, как и у многих других индоевропейских народов.
Василевс Константин также указывает на причину приглашения сербов на Балканы как способ заселения районов, разоренных аварами (аварами и славянами, подчиненными ими), которые формально находились под контролем империи. И эти события также происходит в 20-е годы, период ослабления авар, которым было не до Сингидунума (Белграда), но
«Древности периода первоначального освоения Балкан сербскими племенами очень трудно улавливать археологическими методами»(Любинскович М., Седов В.В.).
Сербы, как и хорваты, попав на эти территории, устанавливали свою власть силой, и происходило это в период 20-30-х годов VII в. как в борьбе с аварами, так и с подчиненными им словенами (Наумов Е.П.).
Сербы принимают крещение в период правления Ираклия, процесс, конечно же, занял длительное время, а вот консолидация прибывших племен и родов происходит довольно быстро, хотя структура их союза было не прочной, и в конце 70-х годов часть земель попадает в зависимость от восстановившегося аварского образования, но эта зависимость, скорее всего, «вассалитет» или «союзничество», а не «данничество», как было ранее.
Прибывшим племенам, захватившим новые земли, необходимо было организовывать процесс управления, но до формирования ранних государственных институтов было ещё далеко.
И хотя военная активность переселенцев имеет место быть, но она уже не такая интенсивная как в процессе миграции.
Итак, мы видим, что в начале VII в. у славян на балканской границе Византии происходят существенные изменения — они подходят к моменту создания первых государств.
На эту ситуацию повлияло три фактора:
1. Ослабление каганата.
2. Трудности Византийской империи и падение военного контроля над дунайской границей.
3. Захват славянами земель в более мягком климатическом поясе, районов с более высоким качеством агрикультуры.
Подчинение новых территорий с населением, стоящим на более высоком уровне развития, вне рамок традиционного и понятного родового строя для славян, требовало новых методов управления.
В землях, где славяне встретились с населением, стоящим на похожем уровне развития (иллирийские племена Византии), процесс интеграции происходил интенсивно.
Источники и литература:
Константин Багрянородный. Об управлении империей. Перевод Г.Г. Литаврина. Под редакцией Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. М., 1991.
Письма папы Григория I //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Феофан Византиец. Летопись византийца Феофана. от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Перевод Бодянский О.М. Рязань. 2005.
Чудеса Св. Димитрия Солунского//Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.II. М., 1995.
Акимова О.А. Формирование хорватской раннефеодальной государственности. //Раннефеодальные государства на Балканах VI – XII вв. М., 1985.
Иванова О.В. Литаврин Г.Г. Славяне и Византия//Раннефеодальные государства на Балканах VI – XII вв. М., 1985.
Кулаковский Ю. История Византии (602-717 гг.). СПб., 2004.
Майоров А.В. Великая Хорватия. Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона. СПб., 2006.
Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. М., 1961.
Наумов Е.П. Становление и развитие сербской раннефеодальной государсвенности//Раннефеодальные государства на Балканах VI – XII вв. М., 1985.
Нидерле Л. Славянские древности. Перевод с чешского Ковалевой Т. и Хазановой М. М., 2013.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М., 1987.
Шинаков Е.А., Ерохин А.С., Федосов А.В. Пути к государству: Германцы и славяне. Предгосударственный этап. М., 2013.
Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de Saint Demetrius et la pénétration des Slaves dans les Balkans. II. Commentaire. P., 1981.
Продолжение следует…
Автор: Ващенко Э., к.и.н.