Я получил квартиру, однокомнатную в 1976 году, старшей доченьке было уже два годика. По советским меркам квартиру мне дали быстро. Квартира была на девятом этаже в одно подъездном 9-этажном доме. Он располагался южнее судостроительного техникума, на окраине городка, но совсем близко к заводу. Когда я впервые пошел знакомиться с городком, в котором мне предстояло жить и работать, меня удивили фундаментальные двойные ограждения вокруг строящихся домов, а строили здесь достаточно много. Ограждения были прямоугольные, по углам четыре смотровых вышки, с одной стороны двойной заслон для въезда в периметр.
Оказывается, в Большом Камне строительство всех объектов вели строители-заключенные, которые отбывали срок в колонии поселении Волченцы, на расстоянии 58 км по трассе. Позже, рабочие дни, будучи в городке я все-таки увидел о самих строителей. Так вот в 1972 году этих строителей где подвозили до территории городка, потом колоннами вводили в городок к строящимся объектам. очень негативное впечатление было в первый раз, когда передо мною шла колонна человек 100 заключенных, окруженных пару десятком о вооруженной охраны. Каждый охранники имел собаку.
Вспомнились военные фильмы о войне в детстве. Подводили колонну к объекту, охрана заводила в зону проверки, расстояние между ограждениями, по 10 человек, перекличка, пропускали дальше. На вышках сидели солдаты в основном из Средней Азии, они были четкие исполните. не шли на компромиссы.
Очень часто, если идешь мимо мог упасть камешек. завернутый в бумагу, там лежал трояк и записка, в которой было написана просьба купить чаю и кинуть через забор именно здесь или оставить около забора. Строили заключенные быстро и качественно, оказывается от этого зависело их УДО.
Однажды, при очень насыщенной производственной программе завода, в Волченцах изготавливали детали и узлы для военных понтонов, при технологической поддержке завода. Справились.
В один из дней около нашего дома начали рыть котлован, ожидалось строительство универмага. Вечером, возвращаясь домой после работы, я увидел у подъезда моего дома вооруженную милицию. На мой вопрос, что это? Мне ответили, вас поводят до квартиры. проводили.
Остальное мы наблюдали с окон, часа через три охрану сняли. Узнали на второй день, оказывается, сбежал заключенный и спрятался у нас в подъезде, на чердаке. Конечно он был обнаружен и арестован, но мы пережили пару часов стресса.
Такой побег за время моего проживания в городке был единственный.
И в 81 году зэка строили город Большой Камень и завод — тоже строили. Только вышек было только две на объект. Но один охранник с вышки просматривал сразу три угла, а вдвоём — весь периметр, который был в колючке. И не перепрыгнуть и не обойти.Убежать «на рывок» или через периметр в дневное время было невозможно. Но бегали из других мест, и часто на шоссе Владивосток-Находка группы ВВ, усиленные собаками и с автоматами, останавливали и досматривали поголовно автотранспорт.
Времена были советские, народ стремился следовать принципу «каждому по потребности», трудиться не спешил, и зэков было много, даже при самых гуманных в мире судьях и законах.
» А зачем украл мешок картошки и посягнул на священную соцсобственность?
-Получи пятерик, и на стройки коммунизма!
Всё это я видел своими глазами. В то время в Находке в иных районах по тротуарам вечерами не ходили, а к особо одаренным ходила реальная сила — погранцы, а менты — боялись.
Залив Америка, однако.