В этом году трагическим событиям в Беслане исполняется 15 лет. В первые сентябрьские дни 2004 года в страшном теракте страна потеряла 186 детей и 148 взрослых. 10 человек из них служили в «Альфе» и «Вымпеле». Одну из штурмовых групп вел полковник Виталий Демидкин.
1 сентября 2004 года школа №1 города Беслан должна была проводить первый урок. Вместо этого она стала ареной событий, которые и по сей день люди не могу вспоминать без слез. Именно о том, что не может сдержать чувств, вспоминая те дни, говорит бывший командир одной из штурмовых групп «Альфы» Виталий Демидкин – беседу с ним опубликовала Lenta.ru.
Я дважды ошибся в ожиданиях. Первый, когда думал, что нас в самое пекло не пошлют, и второй, когда думал, что штурма точно не будет.
— цитирует издание слова бывшего офицера группы «Альфа».
Демидкин говорит что не ждал, что его боевая группа будет послана в Беслан: незадолго до этого она вернулась из тяжелой командировки в Чечню, в ходе которой потеряла одного из бойцов. Еще двое человек были ранены, некоторые члены группы получили контузии. Однако, несмотря на усталость и потерю товарищей, Демидкин и его команда отправились в Северную Осетию выполнять свой долг.
Мне как будто кто-то руки на плечи положил и сказал: «Ты там должен быть» — вспоминает спецназовец.
Все ждали, что штурма не будет
По словам Виталия Демидкина, перед его группой была поставлена задача, охарактеризованная им как «фантастическая»: команда должна была штурмом взять зал, уничтожить двух террористов, которые охраняли взрывные устройства на баскетбольных щитах, разминировать ВУ, после чего в бой должны были вступить другие подразделения.
Обстановка усугублялась настороженным отношением местных жителей, которые грозили открыть огонь в спину спецназовцам, если те пойдут на штурм. Демидкин считал, что с учетом всех имеющихся факторов группе не придется брать школу приступом. Несмотря на это бойцы занимались слаживанием и готовились к тому, что им, в случае чего, придется занять здание и обезвредить террористов.
Все произошло неожиданно
Кульминация событий наступила неожиданно. Группа тренировалась на стрельбище под Владикавказом, когда поступило сообщение о взрывах. Команда немедленно выдвинулась на место, экипировалась и пошла на штурм. Единственное, о чем потом жалел командир подразделения, это то, что они не взяли с собой воды: освобождаемые дети очень хотели пить.
Виталий Демидкин рассказал, что его отряду сильно помогла атака группы «Вымпел»: именно ее бойцы устремились первыми вперед и «сняли» из окон террористов, что позволило начать эвакуацию людей.
Большой подвиг там совершили ребята… Практически своими телами открыли нам — «альфовцам» — дорогу к зданию — говорит спецназовец.
Ценой собственной жизни
Демидкин опроверг слухи о том, что своими действиями осетинские ополченцы мешали «альфовцам» — по его словам, они следовали за подразделением и занимались эвакуацией детей из зоны огневого контакта.
Штурм школы продолжался несколько часов. Спецназ потерял 10 человек. Многие из бойцов ценой своей жизни спасали заложников. Сам Демидкин чудом остался невредим: граната взорвалась в нескольких метрах от него, изрешетив ногу его заместителя – из нее потом извлекли 27 осколков. Командир штурмовой группы в ходе интервью отмечал, что инициатива была не на стороне силовиков, а боевики были прекрасно подготовлены: в коридорах были устроены настоящие боевые точки, часть из которых приходилось уничтожать гранатометами.
Виталий Демидкин говорит, что ему снятся сны, в которых он видит погибших сослуживцев. Есть в них и ребята из Беслана. Один из них — Андрей Туркин. В школе №1 он накрыл собой гранату. Туркину присуждено звание Героя России посмертно.
Пусть земля будет пухом погибшим. Но сложно спрятать уши тех, кто это курировал и толкал на такие поступки бандитов, кто обеспечивал их подготовку и лечение. Это понятно, что ЦРУ и НАТО. Так же они в 1993 году сталкивали людей и милицию и армию, использовав по югославской, грузинской, украинской а возможно и других стран по использованию снайперов, стрелявших в обе стороны. Ведь могли договориться и не стрелять, а этого нельзя было допустить. В России, как пишут, те кто знали, стреляли израильские снайперы.