Кулинченко В. Начало мирной миссии

            320 лет назад русское посольство  17 сентября на корабле «Крепость» прибыло в Константинополь…

НАЧАЛО  МИРНОЙ  МИССИИ.

   Пётр 1 взял Азов и закрепился на Азовском море, и это нужно было закрепить юридически миром с Турцией.

 Мирный конгресс с Турцией России и западных стран Австрии, Польши, Венеции при посредничестве англичан и голландцев в середине октября 1698 г. в Карловицах близ Белграда закончился только подписанием перемирия 24 января 1699 г. на два года.

   На Карловицком конгрессе русским дипломатам во главе с П.Б. Возницыным пришлось почувствовать двуличность западных держав, которые даже жаловались Петру 1 на его неуступчивость. Они всеми силами препятствовали заключению мира с Турцией, толкая Россию на войну с нею.

   Несмотря на решительный отказ турок удовлетворить русские требования, П. Возницын настаивал на сохранении Азова и приднепровских городков за Россией, а Петру 1 рекомендовал не ослаблять приготовления для продолжения войны…. Турки всё же пошли на заключение перемирия, а потом и мира, поскольку не хотели тогда воевать, боялись войны с Россией. 

    Стремление как можно скорее заключить мир с Турцией, чтобы приступить к осуществлению своих замыслов на севере, Пётр испытывал отнюдь не потому, что в этом направлении перед ним открывались радужные перспективы. Напротив, сохранялась не только крайняя неопределённость общеевропейской ситуации, но дела шли плохо и с уже предпринятыми начинаниями. В такой обстановке война на два фронта с такими сильными армиями как шведская и турецкая была смерти подобна.

     В подписании договоров с западными странами, пытавшимися вовлечь Петра 1 в военный союз против Швеции, непременно включалась тайная статья, согласно которой Россия обязывалась вступить в войну со Швецией только после заключения постоянного мира с Турцией.

Емельян Игнатьевич Украинцев

    Заключённое Карловицкое перемирие оставляло открытым все вопросы мирного договора, способ заключения которого не предрешался. Это и заставило Петра 1 торопиться с отправкой посланника в Константинополь.

    Вся подготовка происходила в Воронеже, куда вместе с Петром из Москвы переместилось управление внешней политикой. Здесь кипела не только корабельная, но и дипломатическая работа. Ещё второго апреля Пётр 1 подписал Указ о назначении дьяка Е.И. Украинцева, десять лет  ведавшего Посольским приказом, чрезвычайным послом в Константинополь для переговоров о заключении вечного мира с Турцией. Пётр следовал совету П. Б. Возницына, который предлагал для столь важного и сложного дела обязательно найти человека незнатного и умного.

    Началась особая подготовка к отправке этого посольства. По совету того же Возницына решено было отправить посольство Украинцева  на военном корабле! Провожать его до Керчи будет целая эскадра. Воронежский флот получил новое дипломатическое назначение. Руководя постройкой кораблей в Воронеже, Пётр 1 решал не столько военные, сколько дипломатические задачи.  Там же в Воронеже были разработаны подробные инструкции для Е.И. Украинцева.

Возницын Прокофий БОгданович

      27 апреля 1699 г. из Воронежа к Азову отплыла целая эскадра, во главе которой был поставлен адмирал Ф.А. Головин. Всего в походе участвовало 12 больших кораблей и много вспомогательных судов. Среди кораблей были для сопровождения дипломатической миссии  корабли «Крепость», «Сила», «Отворённые врата», «Цвет войны», «Скорпион» и «Меркурий». Всеми кораблями командовали иностранцы, за исключением одного, командиром которого был русский Пётр Михайлов.  Фактически он и руководил керченским походом — крупной военно-морской демонстрацией, предпринятой с дипломатической целью.

     В Азове  Украинцев получил последние инструкции и наставления для ведения переговоров. А главное, послу предоставлялась большая степень самостоятельности в складывающейся обстановке. 

    Дождавшись подъёма уровня воды в устье Дона, русская эскадра пятого августа вышла к Керчи и встала на рейде у турецкой крепости на якорь. Впечатление, произведённое её появлением на местные турецкие власти, было как раз таким, на какое рассчитывал Пётр 1. «Ужас» — точно определяет их впечатление.

    Власти Керчи всячески тормозили отправку посольства в Константинополь, под всякими предлогами отказывая в сопровождении корабля «Крепость». Но когда Ф.А. Головин заявил турецкому адмиралу Гассан-паше: «В таком случае мы проводим своего посланника со всей эскадрой!». После чего линейный 46-ти пушечный корабль «Крепость», в сопровождении турецких кораблей вышел в Чёрное море и взял курс на Константинополь, куда он прибыл на сутки раньше турецкого отряда. Турецкие корабли оказались менее ходкими, чем русские.

Крепость Ени Кале — Керчь

     17 сентября 1699 г., 320 лет назад, турецкая столица увидела небывалую картину – прямо против султанского дворца, расположенного на самом берегу пролива, встал на якорь русский военный корабль «Крепость». Изумление султана, которого уверяли, что русские корабли не способны выйти в Чёрное море и тем более, пересечь его,  было таково, что он лично явился на борт «Крепости», чтобы осмотреть корабль. Переполох среди турок особенно усилился, когда командир «Крепости» Памбург внезапно в полночь произвёл пушечный залп по случаю приёма гостей. Турки подумали, что прибыла большая русская эскадра….

Константинопольская крепость

     Удался ли замысел Петра 1 и способствовал ли он успеху миссии Украинцева? Безусловно. Переговоры начались 19 ноября 1699 г. и закончились только почти через год 14  июля 1700 г. и то не вечным, а только 30-ти летним миром. Дипломатический успех был несомненным.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Очень интересно. Мало кто знает про эти переговоры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *