В декабре 2023 года, медленно встающий на ноги, после очередной попытки его разгрома «новым мышлением и демократией», Военно-морской флот России встретит 325-годовщину, образованиям Морского воинского приказа: «Для заведования военными чинами русского флота…», «КАДРОВОГО ОРГАНА», военного флота России.
Знак кадровиков военного флота России
Три с лишним столетия, на созданном Петром Великим военном флоте, который за это время участвовал во многих войнах и морских сражениях, кругосветных плаваниях и великих открытиях, достигал расцвета и славы, продолжают служить военнослужащие, которым доверена главная ценность флота его кадры. Назначенные на должности, они обязаны их изучать и производить отбор, представлять к назначению, контролировать обучение и служебную деятельность, прогнозировать перспективы роста, не допускать правовых нарушений к ним, это «КАДРОВИКИ», так их повседневно, называют и сегодня в новом столетии.
Любовь и гордость за героическое прошлое, родного военного флота, заставила в очередной раз вернуться к истории. Ветеранов-кадровиков продолжает восхищать, вера, мужество, человеческое терпение, железная воля и сила духа, наших великих предков, стоящих у истоков создания военного флота, на этапах его величии и славы, попытках уничтожения.
По праву на военном флоте считают, «ПЕРВЫМ КАДРОВИКОМ» России, создателя Российской Империи, армии и военного флота, «Прорубивший окно в Европу», первого Императора Петра Великого. Он стал первопроходцем, проводимой кадровой политики, на этапе рождения России как великой морской державы. Ввел требования: о запрещении производства дворян в офицерское звания, без прохождения службы; «баллотировку» для отбора офицеров к назначению на вышестоящую должность; закрепил права старшего офицера на получение дворянского патента и передачи титула по наследству; дал возможность перехода старшего офицера в более высокое сословие и занятие ответственных государственных должностей.
Император Всероссийский Петр Великий (1672-1725 гг)
Кадровая политика, проводимая в России Петром I, позволила в короткие сроки создать лучшие в Европе армию и флот. Многие требования Петровского периода к кадрам, не устарели и сегодня в XXI столетии. Они просты и понятны, основываются на желании и стремлении, человека — вне зависимости от занимаемого положения, социального происхождения, быть полезным Отечеству. Первый Император России настойчиво проводил её требования в жизнь, проявляя заботу об обучении и воспитании будущих военных моряков, требовал оказывать помощь при лечение раненым и больным, заниматься поддержкой уволенных с военной службы.
Первым возглавлял службу, созданного Морского воинского приказа, кавалер высшего ордена Андрея Первозванного генерал-фельдмаршал Головин Федор Алексеевич.
Генерал-фельдмаршал Ф.А. Головин (1650-1706 гг)
«Устав морской», первое руководство для военного флота России стал документом, в котором определялись требования к военным морякам, одно из них гласило: «…каждый чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы Его величества и государства, а также служить по доброй христианской совести…».
Выполняли требования кадровой политики Петра Ι, люди которым было доверено заниматься военными кадрами флота — КАДРОВИКИ. Их история начиналась в 1689 году, когда молодой царь, вступив на престол, начал искать возможность свободного выхода торговым судам России в море. Для этого был нужен военный флот, приняв на время своего царствования девиз: «Великой России не быть без флота», Петр I принимает меры для его создания. Начав строить военные корабли, страна стала испытывать недостаток в специалистах строителях и военных моряках. При создании в Архангельске первой государственной Соломбальской верфи в 1693 году, закладки первых парусных фрегатов, этот вопрос обострился.
Парусный фрегат «Святой Апостол Павел»
Принятие Приговора (Указа) боярской думой в октябре 1696 года: «Морским судам быть», положило начало создания военного флота. Безопасность России, её национальные интересы, требовали, решить триединую задачу: построить военный флот, подготовить военные кадры и сформулировать государственную морскую политику. Первым и главным, стал вопрос подготовки кадров для, строящегося военного флота. В 1697 году, при отправке в Голландию и Англию, специального Великого Посольства, одним из вопросов, поставленных лично царем Петром Ι, стал отбор и подготовка специалистов, для службы на кораблях. Этот год стал началом работы, будущих кадровых органов военного флота по подбору моряков на корабли. В середине 1698 года в Архангельск на кораблях, впервые прибыло более 500 иностранных специалистов для службы на строящиеся военные корабли, что стало началом практической деятельности будущего Морского воинского приказа, который был создан в конце года: «Для заведования военными чинами русского флота из иностранцев». Учеба за границей, наем иностранных специалистов не могли обеспечить комплектование, растущего и воюющего флота России. Указом царя в 1701 году в России было создано Морское военное учебное заведение (школа) «…Математических и Навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению».
Отбор и назначение в школу преподавателей, набор учеников, стали обязанностью Морского воинского приказа. Ведущиеся Северная война, потребовала, от кадровиков организовать работу по подбору и обучению моряков для военных кораблей и судов, создаваемых Гребного и Парусного флотов на воюющей Балтике. 18 мая 1703 года в результате героических действий морского десанта гребных судов под командованием Петра I были захвачены два корабля шведской эскадры 8-и пушечная шнява «Астрильд» и 10-и пушечный галиот «Гедан». Дата 18 мая 1703 года стала днем образования на Балтике России Балтийского флота, а год созданием его кадрового органа.
Захват шведских кораблей в устье Невы
С созданием в Санкт-Петербурге, для обучения корабельных офицеров Морской академии, организуется Кадровое Морское управление, возглавил его генерал-майор Г.П. Чернышев.
Граф, генерал-аншеф Г.П. Чернышев (31-01.1672-10.8.1745 гг)
С введением на военном флоте в 1719 году, по повелению Петра Ι баллотировки офицеров при назначении, принятием в 1720 году «Устава морского», кадровые органы стали в своей работе руководствоваться их требованиями.
Необходимость обеспечения безопасности и усиления роли России на Каспии, послужило созданию в конце 1722 года Каспийской флотилии. Дата считается со дня издания Указа Императора России Петра Великого «О создании Каспийской военной флотилии и порта в Астрахани для базирования флота», издание Указа стало годом образования и кадрового органа флотилии.
Порт Астрахань
К 1725 году, под руководством Петра Великого в России, создается два флота Балтийский, Азовский и Каспийская флотилия, построено более 1000 кораблей и судов. Подбором военных кадров их обучением и назначением, контролем за прохождением службы, занимались кадровики, созданных по повелению первого Императора России Морского воинского приказа.
Обеспечение безопасности государства с морских направлений, прекращения грабежа, потребовало создания на территории России флотских военных формирований. Дата 21 мая 1731 года, стала днем образования на Дальнем востоке Тихоокеанского флота. Она считается с момента создания Охотского военного порта для защиты побережья, морских территорий и путей сообщения края, 1731 год стал датой образования кадрового органа.
В 1732 году, произошла реформа флотских кадровых органов, существовавшие конторы были объединены в четыре экспедиции. Обязанности кадровиков продолжали, определяться Артикулом I, Петровского «Регламента».
Дата 1 июня 1733 года, стала днем образования, в Заполярье Северного флота. Эта дата считается с начала строительства в Архангельске военного порта и кораблей эскадры на построенной верфи. Датой образования кадрового органа стал 1733 год.
Петр I на верфи Архангельска
С вступлением в управлении Империей Екатерины II, улучшилась система подготовки морских офицеров и экипажей, ускорилось строительство кораблей, сформированы Дунайская и Азовская военные флотилии. Это сказалось на действиях флота, во время Чесменского сражения в 1770 году, эскадра адмирала Г.А. Спиридова, разгромила турецкую флотилию и господствовала в Эгейском море. Вовремя, её правления (1761-1796 год) активизировалась и более конкретной стала работа кадровых органов Морского воинского приказа.
Дата 13 мая 1783 года, стала днем образования, на юге России Черноморского флота. Считается с момента захода в Ахтиарскую бухту кораблей Азовской флотилии под командованием Героя войны вице-адмирала Ф.А. Клокачева. Кадровый орган создан в январе 1785 года, с даты подписания Указа Екатериной ΙΙ, о создании на юге России Черноморского флота и адмиралтейства.
Корабли в Ахтиарской бухте
В 1798 году Указом Императора России Павла I открываются морские училища в Кронштадте — «Штурманское училище балтийских флотов», на Черном море — в Николаеве, «Николаевское штурманское училище» и училища «Корабельной архитектуры» в Петербурге и Николаеве. На флоте вводятся должности историографа, профессора навигации и астрономии, рисовального мастера, создается особый комитет при Адмиралтейств-Коллегии. Подбором кандидатов, подготовкой документов к назначению занимались флотские военные кадровики.
Времена парусного флота, в России стали эпохой создания на Балтике одного из лучших военных флотов мира, рождение Империи и морской Великой державы. Эпохой завоевания свободного, после 21 года войны со Швецией, выхода в Балтийское море. Это и эпоха зарождения первых боевых традиций военного флота: «Флаг перед неприятелем не спускать…», с которой начинались победы на море, кругосветные плавания, походы в Арктику, открытие Антарктиды, В этом немалая заслуга, тех кому было доверено заниматься кадрами военного флота России — «КАДРОВИКОВ».
Происходящая техническая революция в стране, предъявила новые требования к паровому военному флоту, проектированию, строительству и эксплуатации кораблей и судов. Первое паровое судно — пассажирская барка «Елизавета» в 1815 году, открыла маршрут из Санкт-Петербурга в Кронштадт. С подписанием Императором Николаем I в 1815 году, Указа об учреждении «Комитета образования флота», началось строительство парового военного флота. В 1866 году была спущена для достройки первая подводная лодка с механическим двигателем русского конструктора инженера И.Ф. Александровского, с неё начинался подводный флот России. В 1877 году вошел в боевой состав русского флота, один из лучших надводных кораблей эскадренный броненосец «Пётр Великий».
Броненосец «Петр Великий»
Происходящие изменения на военном флоте, потребовали дополнительной технической подготовки кадровиков, изменили формы работы с военными кадрами, предъявили новые требования к людям, занимающихся их отбором, назначением, обучением кадровикам. Флотские военные кадровики Инспекторского департамента занялись, подбором преподавателей и учащихся для, открывающихся новых учебных заведений: в 1827 год — корпуса флотских штурманов; в 1831 году — корабельных инженеров; в 1837 году — инженеров морских строительных частей; в 1854 году — инженер — механиков морского ведомства. Произошедшие изменения структуры военных органов управления флота, они не коснулись Инспекторского департамента, с 1855 года его, возглавил контр-адмирал Н.К. Краббе, департамент еще долгое время продолжал, оставаться военным кадровым органом и прообразом Морского штаба.
Контр-адмирал Н.К. Краббе (20.8.1814-3.01.1876 гг)
Во времена парового флота, военные моряки достаточно много времени провели в войнах, защищая морские рубежи и отстаивая интересы государства. К началу Крымской войны 1853 года, Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Сибирскую флотилии. В их составе числилось: 40 — линейных кораблей, 15 — фрегатов, 24 — корвета и брига, 16 — пароходофрегатов. На флотах служило — 91 тыс. военных моряков, заслуга в этом кадровых органов флотов и флотилий России.
В Крымской войне 1853-1856 годов Россия, потерпела поражение, на 349-й день Героической обороны Севастополя его защитники, затопив корабли, перешли на Северную сторону. Оставшихся в живых военных моряков, принял Балтийский флот, среди них были и люди кадровых органов. Во время обороны они, были на бастионах, в перерывах между штурмом, писали военную летопись. На основании и этих материалов, создано множество документов, рассказывающем о том Героическом времени и делах защитников города Героя Севастополя.
Указом 1884 года, Инспекторский департамент был упразднен, вместо него создан Главный Морской штаб, состоящий из 2-х отделов, всеми кадровыми вопросами занимался 2-ой отдел, возглавлял его адмирал Павел Александрович Перелешин.
Адмирал П.А. Перелешин (27.6.1821-28.2.1901 гг)
В конце ΧΙΧ столетия, обстановка в мире была не спокойной, Император Николай II, оценивая военно-политическую обстановку признал, нависшую военную угрозу, исходящую от Японии. Принимается новая программа военного кораблестроения, но начала выполняться с опозданьем, не хватало финансирования. Было принято решение в помощь войскам и флоту Дальнего Востока, сформировать и отправить эскадру. Кадровые органы, занимались комплектованием, готовящейся на переход Тихоокеанской эскадры в составе 30 кораблей и судов. В 1904 году корабли и суда под командованием вице-адмирал З.П. Рождественского вышли из военной базы Балтийского флота Либава. Произошедшее Цусимское сражение 27-28 мая 1905 года, стало поражением русского флота, причин было много. Главной, по высказываниям историка и теоретика русского флота, профессора генерал-майора Николай Лаврентьевич Кладо: «Мы до этой войны не имели Морского Генерального штаба, то есть учреждения, специально обязанного создавать планы войны…».
Генерал-майор Н.Л. Кладо (01.11.1862-10.07.1919 гг)
Ошибки были учтены, Морской генеральный штаб, как высший оперативно-стратегический орган управления военным флотом, был создан 24 апреля (7 мая) 1906 года. Он входил в состав Морского министерства, был подчинён министру, его начальник получил право личного доклада Императору в присутствии министра. Правовой основой развития, определения предназначения военного флота в составе России, стал «Закон об императорском Российском флоте» 1912 года.
Перед Первой Мировой войной, с принятием программ военного судостроения и началом строительства кораблей, главным стал вопрос подбора кадров. Кадровые органы флота изыскивали резервы для комплектования кораблей, создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, к началу боевых действий на севере в её состав входило 94 — , корабля различного проекта и класса.
Перед революцией в военном флоте России числилось: командного состава — 6095 человек, из которых 179 — адмиралов и генералов, 5916 – офицеров. Личного состава около 162 310 человек, с учетом, находящихся на сухопутном фронте, в морской авиации, врачей и младшего медицинского персонала, составляло около 180 тысяч человек. В этом была и заслуга кадровиков военного флота.
(продолжение следует)