Продолжение рассказа Юрия Васильевича.
Прилетел в Совгавань, сообщил Людмиле (жене) о решении перебираться во Владик (Владивосток).
Как она обрадовалась, как заблестели ее прекрасные голубые глаза, как она щебетала о новых своих и моих возможностях. Я предупредил, что иду работать на флот, а не отсиживаться, как в Совгавани, на корабле. Рейсы могут быть длинные, до 4 – 6 месяцев, что очень трудно жить одной, без мужа и ребенка. Люда обняла меня и сквозь слезы проговорила:
— Юрка, как я давно хочу ребенка! Ты же сам виноват, что у нас его не было. Теперь ВСЕ изменится и будет у нас малыш. КАК НАЗОВЕМ ЕГО?
— Слушай, мы, что уже его начали делать? Без чертежей и гарантий? — спросил я, обнимая ее.
Через полмесяца мы уже были во Владике. Временно, с помощью все того же Захарова, мы поселились в общежитии флота в районе железнодорожного вокзала. Пока я проходил все формальности, сдавал аттестацию на штурмана, Люда знакомилась с городом – портом. Ходила по скверам и паркам, съездила на станции Седанка и Океанская, поднялась на Тигровую сопку. Через неделю она заявила:
— Я никогда, слышишь, НИКОГДА не уеду из Владика (уже по-местному она назвала город). Это город моей любви! Это город НАШЕЙ ЛЮБВИ, поправилась она.
— Любовь — это хорошо, только ищи работу, не потому, что нам не будет хватать денег, а потому, что «БЕЗ РАБОТЫ – ЖЕНЫ МОРЯКОВ УХОДЯТ В ЧУЖИЕ РУКИ!»
— Да как ты смеешь? Я даже не думала никогда об этом! Она заплакала. Я обнял ее:
— Ты просто, малышка (это мое и ее любимое слово), НИКОГДА не ждала меня БОЛЬШЕ МЕСЯЦА! Ты познакомься с морячками, узнай, каково это ЖДАТЬ ЧЕТЫРЕ или ШЕСТЬ месяцев! Тут же я ее успокоил, что направили меня 3 штурманом на «тиссенок», который «стоит» на Приморской линии, обслуживает рыбокомбинаты и поселки побережья. Рейсы «домашние», до ДВУХ месяцев! Она упокоилась и улыбнулась:
— Подумаешь, ДВА месяца! Помнишь, когда мы поженились, ты уходил в поход на ТРИ месяца. И НИЧЕГО НЕ СЛУЧИЛОСЬ! Дааа, подумал я, это же было в части, в поселке, где не жили гражданские, где ты всегда находишься под наблюдением и обсуждением жен – старожилок.
На следующий день я пошел в порт на «Вилково» ( судно 1860 рег.т. водоизмещения) представиться капитану. Это был « крупногабаритный» пожилой моряк, взяв мои документы, он даже не посмотрел на них. Посадил за стол, пригласил попить « чефирчику», как он сказал. Чай был крепкий и душистый и почему – то кисловатый. Пили чай « вприкуску».
— Сладкий чай – это не чай, это вода сладкая. Чай — это когда сам «поколдуешь» над заваркой, добавишь туда лимонника, можно и женьшеня немного. Вот ЭТО ЧАЙ! Ну, рассказывай, где учился, где кормился, на каких судах работал? Узнав от меня, что я военный моряк и еще не работал на судах торгового флота, он задумался.
— И как зовут военного моряка? Кто направил тебя ко мне?
— Зовут меня Юрий Васильевич, а направил меня адмирал Захаров Егор Семенович! Отчеканил я по – флотски! И чего меня на « военный лад» потянуло, думаю?
— Добро, иди, принимай дела. Особенно проверь бинокли, тянут штурманцы бинокли! Моему завидуют. И он с гордостью показал свой « цейссовский» бинокль. У меня при виде его загорелись глаза, улыбнувшись, он снял с крючка и подал мне бинокль. Недаром штурмана завидовали, неет — не даром!
— смотри, разобьешь или «потеряешь» — шкуру спущу, он у меня с 43 года, трофей! Егор мне его подарил. Зовут меня Петр Николаевич, можешь звать просто « Николаевич», так все меня зовут.
— Егор Семенович?
— он, он. Ну, «топай» на мостик, дела принимать.
Так началась моя работа в Дальневосточном пароходстве. Работалось легко и радостно. Капитан присматривался к моей работе молча. Однажды мы проходили мыс Поворотный, и он послал меня определить место судна. Я бегом к компасу, взял ДВА пеленга, проложил на карте. Он подошел, посмотрел на карту, посмотрел на берег, взял карандаш и отметив другое (рядом) место и просто сказал:
— Вот наше место! И ушел. Я бегом на мостик, взял ТРИ пеленга, проложил на карте…ТОЧНО! Капитан был прав! Удивлялся я его такому определению ещё много и много раз, пока не привык.
Оказалось, что Николаевич переселенец, прибыли они в Приморье в то время, когда раскулачивали на Украине моряков – рыбаков. Он из села Старая Збурьевка, села рыбаков и мореходов. Одни успешно ловили рыбу, другие возили камень – песчаник из Крыма. Николаевич был из « торговцев» камнем. Была у них небольшая шхуна, строили ее на средства только родственников, которые и работали на этой парусной шхуне. Когда началась коллективизация, они продали шхуну в Крыму и на вырученные деньги подались на Дальний восток. Часть осела в Приморье, другая двинулась на Камчатку. Имея диплом штурмана (он закончил морское училище в Херсоне), Петр Николаевич поступил работать на гидрографическую моторно–парусную шхуну, которая уточняла и делала съёмку новых навигационных карт Приморья.
Побережье Приморья он знал не только по картам, приходилось высаживаться с приборами и на не обозначенные на карте мысы. На шхуне он проработал много лет, затем шхуну передали пароходству, он так и остался там работать уже в должности капитана.
Затем появились новые суда, шхуну списали, а он принял небольшой сухогруз, затем уже этот новый «тиссенок».
Третьим помощником я работал один год, после списания второго помощника стал вторым. Здесь пришлось столкнуться с документами на погруженный груз. Пунктов выгрузки было много: портовые пункты Ольга, Пластун, Малая Кема, Рудная пристань, Посьет.
Очень тяжело далась мне эта должность: матросов мало, стрела одна, лебедка маломощная, выгрузка на рейде. Два годя «тянул лямку». За это время родился у меня сын «Вовка – спереди винтовка», но с судна я не уходил – это был ДОМАШНИЙ «пароход», как мы его называли. Купил я и домик на станции Седанка, небольшую китайскую фанзу, переделанную во что – то наподобие дома. Людмила освоилась, развела курочек, посадила огород, сын рос на свежем воздухе и домашней пище. На третий год Николаевич вызвал меня к себе и предложил должность старшего помощника капитана. Со словами:
— Принимай дела. Работай, набирайся опыта командования судном — это тебе не с ящиками возиться. » Визу «тебе открыли. Можешь сейчас списаться и уйти на другое судно в загранрейс, но я тебе не советую. Надо уходить с судна только с повышением должности или на более крупное судно. На капитана ты ещё не тянешь, работай здесь, затем уйдешь в дальнее плавание, да и сын у тебя еще мал, ему мужская рука нужна.
Так стал я старшим помощником. Об этом не жалею – школа второго помощника и его работа с коммерческой документацией, школа руководства командой, школа отношения с людьми и окружающим миром была огромная.
Не понимаю я людей – карьеристов! Понятно – карьерный рост нужен, но он нужен только после полного овладения своей должности. Только после внутреннего согласия с собой надо идти на повышение. Если еще нет этого согласия – значит еще рано.
СТАРШИЙ ПОМОЩНИК.
Самые лучшие «старшины» в армии — это выходцы из села, особенно украинского. Вот у кого ВСЕГДА «хозяйство» в порядке, вот у кого дисциплина и полный порядок по снабжению. Эту особенность ребята получили еще в раннем детстве, когда начали помогать старшим. Там нет «закона» о рабочем дне. Там есть просто работа, которую должны делать в семье ВСЕ. Каждый по своим возможностям. Девочки ухаживают за живностью – курочками, козочками и поросятами. Мальчишки – с раннего детства работают подпасками – помогают пастуху пасти скот. Летом косят траву, скирдуют ее. Короче говоря « делу время, а потехе час» Хороший старшина – это основа флота, основа дисциплины и знание работ по « боевому номеру».
Так и в торговом флоте. Без хорошего боцмана — судно будет выглядеть неухоженным, грязным, швартовные канаты – порванными. Боцман – это первый помощник СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА. Многие капитаны, если уходят на другое судно берут с собой и старшего помощника, и боцмана. Бывает, что с ними идет еще и кок – ГЛАВНЫЙ человек на судне по хорошему настроению и по хорошей работе. Голодный матрос – не матрос, а мечтатель о «здоровой и обильной пище»!
Главное в работе старшего помощника капитана — дисциплина на судне, внешний вид судна, техника безопасности палубной команды и (самое неприятное) обеспечение команды питанием. Это на судах торгового флота, у « рыбаков» продуктами занимается второй помощник. Как видите, ВСЕ основные работы обязан обеспечивать боцман. При хорошем боцмане и при хорошем артельщике (матрос, занятый получением продуктов, отвечающий за их качество и, по совместительству, лучший друг кока!) Боцман, кок и артельщик уже много лет работали с капитаном, поэтому «молодому» старшему помощнику приходилось многому учиться у этих « главных лиц» палубной команды.
Год работы на «Тиссенке» прошёл не даром – в Дальневосточном Пароходстве появился новый отличный старший помощник. Однажды капитан пригласил Юрия Васильевича поужинать в ресторане « Волна» на морском вокзале – отметить юбилейную дату со своим другом. Отказаться было неудобно. В 20 часов Юрий Васильевич был в ресторане. Знакомая официантка сразу подвела его к столику, за которым лицом к входу сидел Петрович. Спиной к подходившему – сидел грузный мужчина в добротном костюме. Капитан поднялся навстречу старпому, протянул ему руку для рукопожатия и тут, взглянув на сидящего за столом человека, Юрий Васильевич узнал адмирала Захарова Егора Семеновича !
Все это было специально подстроено старыми боевыми друзьями для сообщения Юрию Васильевичу новости – он ПРИГЛАШАЕТСЯ на т\х « КИМ» старшим помощником. Пора и ему уже начать работать на судах загранплавания. Сначала на «домашней «линии НАХОДКА – ЯПОНИЯ, а там видно будет. Еще рано ходить в дальнее плавание – сын ещё маленький, да и опыта общения с заграницей надо набираться. В застольной беседе оказалось, что все это время два старших товарища вели Юрия Васильевича по жизни, стараясь ему передать весь свой опыт. Третьим их другом был отец Юрия Васильевича!