В 2020 году 5 июля большая группа мужчин страны, служивших в Военно-морском флоте, на крейсерах во второй половине XX столетия, отметила 70-летний ЮБИЛЕЙ спуска на воду для достройки (5 июля 1950 года) головного легкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис «СВЕРДЛОВ».
Головной крейсер проекта 68-бис «Свердлов»
- Завод строитель – Балтийский судоремонтный, Ленинград,
- Заложен – 15.10.1949 года, заводской № 408,
- Спущен для достройки – 05.07.1950 года,
- Принят в боевой состав ВМФ – 15.05.1952 года,
- Военно-морской флаг поднят – 31.08.1952 года,
- Исключен из боевого состава ВМФ – 30.05.1989 года.
В течении 2020 года мы отметим 70-летие спуска для достройки крейсеров «Дзержинский» — 3 августа, «Орджоникидзе» — 17 сентября и «Жданов» — 27 декабря 1950 года.
Ветераны ВМФ СССР, с большим удовольствием отметят в 2020 году 65-летний ЮБИЛЕЙ, ввода в боевой состав (22 сентября 1955 года) и подъем флага (6 октября 1955 года), на последнем построенном артиллерийском крейсере «МУРМАНСК». В сентябре и октябре года исполняется 55-ЛЕТ со дня завоевание экипажем впервые переходящего приза ГК ВМФ по артиллерийской подготовке и объявление корабля приказом по ВМФ «Отличным».
Артиллерийским крейсерам проекта 68-бис, построенным в рекордно короткие сроки, было суждено на три десятилетия, стать основными надводными кораблями боевого ядра Военно-морского флота. Их экипажи, впервые осваивали новый вид боевой деятельности корабля, несение боевой службы, отрабатывать организацию, вновь созданного на крейсерах боевого информационного поста (БИП), для обеспечения безопасности корабля и применения оружия.
Последний (14 -й) крейсер проекта 68-бис «Мурманск»
- Спущен для достройки – 24.04.1954 года,
- Принят в боевой состав ВМФ – 22.09.1955 года,
- Военно-морской флаг поднят – 06.10.1955 года,
- Исключен из боевого состава ВМФ – 01.12.1989 года,
- Прошел под своими машинами — 242 703 миль.
В 1946 году, при утверждении программы строительства надводных кораблей, было принято решение о строительстве 25 крейсеров, работы по реализации программы, начались в 1947 году. На четырех кораблестроительных заводах Советского Союза, был заложен 21 крейсер, а построено всего четырнадцать.
В тактико-техническом задании, выданном ВМФ на проектирование, были учтены выявленные во время Великой Отечественной войны недостатки артиллерийских крейсеров проекта 26 типа «Киров» и проекта 68 — к типа «Чапаев».
Проектировались артиллерийские крейсера проекта 68-бис коллективом Невского проектно-конструкторского бюро, созданного в 1801 году при Путиловском заводе Санкт-Петербурга. Коллективом ПКБ проектировались и лёгкие артиллерийские крейсера проекта 26 типа «Киров», 68-к типа «Чапаев». Главным конструктором проекта 68-бис был назначен лауреат Государственной премии А.С. Савичев.
Строительство, организовано на четырех кораблестроительных заводах, трех городов СССР: в Ленинграде (№189 и №194), Николаеве (№444), Северодвинске (№402). В короткие сроки с 1948 по 1955 год, было построено четырнадцать крейсеров, носящие имена русских флотоводцев, полководцев и патриотов, государственных деятелей советского времени, названия городов – портов. Строящиеся крейсера были названы: «Свердлов», «Дзержинский», «Орджоникидзе», «Жданов», «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Александр Суворов», «Молотов» позднее «Октябрьская революция», «Адмирал Сенявин», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский» и «Мурманск».
Построенные крейсера стали кораблями океанской зоны, с автономностью — 30 суток, дальностью плавания — 9000 миль и практически неограниченной мореходностью. При строительстве впервые в отечественном кораблестроении была разработана и применена гомогенная броня, внедрена новая технология строительства. Для обеспечения живучести корпус стал цельносварным, водонепроницаемыми переборками делился на двадцать пять водонепроницаемых отсеков.
Радиотехнические средства позволяли организовать полноценную систему воздушного, надводного, подводного наблюдения, выдачу цели указания и управление оружием крейсера. Начал использоваться, созданный и прошедший испытания на крейсере «Молотов» в 1948 году, боевой информационный пост «Звено».
Строящиеся крейсера обладали высокой живучестью оружия, механизмов, и технических средств. Конструктивно надводная часть, жизненно важные составляющие (машинные и котельные отделения, погреба боеприпасов, посты управления стрельбой, энергетическая установка, рулевое и румпельное отделения), были защищены поясом броневой защиты от 50 до 100 мм. Отдельно были защищены Боевая рубка, толщина брани 100 — 130 мм, башни главного и универсального калибра броня 70 — 130 мм. Подводная защита предусматривала наличие по всей длине корпуса второго дна, непотопляемость, обеспечивалась при затоплении трех любых смежных или четырех не смежных отсеков корпуса.
Вооружение корабля, вместо 6-и дюймовой артиллерии Главного калибра 3х152мм МК-5 устанавливали, 3х152 мм АУ МК-5-бис с системами управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис». Число 4-х дюймовых 2х100-мм АУ Универсального калибра довели до шести, зенитных 2х37-мм автоматов до 16 установок.
Боекомплект для артиллерии ГК предусматривал, размещение на стеллажах в погребах снарядов бронебойных, полубронебойных, осколочно-фугасных и осветительных парашютных с зарядами боевыми и понижено-боевыми в зарядных погребах, чем обеспечивалась дальность стрельбы от 18000 до 24000 метров.
Сравнение боевых возможности корабельной артиллерии крейсера, с аналогичными кораблями иностранных государств по критериям: дальность стрельбы; вес снаряда; скорострельность артиллерийской установки позволяли сделать вывод о преимуществе артиллерии крейсера проекта 68-бис над аналогичными крейсерами в мире.
Вооружение крейсера проекта было самым мощным и технически «живучим» на флоте, технически предусматривалось от 3-х до 5-и степеней его резервного использования.
ГЭУ крейсера состояла из 2-х равноценных эшелонов, в каждый входил главный турбозубчатый агрегат «ТВ-7» производства Харьковского турбогенераторного завода мощностью — 55000 лошадиных сил, 3-х водотрубных котлов «КВ-68» производительностью — 105 тонн пара в час, пар вырабатывался под давлением 25 атмосфер, при температуре 300 — 340 градусов. ГТЗА и водотрубные котлы, вспомогательные механизмы, находились в отдельных автономных, защищённых отсеках, обеспеченных 2-я комплектами вспомогательных механизмов. Каждый ГТЗА работал на свой валопровод, правый носовой машины длиной — 84, 9 метра, левый кормовой машины длиной — 43,7 метра. Гребные валы — 500 мм толщины вращали два латунных винта диаметром — 4,58 метра и массой — 16, 4 тонны.
Энергетическая система крейсера была постоянного тока напряжением 220 вольт, состояла из пяти турбогенераторов «ТГ-300» и четырёх дизель генератора «ДГ-250» их суммарная мощность — 2500 Вт.
Запасы: топлива — 4000 тонн, разных масел — 90 тонн, дизельного топлива — 80 тонн, питательной воды для котлов — 317 тонн.
ТАКТИКО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КРЕЙСЕРОВ
Водоизмещение: стандартное — 13290 тонн, полное 16600 – 17890 тонн.
Основные размерения: длина наибольшая — 210 метра, ширина – 22 метра, осадка — 7,8 метра.
Мощность ГЭУ — 128000 лошадиных сил. Скорость хода — 33 узла.
Автономность — 30 суток. Дальность плавания – 9000 миль (18 узлов).
Бронирование: борт — 100 мм, башни -175 мм, палуба — 50 мм, боевая рубка — 130 мм.
Вооружение: 4×3-152 мм АУ ГК, 6х2-100 мм АУ УК, 16х2-37 мм автомата, 2×5-533 мм ТА, при необходимости размещались — 132 мины (обр.1908 г.) или 76 мин (обр. 1924 г.).
Механизмы: 2 турбины типа ТВ-7, 6 котлов типа КВ-68, 2 винта диаметром — 4,6 метра.
Радиолокационное вооружение (РЛС): воздушного наблюдения – «Гюйс-2», обнаружения НЦ – «Риф», навигационная – «Нептун» 2-еденицы, работы РЛС «Мачта», обнаружения ПЦ – «Тамир-5н».
Экипаж крейсера: офицеров — 60 человек, мичманов, старшин сверхсрочной службы – 75 человек, старшин срочной службы – 154 человека, матросов — 768 человек.
Построенные крейсера, бесспорно, были лучшими артиллерийскими кораблями своего времени. Они были «архитектурно» красивы, башни главного калибра в носу и корме, универсального калибра в середине, спаренные автоматы В-11 на надстройках и удлиненный корпус это подчеркивали. Деревянная палуба, небольшие надстройки, фок и грот мачты, завершали своеобразную присущую крейсерам красоту и стремительность.
Крейсера Военно-морского флота с их многонациональными экипажами, долгое время были второй рукой государства, служили родному Отечеству на всех четырех флотах, являлись гордостью. На Балтийском флоте – пять «Свердлов», «Орджоникидзе», «Адмирал Ушаков», «Жданов»,«Октябрьская революция». На Черноморском флоте – четыре «Адмирал Лазарев», «Дзержинский», «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов». На Тихоокеанском — три «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский», «Александр Суворов». На Северном флоте – два «Мурманск» и «Александр Невский».
Головной крейсер «Свердлов» впервые 18 июня 1953 года (67 лет) открыл историю официальных визитов Советских кораблей в иностранные порты. Свои лучшие маневренные качества, морскую выучку экипаж «Свердлова» показал на морском параде, при заходе в военную базу Великобритании Портсмут и постановке в свежую погоду на якоря. В параде кораблей, по случаю коронации королевы Елизаветы II, участвовало 200, приглашенных кораблей из 32 стран мира. Экипаж крейсера, командир капитана 1 ранга О.И. Рудакова, при постановке в назначенную точку, на два якоря способом «фертоинг» поразил англичан и команды, стоящих на рейде кораблей. Все были, восхищены безупречными действиями экипажа, быстротой постановки в назначенную точку, за 12 минут вместо 80 положенных по нормативу, точностью, занятия места якорной стоянки, изяществом выполнения маневра, непринуждённостью и слаженностью работы палубной команды крейсера.
Рудаков Олимпий Иванович родился в 1913 году в Казани, после окончания военного училища, офицерскую службу начинал на кораблях Северного флота. Он участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в начале войны он был старшим помощником эсминца «Гремящий». При сопровождении конвоя в Баренцевом море в девятибалльный шторм у эсминца оторвало корму. Командир корабля, заместитель и старший помощник были отданы под суд военного трибунала и приговорены к расстрелу, благодаря своевременному вмешательству командующего Северным флотом адмирала А.И. Головко и ходатайства Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова, расстрел был заменен штрафным батальоном. До 1944 года О.И. Рудаков воевал в разведке на полуострове Рыбачий. Был реабилитирован и назначен служить на эсминец «Доблестный», служба проходила успешно, офицер О.И. Рудаков был назначен старшим помощником командира линкора «Архангельск». В 1951 году кандидатура капитана 2 ранга О.И. Рудакова была рассмотрена на новостроящейся крейсер, и он был, назначен первым командиром лёгкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис «Свердлов».
В апреле 1956 года партийно-правительственная делегация СССР во главе с первым Секретарем ЦК КПСС, председателем Совета министров Н.С.Хрущёвым на крейсере «Орджоникидзе», с официальным визитом посетили Великобританию.
Выполняя функции флагманских кораблей соединений и объединений флотов, крейсера участвовали, в сдерживании агрессивных устремлений вероятного противника, на театрах Атлантического, Северно-Ледовитого, Средиземноморского, Тихоокеанского и Индийского бассейнов, при несении боевой службы, в период развязанной против СССР «холодной войны».Экипажи крейсеров обеспечивали проводку дизельных подводных лодок в районы несения боевой службы и их возвращение; участвовали в противолодочных операциях по вскрытию позиций ПЛА ВМС НАТО и выявление районов их боевого патрулирования; следили за авианосными группировками США и действиями ВМС НАТО в готовности к нанесению удара с началом боевых действий.
Первую боевую службу, как штабной корабль, в 1964 году (66 лет) в Средиземном море начал нести крейсер «Дзержинский». Экипажи крейсеров, на начальном этапе отработки нового вида боевой деятельности кораблей, взяли на себя основную тяжесть выполнения задач боевой службы, что требовало высокой морской культуры и выучки, умения боевого использования оружия в условиях длительного пребывания вдали от родных берегов. Эту задачу не однократно выполняли крейсера: в Средиземном море — «Дзержинский», «Михаил Кутузов», «Октябрьская революция», «Адмирал Ушаков», «Мурманск». На ТОФ — «Адмирал Сенявин», «Александр Суворов», «Дмитрий Пожарский».
Экипажи крейсеров участвовали в учениях, проводимых МО СССР и ГК ВМФ, 1968 год — «Север» крейсера «Октябрьская революция» и «Мурманск»; 1969 год – «Заря-2» крейсер «Мурманск»; 1970 год — «Океан» крейсера «Октябрьская революция», «Михаил Кутузов», «Дзержинский», «Мурманск», «Александр Суворов»; 1971 год – «Узел» крейсер «Мурманск». 1971 год Средиземное море «Юг», руководитель учений МО СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко. 1972 год учения ВМФ «Север-72», крейсер «Жданов» совершил переход из Севастополя в Североморск и обратно. В 1975-1976 годах экипажи крейсеров «Жданов», «Октябрьская революция», «Свердлов», «Дзержинский», при несении боевой службы в Средиземном море участвовали в учениях под руководством ГК ВМФ С.Г. Горшкова.
Крейсерам проекта 68-бис с их классической организацией, наличием в составе офицеров различных специальностей, по праву было суждено стать «университетом» корабельной службы, кузницей кадров офицеров плавсостава своего времени. Произнесенное в разговоре: «…он прошел крейсерские университеты», говорилось с уважением, о людях, прошедших службу на крейсерах. В понятие «крейсерская организация», входили не только высокая степень отработки элементов боевой и повседневной организации корабля, морскую культуру и выучку экипажа, но и наибольшее соответствие организации службы требованиям Корабельного Устава ВМФ. Корабельный Устав ВМФ 1951 года (КУ-51), писался исходя из опыта боевого использования и эксплуатации легких артиллерийских крейсеров СССР проекта 26 типа «Киров» и 68-к типа «Чапаев», послевоенное строительство кораблей потребовало внесения ряда изменений, что было сделано в новом Корабельном Уставе 1959 года.
Кто захочет получить более полную информацию о крейсерах проекта 68-бис типа «Свердлов» смотрите приложение №1.
Артиллерийскиекрейсера проекта 68-бис, бесспорно, долгое время были лучшими надводными кораблями, своего времени. У каждого из нас, служившего на крейсере, в памяти и сегодня остается свой лучший крейсер. С ним связаны воспоминания о службе, должностной каюте со стоящим у переборки столом, металлическим шкафом, кроватями и бочком для воды. Сделанных первых шагах по палубам корабля, своем командном пункте (КП) и подчиненных боевых постах (БПБ, участие в учениях и тренировках, своих достижениях, промахах и людях которые тебя окружали.
Каждый воспоминает крейсер по-своему, но ощущение при подходе к нему, стоящему на рейде или бочке, остается навсегда. Заняв свое место, в идущем к кораблю плавсредстве, это может быть рейдовый катер, корабельный командирский катер или баркас, вдали различаешь силуэт своего крейсера.
При подходе ближе, вначале по внешним очертаниям, начинаешь видеть своеобразную архитектурную красоту корабля. Это подчеркивал не высокий, несколько удлиненный корпус с размещенным на нем надстройками и оружием. В носовой и кормовой части башнями главного калибра, в средней двух орудийными универсального калибра, барбетами стабилизированных постов наводки и антеннами радиолокационных станций. Ощетинившиеся стволы на палубах надстроек спаренных автоматов зенитного калибра, завершали достаточно грозное, артиллерийское вооружение крейсера. Фок и грот мачты с нагроможденными вокруг них боевыми постами, помещениями, множеством антенн и расположенные между ними дымовые трубы, создавали общий внешний силуэт крейсера. Чистый хорошо прокрашенный борт с ровной идеально белой ватерлинией, стоящими под выстрелами корабельными катером и баркасом, выстиранными чехлами и обвесами по кораблю, завершали первое впечатление при подходе к траппу крейсера.
Командирский крейсерский катер с его командой, лицо корабля. По его виду содержанию и обученной команде создавалось первое впечатление о корабле. При подходе к траппу видна хорошая практическая подготовка, командира катера и команды. Все делается без суеты, но быстро, все понимают друг друга с полуслова. При свежей погоде, помогут твердо встать на нижнюю площадку корабельного траппа, при необходимости проводят до верхней.
Встав, на нижнюю площадку, идешь по ступенькам, выхоженного, сверкающего лаком и свежей краской и сверкающими поручнями трапа. Ступаешь на ухоженную, заботливыми руками экипаж деревянную палубу. Встречает, прибывших вахтенный офицер и построенная улыбающейся верхняя вахта, аккуратно подстриженная, чисто выбритая, в подогнанной, выглаженной форме.
Не произвольно начинаешь улыбаться, идешь дальше по траппам и деревянной палубе, глаза не произвольно замечают: медь надраена до блеска, резина помелена, ватервейсы чистые, чехлы на башнях, шлюпке, катерах, баркасе и вьюшках с концами для швартовки выстираны, слегка выбелены. Небольшие, сплетенные руками боцманской команды, корабельные коврики-маты, разложенные по палубе корабля чисты.
Пройдя с юта до двери коридора, начинаешь ощущать мощь, величие и надёжность крейсера, подойдя к двери своей должностной каюты, открыв и переступив через комингс приходишь в свой военный «надежный дом». Не произвольно, переходишь на неторопливый ритм корабельного уклада службы, без крика, лишней суеты и спешки. Встретивший тебя товарищ по службе или дежурный, знакомят с обстановкой, передают полученные указания командования, все теперь ты чувствуешь, что пришел в свой, «надежный дом».
Возможно, написанное не совсем отражает, впечатления в разное время, служивших на крейсерах людей. Прослужив на своем первом, значимом для меня крейсере «Мурманск» с 1972 по 1983 год, вначале в артиллерийской боевой части от командира группы до командира боевой части (старшего артиллериста крейсера), а затем старшим помощником командира, высказываю свое мнение.
Пройдя комплекс заводских, ходовых и государственных испытаний, с подписанием государственной комиссией Акта готовности, крейсер «Мурманск», вошёл в боевой состав кораблей Военно-морского флота. Совершив межфлотский переход прибыл на Северный флот, встал на якорь в Кольском заливе, внешнего рейда города Североморска, с этого момента началась служба крейсера в Заполярье. С началом освоения экипажем Заполярного театра, а затем нового вида боевой деятельности, несения боевой службы, крейсер выполняя функцию корабль управления регулярно участвовал в обеспечении боевой устойчивости и безопасности развертывания подводных лодок в район несения боевой службы. Обеспечивал проход и преодоление противолодочного рубежа в Датском проливе, северной Атлантики на линии между мысом Нордкап — остров Медвежий и Фареро — Исландском рубеже.
Служившие в разные годы на крейсере помнят его, стоящем на одной из бочек Североморского рейда, все годы на севере Заполярья, крейсер с экипажем нёс непрерывно свою «Рейдовую боевую службу», где сход на берег для отдыха зависел от погоды на рейде. По оценке, служивших в разные годы на крейсере, его корабельная судьба, с приходом на Северный флот была удачной.
За поддержание, назначенной боевой готовности, успехи в боевой и политической подготовке экипаж в 1967 году был награжден Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР. Переходящим Красным Знаменем Мурманского областного комитета ВЛКСМ, а комсомольская организация занесена в Книгу Почёта комсомольцев и молодёжи ВМФ.
По итогам боевой подготовки крейсер, не однократно объявлялся, лучшим по артиллерийской подготовке Северного флота и был одним из лучших надводных кораблей ВМФ, дважды объявлялся и несколько лет подтверждал звание «Отличного», регулярно участвовал в состязаниях и восемь раз завоевывал переходящий приз ГК ВМФ по артиллерийской подготовке.
Крейсера проекта 68-бис, типа «Свердлов» были лучшими кораблями своего времени, крейсер «Мурманск» был лучшим из них, он стал настоящей школой жизни и мужества для его многочисленного его экипажа. Первый официальный визит экипаж крейсера, совершил в порт Норвегии Тронхейм в 1964 году в составе отряда боевых кораблей под командованием вице-адмирала С.М. Лобова.
В 1965 году, в год 10-годовщины подъема флага корабля, экипаж впервые завоевал приз ГК ВМФ по артиллерийской подготовке и по итогам года боевой подготовки был объявлен «Отличным».
В 1967 году, крейсер посетили члены правительства, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.И. Косыгин и МО СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко.
В 1969 году экипаж крейсера, впервые выполнял задачу по несению боевой службы в Северной Атлантике и Средиземном море, осуществлял сопровождение в Средиземное море подводных лодок, в район несения боевой службы.
Для всех служивших, в разные годы на легком артиллерийском крейсере «Мурманск», он остаётся не только их кораблём, но и домом, частицей прожитой лучшей жизни, и их счастливой молодостью. На палубах крейсера, командных пунктах и боевых постах, в каютах и кубриках, во время тревог и морских походов, делали свои первые взрослые шаги матросы, мичманы, офицеры. Легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» Северного флота, дал многим из них путёвку во взрослую жизнь.
И сегодня не забываются люди, которые учили корабельному делу, «мудростям» не легкой корабельной службы, позволившим стать многим достойными офицерами корабелами и командирами кораблей. Перед глазами и сегодня стоит лицо первого командира капитана 1 ранга Е.А. Скворцова, с обаятельной улыбкой его улыбающиеся глаза. И сегодня поражаюсь его добротой, умением найти свой индивидуальный подход к каждому и заставить служить, по совести. Не забыты и сегодня командирские, часто повторяемые указания, высказанные изречения, внедряемые им правила корабельной службы, благодаря ему в большой степени я стал командиром.
С начала нашей службы на крейсере прошло почти полвека, но и сегодня собравшись иногда, а чаще разговаривая по телефону, «Мурманчане», вспоминают своего командира. Помнят и любят Евгения Александровича командира-крейсера, сумевшего в себе совместить, два качества: «высочайший корабельный профессионализм и человечность», это не всем удаётся, а он это сделать сумел.
Своим главным учителем, по освоению корабельной артиллерии, стал А.А. Исмагилов. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, к числу таких относится и Ахмет Абдуллаевич, всегда с обаятельной улыбкой, хорошим настроением, опрятно одет и никогда не отправит тебя без ответа на заданный вопрос, но и спросит соответственно, если не исполнил что-то по должности или плохо сделал порученное им.
Вспоминая, начало своей службы на крейсере с благодарностью и признательностью, в первую очередь к своим первым подчиненным матросам, старшинам и мичманам артиллерийской боевой части: А.Пустовит, В. Домореву, А. Жарикову, Н. Мельниченко, А. Лихнову, Б.Анужис, В.Боб, Н. Змитродану, С. Солонцеву, И. Добронравову, В.Каргополову, В.Сидор, М. Кузнецову, П. Гарибову, Б.Альмяшеву, А.Ковкель, А.Скабину, А. Самухину, Н. Николенко, А.Габрилян, Ф.Габасову, В. Енас.
Разбираю архив, смотрю на фотографии, вспоминаются сослуживцы и товарищи по совместной службе на крейсере: Исмагилов, В. Киман, В.Феденюк, В. Боевов, В.Буртовой, В. Спиридонов, А. Коптев, С. Иванов, Г. Букин, В.Чиченин, А.Власенко, Я. Загороднюк, В. Хомутинин, Л.Попов, А. Гущеватый, С. Шувалов, А. Галанин, В. Богодухов, А.Дровняшин, В. Маковецкий, А. Мачулин, М. Краснов, В.Нечипуренко, В. Комаров, С. Коржавин, М. Строконев, Е. Казаков, В.Чеботарев, В. Калинов, Е. Песоцкий, Ю. Юрченко, В. Меркулов, А.Алексеенко, В. Ерохин, Г. Ерохин, А. Новиков, Н. Куликов, В. Франк, В. Шифрин, А. Медведенко, Г. Зубенко, В. Сабетов, А. Сабаев.
Чем замечателен воинский коллектив крейсера, что при желании там можно было всегда учиться, и были люди, которые учили. Став командиром первого дивизиона, артиллерийской боевой части, стал чаще общаться со старшими помощниками и не произвольно у них чему-то учился. На крейсере, за время моей службы, сменилось четыре старших помощника командира, В.К. Чиров, П.П. Хоменко, В.И. Серебряков, П.Г. Святошев, каждый из них обязанности по должности исполнял по своему, но у каждого можно было чему-то научиться. Став старшим помощником, часто оставаясь за командира, он учился заочно в ВМА, стал ускоренно осваивать новые обязанности, вспомнил своих командиров Е.А. Скворцова, В.А. Гокинаева, В.Н. Пыкова.
Так была отработана и проходила служба на одном из лучших, легких артиллерийских крейсеров ВМФ «Мурманск». Прошедшие на нем службу об этом вспоминают с большим удовольствием, вспомните и Вы, прочитавшие статью и спевшие наш крейсерский «Г И М Н».
Нас медь оркестров в поход не провожает,
Уходим в звездной тишине ночной.
Простор морской ветрами нас встречает,
Ласкает океанской штормовой волной.
Наш экипаж прославлен своей дружбой,
И нет её, и нет её верней.
Наш крейсер гордо носит имя «Мурманск»,
Столицы самых северных морей.
Мы, как один горды почетной службой,
И на земле, впитавшей кровь отцов.
«На Товсь»! мы держим все свои орудья,
Покой народа зорко бережем.
Кто более детально захочет вспомнить и изучить «корабельную биографию» своего крейсера «Мурманск», посмотрите приложение №2.
О боевом пути крейсера и его экипаже, рассказал в своей книге «Время и флот. Воспоминания о службе Отечеству», изданной в — 2003 году, один из лучших командиров адмирал Е.А. Скворцов, ему принадлежат слова: «Это наш корабль. Мы его любим. Мы дали ему вторую жизнь, мы прославили его, он не подвел нас».
Службе на крейсере, посвящены книги: написанные авторскими коллективами: «Наш крейсер «Мурманск», изданной в — 2008 году, «Крейсера. Плавсостав», изданной в — 2013 году. Поделился своими воспоминаниями, о службе на крейсере в книге: «Командир пяти кораблей», изданной в — 2014 году, В.Н. Пыков.
Вице-адмирал, кандидат военных наук, член союза писателей России В.С. Ярыгин
Примечание:
КБ Ленинграда была разработана проектная документация и готовились к постройке ещё два лёгких артиллерийских крейсера заводские № 631 и № 396, заказы на которые ВМФ были аннулированы.
Условные обозначения:
- БЗ — Балтийский судоремонтный завод город Ленинград
- СМЗ — Судомеханический завод город Ленинград
- ЧСЗ — Черноморский судостроительный завод город Николаев
- СМП — Северное машиностроительное предприятие г. Северодвинск
Приложение 2.
ДАТЫ и СОБЫТИЯ КРЛ «Мурманск»
В 1947 году — главным штабом ВМФ было выдано тактико-техническое задание на проектирование крейсера проекта 68-бис, главным конструктором проекта был назначен А.С. Савичев.
В 1948 году – середина года, в главном штабе ВМФ был утверждён список с названием, планируемых к постройке легких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис, в середине под №14 значился крейсер «Мурманск», названный в честь города на севере нашей страны Мурманска.
В 1951 году – в конце первой половины года коллективом Невского проектно-конструкторского бюро была закончена работа по созданию проектно-технической документации, для закладки и строительства лёгкого артиллерийского крейсера «Мурманск», определён завод строитель корабля.
В 1953 году – 28 января на верфи судостроительного завода № 402 в городе Молотовск с заводским № 302 был заложен лёгкий артиллерийский крейсер «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов». Его экипаж, с прибытием к месту строительства корабля, входил в состав 81-й бригады, строящихся и ремонтирующихся кораблей Беломорской военной флотилии Северного флота.
В 1954 году – 17 августа до спуска корпуса крейсера на воду, был открыт штат, и на Северном флоте началось формирование экипажа для, строящегося легкого артиллерийского крейсера «Мурманск». Первым командиром назначен, боевой офицер, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, капитан 1 ранга Катышев Трифон Григорьевич. Офицерский состав набирался в основном с крейсеров и корабельного состава Северного и Черноморского флотов, выпускников Военно-морских училищ.
В 1954 году – 24 апреля на судостроительном заводе № 402 города Молотовска, был торжественно, в присутствии гостей спущен на воду корпус легкого артиллерийского крейсер «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов».
В 1955 году – 30 апреля, сформированный и прошедший первичную подготовку, боевое слаживание на берегу экипаж, начал заселение на достраивающийся в заводе легкий артиллерийский крейсер «Мурманск».
В 1955 году – с 24 мая начались швартовые испытания крейсера «Мурманск», экипаж приступил к отработке элементов курсовых задач вначале самостоятельно, с июня совместно со сдаточной командой завода.
В 1955 году – в июне, экипажем и сдаточной командой были отработаны и сданы курсовые задачи, начались ходовые и государственные испытания крейсера «Мурманск», председателем государственной приёмки был назначен капитан 1 ранга Г.А.Визеля.
В 1955 году – 22 сентября комиссией был подписан Акт об окончании испытаний и передаче ВМФ лёгкого артиллерийского крейсер «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов», корабль вошел в боевой состав ВМФ.
В 1955 году – в сентябре, приняв боезапас, пополнив запасы, экипаж крейсера начал готовиться к переходу. Под командованием командира эскадры контр-адмирала Л.В.Медведева, совершив переход крейсер «Мурманск» в конце сентября прибыл на Северный флот, встал на якорь в Кольском заливе на рейде Североморск.
В 1955 году – 6 октября на легком артиллерийском крейсере «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов», впервые был произведён Торжественный подъем флага. Приказом МО СССР крейсер был зачислен в состав Северного флота.
В 1955 году – декабрь, шефство над экипажем лёгкого артиллерийского крейсере «Мурманск» проекта 68-бис типа «Свердлов», взяли работники Мурманского тралового флота.
В 1957 году – 21 марта, экипаж крейсера «Мурманск», по приказанию выполнил Инспекторскую артиллерийскую стрельбу, по морской и воздушной целям, в присутствии на корабле МО СССР Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, стрельбы были оценены на «Отлично».
В 1957 году – 1 апреля, в соответствии с принятым решением, экипаж крейсера начал подготовку крейсера «Мурманск» к консервации. Был сдан боезапас, проведена частичная консервация оружия и технических средств, до 925 человек сокращён экипаж, корабль был выведен из боевого состава кораблей Северного флота.
В 1957 году — 3 сентября крейсер «Мурманск» был переведён в Сайда- Губу, вошёл в состав 176 бригады резерва кораблей Северного флота, экипаж корабля был сокращен до — 495 человек.
В 1959 году – 1 июня, в соответствии с принятым решением о вводе корабля в состав боевой готовности, крейсер «Мурманск» из губы Сайда был отбуксирован на 35 судоремонтный завод. Началась его расконсервация восстановительный ремонт, открыт полный штат, произведено доукомплектование экипажа.
В 1961 году – февраль, экипаж крейсера «Мурманск», отработав элементы курсовых задач, приняв боезапас, пополнив запасы, провёл швартовые и ходовые испытания, вошёл в состав, сформированной 6-ой дивизии надводных кораблей Северного флота, с местом базированием в Кольском заливе рейда Североморска.
В 1962 году – 5 июля экипаж крейсера «Мурманск» приступил к плановой отработке и сдачи задач по курсу кораблей боевой готовности, в составе кораблей 6-ой дивизии Северного флота. Успешно отработав и сдав задачи, выполнив артиллерийские стрельбы, корабль был введен в боевой состав Северного флота.
В 1963 году – в начале июля экипаж крейсера «Мурманск», как штабной корабль СФ, принял участие в командно-штабных учениях с участием подводных лодок и авиации Северного флота под руководством командующего флотом адмирала В.А. Касатонова.
В 1964 году – 7-12 апреля, по команде штаба флот на выходе в море, экипаж крейсера «Мурманск» выполнил инспекторские артиллерийские стрельбы. Инспекцию МО СССР возглавлял Маршал Советского Союза К.С.Москаленко. По итогам похода и выполнения артиллерийских стрельб корабль получил оценку «Отлично».
В 1964 году – 17-21 октября крейсер «Мурманск», эскадренный миноносец «Настойчивый» находились с официальным визитом в порту Тронхейм Норвегии. Под руководством командующего северным флотом адмирала С.М.Лобова, участвовали в праздничных мероприятиях, посвященных 20-летию освобождения Норвегии.
В 1965 году – в августе и сентябре крейсер «Мурманск»по приказанию командующего Северного флота выходил, на пресечение попыток американских военных ледоколов осуществить проход Северным морским путем на восток.
В 1965 году – 6 октября экипаж крейсера «Мурманск», стоя на рейде Североморска, встретил 10-ю годовщину подъёма Военно-морского флага на корабле. В конце года принимал участие в состязательных артиллерийских стрельбах и впервые завоевал приз ГК ВМФ, по итогам боевой подготовки был объявлен «Отличным».
В 1967 году – с 31 мая по 2 июнякрейсер «Мурманск» совершает переход из Северодвинска в губу Западная Лица, с Правительственной делегацией на борту. В состав делегации входили: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А.А.Гречко, Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков.
В 1967 году – в конце года экипажкрейсера «Мурманск» был награждён Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР за 2-е место в ВМФ по выполнению состязательной артиллерийской стрельбе на Приз Главкома ВМФ.
В 1967 году – с октября экипажем началась подготовка крейсера «Мурманск» к постановке в ремонт. Совершив межфлотский переход, корабль в середине ноября, сдав артиллерийский боезапас, проведя чистка цистерн, встал для ремонта в Кронштадтский морской завод.
В 1967 году – 1 декабря начался текущий ремонт крейсера, в ходе ремонта была поставлена новая РЛС ВО «Киль». С окончанием ремонта в середине 1968 года, проведя швартовые и ходовые испытания, отработав элементы курсовых задач, с выполнением артиллерийских стрельб, приняв артиллерийский боекомплект и пополнив запасы, экипаж начал готовиться к участию в параде кораблей Балтийского флота на Неве.
В 1968 году – с 27 октября по 8 ноября экипаж крейсера «Мурманск» принимал участие в параде кораблей Балтийского флота на Неве в Ленинграде, посвящённый 51-ой годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.
В 1968 году – декабрь, совершив межфлотский переход крейсер «Мурманск» прибыл на Северный флот, встал на рейде Кольского залива. Приказом командующего он был введён в состав 7-й Оперативной эскадры Северного флота, стал ее флагманом.
В 1969 году — с 9 по 30 апреля экипаж крейсера «Мурманск» под руководством командующего адмирала С.М.Лобова, участвовал в крупнейших учениях ВМФ «Океан». 28 апреля на борт крейсера прибыли МО СССР Маршал Советского Союза А.А.Гречко, ГК ВМФ С.Г.Горшков для наблюдения за окончанием учений.
В 1969 году – с 22 августа по 14 октября экипаж крейсера «Мурманск», совершив переход в Средиземное море, нес боевую службу и как корабль управления осуществлял управление силами кораблей боевой службы.
В 1971 году – с 3 марта по 22 апреля экипаж крейсера «Мурманск» нес боевую службу в Средиземном море, осуществлял оказание помощи вооруженным силам Египта. В апреле крейсер совершил деловой визит в югославский порт Дубровник.
В 1971 году – 10 ноябряэкипаж крейсера начал межфлотский переход на Черноморский флот, для проведения ремонта. С 18 ноября по 13 декабря принимал участие в учении «Узел» и выполнении задачи по несению боевой службы в составе 5-й Средиземноморской эскадры.
В 1972-1973 год – с 28 января 1972 года по сентябрь 1973 года крейсер «Мурманск» находился в среднем ремонте на судоремонтном заводе им. Орджоникидзе города Севастополя. Рабочими завода и экипажем ремонт был проведен с хорошим качеством, и закончен на месяц раньше срока.
В 1973 году – июль-август, проведя швартовые и ходовые испытания, отстрел артиллерийского оружия, экипаж крейсера приступил к отработке первой курсовой задачи и элементов второй. Сдав элементы задач в короткие сроки, выполнив положенные боевые упражнения, встал для приема боезапаса и пополнения запасов. Впервые экипаж крейсера 34-ю годовщину Дня Военно-морского флота встречал на внутреннем рейде Севастополя.
В 1973 году – 29 сентября крейсер «Мурманск» начал межфлотский переход из Севастополя на Северный флот. 1 октября 1973 года на переходе в Средиземном море получил приказ: «Следовать в зону боевых действий арабо-израильского конфликта». С 5октября по 8 ноября выполнял задачу боевой службы, охраняя и обеспечивая безопасность представителей посольства и их семей при пересадке на попутные суда, следовавшие в СССР. Для поддержания боевой готовности выполнял артиллерийские стрельбы ГК, УК и ЗК, боевые упражнения ПВО и РЭБ.
В 1973 году — середина ноября, экипаж крейсера «Мурманск», завершил межфлотский переход, выполнив задачу несения боевой службы в Средиземном море, прибыл на Северный флот, встал на бочку №2 рейда Североморск, Кольского залива.
В 1974 году – экипаж крейсера «Мурманск» в состав кораблей 7-ой Оперативной эскадры, отрабатывал задачи боевой подготовки в соответствии с курсом. Участвовал в проводимых Северным флотом учениях «Амбразура», «Омега», «Арктика-74», в открытии мемориала «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, выполнял торжественный салют.
В 1974 году – в последнее воскресенье июля экипаж крейсера «Мурманск» встретил 35-ю годовщину Дня Военно-морского флота стоя в парадном строю кораблей, с речью к морякам с борта корабля обратился командующий Северного флота адмирал флота Г.М. Егоров.
В 1975 году – экипаж участвовал в выполнении состязательной артиллерийской стрельбы на приз ГК ВМФ, по итогам выполнения стрельбы был в пятый раз экипаж крейсера «Мурманск» был награжден переходящим призом.
В 1978 году – с 10 по 14 маяотряд кораблейв составе крейсера «Мурманск», БПК «Смышлёный», осуществляли официальный визит, в порту Бордо, Франция. Возглавлял визит командир 7-ой Оперативной эскадры адмирал В.И.Зуб. В конце года участвовал в выполнении состязательной артиллерийской стрельбы и завоевал переходящий приз ГК ВМФ, по итогам года боевой подготовки крейсер был объявлен «Отличным».
В 1981 году – июнь-июль экипаж крейсера участвовал в учениях Военно-морского флота «Запад-81». Совершив межфлотский переход крейсер «Мурманск» прибыл в главную базу Балтийского флота Балтийск, пополнив запасы, вышел в район учений и совместно с кораблями действовал по общему разработанному плану.
В 1982 году – 22 ноября крейсер «Мурманск» встал к причалу судоремонтного завода СРЗ-35 в поселок Роста. Вошел в состав 48-й отдельной бригады подводных лодок, началась подготовка корабля к ремонту. За неполных тридцать лет с момента закладки крейсером «Мурманск» было пройдено – 242703 мили.
В 1984 году – 24 июля экипаж крейсера «Мурманск», находясь у причала судоремонтного завода, встретил 80-ю годовщину со дня рождения Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова.
В 1984 году – в последнее воскресенье июля экипаж крейсера «Мурманск» встретил 45-ю годовщину Дня Военно-морского флота, находясь в ремонте у причала судоремонтного завода.
В 1986 году – с июня, в соответствии с принятым решением, силами судоремонтного завода СРЗ-35 начато переоборудование крейсера «Мурманск» в корабль управления Северного флота.
В 1988 году – июнь, закончен ремонт крейсера «Мурманск». Проведя швартовые, ходовые испытания, отработав элементы первой и второй курсовых задач, проведя артиллерийские стрельбы, корабль начал приемку артиллерийского боезапаса и пополнение запасов, приступил к отработке задач боевой подготовки, в соответствии с требованиями курса. Отработав задачи, выполнив зачётные артиллерийские стрельбы, приказом Командующего флотом крейсер был введён в боевой состав кораблей Северного флота.
В 1989 году – по итогам боевой подготовки, экипаж крейсера «Мурманск» был допущен к выполнению состязательной артиллерийской стрельбы на Приз ГК ВМФ. По итогам ее выполнения был объявлен лучшим кораблём по артиллерийской подготовке среди всех кораблей Военно-Морского флота, награждён Кубком Главнокомандующего ВМФ.
В 1989 году – 1 декабря, в соответствии с принятым решением, легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» был исключен из боевого состава кораблей Военно-морского флота, началось его расформирование подготовка к разоружению и конвертации.
В 1992 году – 3 июля,легкий артиллерийский крейсер «Мурманск» был исключен из состава Северного флота, заканчивалось его расформирование и разоружение.
В 1992 году — 31 декабря, в присутствии оставшегося экипажаи пришедших ветеранов на лёгком артиллерийском крейсере «Мурманск» был спущен Военно-морской флаг. Крейсер как войсковая часть 25173 перестал существовать, он был расформирован.
В 1994 году — в соответствии с принятым решением, с крейсера было частично снято оружие и технические средства, корпус подготовлен к буксировке в Индию.
В 1994 году – декабрь, во время буксировки корпуса крейсера в Норвежском море штормом, он был выброшен на скалы острова Серейа Норвегии.
В 2008 году — правительством Норвегии было принято решение по его утилизации, начались работы по подготовке к работам и сами работы. В 2014 году – работы по резке корпуса и утилизации метала были закончены, корабля не стало.
Приложение 3 Крейсера России — СССР
Виктор Степанович огромное спасибо! Очень здорово подобран материал
СССР пропагандировал ВМФ, как океанский. Жаль, что руководство страны не изучило замечательную книгу Фукидид «Мидуэй», может бы врубились что уже в 1943 году лёгкие крейсера, как реальная сила, просто не рассматривались. Тогда не потратили бы немерянное бабло на дерьмо, устаревшее в стадии проектирования!
У настоящего моряка, назвать корабль «дерьмом», язык не повернется.
Виктор Степанович большое спасибо вам и всем офицерам и мичманам.Я служил на крейсере МУРМАНСК с 1980 по 1983 в дивизионе зенитного калибра.Командиром в дивизионе был капитан=лейтенант Комаров.И хотя я сошел с корабля в звании матроса и не был отличником я с глубокой благодарностью вспоминаю службу на корабле всех офицеров всех ребят которые служили со мной которые многому меня научили и конечно же наш крейсер.С уважением матрос Горбунов В.А
Василий, добрый день! Читал статью и увидел твой комментарий, это Олег Криницын. У меня ДМБ был в 1982 году.
Я был старшиной команды. Может быть помнишь меня? Я тебя вспомнил сразу. Тебе большой привет.
Виктор Степанович, огромное спасибо за информацию о крейсере «Мурманск»! Бывший сослуживец главстаршина Лихнов Сергей Александрович. С флотским приветом!