https://topwar.ru/172942-jasen-m-dolgozhdannyj-nuzhnyj-i-dorogoj.html
Некоторые размышления о наших атомных подводных лодках с крылатыми ракетами проектов 885 «Ясень» и 885М «Ясень М».
О задачах МАПЛ
В отличие от РПКСН, их не так-то легко определить. С морским компонентом стратегических ядерных сил все просто: его основной задачей в мирное время является ядерное сдерживание, а в военное – полномасштабное ракетно-ядерное возмездие каждому, кто покусится. А вот с многоцелевыми атомными подводными кораблями все намного сложнее по той простой причине, что очень уж широк спектр задач, которые хочется возложить на этот класс кораблей.
Уничтожать вражеские подводные лодки, выцеливающие наши РПКСН, готовящиеся наносить удары КРМБ «Томагавк» или же прикрывающие неприятельские АУГ? Вне всякого сомнения! Громить вражеские надводные боевые корабли — как одиночные, так и действующие в составе КУГ, АУГ или амфибийных соединений? Всенепременно и обязательно! Пресекать враждебные морские коммуникации, топя военные транспорты, везущие что-то бахающее и бухающее к нам на материк? Конечно! Наносить удары по сухопутным целям, инфраструктуре неприятеля? А как же иначе!
Но можно ли создать МАПЛ, которая могла бы одинаково эффективно решать столь различные задачи? Технически — да. Вот только, как показывает практика, стоимость такого решения превысит все мыслимые пределы и рассчитывать на сколько-то массовое оснащение такими кораблями флота – совершеннейшая утопия.
Об атомных суперкораблях
Интересно, что попытки создания МАПЛ предельно высоких ТТХ предпринимались дважды, в США и СССР/РФ. Американцы построили грандиознейшую для своего времени «машину смерти» «Сивулф». Но даже в самых оптимистичных планах они не предполагали полного перевода своих ВМС на МАПЛ этого типа – максимальная программа строительства «Сивулфов» предполагала ввод в строй только 29 субмарин. На деле и этого оказалось слишком много, так что в конечном итоге серия «усохла» всего лишь до 3 единиц. Выбор был сделан в пользу менее «боевитых» АПЛ типа «Вирджиния», имевших более скромные ТТХ, но, при этом, еще и существенно меньшую цену.
Что же до СССР, то в нем работы по созданию универсальной МАПЛ велись с 1977 г., и окончательно воплотились в металле в проекте 885М или «Ясень-М». Головным кораблем этого проекта стала «Казань», и я очень надеюсь, что она пополнит состав ВМФ РФ в 2020 г. Что же до «изначального» «Ясеня», то, к сожалению, «Северодвинск», в силу ряда компромиссов между желаниями моряков и бюджетом ВМФ получился в известной мере «промежуточным» кораблем, в котором не удалось реализовать все возможные и нужные нам технологии.
Но что же в итоге получит ВМФ РФ «в лице» «Казани»? По сути дела – крупнейшую многоцелевую АПЛ в мире, чье надводное водоизмещение, скорее всего, превышает 8 000 т, хотя, вероятно, и не дотягивает до 8 600 т «Северодвинска». Аналогичный показатель «Сивулфа» составляет 7 460 т., «Вирджинии» — в зависимости от модификации и по разным данным от 7 080 до 7 925 т, британский «Астьют» — 6 500 т. Почему так?
Конечно, ТТХ «Ясень-М» секретны, но они, по всей видимости, отличаются от таковых у «Ясеня». Известно, например, что корпус проекта 885М на 9 метров короче, что и дает основание предполагать несколько меньшее водоизмещение в сравнении с «изначальным» «Ясенем» проекта 885. Кроме того, вероятно, изменился состав вооружения. Если «Ясень» несет 10 торпедных аппаратов и 8 вертикальных пусковых установок (ВПУ) для ракет, то «Ясень-М», предположительно, имеет 8 торпедных аппаратов и 10 ВПУ. Общий боекомплект «Ясеня» составляют 30 торпед/ракето-торпед или ракет, применяемых из торпедных аппаратов и 32 ракеты в ВПУ. Соответственно, можно предположить, что боекомплект «Ясеня-М» будут составлять 24 торпеды или то же количество иных боеприпасов для торпедных аппаратов и 40 ракет.
Так вот, первый ответ на причины большого водоизмещения самой современной отечественной МАПЛ – это состав ее вооружения. «Сивулф» и «Астьют» не несут ВПУ совсем, а у «Вирджинии», в зависимости от модификации, имеются ВПУ на 12, а у Block V – даже 40 крылатых ракет «Томагавк». И именно эта модификация «Вирджинии» как раз и приближается по своему надводному водоизмещению к нашему «Ясеню-М». Но нужно учитывать, что американские ВПУ более компактны – просто в силу того, что американские «Томагавки» существенно легче, чем отечественные «Калибры» и, тем более, «Ониксы».
Кроме того, не следует забывать, что британские и американские АПЛ – однокорпусные, а вот «Ясень-М» — полуторакорпусный корабль, что, очевидно, несколько утяжеляет корпус нашей подводной лодки.
Как бы то ни было, в лице «Казани» наш ВМФ получит очень грозный подводный крейсер-универсал, вполне способный эффективно решать перечисленные выше задачи. В теории «Ясени-М» должны получить все самое лучшее что мы смогли придумать для наших подводников. Возможно, конечно, что это и не так, и что наша наука и промышленность способна была дать еще лучшие торпеды, ГАК и иные агрегаты и оборудование (да вот те же водометы, к примеру), чем то, что фактически устанавливается на «Ясенях-М». Но подобные вещи следует относить уже к нашим внутренним недосмотрам и подковерным играм, а не к «проколам» концепции корабля. Скажем, ничто не мешает оснастить «Ясень-М» качественными противоторпедами и ловушками-имитаторами ПЛ — были бы эти самые торпеды/ловушки и желание.
Иными словами, в лице «Ясень-М» мы действительно можем получить (и, хочется верить, получим) универсальную многоцелевую АПЛ предельных характеристик… вот только стоимость ее по разным оценкам в 1,5-2 раза выше, чем у РПКСН проекта 955 «Борей». Что, кстати, хорошо согласуется с результатами, полученными в США. Их серийные «Огайо», входившие в строй в 90-х годах стоили 1,3-1,5 млрд. долл., в то время как стоимость серийной АПЛ типа «Сивулф» — «Коннектикут» — оценивалась в 2,4 млрд. долл., но по факту скорее всего вышла еще дороже.
А вот стоимость постройки серийных «Вирджиний» в какой-то момент упала аж до 1,8 млрд. долл., при том, что строились они значительно позднее, уже в ХХI веке и доллар с тех времен заметно «полегчал» — на размер инфляции. Потом, конечно, инфляция взяла свое, стоимость того же «Иллинойса», переданного флоту в 2016 г достигла 2,7 млрд. долл. Но не будем забывать, что «Коннектикут» вошел в строй в декабре 1998 г., а «Иллинойс» — в октябре 2016 г. Инфляция доллара за это время составила 47,4%, то есть в ценах 1998 г. «Иллинойс» стоил бы только 1,83 млрд. долл., то есть в как минимум в 1,3 раза дешевле серийного корабля типа «Сивулф».
Иными словами, США, победив в холодной войне и находясь на пике своей экономической мощи, все же свернули строительство супер-«Сивулфов» в пользу массового производства более дешевых МАПЛ. А вот Российская Федерация, имея совершенно несопоставимые с США экономические возможности приступили к серийному строительству «Ясеней-М» с предельными ТТХ.
Очередная ошибка планирования?
Прочитав эти строчки, уважаемый читатель, наверное, совершенно уверен в том, что автор сейчас в который уже раз обрушится с критикой на МО РФ. Но… не в этом случае.
Во-первых, у нас, по всей видимости, и выбора-то никакого не было. Как уже говорилось ранее, универсальную МАПЛ стали разрабатывать еще в СССР и к моменту его распада это был наиболее современный проект из имеющихся. Создание нового проекта в 2000-х годах обещало затянуться если не до бесконечности, то очень надолго, в то время как «дикие 90-е» и финансирование флота «в год по чайной ложке» в период 2000-2010 гг. привели к обвальному сокращению МАПЛ в составе ВМФ РФ. Ждать еще, ничего не делать до разработки оптимального для ВМФ проекта, было просто нельзя и граничило с преступлением. Мы и так уже «дореформировались» до состояния, когда на весь Тихоокеанский флот в какой-то момент осталась всего 1 (ОДНА) многоцелевая АПЛ типа «Щука-Б».
Во-вторых, многие новинки, которые получил «Ясень-М», следовало бы испытать в металле, прежде чем браться за создание более продвинутых аналогов для новейшей МАПЛ.
В-третьих, в 2011-2020 гг. РФ предстояло реанимировать производственные мощности по постройке подводного флота. Если мы вообще хотели (а мы хотели) сохранить эту отрасль, требовалось заказывать многоцелевые АПЛ, причем – срочно. И единственным проектом, который можно было оперативно «довести до ума» и до закладки как раз и был «Ясень-М».
В-четвертых, появление «белых слонов» — то есть строительство ограниченной серии атомных подводных «суперкрейсеров» предельных характеристик, по крайней мере в теории, неплохо вписывается в концепцию ВМФ РФ.
О полезности МАПЛ предельных характеристик
В полномасштабном конфликте с США даже сравнительно небольшое количество таких МАПЛ способно оказывать сдерживающее воздействие на операции надводных сил американцев. Стать целью для ракетного залпа в 40 «Цирконов» не захочет ни один американский адмирал, так что неприятельским АУГ и КУГ придется действовать значительно осторожнее, чем они могли бы. Но следует понимать, что РФ в обозримом будущем может угрожать не только тотальный ракетно-ядерный Армагеддон, но и конфликты рангом пониже, с применением только конвенционального оружия.
Можно сколько угодно говорить о том, что «мы – ядерная держава» и «если что – весь мир в труху!», но факт в том, что Китай, напав на Даманский, почему-то проигнорировал всю нашу советскую «ядерность». СССР же решил китайский вопрос хоть и радикально, но вполне конвенционально. А в новейшей истории даже бывшая Грузия, нынешняя Джорджия, которую без лупы на карте мира не найти, умудрилась атаковать Цхинвал, убивая наших миротворцев. И опять же, вопрос решался нами строго конвенциональными средствами. Можно вспомнить и иностранный опыт – Англия в 1982 г. тоже не торопилась хвататься за «ядерную дубину», предпочитая решить вопрос о принадлежности Фолклендских островов «на кулачках». Причем, с учетом заметного количества британских морпехов, убитых и раненных в штыковых схватках с аргентинской пехотой, «на кулачках» можно было писать и без кавычек.
В общем, до мира во всем мире еще очень и очень далеко. Территориальных претензий к нашей стране предостаточно – взять хотя бы те же Курилы. Да еще и США со своими «арабскими вёснами» и «революциями оранжевых достоинств» так и норовят устроить военно-политический хаос у наших границ. Чтобы эффективно противостоять всему этому, РФ совершенно необходимо иметь мощные вооруженные силы общего назначения – наземные, космические, воздушные, и, вне всякого сомнения, морские. Вот только в силу географического фактора мы вынуждены дробить наши корабли между 5 театрами: Балтийским, Черным и Каспийским морями, Севером и Дальним Востоком.
Получается интересно. Если просуммировать численность всех наших флотов, то ВМФ РФ имеет полное право претендовать на третье место в мире после ВМС США и Китая. По боевому потенциалу, с учетом качества наших подводных кораблей можно, пожалуй, говорить о паритете с Китаем – они, конечно, эсминцев и корветов настроили, как нам и не снилось, но вот в части подплава у «Желтого Дракона» все совсем не так однозначно. Таким образом, ВМФ РФ, даже невзирая на обвальное сокращение своего состава, все еще представляет собой значительную силу, обеспечивая Российской Федерации достойное место среди великих морских держав. Но это если считать общую численность флота.
А вот если смотреть каждый морской театр в отдельности, то картина получается совсем не радужная. На сегодняшний день мы попросту неспособны насытить наш флот таким количеством кораблей, при котором каждый отдельный флот превосходил, или хотя бы стоял вровень с сильнейшими ВМФ присутствующих там держав. Тихоокеанский флот уступает японским ВМС на Дальнем Востоке, Северный едва ли имеет паритет с флотом Его Величества, Балтийский слабее германского ВМФ, а Черноморский имеет куда меньший корабельный состав, нежели ВМС Турции.
Соответственно, для того, чтобы эффективно предотвращать возможные неядерные конфликты с серьезными морскими державами, или, если уж предотвратить не удалось, то побеждать в них, необходим межтеатровый маневр сил нашего ВМФ. Да, это займет определенное время, но в современном мире такого рода конфликты обычно не возникают на пустом месте – им предшествует некий период политической напряженности, за который вполне можно успеть совершить необходимые «рокировки». И наши «Ясени-М», будучи чрезвычайно мощными и универсальными боевыми кораблями, как нельзя лучше подходят на роль той самой «кавалерии», способной быстро усилить наше военно-морское присутствие в нужное время на нужном театре.
Понятно, что в Балтийское или Черное моря МАПЛ не пойдут, но там возможны иные средства усиления. Зато весь мировой океан, включая наши северные и дальневосточные рубежи, а также и Средиземное море кораблям проекта 885М вполне доступны.
Изначально ГПВ 2011-2020 гг. включала в себя слишком мало «Ясеней» — всего 7 ед., из которых действительно современных «Ясень-М» было только шесть. Этого для ВМФ РФ было категорически недостаточно, и автор от всей души радовался новости о закладке еще двух кораблей проекта 885М, что должно было довести общее количество «Ясеней-М» до 8. В идеале следовало бы строить еще хотя бы 3 «Ясеня-М», чтобы сформировать по дивизии из 6 кораблей (включая «Северодвинск») на Северном и Тихоокеанском флотах.
А что дальше?
Несмотря на высокую стоимость «Ясеней-М», бюджет РФ вполне способен выдержать строительство еще 3 кораблей данного типа. Разумеется, не сразу, но по мере постепенной сдачи флоту находящихся сейчас в постройке «Бореев-А» и «Ясеней-М» будут высвобождаться стапели и производственные мощности, так почему бы и нет? Но и в этом случае общее количество МАПЛ проектов 885 и 885М составит всего лишь 12 ед., которые флот получит никак не раньше, чем к 2030 г. И это, конечно, совершенно не вровень со стоящими перед нами угрозами.
Попытаемся составить оптимистичный прогноз, какими подводными силами общего назначения будет располагать Северный флот в 2030 г при условии закладки 3 «Ясень-М» в дополнение к уже заказанным. В этом случае СФ получит, в дополнение к «Северодвинску» еще 5 «Ясеней-М», а кроме того, по всей видимости, флот будет располагать еще 2 или даже 3 модернизированными «Антеями» («Воронеж», «Смоленск» и «Орел»), что позволит сформировать полноценную противоавианосную дивизию по советскому образцу из 8-9 кораблей.
Кроме этого, в настоящее время в составе СФ числится 6 МАПЛ проекта 971 различных модификаций. Можно надеяться, что 5 из них к 2030 г все еще останутся в строю. Но вот «Пантере», сданной флоту в 1990 г, аккурат «стукнет» уже 40 лет, при том что последний ремонт, на сегодняшний день, она завершила в 2008 г. Шансы на то, что в период 2020-2030 гг. она получит серьезную модернизацию с продлением срока службы относительно невелики, так что, скорее всего, если к 2030 г она еще и будет в составе флота, то уже в полной готовности к «уходу на пенсию». Что же до МАПЛ более ранних проектов, то они, если даже каким-то чудом и сохранятся в составе СФ, будут иметь уже минимальное боевое значение.
С ДЭПЛ ситуация следующая: все 7 «Палтусов» проекта 877, очевидно, отправятся на заслуженный отдых, так как срок их службы достигнет или превысит 40 лет. Кроме них имеется еще головной корабль проекта 677 «Санкт-Петербург». Предполагается также, что из 4 ДЭПЛ типа «Лада», находящихся сегодня в постройке, либо заказанных к таковой, одна («Великие Луки») тоже уйдет на СФ. В общем, в оптимистичном сценарии, при котором с проектом 667 все у нас получится, и мы успеем в текущем десятилетии развернуть их серийное строительство, Северный флот к 2030 г. сможет иметь в своем составе до 8 ДЭПЛ проекта 677.
А всего получается на СФ 22 подводных лодки, в том числе: 14 МАПЛ, из которых шесть – 4-го поколения, восемь – 3-го поколения и 8 ДЭПЛ. Повторяю, в оптимистичном сценарии. Теперь посмотрим, что у наших «заклятых друзей».
ВМС США на сегодняшний день располагают по меньшей мере 28 МАПЛ типа «Лос-Анджелес», (статус «Олимпии» и «Луисвилла» непонятен – возможно, готовятся к утилизации, если нет – тогда 30), 3 корабля типа «Сивулф» и 19 -типа «Вирджиния». То есть по меньшей мере, 50 МАПЛ, не считая четверки переделанных в носители крылатых ракет ПЛАРБ типа «Огайо». Возможно, конечно, что это количество может сократиться еще, поскольку американцы весьма энергично списывают свои «Лос-Анджелесы» и может сложиться ситуация, когда поступление новейших «Вирджиний» не будет компенсировать вывод из строя кораблей предыдущего поколения. Но США имеют 9 «Вирджиний» в постройке, и есть заказ еще на 10 кораблей. Таким образом, даже если не последует новых заказов, что крайне сомнительно, общее количество «Вирджиний» в составе ВМС США достигнет 38 ед., а общее количество МАПЛ 4-го поколения – 41 ед. (плюс 3 «Сивулфа»). С учетом того, что американцы стремятся сегодня закладывать по 2 МАПЛ в год, завершение строительства 38-ой «Вирджинии» состоится не позднее 2031 г. Это – тот минимум, ниже которого американский флот не упадет, при этом можно предполагать, что американцы все же будут стремиться поддерживать свой подводный флот МАПЛ на уровне не меньшем, чем 50 ед. Но, поскольку у нас тут оптимистичный для России сценарий, предположим, что к 2030 г ВМС США будут располагать 40 МАПЛ. Из которых, вне всякого сомнения, они смогут выделить 15-18 кораблей для действий в северных морях. Их будут поддерживать 8 МАПЛ типа «Астьют» британского ВМФ (на сегодняшний день – 3 в строю, 4 в постройке, на 1 подписан контракт) и 6 французских типа «Барракуда».
И, конечно же, 6 ДЭПЛ Норвегии, хотя предсказать сейчас, какие именно это будет лодки не получится. Норвежцы собирались строить новые корабли на смену своим 6 ДЭПЛ «Ула», но затянули с контрактом, и не исключено, что к 2030 г. именно «Улы» (ровесники наших «Палтусов») все еще будут составлять основу подводных сил флота этой северной страны.
А всего у НАТО на северном театре к 2030 г получается – 35-38 подводных лодок, в том числе 29-32 МАПЛ 4-го поколения и 6 ДЭПЛ.
Таким образом, мы получаем более чем двойное превосходство НАТО в МАПЛ, при том что у нас кораблей полноценного 4-го поколения будет только 5 («Северодвинск» все же промежуточен) против 29-32 американских и европейских. То есть по равноценным кораблям соотношение составит примерно 1:6 не в нашу пользу. И 8 наших МАПЛ проектов 945А, 971 и 971М, хотя бы и модернизированные, все же будут по целому ряду параметров будут уступать своим иностранным визави. Иными словами, даже в оптимистичном сценарии, по части МАПЛ к 2030 г. налицо подавляющее количественное и качественное превосходство стран НАТО, при этом небольшое преимущество в ДЭПЛ, разумеется, компенсировать его не может.
Получив такой расклад в оптимистичном сценарии, про пессимистичный говорить уже не хочется.
Выводы
По мнению автора, которое он, впрочем, никому не навязывает, строительство многоцелевых атомных подводных лодок проектов 885 и 885М в количестве 9 единиц полностью оправдано, и отвечает насущным потребностям ВМФ. Критиковать здесь можно разве что малый размер серии: очень хотелось бы довести количество «Ясеней» и «Ясеней-М» в составе нашего флота до 12 ед., чтобы сформировать 2 дивизии таких кораблей – по одной для Северного и Тихоокеанского флотов.
Однако дальнейшее строительство предельных по своим характеристикам, высокоэффективных, универсальных (и от этого крайне дорогих) подводных кораблей не позволит создать подводный флот нужной нам численности. В будущем нам понадобятся иные подводные корабли.
Продолжение следует…
Автор: Андрей из Челябинска