Концепт-проект неатомной подлодки П-750Б «Сервал»

https://topwar.ru/174264-koncept-proekt-neatomnoj-podlodki-p-750b-serval.html

Возможный облик «Сервала»

В последние годы Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» занимается проработкой направления малых подводных лодок прибрежного действия. Заказчикам предлагается несколько проектов такого рода, и самым новым из них является П-750Б «Сервал». В этом проекте реализуются новые технические решения и принципы.

Картинки с выставки

Концепт-проект неатомной подлодки П-750Б, являющийся развитием более раннего П-750, впервые представили на отечественных военно-технических выставках 2019 г. Их посетителям показывали макет перспективной подлодки и материалы технического и рекламного характера. На будущем форуме «Армия-2020» СПМБМ «Малахит» планирует представить новый детализированный макет субмарины, лучше показывающий особенности проекта.

В рамках выставок организация-разработчик огласила основные особенности будущего «Сервала» и его примерные характеристики. Было объявлено, что новая лодка получит воздухонезависимую энергоустановку (ВНЭУ). С ее помощью предлагается в разы повысить продолжительность нахождения под водой. Также предлагается модульная архитектура вооружений, расширяющая круг решаемых задач.

Несколько дней назад еженедельник «Звезда» опубликовал интервью с гендиректором «Малахита» Владимиром Дорофеевым, темой которого стал новый проект неатомной субмарины П-750Б. Руководитель проектной организации уточнил некоторые известные сведения, а также раскрыл новые подробности и планы.

Перспективные решения

Концепт «Сервал» предлагает строительство подлодки длиной 65,5 м и шириной 7 м с водоизмещением ок. 1450 т. Использована полуторакорпусная конструкция; легкий корпус образует всю носовую оконечность корабля. Стальной прочный корпус должен обеспечить погружение на глубину 300 м. Корпус разделяется на отсеки разного назначения. В частности, кормовые объемы полностью отдаются под энергоустановку оригинальной архитектуры.

Выставочный макет

Энергоустановка включает два газотурбинных двигателя мощностью по 400 кВт, связанных с генераторами, а также одновальную систему с гребным электродвигателем мощностью 2500 кВт. При движении на поверхности ГТД получают воздух из атмосферы, а отработанные газы выбрасываются наружу. В подводном положении двигатели переходят на замкнутый цикл.

Для работы под водой ГТД используют кислород, хранящийся на борту лодки в жидком виде в теплоизолированных емкостях. Ранее сообщалось, что выхлопные газы двигателя так же сжижаются и не выходят за пределы подлодки. В недавнем интервью гендиректор «Малахита» указал на возможность получения кислорода из газовой смеси с последующей его подачей в двигатель.

Используя только аккумуляторы, подлодка П-750Б сможет оставаться под водой трое суток. Применение ВНЭУ предлагаемого типа позволяет увеличить этот срок до 30 сут. Кроме того, обеспечиваются высокие скоростные и маневренные характеристики. Полная подводная скорость достигнет 18 узлов. Непрерывная дальность на ВНЭУ – 1200 миль. Общая дальность – 4300 миль.

Проект «Сервал» предлагает модульную архитектуру вооружений и полезной нагрузки. Необходимые агрегаты располагаются в носовой части лодки, под легким корпусом. Там могут размещаться 533-мм торпедные аппараты, средства самообороны, безэкипажная техника различного назначения и т.д. Допускается возможность замены подобной полезной нагрузки непосредственно при подготовке к выходу в море.

Наличие нескольких торпедных аппаратов позволяет применять весь спектр отечественного минно-торпедного вооружения. Также возможна интеграция ракетного комплекса «Калибр» в исполнении для подлодок. Таким образом, «Сервал» сможет работать по различным надводным и береговым целям, в т.ч. на большом удалении.

Лодка в разрезе

Интересной особенностью П-750Б является наличие шлюзовой камеры, тоже размещенной в носовой части. С ее помощью подлодка сможет высаживать и принимать до шести боевых пловцов одновременно. При этом обитаемые отсеки позволят брать на борт и доставлять к месту решения задач до 16 человек.

На лодке «Сервал» должны использоваться современные общекорабельные системы, средства управления и т.д. За счет высокой автоматизации процессов возможно сокращение экипажа до 18-20 человек. Соответственно, сокращаются объемы для их размещения, что позволяет оптимизировать конструкцию подлодки в целом. Предусматривается снижение требований к пунктам базирования. Развертывание П-750Б и обеспечение их службы возможно на существующих базах флота.

Лодка прибрежного действия

Малые подлодки проекта П-750Б, как и предыдущие разработки СПМБМ «Малахит», предназначаются для выполнения самых разных задач в прибрежной зоне. Они способны выполнять патрулирование и осуществлять борьбу с надводными или подводными кораблями противника с целью защиты морских границ. Возможны постановка морских мин, ведение разведки, а также обеспечение работы диверсионно-разведывательных групп.

Небольшие размеры и водоизмещение позволят «Сервалу» перемещаться и вести боевые действия на мелководье и в узкостях. Это значительно увеличивает возможные районы работы и дает серьезные преимущества перед более крупными подлодками. Низкая требовательность к пунктам базирования упростит переброску и развертывание в новых районах.

ВНЭУ новой конструкции делает подлодку тише кораблей с другими энергоустановками. Кроме того, предлагаемая система безопаснее – в ее контурах отсутствует водород, что резко снижает риски. Планируется обеспечить увеличенный ресурс агрегатов, за счет чего уменьшится стоимость эксплуатации.

В ожидании заказа

В недавнем интервью гендиректор «Малахита» рассказал о существовании действующего макетного образца ВНЭУ для «Сервала». Это изделие работает на стенде, проходят эксперименты и исследования. Как скоро его доведут до полноценного работоспособного образца – не уточняется.

Сам проект подлодки П-750Б пока существует только на уровне концепции и общих решений. Дальнейшая судьба этой разработки зависит от потенциального заказчика в лице министерства обороны. В связи с этим сроки появления готового проекта и вступления подлодки в строй остаются неизвестными.

Военное ведомство пока никак не комментировало проект «Сервал» – хотя по его заказу уже реализуется альтернативный проект неатомной подлодки с ВНЭУ от ЦКБ МТ «Рубин». Возможно, новая концепция и макетная ВНЭУ от СПМБМ «Малахит» тоже заинтересуют военных, что позволит двум проектам перейти на новую стадию.

Со временем «Сервал» или другие малые подлодки от «Малахита» способны привлечь внимание зарубежных стран. Повышенные тактико-технические характеристики, связанные с ВНЭУ, могут стать важным конкурентным преимуществом в контексте экспортных контрактов.

Подводные перспективы

Предлагаемый концепт неатомной подлодки П-750Б представляет большой интерес, как минимум, с технической точки зрения. Этот проект предлагает целый ряд важных и многообещающих решений разного рода, способных положительно повлиять на развитие флота. Подлодки типа «Сервала» могут стать важнейшей составляющей отечественного ВМФ в отдаленном будущем.

Следует признать, что далеко не все интересные и перспективные проекты доходят до практической реализации. Судьба П-750Б еще не определена, а главный заказчик пока воздерживается от заявлений на эту тему. Перспективный концепт от СПМБМ «Малахит» может не получить развития и не дойти до строительства и службы.

Однако и в этом случае бюро сможет провести научно-исследовательские работы по воздухонезависимым энергоустановкам и другим компонентам малых неатомных лодок. Благодаря этому в распоряжении наших кораблестроителей окажутся новые технологии, пригодные для использования в реальных проектах будущего. Дойдет ли «Сервал» до строительства или все ограничится только технологиями – покажет время.
Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии: СПМБМ «Малахит», Bastion-karpenko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *