А надо ли нам столько иголок?

Про отправку кораблей на иголки первым сказал Владимир Ильич Ленин, который искренне считал, что будущей Советской России, в которой большевики возьмут власть, не нужны ни армия, ни флот. Армию он хотел заменить всеобщим вооружением народа (видимо по типу нейтральной Швейцарии), а флот он считал оружием агрессии и мечтал в своих трудах порезать все большие корабли на иголки и обеспечить иголками ивановских ткачих. Правда потом он изменил свои взгляды, но его стремление порезать большие корабли на иголки стали общим выражением. Особенно большое количество кораблей было пущено на иголки во времена правления Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, которые тоже считали, что врагов нет и флот не нужен. Очень многие прохиндеи от власти (эффективные менеджеры) и даже адмиралы нагрели руки на уничтожении флота. Сегодня это тоже не даёт многим нашим руководителям спасть спокойно. Значительная часть из них начиниют шевелиться, без пинка Президента, только если в результате закапают деньги в их личные карманы. Как это не прискорбно.

https://topwar.ru/178448-a-nado-li-nam-stolko-igolok.html

Флот стоит денег. Даже не так. Флот стоит сумм. Больших сумм. Во все века и времена флот был очень дорогим атрибутом, ничего не изменилось за последние несколько веков. К сожалению.

К сожалению потому, что корабли стали другими. Если первый российский линейный корабль «Гото Предестинация», созданный без участия иностранных специалистов после неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи и… разобран на дрова, то сегодня разобрать корабль тоже стоит денег.

На многих профильных форумах в интернете и соответствующих изданиях (А «Цусима» это, например, два в одном) обсуждается вопрос утилизации российских крупных кораблей. Именно крупных.

Почему речь идет именно о крупных кораблях? Да все просто. Потому что сегодня Россия не в состоянии строить корабли класса эсминец и выше. Да и с теми, кого получили в наследство от Советского Союза, тоже проблемы по полной программе.

Давайте пройдемся по списку кандидатов на иголки?

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Адмирал Лазарев». ТОФ. В строю с 1984 года, на консервации с 1992. Решение не принято, но постоянно муссируется информация о том, что восстанавливать корабль нецелесообразно и его утилизируют.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров». СФ. С 2002 года ожидает утилизации. Окончательное решение принято только в 2015 году. Получается, шанс был, но «доктор сказал – в морг…».

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Харламов». СФ. Используется (внимание!) как «стационарный учебный корабль». По факту – донор запчастей и механизмов. 7000 тонн уныния и безнадеги. 2 декабря на корабле спустили флаг и дальше только распил.

Эскадренный миноносец проекта 956 «Бурный». ТОФ. В «ремонте» с 2005 года в связи с невозможностью отремонтировать турбины, для которых нет лопаток. Резерв 3-й категории, донор запчастей.

Эскадренный миноносец проекта 956 «Безбоязненный». ТОФ. В строю с 1990 года, с 1999 года находился в ремонте до 2018 года, после чего корабль в октябре 2020 года отправили на утилизацию.

Эскадренный миноносец проекта 956 «Боевой». ТОФ. В строю с 1986 года. С 1998 года выведен в резерв по причине отсутствия средств на замену трубок в главных котлах. В октябре 2020 года приговорен к утилизации.

Эскадренный миноносец проекта 956 «Гремящий» («Безудержный»). ТОФ. В строю с 1991 года, с 1998 года в резерве, ожидает утилизации.

Эскадренный миноносец проекта 956 «Гремящий» («Ведущий»). ДКБФ. В строю с 1989 по 2007 годы, ожидает утилизации.

Подводная лодка проекта 945 «Карп». СФ. Модернизационный ремонт начат в 2013 году, планировалась установка УКСК «Калибр-ПЛ». В настоящее время работы приостановлены, лодка в резерве 1-й категории.

Подводная лодка проекта 945 «Кострома». СФ. Находилась в очереди на модернизацию, планировалась установка УКСК «Калибр-ПЛ». В настоящее время лодка в резерве 1-й категории.

Вот не очень красивый список кораблей. По сути – отряд, который в состоянии наломать дров в любом регионе мира и стать очень большой проблемой для АУГ США.

Особенно жалко эсминцы. Да, БПК – тоже полезные корабли, но БПК – это все-таки «обезжиренный» эсминец, заточенный под противолодочную работу. А эсминец – универсальный ударный корабль. И во всех прогрессирующих флотах, к коим мы, к сожалению, не относимся, эсминцы клепают так, что грохот стоит.

США – 69 эсминцев. Строят новые.
Китай – 31 эсминец. Строят новые.
Япония – 39 эсминцев. Строят новые.

И только Россия, у которой относительно на плаву и по ремонтам 4 эсминца и 8 БПК, совершенно ничего не предпринимает в этом плане.

Хотя разговоры о «присутствии в дальней океанской зоне» идут постоянно. Чем, простите, присутствовать? Опять развлекать «великие морские» державы типа Венесуэлы возможностью лицезреть последнего «Орлана»? Крупнейший и бесполезнейший в мире неавианосный корабль?

Сейчас многие начнут ворчать и кричать, а «Петр Великий» реально бесполезен. Один в море не воин, и все эти сказки, что он в состоянии в одного сразиться с авианосной группировкой – это для сверхпатриотов. Хотя сразиться-то он может. Победить шансов нет, поскольку ЛЮБАЯ американская ударная группа просто отправит этот утюг на дно. Столько ракет, сколько могут выпустить 3-4 «Арли Берка» и пара «Тикондерог» отразить крейсер просто не сможет.

А создать приличный эскорт… Ах, да, кроме вышеперечисленных кораблей, у нас же еще аж два фрегата есть… Дрожи, Америка…

А если заглянуть в сводную ведомость боевых кораблей, которые планируется построить в рамках текущей программы ГПВ, то там самый крупный корабль – это УДК типа «Иван Рогов», водоизмещением 25 000 тонн.

Но УДК – это не ударный корабль. Это универсальный десантный. Для проведения соответствующих операций.

А вот в плане ударных кораблей, то тут самый большой – это фрегат проекта 22350. То есть, 5 000 тонн водоизмещения со всеми вытекающими последствиями.

Нет, как боевой корабль фрегат пр. 22350 весьма и весьма хорош. Но если взять «Сарыча» и нафаршировать новыми видами вооружений… Больше влезет однозначно. И хуже точно не будет.

Но самое неприятное в списке то, что ничего подобного из него в ближайшие десятилетия мы даже близко не сможем построить. Да, Балтийский и Прибалтийский заводы, родина кораблей проектов 1144 и 1155 могли бы… Если реально могли бы. А николаевские и запорожские заводы, увы, потеряны. И как кораблестроительные предприятия, так и двигателестроители. Что осложняет ситуацию. Корабли у нас есть где построить, а вот двигатели…

Впрочем, это не первый год все обсуждается.

Интересно получается, у нас есть корабли, которые собираются просто утилизировать, несмотря на то, что они свой потенциал не то что не выработали, не приступали! Что такое для корабля советской постройки 7-8 лет службы? Да ничего!

Странно, у нас все никак не могут привести в божий вид «Адмирала Кузнецова». И дело не в аварии дока, то, что на крейсере не работало большое количество оборудования и систем, ни для кого уже не секрет. Интернет помог. Вот почему никак не могли все это исправить – другой вопрос.

«Варяг», ставший «Ляонином» и «Горшков», ставший «Викрамадитьей», почему-то служат в своих флотах без особых приключений. Хотя в каком состоянии украинцы передали китайцам «Варяга», стоит просто промолчать.

И, кстати, коль заговорили о китайцах, не у них ли вполне себе прилично служат четыре последних «Сарыча»? Да, они посвежее тех, что стоят и ждут разделки в российских отстойниках, но не критично. Разница, например, между служащим «у нас» «Адмиралом Ушаковым» и «у них» «Фунчжоу» всего 6 лет. Это много для корабля такого класса?

«Ханьчжоу». Хорошо смотрится, получше многих.

А разница между «Адмиралом Ушаковым» и «Гремящим», «Беспокойным» и «Безбоязненным» — всего два года… Только два эсминца идут под нож, а один («Беспокойный») вроде бы превратят в музей…

Очень сложно понять, о чем вообще думает флотское командование. Все эти сказки на форуме «АРМИЯ-20..» про атомные эсминцы в 50 000 тонн и атомные же авианосцы в 100 000 тонн при всем том, что Россия не в состоянии ни построить корабль океанского класса крупнее фрегата, ни обслужить имеющиеся.

Сказочка, конечно, может стать былью, если за нее берутся настоящие волшебники. Однако, учитывая отсутствие в планах эсминцев и выше, отсутствие нормальных энергетических установок, все это смотрится как-то очень уж уныло. Волшебников нет.

А значит, вполне возможно, стоит еще раз посмотреть на корабли, которые стоят в ожидании разделки. Два тяжелых крейсера. Четыре эсминца. «Харламова», как я понимаю, уже не спасти.

Конечно, то, что у нас строится москитный флот из ракетных катеров на китайских дизелях – это прекрасно. Хоть что-то. Но москитный флот – это оборона своей прибрежной полосы, не более.

Значит, тогда не надо делать громких заявлений по поводу «присутствия России» и «демонстрации флага» на большом удалении. Собственно, старые корабли, созданные еще в Советском Союзе, то есть, 30 и более лет тому назад, не есть лучший способ демонстрации могущества флота.

А если речь идет о том, чтобы реально защитить свои интересы, скажем, в акватории Тихого океана, в районе Охотского моря…

Хотя здесь и десять эсминцев не помогут. У Японии флот все равно мощнее.

И тем не менее, может, все-таки в реанимацию? Хотя может быть, пять ракетных катеров лучше, чем один старый атомный крейсер с новым вооружением?

Автор:Роман Скоморохов

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Полностью согласен с автором с оценкой нынешнего состояния флота РФ и с отношением власти к его развитию.
    Выход один — выдвигать и голосовать на очередных и последующих выборах за другую власть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.