Бойко В. Трагедии Северного подплава Атомная подводная лодка К-141 «Курск»

К-141 («Курск») — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А («Антей»). Заложена на СМП в г. Северодвинске 22 марта 1990 года.  3 июня 1992 года отнесена к подклассу АПК. 6 апреля 1993 года получила наименование «Курск». Спущена на воду 16 мая 1994 года. 30 декабря 1994 года вступила в строй. 1 марта 1995 года включена в состав Северного флота, вошла в 7-ю Дивизию подводных лодок  1-й Флотилии подводных лодок  СФ с базированием на г.Ара (п. Видяево).

АПЛ «Курск» в море

10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, К-141 вышла в море для выполнения  пуска крылатой ракеты и проведения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей. На борту подводной  лодки находились двадцать четыре крылатые ракеты П-700 «Гранит» и двадцать четыре торпеды.  Утром 12 августа К-141 условно атаковала крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». Подводная лодка должна была в 9.40 начать подготовку, а с 11.40 до 13.40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

   В 11.28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «…включилась антенна радиолокационной станции».

   Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14.50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия К-141. Подводная лодка  не вышла на связь в установленное время — 17.30. О катастрофе подводной лодки военному руководству стало известно вечером, когда в 23.00 командир подводной лодки повторно не вышел на связь. В 23.30 К-141 в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

   Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подводной лодки отправилась группа кораблей во главе. В 04.51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

   Британские и норвежские флоты предлагали помощь, однако РФ вначале отказалась от всякой помощи. Все 118 моряков и офицеров на борту Курска погибли. Российское адмиралтейство изначально сообщило общественности, что большинство членов команды погибло в течение нескольких минут после взрыва, но 21 августа норвежские и российские водолазы обнаружили двадцать четыре тела подводников в девятом отсеке.  

   Спасательные работы велись силами Северного флота, но оказались безуспешными. Пресс-служба Главного штаба ВМФ объясняла неудачи сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды, волнением моря и большим креном К-141 —  60 градусов. Однако капитан 3-го ранга А.Шолохов, трижды погружавшийся на глубоководном аппарате «Приз», утверждал, что скорость подводного течения не более 0.7 узла, видимость допустима для спасательных работ и никакого крена нет. По официальной версии все попытки присоса к комингс-площадке подводной лодки оказались неудачными, поскольку треснуло металлическое кольцо шлюза.

   Только 20 августа к работам допустили норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк  на следующий день.

   В операции по подъёму тел подводников и секретных документов затонувшего атомохода  участвовали шесть российских и шесть норвежских водолазов. Норвежские водолазы сделали технологические вырезы в лёгком и прочном корпусах в районе 8-го, 3-го и 4-го отсеков. Затем внутри К-141 для подъёма тел погибших и секретных документов работали российские водолазы, прошедшие подготовку в составе 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ на аналогичной подводной лодке..

   По выводу многочисленных экспертных комиссий силовая установка не дала утечки радиации.

   В соответствии с Указом президента РФ от 26.08.2000 № -1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

   В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки: с  13 по 19 августа при проведении спасательной операции обитаемыми подводными аппаратами Северного флота, 20-21 августа норвежскими и британскими водолазами-глубоководниками с норвежских судов «Normand Pioneer» и «Seaway Eagle». 21 августа в 13.47 норвежские водолазы открыли внутренний люк шлюзовой камеры, в 17.07 официально объявлено о гибели команды подводной лодки, детальное обследование в конце сентября с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» с научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», в октябре — ноябре — необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании «Halliburton AS» с судна «Regalia».      К осмотру поднятого «Курска» были привлечены около пятьдесят специалистов ЦКБ «Рубин», а также командиры отсеков с подводных лодок этого же проекта.

Рубка АПЛ «Курск» под водой

После подъёма в отсеках стоял сильный запах, в некоторых отсеках была большая концентрация угарных газов. 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и прочими веществами, 5-й и 6-й были относительно чистые, там практически отсутствовала вода и угарный газ. В переборках между отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы, предназначенные для сохранения предметов в случае непредвиденных ситуаций. Между 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом чистые листы бумаги с карандашами. Следствием устанавливалась причина, по которой спасательный аппарат не смог присосаться к площадке в районе 9-го отсека, в день проводилось до 6-7 экспериментов по присосу. Было установлено, что в 4-м отсеке находилось больше людей, чем там должно было находиться. В 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой, обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация.  Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».  

   Причины, вызвавшие взрыв, окончательно не установлены. По заключению правительственной комиссии наиболее вероятным является нештатная ситуация в торпедном отсеке. Вполне возможно, что ситуация развивалась следующим образом: взрывная волна первого взрыва прошла в Центральный пост, находящийся во втором отсеке. Далее взрывная волна прошла по трубопроводам вентиляции, загнула штоки гидроподъемников выдвижных устройств, из-за чего все они так и остались поднятыми.

   Эта же взрывная волна забросила во все отсеки и запах гари. Именно поэтому весь оставшийся к тому времени в живых личный состав, сразу же включился в портативные дыхательные аппараты, а офицеры, находившиеся на пульте ГЭУ, в шланговые дыхательные аппараты. Из-за того, что весь личный состав Центрального поста вышел из строя, и подводной лодкой уже некому было управлять, К-141 начала стремительно погружаться. Пожар в 1-м отсеке продолжался,  поэтому подводники, находящиеся в третьем отсеке начали уходить в сторону кормы. Однако дальше 4-го отсека уйти не успели.

   Еще до опускания на грунт,  на подводной лодке сработала аварийная защита реактора, и почти сразу же за этим последовал второй взрыв (со времени первого прошло около 130 секунд) гораздо большей мощности, чем первый. Причиной этого взрыва стал продолжающийся пожар в 1-м отсеке, добравшийся до стеллажных торпед, после чего последовала их детонация. Новая ударная волна была в несколько раз мощнее первой. От ее удара переборка между 1-м и 2-м отсеками, работая как поршень, двинулась к корме, сминая и сметая все на своем пути, срезая даже трубопроводы ВВД. В результате этого воздух высокого давления  стал интенсивно поступать из цистерн в 1, 2 и 3-й отсеки и выходить наружу через пробоину в 1-м отсеке.

   Новая взрывная волна разрушила трубопроводы вентиляции, вплоть до 5-бис отсека. Эта волна догнала и убила всех тех, кто пытался найти спасение в 4-м отсеке. Их там так и нашли там, тридцать человек, лежавших друг на друге в коридоре 4-го отсека.        В 5-м отсеке от удара взрывной волны погибла в полном составе боевая смена пульта ГЭУ. Часть офицеров оказалась выброшенными волной в отсечный коридор. Все они так и остались в ШДА. Убийственный смерч второй ударной волны остановила лишь кормовая переборка 5-бис отсека. В промежутке между первой и второй ударными волнами, кто-то из находившихся в 6-м отсеке подводников успел захлопнуть легкую переборочную дверь, дав тем самым личному составу кормовых отсеков шанс на спасение. Когда К-141 подняли и поставили в ДОК, оказалось, что кормовая переборка 5-бис отсека выгнута дугой. Однако свою задачу она выполнила и остаточную силу взрыва все же выдержала.

Поднятая АПЛ «Курск» в доке после подъема

   Оставшиеся в живых подводники в 6-м, 7-м, 8-м и 9-м отсеках в это время делали все возможное для герметизации своих отсеков. Никакой паники, а тем более бегства в 9-й отсек не было. Командиры отсеков поддерживали между собой связь и советовались по дальнейшей совместной борьбе за живучесть. Потом специалисты обнаружат во всех 4-х кормовых отсеках развернутые аварийные телефоны, по которым и осуществлялась эта связь. Одновременно личный состав 6-го отсека, несмотря на трагизм происходящего с ним, вручную подключил дополнительную группу газа высокого давления для компенсации температурных расширений 1-го контура реактора. Этим они обеспечили надежную герметичность реактора для окружающей среды. Позднее, после подъема К-141, специалисты будут единодушны, что именно действия личного состава 6-го отсека оказались решающими для сохранения нормальной радиационной обстановки.

    При этом до сих пор осталось загадкой, почему личный состав 8-го отсека не обеспечил всплытие сигнального буя, что достигалось поворотом рычага из 8-го отсека, тем более что система не пострадала от взрыва.  

   Вскоре началась интенсивная фильтрация воды в 6-й отсек из затопленного 5-бис, а потому подводники приняли решение на отход в кормовые отсеки. Установлено, что 6-й, 7-й и 8-й отсеки покидались организованно и без паники. 

   Уходя, подводники забирали с собой все комплекты регенерации В-64, индивидуальные дыхательные аппараты ИДА-59 и спасательные гидрокомбинезоны СГП. К 18-19 часам вечера 12 августа все оставшиеся в живых к тому времени двадцать три подводника собрались в кормовом 9-м отсеке. 

   В октябре 2001 года началась операция по извлечению тел подводников из кормовых отсеков с использованием водолазов.  В сентябре-октябре 2001 года после предварительного  отделения носовая оконечность поднята голландской компанией «Mammmoet Transport Antilles N.V.» по заказу правительства РФ.

   В октябре 2001 года К-141 заведена в плавучий ДОК в г.Росляково для изучения причин катастрофы и последующей разборки на металл. 14 апреля 2002 года в Росляковском ДОКе в соответствии с планом завершены работы по подготовке подводной лодки для утилизации на судоремонтном заводе «Нерпа» (г.Снежногорск).  26 апреля 2002 года К-141 переведена из ПД-50 в ПД-42 и отбуксирована на СРЗ «Нерпа» для утилизации.  В мае-июне 2002 года проведена операция по подъему фрагментов 1-го отсека и уничтожению остатков на грунте.     12 августа 2002 года в годовщину гибели подводной лодки К-141 в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника погибшей команде атомохода. Монумент был торжественно открыт у здания музея Вооруженных Сил. Композиция называется «Скорбящий моряк» и представляет собой бронзовую фигуру моряка и подводной лодки, лежащей у его ног.  Памятник погибшим морякам, представляющий рубку К-141 в гранитном оформлении, был установлен в Мурманске в 2009 году.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-141 («Курск»).
Многоцелевая атомная подводная лодка К-141 («Курск»).
Многоцелевая атомная подводная лодка К-141 («Курск»).
К-141. В последний поход…
К-141 на грунте.
Художник А.Лубянов.
К-141 в ДОКе после подъема.
К-141 в ДОКе после подъема.
К-141 в ДОКе после подъема.
К-141 в ДОКе после подъема.
К-141 в ДОКе после подъема.
Мемориал команде подводной лодке К-141 («Курск»).
г.Москва.
Памятник команде подводной лодки К-141 («Курск»).
г.Мурманск.

Командование соединения и штаб:

  1. капитан 1 ранга Багрянцев Владимир Тихонович – начальник штаба 7-й дивизии АПЛ, 1958 года рождения, закончил ЧВВМУ имени Нахимова и ВМА имени Кузнецова, г. Севастополь, 2 отсек
  2. капитан 2 ранга Шепетнов Юрий Тихонович — флагманский специалист ракетного оружия 7-ой дивизии АПЛ, 1964 года рождения, закончил ЧВВМУ имени Нахимова, г. Севастополь, 2 отсек
  3. капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович – заместитель начальника электро-механической службы, 1960 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Днепропетровская область, г. Марганец, 2 отсек
  4. капитан 2 ранга Исаенко Василий Сергеевич – помощник начальника электро-механической службы, 1964 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Крымская область. г. Феодосия, 2 отсек
  5. капитан 3 ранга Байгарин Марат Ихтиярович – ВРИО флагманского минера, 1955 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Санкт-Петербург, 2 отсек

Управление корабля:

6. капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович – командир корабля, 1955 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Волгоград, 2 отсек
7. капитан 2 ранга Дудко Сергей Владимирович – старший помощник командира, 1969 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Брестская область. г. Пинск, 2 отсек
8. капитан 2 ранга Шубин Александр Анатольевич – заместитель командира по воспитательной работе, 1959 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Севастополь, 2 отсек
9. капитан-лейтенант Репников Дмитрий Алексеевич – помощник командира, 1973 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, г. Севастополь, 3 отсек
10. старший мичман Ерасов Игорь Владимирович – специалист СПС, 1965 года рождения, г. Воронеж, 3 отсек
11. старший мичман Самоваров Яков Валерьевич – начальник секретной части, 1977 года рождения, Архангельская область, п. Луповецкий, 2 отсек

БЧ-1 (штурманская)

12. старший лейтенант Сафонов Максим Анатольевич – командир БЧ-1, 1974 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, Московская область, п. Горки, 2 отсек
13. старший лейтенант Тылик Сергей Николаевич – командир электронавигационной группы, 1975 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, Мурманская область. п. Видяево, 2 отсек
14. старший лейтенант Бубнив Вадим Ярославович – инженер электронавигационной группы, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Челябинская область. г. Копейск, 2 отсек
15. старший мичман Рузлев Александр Владимирович – старший боцман, 1976 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 2 отсек
16. старший мичман Фесак Владимир Васильевич – техник электронавигационной группы, 1962 года рождения, Донецкая область, г. Шахтерск, 2 отсек
17. мичман Козырев Константин Владимирович – техник электронавигационной группы, 1976 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 2 отсек
18. мичман Полянский Андрей Николаевич – техник электронавигационной группы, 1974 года, Краснодарский край, г. Тихорецк, 2 отсек
19. старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Дмитрий Анатольевич – командир отделения рулевых, 1979 года, Московская область, г. Яхрома, 2 отсек
20. матрос Миртов Дмитрий Сергеевич – рулевой-сигнальщик, 1981 года, республика Коми, г. Ухта, 2 отсек

БЧ-2 (ракетная)

21. капитан 3 ранга Силогава Андрей Борисович – командир БЧ-2, 1970 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, г. Севастополь, 2 отсек
22. капитан-лейтенант Шевчук Алексей Владимирович – командир группы управления, 1974 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, Мурманская область, п. Видяево, 2 отсек
23. старший лейтенант Панарин Андрей Владимирович – инженер группы управления, 1975 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Ленинградская область. п. Молодцово, 2 отсек
24. капитан-лейтенант Гелетин Борис Владимирович – командир группы старта, 1975 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, Мурманская область, г. Североморск, 2 отсек
25. старший лейтенант Узкий Сергей Васильевич – командир группы целеуказаний, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Архангельская область. г. Северодвинск, 2 отсек
26. мичман Вишняков Максим Игоревич – техник группы целеуказаний, 1977 года рождения, Днепропетровская область, г. Кривой Рог, 3 отсек
27. мичман Кислинский Сергей Александрович – техник группы старта, 1974 года рождения, Костромская область, п. Тареча, 2 отсек
28. старшина 2 статьи контрактной службы Аненков Юрий Анатольевич – механик БЧ-2, 1979 года рождения, Курская область, д. Подазовка, 3 отсек
29. матрос Котков Дмитрий Анатольевич – механик БЧ-2, 1981 года рождения, Вологодская область, д. Новинки, 3 отсек (тело не найдено)
30. матрос Павлов Николай Владимирович – механик БЧ-2 (дублер), 1980 года рождения, Воронежская область, с. Лесково, 3 отсек

БЧ-3 (минно-торпедная)

31. старший лейтенант Иванов-Павлов Алексей Александрович – командир БЧ-3, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургский Военно-морской институт, Одесская область. г. Килия, 2 отсек
32. старший мичман Ильдаров Абдулкадыр Мирзоевич – старшина команды торпедистов, 1980 года, республика Дагестан, с. Хучни, 1 отсек
33. матрос Нефедков Иван Николаевич – командир отделения торпедистов, 1980 года рождения, Свердловская область, с. Красная гора, 1 отсек (тело не найдено)
34. матрос Борисов Максим Николаевич – торпедист, 1981 года, Владимирская область, г. Муром

БЧ-4 (связи)

35. капитан 3 ранга Рудаков Андрей Анатольевич – командир БЧ-4, 1968 года рождения, закончил Тихоокеанское ВВМУ, Московская область, г. Коломна, 3 отсек
36. капитан-лейтенант Носиковский Олег Иосифович – командир группы ЗАС, 1971 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, Калининградская область, г. Светлый, 3 отсек
37. капитан-лейтенант Фитерер Сергей Геннадьевич – командир группы космической связи, 1976 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, г. Калининград, 3 отсек
38.старший мичман Калинин Сергей Алексеевич – техник группы ЗАС, 1970 года рождения, Киевская область, с. Лиляки, 3 отсек
39. старший мичман Свечкарев Владимир Владимирович – техник группы ЗАС, 1973 года рождения, г. Нижний Новгород, 3 отсек
40. старший мичман Чернышев Сергей Серафимович – техник группы космической связи, 1968 года рождения, г. Севастополь, 3 отсек

БЧ-5 (электро-механическая)

41. капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович – командир БЧ-5, 1966 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, г. Севастополь, 2 отсек
42. капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович – командир дивизиона движения, 1969 года рождения, закончил Севастопольское ВМИУ, г. Севастополь, 5 отсек
43. капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович – командир турбинной группы дивизиона движения, 1973 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Санкт-Петербург, 7 отсек
44. капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич – командир группы автоматики дивизиона движения, 1972 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Крымская область, с. Передовое, 5 отсек
45. старший лейтенант Митяев Алексей Владимирович – инженер группы автоматики дивизиона движения, 1977 года рождения, закончил Санкт-Петербургское ВМИУ, г. Санкт-Петербург, 6 отсек
46. капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович – командир группы дистанционного управления – 1, 1974 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Севастополь, 5 отсек
47. капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич — командир группы дистанционного управления – 2, 1972 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Нижегородская область. г. Шапки, 5 отсек
48. капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович – инженер группы дистанционного управления -1, 1975 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, Запорожская область, с. Балоши, 8 отсек
49. старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович – инженер группы дистанционного управления-2, 1977 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Севастополь, 9 отсек
50. капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович – командир трюмной группы дивизиона движения, 1971 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Самаркандская область, п. Наиш, 6 отсек
51. капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович – командир электротехнического дивизиона, 1969 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, г. Санкт-Петербург, 5 отсек
52. капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич – командир электротехнической группы, 1968 года рождения, закончил ВВМИУ имени Дзержинского, Воронежская область. с. Подгорное, 5 отсек
53. старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич – инженер электротехнической группы, 1976 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Великий Новгород, 5-бис отсек
54. старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич – инженер электротехнической группы, 1975 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Архангельск, 4 отсек
55. капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович – командир дивизиона живучести, 1972 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Санкт-Петербург, 2 отсек
56. капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич – командир трюмной группы дивизиона живучести, родился в 1973 году, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Воронеж, 2 отсек
57. капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович – командир группы автоматики дивизиона живучести, 1974 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, Брянская область. г. Стародуб, 3 отсек
58. старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович – инженер дивизиона живучести, 1976 года рождения, закончил Ленинградское ВВМИУ, г. Ульяновск, 4 отсек
59. старший мичман Борисов Андрей Михайлович – техник группы автоматики дивизиона движения, 1970 года рождения, Рязанская область, с. Перкино, 8 отсек
60. старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич – техник-дизелист, 1964 года рождения, Нижегородская область, п. Заволжье, 5 бис отсек
61. старший мичман Кузнецов Виктор Викторович – старшина команды турбинистов, 1972 года рождения, г. Курск, 8 отсек
62 старший мичман Козадеров Владимир Алексеевич – техник-турбинист, 1967 года рождения, г. Липецк, 7 отсек
63. старший мичман Цымбал Иван Иванович – техник-электрик, Луганская область, д. Макартетино, 5 отсек
64 мичман Байбарин Валерий Анатольевич – старшина команды трюмных, 1975 года рождения, Челябинская область, г. Копейск, 5 бис отсек
65. мичман Баланов Алексей Геннадьевич – старшина команды трюмных, 1978 года рождения, республика Чувашия, с. Анастасово, 6 отсек
66. мичман Бочков Михаил Александрович – техник трюмный, 1977 года рождения, г. Севастополь, 9 отсек
67. мичман Иванов Василий Эльмарович – старшина команды электриков, 1977 года рождения, республика Мари-Эл, д. Чуксолло, 9 отсек
68. мичман Ишмуратов Фанис Маликович – техник-турбинист, 1974 года рождения, Республика Башкирия, д. Бахтиргариево, 7 отсек
69. мичман Хивук Владимир Валерьевич – техник-поверитель, 1974 года рождения, Курская область, с. Белица, ст. Сосновый Бор, 2 отсек
70. мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич – техник-электрик, 1977 года рождения, республика Мари-Эл, г. Йошкар-Ола, 5 отсек
71. главный корабельный старшина контрактной службы Гесслер Роберт Александрович – командир отделения турбинистов, 1978 года рождения, республика Башкирия, п. Западный, 8 отсек
72. главный старшина контрактной службы Майнагашев Вячеслав Виссарионович – специалист трюмный, 1976 года рождения, республика Хакассия, п. Нижний Курлугаш, 6 отсек
73. главный старшина контрактной службы Неустроев Александр Валентинович – электрик, 1979 года рождения, Томская область, п. Лоскутово, 5 отсек
74. старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Решид Рашидович – электрик, 1979 года рождения, Челябинская область, п. Межозерный, 7 отсек
75. старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Роман Владимирович – специалист трюмный, 1978 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 7 отсек
76. старшина 2 статьи контрактной службы Садовой Владимир Сергеевич – командир отделения турбинистов, 1979 года рождения, Нижегородская область, п. Юганец, 7 отсек
77. матрос Борисов Юрий Александрович – турбинист, 1981 года рождения, республика Коми, п. Благоево, 8 отсек
78. матрос Дрюченко Андрей Николаевич – электрик, 1979 года рождения, Архангельская область, г. Северодвинск, 2 отсек
79. матрос Коломейцев Алексей Юрьевич – турбинист, 1980 года рождения, республика Коми, г. Пыть-Ях, 4 отсек
80. матрос Коркин Алексей Алексеевич – специалист трюмный, 1981 года рождения, г. Архангельск, 6 отсек
81. матрос Кубиков Роман Владимирович – турбинист, 1978 года рождения, г. Курск, 7 отсек
82. матрос Ларионов Алексей Александрович – трюмный, 1981 года рождения, республика Коми, г. Емва, 5 отсек
83. матрос Логинов Игорь Васильевич – турбинист, 1980 года рождения, республика Коми, п. Благоево, 4 отсек
84. матрос Мартынов Роман Вячеславович – турбинист, 1981 года рождения, республика Коми, г. Ухта, 8 отсек
85. матрос Налетов Илья Евгеньевич – турбинист, 1981 года рождения, Вологодская область, д. Ивачино, 7 отсек
86. матрос Некрасов Алексей Николаевич – турбинист, 1981 года рождения, Курская область, п. Тим, 7 отсек
87. матрос Сидюхин Виктор Юрьевич – турбинист, 1980 года рождения, республика Коми, г. Ухта, 8 отсек
88. матрос Старосельцев Дмитрий Вячеславович – трюмный, 1980 года рождения, г. Курск, 4 отсек
89. матрос Тряничев Руслан Вячеславович – трюмный, 1980 года рождения, Вологодская область, г. Череповец, 3 отсек
90. матрос Халепо Александр Валерьевич – тубинист, 1981 года рождения, республика Коми, с. Усть-Лыжа, 4 отсек
91. матрос Шульгин Алексей Владимирович – трюмный, 1981 года рождения, Архангельская область, г. Котлас, 1 отсек

БЧ-7 (управления, радиотехническая)

92. капитан 3 ранга Садков Александр Евгеньевич – командир БЧ-7, 1967 года рождения, закончил Тихоокеанское ВВМУ, Амурская область, г. Шивановск, 2 отсек
93. капитан-лейтенант Логинов Сергей Николаевич – командир гидроакустической группы, 1973 года рождения, закончил Тихоокеанское ВВМУ, Запорожская область. г. Энергодар, 3 отсек
94. старший лейтенант Коровяков Алексей Владимирович – инженер гидроакустической группы, 1976 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Ленинградская область. г. Пушкин, 3 отсек
95. старший лейтенант Коробков Алексей Владимирович — инженер гидроакустической группы, 1975 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Мурманская область, п. Островной, 3 отсек
96. капитан-лейтенант Родионов Михаил Олегович – командир вычислительной группы, 1973 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола, 2 отсек
97. старший лейтенант Ерахтин Сергей Николаевич – инженер вычислительной группы, 1977 года рождения, закончил ВВМУРЭ имени Попова, Мурманская область. п. Видяево, 2 отсек
98. старший лейтенант Гудков Александр Валентинович – командир группы радиоразведки, 1977 года рождения, закончил Калининградское ВВМУ, г. Калининград, 3 отсек
99. старший мичман Власов Сергей Борисович – техник группы радиоразведки, 1957 года рождения, Мурманская область, п. Видяево, 3 отсек
100. старший мичман Федоричев Игорь Владимирович – старшина команды радиометристов, 1973 года рождения, Тульская область, г. Алексин, 3 отсек
101. мичман Таволжанский Павел Викторович – техник гидроакустической группы, 1976 года рождения, Белгородская область, г. Клименки, 3 отсек
102. мичман Белов Михаил Александрович, техник гидроакустической группы, 1974 года рождения, Нижегородская область, г. Богородск, 3 отсек
103. мичман Грязных Сергей Викторович – техник вычислительной группы, 1978 года рождения, Архангельская область, г. Северодвинск, 2 отсек
104. мичман Зубов Алексей Викторович – техник гидроакустической группы, 1974 года рождения, Днепропетровская область, г. Павлоград, 1 отсек
105. мичман Парамоненко Виктор Александрович – техник гидроакустической группы, 1973 года рождения, Вологодская область, г. Николаевск, 2 отсек

Медицинская служба

106. капитан м/с Станкевич Алексей Борисович – начальник медицинской службы, 1974 года рождения, закончил ВМА имени Кирова, Сумская область, г. Глухов, 4 отсек
107. мичман Романюк Виталий Федорович – фельдшер, 1971 года рождения, г. Севастополь, 4 отсек

Химическая служба

108. капитан 3 ранга Безсокирный Вячеслав Алексеевич – начальник химической службы, 1970 года рождения, закончил Севастопольское ВВМИУ, Сумская область, г. Ворожба, 4 отсек
109. старший мичман Хафизов Наиль Хасанович – старший инструктор химической службы, 1960 года рождения, республика Башкирия, с. Слак, 5 бис отсек
110. мичман Рычков Сергей Анатольевич – техник химической службы, 1965 года рождения, г. Ташкент, 3 отсек
111. мичман Троян Олег Васильевич – техник химической службы, 1971 года рождения, г. Баку, 5 отсек

Служба снабжения

112. старший мичман Беляев Анатолий Николаевич – старший кок инструктор, 1954 года рождения, Рязанская область. п. Пролетарский, 4 отсек
113. старший мичман Кичкирук Василий Васильевич – старшина команды снабжения, 1967 года рождения, Житомирская область, с. Старый Майдан, 4 отсек
114. главный корабельный старшина контрактной службы Янсанов Саловат Валерьевич — кок-инструктор, 1977 года рождения, республика Башкирия, г. Ишамбай, 4 отсек
115. матрос Витченко Сергей Александрович – кок, 1980 года рождения, Ленинградская область, г. Кировск, 4 отсек
116. матрос Евдокимов Олег Владимирович – кок, 1980 года рождения, г. Курск, 4 отсек

Прикомандированные

117. старший лейтенант Борисов Арнольд Юрьевич – ведущий инженер военной приемки МО, 1976 года рождения, закончил ВВМУПП имени Ленинского Комсомола, 1 отсек
118. Гаджиев Мамед Исмаилович – представитель завода «Дагдизель», 1958 года рождения, республика Дагестан, с. Хрюг (тело не найдено)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.