Бойко В. Трагедии Балтийского подплава. Малая подводная лодка М-95

Подводная лодка тип «М» XII серии заложена 25 декабря 1938 года на заводе №-196 в Ленинграде. 11 сентября 1939 года  спущена на воду, 20 ноября 1939 года вступила в строй, 12 декабря 1939 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.  

      Начало Великой Отечественной войны М-95 встретила на Ханко и входила в состав 8-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок КБФ. В первый день войны подводная лодка перешла в Пальдиски, затем в Таллинн.  

    В ходе прорыва флота из Таллинна в Кронштадт М-95 была включена в состав отряда прикрытия, и 30 августа завершила переход.  Вечером 10 октября М-95 вышла в Нарвский залив. В ходе патрулирования подводная лодка двадцать раз касалась корпусом о грунт. М-95 продолжала оставаться на позиции до 19 октября, после чего самостоятельно вернулась в Кронштадт. В этот же день М-95 перешла в Ленинград, где на заводе № — 196 («Судомех») встала на ремонт.  В ночь с 9 на 10 июня 1942 года М-95 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подводная лодка и сопровождавший ее бронекатер БКА № — 212 были обстреляны артиллерией противника. 

    Вечером 12 июня М-95 прибыла на Лавенсари, откуда утром 13 июня вышла в район Западно-Гогландского плеса. 14 июня 1942 года М-95 снова вышла в море. На следующий день наблюдательные посты противника на острове Гогланд и советские на острове Лавенсари, а так же катера дозора, отметили большой силы двойной подводный взрыв по маршруту следования подводной лодки. Масляное пятно в этом месте держалось до 11 июля 1942 года.

   Вероятно, М-95 подорвалась на мине финского заграждения «Rurajrvi». По одной из версий, подводная лодка, получив тяжелые повреждения после подрыва, смогла удержаться на плаву, и через некоторое время была добита финской авиацией.

   В 1989 году при совместных работах с гидрографической службой Ленинградской ВМБ одним их первых аналоговых гидролокаторов восточнее о.Гогланд на глубине сорок два метра была обнаружена цель, имевшая узкий корпус длинной около тридцати метров и характерное возвышение, похожее на ограждение рубки. Предположительно цель была определена как разрушенный корпус подводной лодки.

   В 1993 году съемка в этом районе с помощью локатора ГБО-100 подтвердила наличие цели. Однако низкие характеристики аппаратуры затрудняли идентификацию объекта.

   В 2004 году в рамках работ по поиску подводных лодок, погибших в Великой отечественной войне, была проведена съемка объекта современным гидролокатором бокового обзора с рабочей частотой 500 кГц, было получено изображение удовлетворительного качества, которое было предварительно идентифицировано как корпус подводной лодки тип «М» с оторванной носовой оконечностью. Изучение архивных материалов позволило предположить, что это может быть подводная лодкаМ-95. Из-за того, что район осенью 2004 года был закрыт ВМФ для плавания, водолазное обследование найденного объекта проведено не было.

   1 мая 2015 года началась десятая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», совместный проект компании «Транснефть» и Русского географического общества к 70-летию Победы. Экспедиция проходила в Финском заливе в районе островов Гогланд и Большой Тютерс. Участники экспедиции обнаружили на грунте Финского залива подводную лодку М-95.

   Корпус подводной лодки лежит на глубине шестьдесят пять метров. В ходе совершенной серии погружений дайверам удалось установить, что подводная лодка погибла от подрыва на мине.  Взрыв произошел в носовой части подводной лодки. Находившаяся в подводном положении М-95 сумела «проползти» несколько десятков метров и легла на грунт. После этого район, где она находилась, бомбил противник. Рубочный люк закрыт. Кормовой люк приоткрыт, но придавлен согнутым леером — скорее всего, члены команды, оставшиеся в кормовых отсеках, пытались выйти, но не смогли его открыть. 6 мая в ходе церемонии увековечения памяти погибших моряков на корпус подводной лодки М-95 были установлены памятная табличка с именами двадцати членов команды и также венок. Были отданы воинские почести.

Подводная лодка М-95 на грунте Финского залива.
2015 год, май.
Подводная лодка М-95 на грунте Финского залива.
2015 год, май.
Подводная лодка М-95 на грунте Финского залива.
2015 год, май.
Подводная лодка М-95 на грунте Финского залива.
2015 год, май.

Вечная память погибшим героям!

Великая Отечественная война. Балтийский флот. На минном поле при переходе в район боевых действий погибла средняя подводная лодка «М-95» в районе островов Лавенсаари и Суурсаари . Погибли:

  1. капитан-лейтенант Федоров Леонид Петрович – командир ПЛ
  2. полковой комиссар Рывчин Илья Аронович – военком БрПЛ КБФ
  3. старший лейтенант Козлов Сергей Романович – командир БЧ-1
  4. старший лейтенант инженер Сенин Михаил Васильевич – командир БЧ-5
  5. старший краснофлотец Аракчеев Николай Кузьмич – старший электрик
  6. старший краснофлотец Веденин Иван Александрович – старший рулевой
  7. старшина 1 статьи Гордиенко Владимир Степанович – старший торпедист
  8. старшина 2 статьи Иванов Георгий Константинович – старший электрик
  9. краснофлотец Иванов Петр Иванович – трюмный
  10. старшина 1 статьи Ишмурзин Иван Андреевич – боцман
  11. старшина 2 статьи Кузьмин Александр Поликарпович – командир отделения рулевых
  12. главный старшина Куроптев Алексей Григорьевич – старшина мотористов
  13. краснофлотец Кучерявый Иван Терентьевич – командир отделения радистов
  14. старший краснофлотец Митошин Василий Васильевич – старший моторист
  15. старшина 2 статьи Пономарев Александр Афанасьевич – командир отделения гидроакустиков
  16. старший краснофлотец Рыбалов Александр Михайлович – командир отделения трюмных
  17. старшина 2 статьи Семичев Всеволод Васильевич – командир отделения мотористов
  18. старший краснофлотец Торопов Николай Андреевич – старший торпедист
  19. старший краснофлотец Петров Иван Федорович – старший рулевой
  20. старшина 1 статьи Цыганов Георгий Иванович – командир отделения штурманских электриков

Будем помнить!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.