
Подводная лодка тип «М» XII серии заложена 25 декабря 1938 года на заводе №-196 в Ленинграде. 11 сентября 1939 года спущена на воду, 20 ноября 1939 года вступила в строй, 12 декабря 1939 года вошла в соста
Начало Великой Отечественной войны М-95 встретила на Ханко и входила в состав 8-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок КБФ. В первый день войны подводная лодка перешла в Пальдиски, затем в Таллинн.
В ходе прорыва флота из Таллинна в Кронштадт М-95 была включена в состав отряда прикрытия, и 30 августа завершила переход. Вечером 10 октября М-95 вышла в Нарвский залив. В ходе патрулирования подводная лодка двадцать раз касалась корпусом о грунт. М-95 продолжала оставаться на позиции до 19 октября, после чего самостоятельно вернулась в Кронштадт. В этот же день М-95 перешла в Ленинград, где на заводе № — 196 («Судомех») встала на ремонт. В ночь с 9 на 10 июня 1942 года М-95 перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подводная лодка и сопровождавший ее бронекатер БКА № — 212 были обстреляны артиллерией противника.
Вечером 12 июня М-95 прибыла на Лавенсари, откуда утром 13 июня вышла в район Западно-Гогландского плеса. 14 июня 1942 года М-95 снова вышла в море. На следующий день наблюдательные посты противника на острове Гогланд и советские на острове Лавенсари, а так же катера дозора, отметили большой силы двойной подводный взрыв по маршруту следования подводной лодки. Масляное пятно в этом месте держалось до 11 июля 1942 года.
Вероятно, М-95 подорвалась на мине финского заграждения «Rurajrvi». По одной из версий, подводная лодка, получив тяжелые повреждения после подрыва, смогла удержаться на плаву, и через некоторое время была добита финской авиацией.
В 1989 году при совместных работах с гидрографической службой Ленинградской ВМБ одним их первых аналоговых гидролокаторов восточнее о.Гогланд на глубине сорок два метра была обнаружена цель, имевшая узкий корпус длинной около тридцати метров и характерное возвышение, похожее на ограждение рубки. Предположительно цель была определена как разрушенный корпус подводной лодки.
В 1993 году съемка в этом районе с помощью локатора ГБО-100 подтвердила наличие цели. Однако низкие характеристики аппаратуры затрудняли идентификацию объекта.
В 2004 году в рамках работ по поиску подводных лодок, погибших в Великой отечественной войне, была проведена съемка объекта современным гидролокатором бокового обзора с рабочей частотой 500 кГц, было получено изображение удовлетворительного качества, которое было предварительно идентифицировано как корпус подводной лодки тип «М» с оторванной носовой оконечностью. Изучение архивных материалов позволило предположить, что это может быть подводная лодкаМ-95. Из-за того, что район осенью 2004 года был закрыт ВМФ для плавания, водолазное обследование найденного объекта проведено не было.
1 мая 2015 года началась десятая экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», совместный проект компании «Транснефть» и Русского географического общества к 70-летию Победы. Экспедиция проходила в Финском заливе в районе островов Гогланд и Большой Тютерс. Участники экспедиции обнаружили на грунте Финского залива подводную лодку М-95.
Корпус подводной лодки лежит на глубине шестьдесят пять метров. В ходе совершенной серии погружений дайверам удалось установить, что подводная лодка погибла от подрыва на мине. Взрыв произошел в носовой части подводной лодки. Находившаяся в подводном положении М-95 сумела «проползти» несколько десятков метров и легла на грунт. После этого район, где она находилась, бомбил противник. Рубочный люк закрыт. Кормовой люк приоткрыт, но придавлен согнутым леером — скорее всего, члены команды, оставшиеся в кормовых отсеках, пытались выйти, но не смогли его открыть. 6 мая в ходе церемонии увековечения памяти погибших моряков на корпус подводной лодки М-95 были установлены памятная табличка с именами двадцати членов команды и также венок. Были отданы воинские почести.


2015 год, май.

2015 год, май.

2015 год, май.

2015 год, май.
Вечная память погибшим героям!
Великая Отечественная война. Балтийский флот. На минном поле при переходе в район боевых действий погибла средняя подводная лодка «М-95» в районе островов Лавенсаари и Суурсаари . Погибли:
- капитан-лейтенант Федоров Леонид Петрович – командир ПЛ
- полковой комиссар Рывчин Илья Аронович – военком БрПЛ КБФ
- старший лейтенант Козлов Сергей Романович – командир БЧ-1
- старший лейтенант инженер Сенин Михаил Васильевич – командир БЧ-5
- старший краснофлотец Аракчеев Николай Кузьмич – старший электрик
- старший краснофлотец Веденин Иван Александрович – старший рулевой
- старшина 1 статьи Гордиенко Владимир Степанович – старший торпедист
- старшина 2 статьи Иванов Георгий Константинович – старший электрик
- краснофлотец Иванов Петр Иванович – трюмный
- старшина 1 статьи Ишмурзин Иван Андреевич – боцман
- старшина 2 статьи Кузьмин Александр Поликарпович – командир отделения рулевых
- главный старшина Куроптев Елесей Григорьевич – старшина мотористов
- краснофлотец Кучерявый Иван Терентьевич – командир отделения радистов
- старший краснофлотец Митошин Василий Васильевич – старший моторист
- старшина 2 статьи Пономарев Александр Афанасьевич – командир отделения гидроакустиков
- старший краснофлотец Рыбалов Александр Михайлович – командир отделения трюмных
- старшина 2 статьи Семичев Всеволод Васильевич – командир отделения мотористов
- старший краснофлотец Торопов Николай Андреевич – старший торпедист
- старший краснофлотец Петров Иван Федорович – старший рулевой
- старшина 1 статьи Цыганов Георгий Иванович – командир отделения штурманских электриков
Будем помнить!
Фотографии присланы родственниками, погибших моряков:
Куроптев Елесей Григорьевич — прислала Елена Самородова (внучатая племянница)
Сообщила, что Куроптева Елесея Григорьевича призвали на военную службу в 1936 году в г.Ленинград 1 бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота,главный старшина. В Ораниенбауме им дали квартиру. На лето 41 года лодки были уведены в Ханко. и семьи военнослужащих тоже выехали в Ханко. В первый день войны их вывезли в Таллин, а затем в Ленинград. Жена Куроптева Валентина Ивановна не смогла вернуться в свою квартиру, т.к. та была уже в прифронтовой полосе. Возвращаются в Ленинград ,живут в школе . Во время блокады умер сын. Была эвакуирована вместе с маленькой дочкой,но в дороге дочь умерла. После того как оправилась после голода жена Куроптева Елесея работала машинисткой в штабе морской части в Архангельске. Куроптева Валентина Ивановна — участница Великой Отечественной войны. Больше замуж не вышла, детей не было.
Куроптев Елисей Григорьевич с женой Куроптевой Валентиной Ивановной
Здравствуйте. Куроптев Елесей Григорьевич, а не Алексей
Исправил спасибо. Если есть фото вашего родстенника — присылайте, разместим
а как фото прикрепить?
И имя у него ЕлЕсей- Елеса звали
Исправил на Елесей