Лагард А. Эсминцы проекта 956. Противостояние «Сарыча» и «Спрюенса»

В 1980 году на флот стали поступать на вооружение эскадренные миноносцы 1-ого ранга проекта 956 «Сарыч». Специально для кораблей этих проектов были созданы, в составе оперативных эскадр, бригады эсминцев. Основная задача охрана авианесущих кораблей в качестве эскорта или действия в составе ударных сил флота (Примечание Сарыч – хищная краснохвостая птица семейства ястребиных).

Этот корабль по своему вооружению и размерам был как бы между ракетными крейсерами и большими ракетными кораблями, переделанными из эсминцев.  А по возможности нанесения удара он эсминцы превосходил, а крейсерам немного уступал.

Увеличение водоизмещения стандартного, для военно-морского флота СССР, эсминца дало возможность разместить более значительное вооружение, однако и привело к необходимости увеличения мощности энергетической установки.

Необходимость создания подобного эсминца диктовалось сложившимся противостоянием в морской зоне, с поступающими на вооружение флота США эсминцев типа «Спрюенс». По-своему вооружения и водоизмещению они были соизмеримы.

Сарыч (СССР): 1976-1990

Главные размерения эсминцев:

Длина корабля – 156,7 м. (максимальная), 145 – ко конструктивной ватерлинии.

Ширина корабля – 17,2 м. (максимальная), 16,8 по конструктивной ватерлинии.

Осадка полная – 5,96 м. (8,2 по бульбовому обтекателю антенны ГАС)

Стандартное водоизмещение – 6500 тонн, полное – 7904 тонны.

Корпус разделен на 16 водонепроницаемых переборок

Энергетическая установка – котлотурбинная установка из 2-х котлотурбинных агрегатов. 2 котла правая турбина, 2 котла левая турбина. Общей мощностью 100 000 л.с.

Максимальная скорость хода 33,4 узла, дальность плавания на пх —  1345 миль, на экономической скорости (18,4 узла) —  3920 миль.

Вооружение:

Ударный ракетный комплекс «Москит» (с 4-ого корпуса – Москит-М) по четыре крылатых ракеты в двух контейнерах – дальность до 140 километров (модернизированная версия до 170 километров);

Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» (морская модификация берегового комплекса «Бук»), 2 пусковые установки ЗРК «Ураган» (после 14 корпуса стали устанавливаться ЗРК «Ураган-Торнадо» дальность стрельбы – до 24 километров, боекомплект каждой установки – 48 ракет;

2 спаренных установки АК-130 (130 мм) – дальность стрельбы 24 километров боекомплект 500 снарядов;

2 артиллерийских батареи АК-630 – дальность стрельбы до 4 километров;

2 пятитрубных торпедных аппарата 533 мм.

2 реактивных бомбомета РБУ-1000

Вертолет КА-27

Экипаж 196 человек – 25 офицеров, 48 мичманов, 123 старшины и матроса

Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.

Боковая парусность миноносца составляет 1700 м2. Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.

Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.

Спрюенс (США): 1972-1983

Главные размерения эсминцев:

Длина корабля — 171,7 м (максимальная), 161,2 м — по конструктивной ватерлинии.

Ширина корабля — 16,82 м (максимальная), 16,8 м по конструктивной ватерлинии.

Осадка полная — 5,8 м (8,8 м по бульбовому обтекателю антенны ГАС).

Стандартное водоизмещение — 7410 тонн, полное — 9250 тонны.

Энергетическая установка 4 газотурбинных двигателя общей мощностью 80 000 л.с. (60 МВт)

Вооружение:

2 артиллерийские установки 127 мм Mark-45

1 восьмиконтейнерная пусковая установка противолодочных ракет ASROK,

Начиная с 1908 года 24 эсминца были дополнительно вооружены установками Mk-41 на 61 ячейку для использования крылатых ракет «Томагавк» или дополнительные зенитные ракеты «Си-Спарроу» ближнего радиуса действия;

1 восьмиконтейнерная установка ракетного комплекса Sea Sparrow Mark-29  — 24 ракеты;

2 – шестиствольных 20 мм. зенитно-артиллерийских комплексов Mark-15 Pxalanx CIWS (боезапас 18000 выстрелов);

2 – 12,7 мм. пулемета;

2 трехтрубных торпедных аппарата Mark-32 (боезапас торпед – 14)

2 противолодочных вертолета SH-69B/

Корпус корабля выполнен из стали, полностью сварной, с удлинённым полубаком, клиперским носом и транцевой кормой. Благодаря наличию полубака все палубы корабля сделаны параллельными конструктивной ватерлинии, что технологически упростило установку оборудования и вооружения. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками, доходящими (кроме одной кормовой) до палубы полубака, на 13 отсеков. На большей части длины (от района отсеков энергетической установки до кормового среза полубака) корпус имеет второе дно. Обводы корпуса эсминцев типа «Спрюэнс» способствуют уменьшению бортовой и килевой качки, снижают сопротивление воды движению корабля. Корабли типа также оснащены системами стабилизации качки на волнении (скуловыми килями) протяжённостью около 25 % длины корпуса.

Звукопрозрачная часть бульбового обтекателя антенны гидроакустической станции SQS-53B/C выполнена из армированной резины. Этой резиной обтянута третья часть корпуса. Большое удлинение корпуса корабля улучшает пропульсивный коэффициент, но способствует сильной подверженности корабля бортовой качке и заливанию, что в свою очередь сужает диапазон использования оружия и ухудшает условия обитаемости в штормовую погоду.

На эсминцах типа «Спрюэнс» используются различные шумопоглощающие устройства и покрытия, а также малошумное энергетическое оборудование. Для снижения уровня собственных помех работе гидроакустической станции в бульбовом обтекателе смонтирован звукоизолирующий коффердам, использованы акустические покрытия корпуса, установлены звукоизолирующие кожухи для механизмов и оборудования, а последнее размещается на амортизированных фундаментах. Для снижения акустического поля, возникающего от работы винтов, служит система PRARIE, подводящая воздух через отверстия входящих кромок лопастей и вокруг ступицы. Акустическое поле, возникающее от трения подводной части корпуса об воду, призвано снижать система Masker, посредством подвода воздуха через размещаемые в плоскости шпангоутов отверстия.

Надстройка и мачты эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. В носовом, трёхъярусном, блоке надстройки расположены ходовой мостик, боевой информационный центр (находится под ходовой рубкой), к которому непосредственно примыкает пост гидроакустики, а также отсеки систем вентиляции и кондиционирования). Другую часть надстройки занимают газоходы и шахты вентиляции, ангар для двух вертолётов SH-60 Seahawk (в кормовой её части), отсеки высокочастотных блоков и вспомогательных механизмов

Изначально эскадренным миноносцам типа «Спрюэнс» были назначены задачи борьбы с подводными лодками вероятного противника, эскорта соединений надводных кораблей, десантных групп и конвоев, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также задачи участия в поисково-спасательных операциях. Но в дальнейшем, после прохождения модернизации, большинство из кораблей серии получили на вооружение противокорабельные ракеты «Гарпун» и крылатые ракеты «Томагавк», что позволило решать дополнительные задачи нанесения ударов по надводным кораблям и береговым объектам.

Эсминцев типа «Сарыч» было построено 22 корабля (1 «Внушительный» спущен, но разделан на металл и 1 «Буйный» — разделан на металл) из них 4 переданы в ВМС Китайской народной республики. Средний срок службы всех кораблей – 15 лет. В строю на сегодняшний день осталось 2 эсминца и 2 в длительном ремонте.

Эсминцев «Спрюенс» построено 31 корабль. Средний срок службы всех кораблей – 24 года. В строю не осталось не одного.

Планировалось разработать на базе «Спрюенса» легкий авианосец с самолетами вертикального взлета и посадки.

На смену эсминцам «Спрюенс» пришли эсминцы типа «Арли Бёрк». Которых уже построено 28 кораблей, имеющих более современное вооружение, нежели эсминцы типа «Спрюэенс»

Действительно, усилиями наших конструкторов и строителей, были созданы замечательные корабли с неплохим вооружением, хорошей мореходности, способные выполнять различные задачи в удаленных районах океана.

Так в чем-же проблема, что наши эсминцы, вместо запланированных 30 лет прослужили в среднем всего 15 лет. А некоторые корабли были реально в строю менее 10 лет («Современный» — 8 лет, «Гремящий» – 9 лет, «Осмотрительный» — 7 лет, «Безупречный» — 6 лет, «Стойкий» – 7 лет, «Окрыленный» — 7 лет, «Безбоязненный» — 9 лет).

В чем же проблема, что вышеуказанные эсминцы не смогли выслужить положенные сроки? Ведь затраты на их строительство были значительные и это видно даже по тому, что нынешний бюджет России сегодня не позволяет строить подобные корабли.

Безусловно кораблям проекта 956 не повезло, так как значительная часть их службы пришлась на 90-е годы прошлого столетия. Приблизительно с 1980 по 2012 годы. Служба «Спрюенсов» проходила с 1977 года по 2005 годы.

Средств на ремонт в стране не могли найти и многие корабли списывались, а многие выводились в резерв 2-ой категории, а потом списывались. Замены списанным кораблям не было.

Основная причина раннего выхода из строя и списания кораблей была главная энергетическая установка корабля. Такие же большие противолодочные корабли проекта 1155, выходившие в эти сроки, имеют срок службы почти в два раза больший.

Отличие их в том, что видимо была заложена ошибочная стратегия в разработку главной энергетической установки. Для эсминцев 956 проекта выбрана паросиловая, а для больших противолодочных кораблей проекта 1155 – газотурбинная; как, впрочем, и для эсминцев типа «Спрюенс».

Вот как описывают эту ситуацию специалисты:

  1. Газотурбинные установки проще в обслуживании. Из холодного состояния корабли с такими установками могут дать ход. Паросиловым необходимо более длительное приготовление около часа. Для военных кораблей это может быт весьма существенно, особенно в условиях боевых действий.
  2. У кораблей с газотурбинными установками меньше вспомогательного оборудования – насосы, испарители, вентиляторы и так далее. А, следовательно, проще обслуживание и выше живучесть.
  3. Меньше специалистов требуется для обслуживания кораблей с газотурбинными установками (почти на 50 человек).
  4. Требуется меньше топлива для газотурбинных кораблей.
  5. И самый страшный недостаток кораблей с машинно-котельными установками – это потребности специальной подготовленной котельной воды для охлаждения котлов. При несоблюдении требований засаливаются трубки и котлы приходят в негодность, что собственно и случилось с большинством наших эсминцев.

 

Хотелось бы задать вопрос, а как так получилось? Как получилось, что целый проект кораблей из-за технических недостатков в период разработки проекта оказался столь уязвимым?

Можно только гадать теперь, что это было.

Возможно лоббизм в высшем руководстве ВМФ со стороны предприятий производящих машинно-котельное или сопутствующее оборудование. Возможно.

Возможно низкий профессионализм конструкторских и специальных проектных институтов, разрабатывавших задание для энергетической установки проектирования эсминцев.

Возможно неизвестные всем нам причины. Хотели, как лучше — получилось как всегда?

Могут быть и другие причины. Понятно, что виновных сегодня нет. Но факт остается фактом, деньги и средства большие затрачены страной, а выход минимальный и даже ниже, чем можно было бы ожидать.

Сегодня в прессу периодически попадают утечки о разработки нового эсминца проекта «Лидер». Хотелось, чтобы этот проект был не подвержен причинам погубшим эсминцы проекта «Сарыч». Чтобы народные деньги, если бы были израсходованы, то на нормальный корабль, достойный занять свое место в рядах ВМФ и способный выполнять самые сложные задачи, в том числе и в боевой обстановке.

В Соединенных штатах Америки уже сегодня разрабатываются и строятся надводные корабли с ядерной энергетической установкой. Наверно опыт, все же как-то надо учитывать?

1 Современный ЭМ 1 ранга 956 (Сарыч) 1976 1978 1980 1998 18 20 резерв 2-ой категории с 1988 года СФ
2 Гремящий (Ведущий) ЭМ 1 ранга 957 (Сарыч) 1984 1987 1988 2007 19 20 резерв 2-ой категории с 1997 года СФ
3 Осмотрительный ЭМ 1 ранга 958 (Сарыч) 1978 1982 1984 1998 14 16 в Дальзаводе с 1991 года (ремонт не проводился ТОФ
4 Безупречный ЭМ 1 ранга 959 (Сарыч) 1981 1983 1985 2001 16 18 в заводе с 1993 года СФ
5 Боевой ЭМ 1 ранга 960 (Сарыч) 1982 1984 1986 2010 24 26 с 1998 года резерв 2-ой категории ТОФ
6 Стойкий ЭМ 1 ранга 961 (Сарыч) 1982 1985 1986 1998 12 13 в 1993 году в Дальзаводе, утонул у причала в 1999 году ТОФ
7 Отчаяный ЭМ 1 ранга 962 (Сарыч) 1977 1980 1982 1998 16 18 Спущен флаг, уттилизирован в 2003 году
8 Отличный ЭМ 1 ранга 963 (Сарыч) 1978 1981 1983 1998 15 17 Спущен флаг СФ
42 Окрыленный ЭМ 1 ранга 964 (Сарыч) 1983 1986 1987 1998 11 12 1994 году выведен в резерв, 1998 году выведен из состава ВМФ
9 Расторопный ЭМ 1 ранга 956 (Сарыч) 1986 1988 1989 2012 23 24 С 2000 года в заводе, в 2012 принято решение о списании
10 Безудержный (Гремящий) с 2007 года) ЭМ 1 ранга 956 А (Сарыч) 1987 1989 1991 2012 21 23 отстой 2-ой категории с 1997 года
11 Беспокойный ЭМ 1 ранга 956 А (Сарыч) 1987 1990 1991 2009 18 19 отстой 2 категории 2009 года, музей
12 Безбоязненный ЭМ 1 ранга 956 А (Сарыч) 1987 1989 1990 1999 9 10 отстой 2 категории с 1999 года
13 Внушительный ЭМ 1 ранга 956 ЭМ (Сарыч) 1983 1987 0 1998 0 11 передан КНР
14 Важный (Ханьчжоу) ЭМ 1 ранга 956 Э (Сарыч) 1988 1993 0 1998 0 5 передан КНР
15 Александр Невский (Вдумчивый) (Фуджоу) ЭМ 1 ранга 956 Э (Сарыч) 1989 1995 0 1997 0 2 передан КНР
16 Буйный ЭМ 1 ранга 956 У (сарыч) 1992 0 0 1992 0 0 разрезан на стапелях
17 Вечный (Нинбо) ЭМ 1 ранга 956 ЭМ (Сарыч) 2002 2004 0 2004 0 0 передан КНР
18 Внушительный (Тайджоу) ЭМ 1 ранга 956 ЭМ (Сарыч) 1983 1987 0 1987 0 0 разрезан после спуска
19 Адмирал Кучеров ЭМ 1 ранга 11551 1991 1994 0 1995 0 1 разрезан после спуска

корабли сегодня в строю

7 Бурный ЭМ 1 ранга (Сарыч) 956 1983 1986 1988 2018 17 23 С 2005 года в ремонте ТОФ
8 Настойчивый ЭМ 1 ранга (Сарыч) 956 А 1988 1991 1992 2018 26 27 с 2013 года в ремонте БФ
9 Быстрый ЭМ 1 ранга (Сарыч) 956А 1985 1987 1989 2018 29 31 ТОФ
10 Адмирал Ушаков (Бесстрашный) ЭМ 1 ранга (Сарыч) 956 А 1988 1991 1993 2018 25 27 СФ

Эсминцы типа «Спрюенс»

1 Spruance DD-963 Ingalls 23.06.1970 27.11.1972 10.11.1973 20.09.1975 18.03.2005 Потоплен в качестве корабля-мишени
2 Paul F. Foster DD-964[7] Ingalls 01.06.1970 06.02.1973 23.02.1974 21.02.1976 2004 В строю
В 2004 стал в качестве испытательного корабля
3 Kinkaid DD-965 Ingalls 01.06.1970 19.04.1973 25.05.1974 10.07.1976 07.01.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени
4 Hewitt DD-966 Ingalls 01.01.1971 23.07.1973 24.08.1974 25.09.1976 19.07.2001 Продан на слом
5 Elliot DD-967 Ingalls 01.01.1971 15.10.1973 19.12.1974 22.01.1977 02.12.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени
6 Arthur W. Radford DD-968 Ingalls 15.01.1971 24.01.1974 01.03.1975 16.04.1977 18.03.2003 Предполагается затопление для использования в качестве искусственного рифа
7 Peterson DD-969 Ingalls 15.01.1971 29.04.1974 21.06.1975 09.07.1977 04.10.2002 Потоплен в качестве корабля-мишени
8 Caron DD-970 Ingalls 15.01.1971 01.07.1974 24.06.1975 01.10.1977 15.10.2001 Потоплен в качестве корабля-мишени
9 David R. Ray DD-971 Ingalls 15.01.1971 23.09.1974 23.08.1975 19.11.1977 28.02.2002 Потоплен в качестве корабля-мишени
10 Oldendorf DD-972 Ingalls 26.01.1972 27.12.1974 21.10.1975 04.03.1978 20.06.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени
11 John Young DD-973 Ingalls 26.01.1972 17.02.1975 07.02.1976 20.05.1978 30.09.2002 Потоплен в качестве корабля-мишени
12 Comte de Grasse DD-974 Ingalls 26.01.1972 04.04.1975 26.03.1976 05.08.1978 05.06.1998 Потоплен в качестве корабля-мишени
13 O’Brien DD-975 Ingalls 26.01.1972 09.05.1975 08.07.1976 03.12.1977 24.09.2004 Потоплен в качестве корабля-мишени
14 Merrill DD-976 Ingalls 26.01.1972 16.06.1975 01.09.1976 11.03.1978 26.03.1998 Потоплен в качестве корабля-мишени
15 Briscoe DD-977 Ingalls 26.01.1972 21.07.1975 15.12.1976 03.06.1978 02.10.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени
16 Stump DD-978 Ingalls 26.01.1972 25.08.1975 29.01.1977 19.08.1978 22.10.2004 Потоплен в качестве корабля-мишени
17 Conolly DD-979 Ingalls 15.01.1974 29.09.1975 19.02.1977 14.10.1978 18.09.1998 Потоплен в качестве корабля-мишени
18 Moosbrugger DD-980 Ingalls 15.01.1974 03.11.1975 23.07.1977 16.12.1978 15.12.2000 Продан на слом
19 John Hancock DD-981 Ingalls 15.01.1974 16.01.1976 29.10.1977 10.03.1979 16.10.2000 Продан на слом
20 Nicholson DD-982 Ingalls 15.01.1974 20.02.1976 11.11.1977 12.05.1979 20.12.2002 Потоплен в качестве корабля-мишени
21 John Rodgers DD-983 Ingalls 15.01.1974 12.08.1976 25.02.1978 14.07.1979 04.09.1998 Продан на слом
22 Leftwich DD-984 Ingalls 15.01.1974 12.11.1976 08.04.1978 25.08.1979 27.03.1998 Потоплен в качестве корабля-мишени
23 Cushing DD-985 Ingalls 15.01.1974 27.12.1976 17.06.1978 21.09.1979 21.09.2005 Потоплен в качестве корабля-мишени
24 Harry W. Hill DD-986 Ingalls 15.01.1975 06.03.1978 01.05.1979 17.11.1979 29.05.1998 Потоплен в качестве корабля-мишени
25 O’Bannon DD-987 Ingalls 15.01.1975 21.02.1977 25.09.1978 15.12.1979 19.08.2005 Потоплен в качестве корабля-мишени
26 Thorn DD-988 Ingalls 15.01.1975 29.08.1977 22.11.1978 16.02.1980 25.08.2004 Потоплен в качестве корабля-мишени
27 Deyo DD-989 Ingalls 15.01.1975 14.10.1977 20.01.1979 22.03.1980 06.11.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени
28 Ingersoll DD-990 Ingalls 15.01.1975 05.12.1977 10.03.1979 12.04.1980 24.07.1998 Потоплен в качестве корабля-мишени
29 Fife DD-991 Ingalls 15.01.1975 06.03.1978 01.05.1979 31.05.1980 28.02.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени
30 Fletcher DD-992 Ingalls 15.01.1975 24.04.1978 16.06.1979 12.07.1980 01.10.2004 Потоплен в качестве корабля-мишени
31 Hayler DD-997 Ingalls 29.09.1979 20.10.1980 02.03.1982 05.03.1983 25.08.2003 Потоплен в качестве корабля-мишени

 

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Хотели как лучше, а получилось как всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *