В 1980 году на флот стали поступать на вооружение эскадренные миноносцы 1-ого ранга проекта 956 «Сарыч». Специально для кораблей этих проектов были созданы, в составе оперативных эскадр, бригады эсминцев. Основная задача охрана авианесущих кораблей в качестве эскорта или действия в составе ударных сил флота (Примечание Сарыч – хищная краснохвостая птица семейства ястребиных).
Этот корабль по своему вооружению и размерам был как бы между ракетными крейсерами и большими ракетными кораблями, переделанными из эсминцев. А по возможности нанесения удара он эсминцы превосходил, а крейсерам немного уступал.
Увеличение водоизмещения стандартного, для военно-морского флота СССР, эсминца дало возможность разместить более значительное вооружение, однако и привело к необходимости увеличения мощности энергетической установки.
Необходимость создания подобного эсминца диктовалось сложившимся противостоянием в морской зоне, с поступающими на вооружение флота США эсминцев типа «Спрюенс». По-своему вооружения и водоизмещению они были соизмеримы.
Сарыч (СССР): 1976-1990
Главные размерения эсминцев:
Длина корабля – 156,7 м. (максимальная), 145 – ко конструктивной ватерлинии.
Ширина корабля – 17,2 м. (максимальная), 16,8 по конструктивной ватерлинии.
Осадка полная – 5,96 м. (8,2 по бульбовому обтекателю антенны ГАС)
Стандартное водоизмещение – 6500 тонн, полное – 7904 тонны.
Корпус разделен на 16 водонепроницаемых переборок
Энергетическая установка – котлотурбинная установка из 2-х котлотурбинных агрегатов. 2 котла правая турбина, 2 котла левая турбина. Общей мощностью 100 000 л.с.
Максимальная скорость хода 33,4 узла, дальность плавания на пх — 1345 миль, на экономической скорости (18,4 узла) — 3920 миль.
Вооружение:
Ударный ракетный комплекс «Москит» (с 4-ого корпуса – Москит-М) по четыре крылатых ракеты в двух контейнерах – дальность до 140 километров (модернизированная версия до 170 километров);
Зенитный ракетный комплекс М-22 «Ураган» (морская модификация берегового комплекса «Бук»), 2 пусковые установки ЗРК «Ураган» (после 14 корпуса стали устанавливаться ЗРК «Ураган-Торнадо» дальность стрельбы – до 24 километров, боекомплект каждой установки – 48 ракет;
2 спаренных установки АК-130 (130 мм) – дальность стрельбы 24 километров боекомплект 500 снарядов;
2 артиллерийских батареи АК-630 – дальность стрельбы до 4 километров;
2 пятитрубных торпедных аппарата 533 мм.
2 реактивных бомбомета РБУ-1000
Вертолет КА-27
Экипаж 196 человек – 25 офицеров, 48 мичманов, 123 старшины и матроса
Эскадренные миноносцы проекта 956 построены по длиннопалубной схеме с седловатой носовой частью. Форма корпуса подобрана таким образом, чтобы обеспечить оптимальные углы работы артиллерийского вооружения и незаливаемость палубы. Обводы корпуса защищают судно от затопления при волнении до 7 баллов. Корпус выполнен так, чтобы уменьшить радиолокационную заметность судна, однако к «стелс-кораблям» «Сарыч» не относится.
Боковая парусность миноносца составляет 1700 м2. Палубы располагаются параллельно ватерлинии, что упрощает смену оборудования при перестройках и делает корабль более технологичным. Корпус делится на 16 водонепроницаемых отсеков с помощью 15 переборок. В общей сложности у эсминца шесть палуб: 2-я, 3-я, верхняя, палуба полубака и пара платформ, одна из которых переходит во второе дно. Все основные конструкции корпуса, фундаменты и подкрепления производились из низколегированной стали. От машинного отделения до кормы проходят две продольные перегородки, увеличивающие жесткость корабля. Благодаря значительному развалу шпангоутов, эсминец остойчив. Благодаря успокоителям качки, эсминцы стабильно ходят даже при значительном волнении. При волнении в шесть баллов скорость корабля может достигать 24 узлов.
Надстройки эскадренных миноносцев проекта 956 выполнялись из алюминиево-магниевого сплава. С корпусом и палубой они соединялись посредством заклепок. Надстройка условно делится на кормовой и носовой блоки. Кормовая часть представляет собой блок с дымовой трубой и ангаром с грот-мачтой. Носовая часть выделяется фок-мачтой.
Спрюенс (США): 1972-1983
Главные размерения эсминцев:
Длина корабля — 171,7 м (максимальная), 161,2 м — по конструктивной ватерлинии.
Ширина корабля — 16,82 м (максимальная), 16,8 м по конструктивной ватерлинии.
Осадка полная — 5,8 м (8,8 м по бульбовому обтекателю антенны ГАС).
Стандартное водоизмещение — 7410 тонн, полное — 9250 тонны.
Энергетическая установка 4 газотурбинных двигателя общей мощностью 80 000 л.с. (60 МВт)
Вооружение:
2 артиллерийские установки 127 мм Mark-45
1 восьмиконтейнерная пусковая установка противолодочных ракет ASROK,
Начиная с 1908 года 24 эсминца были дополнительно вооружены установками Mk-41 на 61 ячейку для использования крылатых ракет «Томагавк» или дополнительные зенитные ракеты «Си-Спарроу» ближнего радиуса действия;
1 восьмиконтейнерная установка ракетного комплекса Sea Sparrow Mark-29 — 24 ракеты;
2 – шестиствольных 20 мм. зенитно-артиллерийских комплексов Mark-15 Pxalanx CIWS (боезапас 18000 выстрелов);
2 – 12,7 мм. пулемета;
2 трехтрубных торпедных аппарата Mark-32 (боезапас торпед – 14)
2 противолодочных вертолета SH-69B/
Корпус корабля выполнен из стали, полностью сварной, с удлинённым полубаком, клиперским носом и транцевой кормой. Благодаря наличию полубака все палубы корабля сделаны параллельными конструктивной ватерлинии, что технологически упростило установку оборудования и вооружения. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками, доходящими (кроме одной кормовой) до палубы полубака, на 13 отсеков. На большей части длины (от района отсеков энергетической установки до кормового среза полубака) корпус имеет второе дно. Обводы корпуса эсминцев типа «Спрюэнс» способствуют уменьшению бортовой и килевой качки, снижают сопротивление воды движению корабля. Корабли типа также оснащены системами стабилизации качки на волнении (скуловыми килями) протяжённостью около 25 % длины корпуса.
Звукопрозрачная часть бульбового обтекателя антенны гидроакустической станции SQS-53B/C выполнена из армированной резины. Этой резиной обтянута третья часть корпуса. Большое удлинение корпуса корабля улучшает пропульсивный коэффициент, но способствует сильной подверженности корабля бортовой качке и заливанию, что в свою очередь сужает диапазон использования оружия и ухудшает условия обитаемости в штормовую погоду.
На эсминцах типа «Спрюэнс» используются различные шумопоглощающие устройства и покрытия, а также малошумное энергетическое оборудование. Для снижения уровня собственных помех работе гидроакустической станции в бульбовом обтекателе смонтирован звукоизолирующий коффердам, использованы акустические покрытия корпуса, установлены звукоизолирующие кожухи для механизмов и оборудования, а последнее размещается на амортизированных фундаментах. Для снижения акустического поля, возникающего от работы винтов, служит система PRARIE, подводящая воздух через отверстия входящих кромок лопастей и вокруг ступицы. Акустическое поле, возникающее от трения подводной части корпуса об воду, призвано снижать система Masker, посредством подвода воздуха через размещаемые в плоскости шпангоутов отверстия.
Надстройка и мачты эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. В носовом, трёхъярусном, блоке надстройки расположены ходовой мостик, боевой информационный центр (находится под ходовой рубкой), к которому непосредственно примыкает пост гидроакустики, а также отсеки систем вентиляции и кондиционирования). Другую часть надстройки занимают газоходы и шахты вентиляции, ангар для двух вертолётов SH-60 Seahawk (в кормовой её части), отсеки высокочастотных блоков и вспомогательных механизмов
Изначально эскадренным миноносцам типа «Спрюэнс» были назначены задачи борьбы с подводными лодками вероятного противника, эскорта соединений надводных кораблей, десантных групп и конвоев, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также задачи участия в поисково-спасательных операциях. Но в дальнейшем, после прохождения модернизации, большинство из кораблей серии получили на вооружение противокорабельные ракеты «Гарпун» и крылатые ракеты «Томагавк», что позволило решать дополнительные задачи нанесения ударов по надводным кораблям и береговым объектам.
Эсминцев типа «Сарыч» было построено 22 корабля (1 «Внушительный» спущен, но разделан на металл и 1 «Буйный» — разделан на металл) из них 4 переданы в ВМС Китайской народной республики. Средний срок службы всех кораблей – 15 лет. В строю на сегодняшний день осталось 2 эсминца и 2 в длительном ремонте.
Эсминцев «Спрюенс» построено 31 корабль. Средний срок службы всех кораблей – 24 года. В строю не осталось не одного.
Планировалось разработать на базе «Спрюенса» легкий авианосец с самолетами вертикального взлета и посадки.
На смену эсминцам «Спрюенс» пришли эсминцы типа «Арли Бёрк». Которых уже построено 28 кораблей, имеющих более современное вооружение, нежели эсминцы типа «Спрюэенс»
Действительно, усилиями наших конструкторов и строителей, были созданы замечательные корабли с неплохим вооружением, хорошей мореходности, способные выполнять различные задачи в удаленных районах океана.
Так в чем-же проблема, что наши эсминцы, вместо запланированных 30 лет прослужили в среднем всего 15 лет. А некоторые корабли были реально в строю менее 10 лет («Современный» — 8 лет, «Гремящий» – 9 лет, «Осмотрительный» — 7 лет, «Безупречный» — 6 лет, «Стойкий» – 7 лет, «Окрыленный» — 7 лет, «Безбоязненный» — 9 лет).
В чем же проблема, что вышеуказанные эсминцы не смогли выслужить положенные сроки? Ведь затраты на их строительство были значительные и это видно даже по тому, что нынешний бюджет России сегодня не позволяет строить подобные корабли.
Безусловно кораблям проекта 956 не повезло, так как значительная часть их службы пришлась на 90-е годы прошлого столетия. Приблизительно с 1980 по 2012 годы. Служба «Спрюенсов» проходила с 1977 года по 2005 годы.
Средств на ремонт в стране не могли найти и многие корабли списывались, а многие выводились в резерв 2-ой категории, а потом списывались. Замены списанным кораблям не было.
Основная причина раннего выхода из строя и списания кораблей была главная энергетическая установка корабля. Такие же большие противолодочные корабли проекта 1155, выходившие в эти сроки, имеют срок службы почти в два раза больший.
Отличие их в том, что видимо была заложена ошибочная стратегия в разработку главной энергетической установки. Для эсминцев 956 проекта выбрана паросиловая, а для больших противолодочных кораблей проекта 1155 – газотурбинная; как, впрочем, и для эсминцев типа «Спрюенс».
Вот как описывают эту ситуацию специалисты:
- Газотурбинные установки проще в обслуживании. Из холодного состояния корабли с такими установками могут дать ход. Паросиловым необходимо более длительное приготовление около часа. Для военных кораблей это может быт весьма существенно, особенно в условиях боевых действий.
- У кораблей с газотурбинными установками меньше вспомогательного оборудования – насосы, испарители, вентиляторы и так далее. А, следовательно, проще обслуживание и выше живучесть.
- Меньше специалистов требуется для обслуживания кораблей с газотурбинными установками (почти на 50 человек).
- Требуется меньше топлива для газотурбинных кораблей.
- И самый страшный недостаток кораблей с машинно-котельными установками – это потребности специальной подготовленной котельной воды для охлаждения котлов. При несоблюдении требований засаливаются трубки и котлы приходят в негодность, что собственно и случилось с большинством наших эсминцев.
Хотелось бы задать вопрос, а как так получилось? Как получилось, что целый проект кораблей из-за технических недостатков в период разработки проекта оказался столь уязвимым?
Можно только гадать теперь, что это было.
Возможно лоббизм в высшем руководстве ВМФ со стороны предприятий производящих машинно-котельное или сопутствующее оборудование. Возможно.
Возможно низкий профессионализм конструкторских и специальных проектных институтов, разрабатывавших задание для энергетической установки проектирования эсминцев.
Возможно неизвестные всем нам причины. Хотели, как лучше — получилось как всегда?
Могут быть и другие причины. Понятно, что виновных сегодня нет. Но факт остается фактом, деньги и средства большие затрачены страной, а выход минимальный и даже ниже, чем можно было бы ожидать.
Сегодня в прессу периодически попадают утечки о разработки нового эсминца проекта «Лидер». Хотелось, чтобы этот проект был не подвержен причинам погубшим эсминцы проекта «Сарыч». Чтобы народные деньги, если бы были израсходованы, то на нормальный корабль, достойный занять свое место в рядах ВМФ и способный выполнять самые сложные задачи, в том числе и в боевой обстановке.
В Соединенных штатах Америки уже сегодня разрабатываются и строятся надводные корабли с ядерной энергетической установкой. Наверно опыт, все же как-то надо учитывать?
1 | Современный | ЭМ 1 ранга | 956 (Сарыч) | 1976 | 1978 | 1980 | 1998 | 18 | 20 | резерв 2-ой категории с 1988 года СФ |
2 | Гремящий (Ведущий) | ЭМ 1 ранга | 957 (Сарыч) | 1984 | 1987 | 1988 | 2007 | 19 | 20 | резерв 2-ой категории с 1997 года СФ |
3 | Осмотрительный | ЭМ 1 ранга | 958 (Сарыч) | 1978 | 1982 | 1984 | 1998 | 14 | 16 | в Дальзаводе с 1991 года (ремонт не проводился ТОФ |
4 | Безупречный | ЭМ 1 ранга | 959 (Сарыч) | 1981 | 1983 | 1985 | 2001 | 16 | 18 | в заводе с 1993 года СФ |
5 | Боевой | ЭМ 1 ранга | 960 (Сарыч) | 1982 | 1984 | 1986 | 2010 | 24 | 26 | с 1998 года резерв 2-ой категории ТОФ |
6 | Стойкий | ЭМ 1 ранга | 961 (Сарыч) | 1982 | 1985 | 1986 | 1998 | 12 | 13 | в 1993 году в Дальзаводе, утонул у причала в 1999 году ТОФ |
7 | Отчаяный | ЭМ 1 ранга | 962 (Сарыч) | 1977 | 1980 | 1982 | 1998 | 16 | 18 | Спущен флаг, уттилизирован в 2003 году |
8 | Отличный | ЭМ 1 ранга | 963 (Сарыч) | 1978 | 1981 | 1983 | 1998 | 15 | 17 | Спущен флаг СФ |
42 | Окрыленный | ЭМ 1 ранга | 964 (Сарыч) | 1983 | 1986 | 1987 | 1998 | 11 | 12 | 1994 году выведен в резерв, 1998 году выведен из состава ВМФ |
9 | Расторопный | ЭМ 1 ранга | 956 (Сарыч) | 1986 | 1988 | 1989 | 2012 | 23 | 24 | С 2000 года в заводе, в 2012 принято решение о списании |
10 | Безудержный (Гремящий) с 2007 года) | ЭМ 1 ранга | 956 А (Сарыч) | 1987 | 1989 | 1991 | 2012 | 21 | 23 | отстой 2-ой категории с 1997 года |
11 | Беспокойный | ЭМ 1 ранга | 956 А (Сарыч) | 1987 | 1990 | 1991 | 2009 | 18 | 19 | отстой 2 категории 2009 года, музей |
12 | Безбоязненный | ЭМ 1 ранга | 956 А (Сарыч) | 1987 | 1989 | 1990 | 1999 | 9 | 10 | отстой 2 категории с 1999 года |
13 | Внушительный | ЭМ 1 ранга | 956 ЭМ (Сарыч) | 1983 | 1987 | 0 | 1998 | 0 | 11 | передан КНР |
14 | Важный (Ханьчжоу) | ЭМ 1 ранга | 956 Э (Сарыч) | 1988 | 1993 | 0 | 1998 | 0 | 5 | передан КНР |
15 | Александр Невский (Вдумчивый) (Фуджоу) | ЭМ 1 ранга | 956 Э (Сарыч) | 1989 | 1995 | 0 | 1997 | 0 | 2 | передан КНР |
16 | Буйный | ЭМ 1 ранга | 956 У (сарыч) | 1992 | 0 | 0 | 1992 | 0 | 0 | разрезан на стапелях |
17 | Вечный (Нинбо) | ЭМ 1 ранга | 956 ЭМ (Сарыч) | 2002 | 2004 | 0 | 2004 | 0 | 0 | передан КНР |
18 | Внушительный (Тайджоу) | ЭМ 1 ранга | 956 ЭМ (Сарыч) | 1983 | 1987 | 0 | 1987 | 0 | 0 | разрезан после спуска |
19 | Адмирал Кучеров | ЭМ 1 ранга | 11551 | 1991 | 1994 | 0 | 1995 | 0 | 1 | разрезан после спуска |
корабли сегодня в строю
7 | Бурный | ЭМ 1 ранга (Сарыч) | 956 | 1983 | 1986 | 1988 | 2018 | 17 | 23 | С 2005 года в ремонте ТОФ |
8 | Настойчивый | ЭМ 1 ранга (Сарыч) | 956 А | 1988 | 1991 | 1992 | 2018 | 26 | 27 | с 2013 года в ремонте БФ |
9 | Быстрый | ЭМ 1 ранга (Сарыч) | 956А | 1985 | 1987 | 1989 | 2018 | 29 | 31 | ТОФ |
10 | Адмирал Ушаков (Бесстрашный) | ЭМ 1 ранга (Сарыч) | 956 А | 1988 | 1991 | 1993 | 2018 | 25 | 27 | СФ |
Эсминцы типа «Спрюенс»
1 | Spruance | DD-963 | Ingalls | 23.06.1970 | 27.11.1972 | 10.11.1973 | 20.09.1975 | 18.03.2005 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
2 | Paul F. Foster | DD-964[7] | Ingalls | 01.06.1970 | 06.02.1973 | 23.02.1974 | 21.02.1976 | 2004 | В строю |
В 2004 стал в качестве испытательного корабля | |||||||||
3 | Kinkaid | DD-965 | Ingalls | 01.06.1970 | 19.04.1973 | 25.05.1974 | 10.07.1976 | 07.01.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
4 | Hewitt | DD-966 | Ingalls | 01.01.1971 | 23.07.1973 | 24.08.1974 | 25.09.1976 | 19.07.2001 | Продан на слом |
5 | Elliot | DD-967 | Ingalls | 01.01.1971 | 15.10.1973 | 19.12.1974 | 22.01.1977 | 02.12.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
6 | Arthur W. Radford | DD-968 | Ingalls | 15.01.1971 | 24.01.1974 | 01.03.1975 | 16.04.1977 | 18.03.2003 | Предполагается затопление для использования в качестве искусственного рифа |
7 | Peterson | DD-969 | Ingalls | 15.01.1971 | 29.04.1974 | 21.06.1975 | 09.07.1977 | 04.10.2002 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
8 | Caron | DD-970 | Ingalls | 15.01.1971 | 01.07.1974 | 24.06.1975 | 01.10.1977 | 15.10.2001 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
9 | David R. Ray | DD-971 | Ingalls | 15.01.1971 | 23.09.1974 | 23.08.1975 | 19.11.1977 | 28.02.2002 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
10 | Oldendorf | DD-972 | Ingalls | 26.01.1972 | 27.12.1974 | 21.10.1975 | 04.03.1978 | 20.06.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
11 | John Young | DD-973 | Ingalls | 26.01.1972 | 17.02.1975 | 07.02.1976 | 20.05.1978 | 30.09.2002 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
12 | Comte de Grasse | DD-974 | Ingalls | 26.01.1972 | 04.04.1975 | 26.03.1976 | 05.08.1978 | 05.06.1998 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
13 | O’Brien | DD-975 | Ingalls | 26.01.1972 | 09.05.1975 | 08.07.1976 | 03.12.1977 | 24.09.2004 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
14 | Merrill | DD-976 | Ingalls | 26.01.1972 | 16.06.1975 | 01.09.1976 | 11.03.1978 | 26.03.1998 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
15 | Briscoe | DD-977 | Ingalls | 26.01.1972 | 21.07.1975 | 15.12.1976 | 03.06.1978 | 02.10.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
16 | Stump | DD-978 | Ingalls | 26.01.1972 | 25.08.1975 | 29.01.1977 | 19.08.1978 | 22.10.2004 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
17 | Conolly | DD-979 | Ingalls | 15.01.1974 | 29.09.1975 | 19.02.1977 | 14.10.1978 | 18.09.1998 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
18 | Moosbrugger | DD-980 | Ingalls | 15.01.1974 | 03.11.1975 | 23.07.1977 | 16.12.1978 | 15.12.2000 | Продан на слом |
19 | John Hancock | DD-981 | Ingalls | 15.01.1974 | 16.01.1976 | 29.10.1977 | 10.03.1979 | 16.10.2000 | Продан на слом |
20 | Nicholson | DD-982 | Ingalls | 15.01.1974 | 20.02.1976 | 11.11.1977 | 12.05.1979 | 20.12.2002 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
21 | John Rodgers | DD-983 | Ingalls | 15.01.1974 | 12.08.1976 | 25.02.1978 | 14.07.1979 | 04.09.1998 | Продан на слом |
22 | Leftwich | DD-984 | Ingalls | 15.01.1974 | 12.11.1976 | 08.04.1978 | 25.08.1979 | 27.03.1998 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
23 | Cushing | DD-985 | Ingalls | 15.01.1974 | 27.12.1976 | 17.06.1978 | 21.09.1979 | 21.09.2005 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
24 | Harry W. Hill | DD-986 | Ingalls | 15.01.1975 | 06.03.1978 | 01.05.1979 | 17.11.1979 | 29.05.1998 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
25 | O’Bannon | DD-987 | Ingalls | 15.01.1975 | 21.02.1977 | 25.09.1978 | 15.12.1979 | 19.08.2005 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
26 | Thorn | DD-988 | Ingalls | 15.01.1975 | 29.08.1977 | 22.11.1978 | 16.02.1980 | 25.08.2004 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
27 | Deyo | DD-989 | Ingalls | 15.01.1975 | 14.10.1977 | 20.01.1979 | 22.03.1980 | 06.11.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
28 | Ingersoll | DD-990 | Ingalls | 15.01.1975 | 05.12.1977 | 10.03.1979 | 12.04.1980 | 24.07.1998 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
29 | Fife | DD-991 | Ingalls | 15.01.1975 | 06.03.1978 | 01.05.1979 | 31.05.1980 | 28.02.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
30 | Fletcher | DD-992 | Ingalls | 15.01.1975 | 24.04.1978 | 16.06.1979 | 12.07.1980 | 01.10.2004 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
31 | Hayler | DD-997 | Ingalls | 29.09.1979 | 20.10.1980 | 02.03.1982 | 05.03.1983 | 25.08.2003 | Потоплен в качестве корабля-мишени |
Хотели как лучше, а получилось как всегда.