Нахимов А. О российских дворянах Нахимовых ч. 22. Мария Владимировна Нахимова

   МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА НАХИМОВА

 Прогулки по Москве в конце 40-х с бабушкой (бабушка по отцу Мария Владимировна Нахимова) всегда сопровождались рассказами о том, что где стояло и чему служило до революции 1917 г. Так я запомнил, что рядом с Театром им. М.Н.Ермоловой располагалась одна из молочных Чичкина, а другая на пл. Дзержинского, исчезнувшая в 50-х под зданием Центрального Детского Мира. Узнал, что 1-ую Градскую больницу для бедных строил с 1802 г. князь Д.М.Голицын, наш родственник, как добавляла бабушка.

Незабываемое лето 1947 года, которое мы провели с бабушкой в селе Архангельском, подмосковном Версале. Перед ней, правнучкой князя А.Я.Голицына, распахивались все двери той замечательной усадьбы XVIII века, выстроенной её родственником из 4-й княжеской ветви   Николаем Алексеевичем Голицыным к 1787 году. Дед бабушки кн. С.Я.Голицын располагался в 3-ей ветви родовой росписи. Мы практически ежедневно посещали территорию усадьбы, отошедшую после Голицыных к Юсуповым, заполнивших дом коллекцией картин, а парк многочисленными статуями и памятниками тем знаменитостям, которые в разное время были гостями новых хозяев.

Не было уголка в этом пространном имении, где бы я не побывал, я даже заглядывал в какое-то небольшое строение, где размещалась, по-видимому, машина для подъёма воды из глубокого колодца. Особенно меня тогда поразило сияние латунных зубчатых колёс…

Впрочем, другим ярким впечатлением для меня было наблюдать проносящиеся по шоссе трофейные легковые авто, доставлявшие важные в советской иерархии персоны на дачи вдоль Москвы-реки. Здесь мелькали и Опели-адмиралы, и Хорхи, и Адлеры, и немецкие Форды…  Бабушка терпеливо озвучивала непонятные мне эмблемы на радиаторах.  Но в первую очередь, меня навсегда пленил обращённый к высокому берегу старицы Москвы-реки партер усадебного ансамбля. Такой потрясающей гармонии природы и пространства я нигде позже не ощущал. Ни в Вороново, ни в Кусково, ни в Петергофе, ни в Царском селе…

Бабушке тогда  было под 70 лет, но она продолжала работать, помогать овдовевшей невестке Бурчёнковой Анастасии Ивановне, поднимать меня и старшую на 2 года сестру. Она, как правило, подготавливала переводы и обзоры зарубежной периодики и специальных изданий, будучи сотрудницей информационных подразделений в нескольких оборонных предприятий.

Как-то в 1950 г. бабушка сводила меня в Художественный кинотеатр на Арбате посмотреть замечательный фильм «Счастливого плавания» с незабываемым Маршем юных нахимовцев В.П.Соловьёва-Седого. После чего на семейном совете решили определить сироту в морское училище.

С этой целью весной 1951г. бабушка повезла меня в Ленинград.  Пока я проходил комиссии и экзамены, бабушка успевала знакомить меня с северной столицей. Начали с посещения крейсера «Аврора», где, конечно, я был извещён, что родственник на броненосце «Алексанлр III» погиб в Цусимском сражении (лейтенант А.Н.Воеводский).

В отличии от Москвы Ленинград был во всевластии трамвайных путей,   дребезжащих звонков их вместительных вагонов-американок и висячего в воздухе скрежета на поворотах, но трамвай был вездесущ и всегда оказывался в шаговой доступности…

Бабушка без заметных проблем поднялась со мной на верхнюю смотровую кольцевую площадку Исаакиевского собора. Оказалось, что она прекрасно знает город, в котором не была уже с полвека и точно указала на Смольный собор и расположенное по соседству, известное по фильмам, трёхэтажное здание Смольного института, где она обучалась 9 долгих лет.

В Русском музее на полотне И.Е.Репина «Торжественное заседание Государ-ственного совета 7 мая 1901 г.» в честь 100-летия его учреждения тут же обнаружился родственник ‒ Пётр Петрович Семёнов-Тянь-Шанский (в центре на переднем плане, отвечает в пол оборота что-то клерку).  Позже бабушка в родню причислила и советского академика лауреата Нобелевской премии химика Николая Николаевича.

Да, бабушка была со многими известными личностями в родстве и, что важно, соответствовала им по своим незаурядным качествам! Все эти экскурсы в прошлое совершались ненавязчиво, без какой-либо экзальтации и высокомерия. Но никогда она не бралась противопоставлять советскую действительность, той, которая осталась в прошлом на глянцевых картинках и в описаниях великосветского быта.

Она была непритязательна в быту и умела ограничивать себя самым необходимым, но устраивала всё уютно и с изысканным вкусом…

Все три её сына ушли из жизни по независящим от них обстоятельствам и ей пришлось довольствоваться совместной жизнью с семьей дочери.

Летом 1952 г., когда в Советской стране широко отмечалось 200 лет со дня рождения адмирала П.С.Нахимова, Мария Владимировна была приглашена в Колонный зал дома Союзов на торжественное заседание и представляла в президиуме наш род. В тот момент я, воспитанник 5-й роты Нахимовского училища, находился в летнем лагере училища на Карельском перешейке

Бабушка, листая альбомы с фотографиями конца XIX начала XX века, не раз говорила, что ощущала излишнюю, ничем не оправданную роскошь окружавшую существование элиты тех времён. Она искренне тяготилось этим, как и большинство её близких, и я ни разу не мог усомниться в этом. Её супруг был того мнения, что вся земля должна принадлежать государству, т.е. всему обществу.

Бабушка не протестовала, когда сын привёл в дом свою избранницу, мою мать, происходившую из крестьянской семьи Тульской области, у которой, к слову, двоюродный дядя был одним из первых красных директоров Тульского оружейного… Она защищала свою невестку от нападок дочери, которая никак не могла смириться с простолюдинкой в одной квартире. Обращала на себя внимание и её стоическая выдержка, когда она становилась свидетелем каких-либо конфликтов на улице или на транспорте, она могла встать между дебоширами и одним своим видом прекратить агрессию. Когда она мне читала что-нибудь из того обязательного, что, по её мнению, я непременно должен был знать, и это чередовалось было прогулке в парке или в лесу, то она сердилась на то, что меня отвлекали комары и пр. И я с удивлением обнаруживал, что пытавшиеся укусить её комары, туже улетают прочь, едва усевшись на её кожу. Более того, бабушка обладала пониженным ощущением боли ‒ анальгезией.

В Куйбышеве, куда она выехала в 1941 г. в эвакуацию вместе с авиационным заводом зятя ей пришлось выступать в роли разнорабочей и таскать кирпичи. Однажды небрежно положенный на носики кирпич упал и едва не перебил ей ахиллово сухожилие на одной из ног. Свидетели этого происшествия рассказывали её дочери, как Мария Владимировна донесла до места тяжёлые носилки и, лишь потом, осмотрела свою рану и вылила кровь из ботика…

Через некоторое время её перевели на работу уборщицей. Она прибирала кабинет Главного инженера предприятия, где стала свидетельницей его затруднений в переводе текста с английского. Неожиданно оказанная уборщицей помощь была с благодарностью принята, и на следующий же день Мария Владимировна числилась референтом.

Помню также, как в мае 1955 г., когда ЛНВМУ очередной раз приезжал на Московский парад, выстоял с бабушкой нескончаемую очередь в музей им. Пушкина на выставку шедевров Дрезденской галереи.

Мария Владимировна с внуками Еленой и Иваном. Конец 1950-х

Когда я пришёл навестить свою драгоценную бабушку летом 1964 с будущей супругой Татьяной Николаевной Богачёвой, ей уже исполнилось 80.  Не вставая со стула она обратилась к ней с вопросом: “Вы милая, конечно, владеете французским?”. На что Татьяна по-русски ответила, что изучала французский в школе.

В дворянском собрании мне посчастливилось познакомиться с Екатериной Леонидовной Адасовой, урождённой Шильдер, прямого потомка, выдающегося россий-ского изобретателя инженер-генерала КА.Шильдера, часто опережавшего технологичес-кие возможности своего времени. Екатерина Леонидовна успешно окончила МФТИ, участвовала в разработке отечественного космического челнока ‒ «Бурана». Завершив трудовую деятельность, она смогла  переключить свой редкостный исследовательский талант на изучение истории своего рода и распространить его на необъятную, казалось бы, тему: немецкая диаспора в России, и её  роль в истории Империи. Её перу принадлежат несколько уникальных книг: «Российские немцы в Первой Мировой войне», «Дело лицеистов» и др.

Последним директором Александровского лицея (бывший до перевода на Каменный остров в Петербург Царскосельский) был генерал от инфантерии Владимир Алексан-дрович Шильдер. В 1925 г. Ленинградским ОГПУ возбуждается уголовное «Дело выпускников», более известное как дело Лицеистов, 81 человек был обвинён в создании

антисоветской монархической организации, в том числе и 72-летний В.А.Шильдер. 26 подозреваемых были приговорены к расстрелу. Сам бывший директор скончался на Соловках во время следствия. Была привлечена к следствию и его 63-летняя супруга       А.М.Шильдер, урождённая Клингенберг. Анна Михайловна скончается позже в ссылке.

Она не подписала ни одного протокола, в том числе и протокола на своё задержание. Ни назвала ни одной фамилии, ссылаясь на то, что это может погубить неповинных людей.

О ней мне рассказывала Екатерина Леонидовна, как о бесстрашной и умеющей отстаивать свою позицию личности. И чем более деталей к портрету этой достойной офицерской жены мне она сообщала, тем более я узнавал в нём черты бабушки Марии Владимировны. И это оказалось вполне объяснимым: бабушка моей Марии Владими-ровны была урождённой Клингенберг Олимпиадой Евстафьевной, вышедшей замуж за С.Я. Голицына. Вот от кого такая стойкость и верность своим внутренним убеждениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идут годы, но  бывшая «центральная»  усадьба нашего рода в Волочке-Нахимовском на Смоленщине, по-прежнему существует и постепенно обретает популярность природной культурно-исторической достопримечательности Холм-Жирковского района и самой героической Смоленской области. Появляются дачники, пленённые местными роскошными видами, ещё сохранившейся первозданной российской глубинки…

В селе действует музей, вобравший артефакты, подтверждающие существование села в эпоху позднего средневековья, документы из семейного архива, начиная со второй половины XVIII века, дошедшие до нас предметы обстановки усадебного дома Нахимовых,  документальные и изобразительные свидетельства различных периодов истории села.

На сохранившемся флигеле волочковского усадебного ансамбля 2012 г. установлена памятная доска в честь организатора и  героя народной партизанской войны с окку-пантами в 1812 г.

В память о не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны и жертвах фашистов во время оккупации в 1941-1943 гг.  возведены мемориальные знаки и комплекс с указанием имён,  отдавших свои жизни  за  право на существование своих потомков.

В селе появился бронзовый бюст адмирала П.С. Нахимова, водружённый местными умельцами на природный гранитный валун,  что удачно подчеркнуло несгибаемый природный дух знаменитого земляка

На 215 годовщину со дня рождения П.С.Нахимова в селе Нахимовском. 8 июля 2017г.

Каждый год в начале июля в Нахимовском отмечается день села и годовщина рождения Павла Степановича (5 июля 1802 г.), участвуют гости из других районов Смоленской области, Москвы, бывшие нахимовцы и ветераны моряки..

8 июля 2017 г. в Нахимовском впервые появился Дмитрий Константинович Поляков прямой праправнук старшей сестры Павла Степановича Воеводской Анны Степановны, родившейся в 1788 г. в прежнем Волочке. Все её четыре сына вслед за её  братьями стали флотскими офицерами, оставившими заметный след в российской истории.

Дмитрий Константинович сотрудник Государственного Музея Санкт-Петербурга, что в Петропавловской крепости Петербурга, профессионально исследует историю своего замечательного рода, предоставил ценные документы в экспозицию музея в Нахимовском.

Представители рода Нахимовых на торжествах 8 Июля 2017 г. в селе Нахимовском. Праправнук Анны Степановной Нахимовой (Воеводской) Дмитрий Константинович Поляков (слева) и праправнучатый двоюродный племянник Павла Степановича Александр Павлович Нахимов

 На северной окраине села сохраняется взлётно-посадочная площадка, обслуживавшая в советский период лёгкие бипланы Ан-2, теперь этот сельский аэродром служит промежуточной площадкой для любителей легкомоторных летательных аппаратов, не однажды участвовавших в праздновании дня села Нахимовского.

В отстоящей на 45 км.  на восток Вязьме недавно официально утверждена школа имени П.С.Нахимова. Этой чести удостоилась средняя школа № 9, 25 лет со дня своего основания, возглавлявшаяся замечательным подвижником Людмилой Викторовной Бельской. Именно благодаря её просветителской деятельности педагоги школы избрали жизненный путь земляка Павла Степановича Нахимова предметом исследования и возможного подражания в формировании характеров своих учеников.

Я с готовностью содействовал  редкостному профессионалу Людмиле Викторовне в оборудовании школьного музея, проведении ежегодных конференций и приобрёл для школы бронзовый бюст адмирала работы московского скульптора Валерия Дмитриевича Серёжина (такой же бюст и в с.Нахимовском), признанный строгими экспертами в Севастополе одним из удачнейших воплощений образа адмирала.

В дни празднования в 1952 г. 150-летия знаменитого адмирала вышло Постановление Совета Министров СССР о восстановлении усадебного дома в Волочке, с целью разме-щения в нём среднего технического училища. Различные обстоятельства не позволили тогда восстановить главное здание, сохранявшего ещё в тот период свои прочные стены…

Считаю целесообразным вернуться к идее возрождения усадьбы Нахимовых, как редкостного ландшафтного природного памятника и исторического свидетеля пребывания и деятельности здесь многих выдающихся личностей, навсегда оставивших добрую память о себе делами во благо России.

А.П.Нахимов.                                                                                                               Москва —  Смоленский край 2018 г.

Полный текст произведения можно скаачть по ссылке ниже

Нахимовы (2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *