Воронов С.Д. Ко дню народного единства. Князь Дмитрий Пожарский

Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1577 — 20 (30) апреля 1642) — князь из рода стародубских Рюриковичей, воевода, русский национальный герой, военный и политический деятель, глава Второго народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

В 1571 году, его отец Михаил Фёдорович Пожарский—Глухой женился на Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, происходившей из древнего дворянского рода Беклемишевы. При крещении Дмитрий получил «прямое имя» Козма (Косьма) в честь Косьмы бессребреника. Одновременно он получил «мирское» имя — Димитрий, в честь Димитрия Солунского. В составе приданого Марии Фёдоровны было село Берсенево в Клинском уезде, где, вероятнее всего, и родился Дмитрий.

В 1584 году, после смерти Ивана Грозного семья переехала в Москву, где мать занялась воспитанием детей. У отца было четверо детей: старшая дочь княжна Дарья (вероятно от первого брака) и сыновья князья — Дмитрий, Юрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было 15 лет, Дмитрию — неполных 10, Василию — 3. Юрий умер при жизни отца. Впоследствии Дарья вышла замуж за князя Никиту Хованского.

23 августа 1587 года скончался отец Михаил Фёдорович, мать — 7 апреля 1607 года. Похоронены в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.

Мать оказывала Дмитрию большую помощь в течение всей своей жизни. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее по тому времени образование, что было тогда редким явлением.  Под влиянием матери у Пожарского привились и сохранились до конца жизни такие черты, как чувство веры, чести и долга.

По отзывам современников и согласно историческим документам, присущими князю Пожарскому чертами характера были отсутствие всякого чванства, заносчивости и зазнайства, отсутствие алчности и высокомерия. Его отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям русским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, набожность без фанатизма, любовь к своим ближним. В необходимых случаях он был твёрд духом, решителен и непоколебим, непримирим к врагам Отечества и изменникам Родины, отличался чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был мягким и внимательным человеком, что притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина, что было удивительно для эпохи того времени. Неслучайно нижегородцы, когда стали искать военачальника для второго народного ополчения, остановились единодушно на его фигуре.

Служба Борису Годунову.

В 1593 году князь Дмитрий Михайлович поступил на дворцовую службу. В 1598 году, в начале царствования Бориса Годунова имел придворный чин — «стряпчий с платьем» и подписал Утверждённую грамоту об избрании в цари Бориса Годунова.   Вскоре он с матерью неизвестно почему попали в опалу, которая была снята в 1602 году, в результате чего Дмитрий Михайлович пожалован в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя — Ксении Борисовне. Под конец царствования Бориса Годунова, мать Пожарского была уже верховной боярыней при царице Марии Григорьевне, сменив на этом посту мать боярина Бориса Лыкова — Марию Лыкову.

Служба при Лжедмитрии I

13 апреля 1605 года, умер Борис Годунов и к власти пришёл Лжедмитрий I, венчанный на царство 21 июля, ставленник польского короля Сигизмунда III, которому присягнула и Москва, и боярская дума. Пожарский продолжал находиться при дворе. В это время он исполнял обязанности дворецкого, бывал за столом на торжественных обедах Лжедмитрия I по случаю приезда в Москву Марины и Юрия Мнишек.

 

Служба Василию Шуйскому

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года был убит Лжедмитрий I и царём стал князь Василий Иванович Шуйский, которому присягнул и князь Дмитрий Михайлович.В 1606—1607 годах Пожарский участвовал в подавлении восстания Ивана Болотникова.  В октябре 1608 году в числе других приближённых царь отрядил на борьбу с захватчиками князя Пожарского в качестве полкового воеводы, Дмитрий Пожарский в упорном бою разбил один из таких отрядов во главе с Иваном Салковым на Владимирской дороге у реки Пехорки, и далее, у Коломны.  В октябре все суздальские и владимирские города и волости признали Лжедмитрия II.

Междуцарствие

Царь был свергнут, собрать Земский собор не представлялось возможным, тогда во главе государства встала Семибоярщина. В это время гетман Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, а Лжедмитрий II со своей стороны встал в Коломенском. В такой ситуации Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест 17 августа 1610 года сыну Сигизмунда королевичу Владиславу, на условиях его перехода в православную веру, а затем, в ночь на 21 сентября, тайно впустила в Кремль польско-литовский гарнизон. Лжедмитрий II 11 декабря 1610 года был убит своими приближёнными, его смерть всколыхнула всю Россию и объединила народ в борьбе против Речи Посполитой.

Первое народное ополчение

В январе 1611 года князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения московских бояр призвать на русский трон сына Сигизмунда III, королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы. Одновременно с нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. К его отряду примкнул со своими ратными людьми и зарайский воевода Д. М. Пожарский, который привёл войско из Зарайска и помог ему освободить Пронск и отправился с ним освобождать Рязань.

Утвердившись крестным целованием (клятвой) с жителями Балахны, они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.

Пожарский встретил поляков на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке (район нынешнего памятника Воровскому). Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там он продолжил своё лечение.

 Второе народное ополчение

Организация ополчения началась в октябре 1611 года  в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина. В 1611 году наиболее стойко и последовательно в это смутное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия и Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген.

Первыми во весь голос заговорили о сопротивлении иноземцам именно в Нижнем Новгороде. Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв.

При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре Д. М. Пожарского и послали к нему делегацию во главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием, сына боярского Ждана Болтина и «изо всяких чинов всяких лучших людей». Отказав первому посольству, к нему было направлено ещё несколько посольств из Нижнего Новгорода, о которых он впоследствии выскажется: «к такому делу бояре и вся земля сильно приневолили». В Нижний Новгород Пожарский прибыл (28 октября 1611).

В конце февраля — начале марта 1612 года Второе народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. Перед приходом в Ярославль Дмитрий Михайлович получил известие об измене руководителей казацкого отряда, стоявшего под Москвой атамана Заруцкого, присягнувших ещё одному Самозванцу, беглому дьякону.

В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким. Летописец пишет, что князь Пожарский находился в съезжей избе, где было очень тесно и осматривал пушки перед отправкой в Москву. Находившийся рядом казак по имени Роман вскрикнул и повалился набок. Думая, что его сдавила толпа служилых людей, князь хотел выйти из избы, но люди бывшие там не пустили и закричали: «Тебя, князь, хотят убить». Осмотрев место, нашли окровавленный нож, и задержали казака Стеньку, который при допросе повинился и выдал всех подручных, которых тоже арестовали и разослали по различным тюрьмам и которые впоследствии свидетельствовали против Заруцкого. Впоследствии всех помиловали и как отметил Новый летописец: «А убити ни единого не дал князь Дмитрий Михайлович».

Весной этого года Дмитрий Михайлович вошёл в состав Земского правительства, грамоты которого до осени 1612 года, как правило, запечатывались личной перстневой печатью Пожарского. В ряде грамот имя Дмитрия Пожарского писалось с торжественным титулом, например: «По избранью Московского государства всяких чинов людей в нынешнее настоящее время того многочисленного войска у ратных и у земских дел стольник и воевода»

28 июля 1612 года — Второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа оно уже было у стен Троице-Сергиева монастыря.

20 августа Второе ополчение подошло к Москве.

Пожарский подойдя к Москве во главе основных сил Второго ополчения, отказался от предложения Д. Т. Трубецкого расположиться в его лагере близ Крымского двора (совр. р-н ул. Крымский Вал), приказал соорудить между Арбатскими и Чертольскими воротами Белого города (сов. площади Арбатские и Пречистенские ворота) укрепления для отпора польскому гетману Я. К. Ходкевичу, приблизившемуся к столице с обозом продовольствия для польско-литовского гарнизона.

21—24 августа (2 сентября) — состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. В ходе сражения Пожарский был ранен, одобрив накануне план Кузьмы Минина о внезапном ударе во фланг польско-литовского войска. После взятия Китай-города ополченцами и сдачи польско-литовского гарнизона, Пожарский спас членов Семибоярщины и их К вечеру 24 августа — поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками.В сентябре— октябре сумел достигнуть соглашения с Трубецким об объединении сил по освобождению Москвы. После взятия Китай-города ополченцами и сдачи польско-литовского гарнизона спас членов Семибоярщины и их семьи, в том числе и Романовых, от грабежа и расправы казаков.

Служба Михаилу Фёдоровичу Романову

20 февраля 1613 года Пожарский предложил Собору избрать царя из числа претендентов, имеющих царское происхождение, то есть из родственников последнего Рюриковича — Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником царю Фёдору Ивановичу и был боярского происхождения. После многочисленных обсуждений на Земском Соборе, государем русским был избран Михаил Фёдорович Романов.

Помазание Михаила на царство. Митрополит Ефрем помазует Михаила, венец держит Иван Никитич Романов, скипетр — Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, державу — Дмитрий Михайлович Пожарский. («Коронационный альбом Михаила Романова», 1673 г.)

Принимая во внимание, что Дмитрий Михайлович по своему «отечеству» был ниже многих бояр, особенно знаменательно, что он занял такое выдающееся положение при венчании на царство Михаила Фёдоровича. В этом надо видеть выражение признательности юного царя и современников князю Пожарскому за то, что он во время всеобщего «шатания» твёрдо и непоколебимо стоял за правду и, поборов смуту, привёл «все царства Русского государства» к единению в борьбе за его независимость и в выборе нового русского царя.

Сабля князя Дмитрия Пожарского за освобождение столицы — подарок от благодарных москвичей в 1612 г.

В 1615—1616 годах Дмитрий Михайлович начинает играть ведущую роль при царском дворе, как талантливый военачальник и государственный деятель. Несмотря на победу народного ополчения и избрание царя, война в России всё ещё продолжалась. Дмитрий Михайлович направлен во главе двухтысячного отряда на борьбу с отрядом польского полковника А. И. Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев.

В 1615 году в Орловском бою Пожарский выдерживает натиск «лисовчиков», преследовал отступающих до г. Перемышль, однако не смог предотвратить их дальнейшего разорительного рейда по России. На подходе к городу утратил возможность командования из-за «болезни лютой»

Весной 1616 года Пожарский производит сбор в казну пятой деньги с торговых людей, так как войны не прекращались, а казна истощилась. 9 мая, на Николин день, совершил вместе с царём паломническую поездку в Николо-Угрешский монастырь, где был приглашён к столу.

В 1617 году ведёт дипломатические переговоры с английским послом и агентом Московской компании Джоном Мериком. Пожалован наместником Коломенским. В этом году назначен головою приказа Галицкой четверти.

В 1617—1618 годах по просьбе жителей Калуги и соседних с ней городов ведёт военные действия в чине первого калужского воеводы, с пришедшим в пределы Русского государства войском польского королевича Владислава IV.

Летом 1618 года, избавив Калугу от более чем полугодовой осады, приходит на помощь Можайску и Боровску для оказания помощи русскому войску оборонявшему Можайск, затем уходит к Серпухову для сражения с запорожскими казаками во главе с гетманом П. К. Сагайдачным. Однако в это же время Дмитрий Михайлович сильно заболел и по велению царя возвратился в Москву.

Едва оправившись от болезни, принял самое деятельное участие в защите столицы от войск Владислава IV, за что царь Михаил Фёдорович наградил его новыми вотчинами и поместьями.

В 1619 году, совместно с архиепископом Рязанским и Муромским Иосифом и князем Г. К. Волконским, в Можайске встречал отпущенного из польско-литовского плена митрополита Ростовского Филарета (отца царя и будущего патриарха) и в дальнейшем пользовался его покровительством.

1619—1628 — руководит Ямским приказом. 27 сентября этого года у царского стола жалован милостивым царским словом, государевом жалованием, атласною шубою на соболях с позолоченными серебряными пуговицами, позолоченным серебряным кубком.

В 1620—1624 — воевода в Великом Новгороде.

В 1621—1628 годах начальник Разбойного приказа.

В 1624 году во время царской поездки на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь оставил Москву на попечение Ф. И. Шереметьева, и Дмитрия Михайловича.

В 1624 и 1626 годах на обеих свадьбах царя, он был в дружках царя, а жена, Прасковья Варфоломеевна, была свахой со стороны царя. Наряду с другими именитыми боярами бывал приглашён к праздничным царским и патриаршим столам и, по замечанию И. Е. Забелина, «въ этихъ приглашенияхъ передъ большими боярами онъ меньше не былъ».

В 1625 году, 7 мая было объявлено о походе государя к Николе на Угрешу. В паломническом походе принял участие и Дмитрий Михайлович, который 8 мая был приглашён к царскому столу.

В мае 1628 года, Дмитрий Михайлович вновь приглашён в паломнический царский поход в Николо-Угрешский монастырь, и его 9 мая вновь пригласили к царскому столу.

Август 1628—1630 — назначен первым воеводой в Новгород Великий с титулом наместника Суздальского.

В сентябре 1630 года назначен начальником Поместного приказа.

В апреле—мае 1632 года, накануне Смоленской войны, назначен вторым воеводой под Смоленск (находилось по Деулинскому перемирию 1618 года в составе Речи Посполитой). Русское войско было послано на осаду Смоленска

В 1633 году воевода за Яузой рекой.

В 1633—1634 годах второй воевода в Можайске. В эти года совместно с Д. М. Черкасским занимался организацией ратных людей для подкрепления войска во главе с М. Б. Шеиным, осаждавшего Смоленск.

В 1634—1638 годах первый раз назначен начальником Московского Судного приказа.

В 1635 году дважды участвовал в переговорах с польско-литовскими послами А. Песочинским и К. Л. Сапегой. Переговоры завершились ратификацией Поляновского мира 1634 год.

В 1637 году один из организаторов работ по строительству Земляного вала и деревянных укреплений вокруг Москвы.

В апреле 1638 года, в связи с опасностью набега крымских татар и нагайцев на Русское государство, назначен первым воеводой в Переяславль Рязанский.

В 1639—1640 годах второй раз назначен начальником Московского судного приказа.

В 1639 году Дмитрий Михайлович «дневал и ночевал» при гробах царевичей Ивана и Василия.

Весной 1640 года вместе с И. П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами М. Стахорским и К. Раецким, при этом писался почётным титулом наместника Коломенского. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге. Дата обращения: 13 декабря 2007. Архивировано из оригинала 21 апреля 2007 года.

В середине 1630-х годов на средства Пожарского в его селе Медведево (Медведково) близ Москвы (ныне в черте города), вместо деревянной, возведена каменная шатровая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Возможно, по заказу Дмитрия Михайловича, изготовлен список Разрядной книги 1475—1605 годов, с которого во 2-й половине 1640-х годов — начале 1650-х годов, скорее всего, снята копия по распоряжению четвероюродного племянника — С. Р. Пожарского (известна в историографии, как «Разрядная книга Д. М. Пожарского»).

Могила Князя Дмитрия Пожарского

В XIX—XX веках среди историков существовало мнение, что перед смертью князь Пожарский принял схиму под именем Косьма, как это было принято среди княжеского сословия. Однако исследование академика Михаила Погодина в середине XIX века и обретение Духовной грамоты князя в начале XXI века дают основание заключить, что схиму перед смертью он не принял.

По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Михайлович умер 30 (20) апреля 1642 года на 65-м году своей жизни.В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце».

В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе, первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным.

После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и сломана (1765—1766) «за ветхостью». Известный русский археолог граф Алексей Уваров в ходе раскопок (1851 год) обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и над ними в 1885 году был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту Алексея Горностаева.

Мавзолей был разобран в годы советской власти (1933 год). Археологические исследования (лето 2008 года) показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Дмитрия Пожарского в день его рождения (1 ноября 2008 года) установлены плита и памятный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Юрий Михайлович

    Спасибо, Сергей Дмитриевич!
    Очень интересно и поучительно!

  2. Никита Трофимов

    Как всегда — очень интересно Вас читать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *