Сигнал «Z»- «Миноносцы, атаковать противника!». История появления и развития миноносцев

https://topwar.ru/251845-signal-z-minonoscy-atakovat-protivnika-istorija-pojavlenija-i-razvitija-minonoscev.html

Военное обозрение. Флот

Сигнал «Z»- «Миноносцы, атаковать противника!». История появления и развития миноносцев
Willy Stöwer (1864-1931) «Stander Z»

Перевод статьи «Stander Z vor! Torpedoboote- neue Schiffe fuer neue Waffe», опубликованной в немецком журнале «Schiff Classic» N3/2021.
Автор: Peter.H. Block
Перевод: Slug_BDMP

«Z» — красный флаг в форме ласточкина хвоста, поднятый на мачте флагманского корабля, являлся в германском флоте сигналом к атаке миноносцев. В момент спуска миноносцы, укрывающиеся от противника за линией собственных больших кораблей, должны были на максимальной скорости пересечь её и, не заботясь о собственной безопасности, устремиться в торпедную атаку на врага.


Книга воспоминаний моряка- миноносника, ветерана Первой мировой войны Карла Шлегеля так и называется «Stander Z vor!»- «Сигнал Z»

Так предусматривала теория. Такой приём отрабатывался на манёврах. Но когда началась настоящая война, шансов осуществить это на практике предоставилось очень мало. В Ютландском сражении сигнал «Z» для немецких миноносцев поднимался четырежды. Результатом стало лишь потопление британского эсминца «HMS Shark».

Примечание переводчика.
Историк Федор Лисицын в своем цикле лекций о Ютландском сражении так отзывается о действиях германских миноносцев. Они, несмотря на то, что не добились большого количества результативных попаданий, тем не менее оказали большое влияние на общий ход сражения. Массированные и хорошо скоординированные атаки флотилий немецких миноносцев каждый раз заставляли соединения британских тяжелых кораблей ломать строй и менять курс, уклоняясь от многочисленных немецких торпед.

Торпеда! Даже те, кто не разбирается в военной технике, знает, что это самодвижущийся подводный снаряд, который движется с большой скоростью и поражает цели с высокой точностью. Наведение их на цель осуществляется либо дистанционно — с корабля/подводной лодки-носителя по проводу (длина которого может достигать 10 морских миль), либо посредством пассивной или активной головки самонаведения. Такова, например, американская торпеда Mk48, массой 4,5 тонны, несущая 295 килограмм взрывчатого вещества. Но чтобы достичь такого уровня, самодвижущейся мине Уайтхеда понадобилось в течение около 150 лет пройти многие этапы развития.

Техническая справка. Торпеда

Спустя всего 30 лет после появления первого образца Уайтхеда торпеды превратились в важнейший элемент всех флотов мира. Торпеда могла нанести вражескому кораблю гораздо больший ущерб, чем снаряд. К тому же торпеды и торпедные аппараты были гораздо дешевле, чем башенные артиллерийские установки, и занимали меньше места на корабле. Дальность и точность стрельбы примерно соответствовали таковым у крупнокалиберных артиллерийских орудий на тех же дистанциях. После того как Ludwig Obry изобрел гироскопический стабилизатор, торпеды стали ещё более надежными и точными. На дистанции в 7 километров (теоретическое) отклонение составляло всего 0,5 градуса.

Во время гражданской войны в Чили в 1891 году два миноносца потопили броненосец «Blanco Encalada». В 1894-м, в ходе гражданской войны в Бразилии, один миноносец потопил башенный броненосец «Aquidoba». В японо-китайской войне в 1895 году японские миноносцы потопили китайский броненосец «Ting Yen». Боевая ценность торпед не подлежала сомнению. Франция даже подумывала о том, чтобы заменить тяжелые корабли флотом из миноносцев.

Малое оружие- большая мощь

Точкой отсчета можно назвать шестовые мины, которые раньше и называли торпедами. Они представляли собой заряд взрывчатого вещества, закрепленный на конце шеста длиной около 10 метров. Этот шест располагался на носу корабля-носителя, задачей которого было подвести мину к борту вражеского корабля, после чего она подрывалась с помощью контактного или электрического взрывателя. Первый случай их боевого применения относится к Гражданской войне в США. 17 февраля 1864 года подводная лодка южан «Ханли» потопила с помощью шестовой мины винтовой шлюп северян «Хаузатоник». Подводная лодка со всем экипажем также получила тяжелые повреждения и затонула.

Минный катер с шестовой миной

Для того чтобы избежать потерь носителей таких мин и их экипажей, австрийский фрегатен-капитан Йохан Блазиус Луппис изобрел полностью закрытый безэкипажный винтовой катер «Спаситель побережья» (Kuestenretter). Загружался он порохом. При достижении борта вражеского корабля заряд подрывался с помощью четырех капсюльных взрывателей. Длина катера составляла около 6 метров. Из-за отсутствия чего-либо более подходящего, изобретатель оснастил свой катер пружинным двигателем. Наведение осуществлялось с берега с помощью тросов. Автор представил свое изобретение в 1864 году морской комиссии военного министерства. Комиссия усомнилась в эффективности проекта и отклонила его. Луппиусу же посоветовали связаться с директором, а позднее — владельцем верфи Stabilimento Tecnico Fiumano в Фиуме, английским инженером Робертом Уайтхедом.

Уайтхед развил идею Лупписа в подводный снаряд, приводимый в движение пневматическим двигателем посредством трехлопастного винта. Длина его составляла 3,4 метра, диаметр — 350 мм. Для поддержания требуемой глубины имелся гидростат. Запуск осуществлялся из торпедной трубы, она же задавала направление движения.

Роберт Уайтхед (1823-1905)

20 декабря 1866 года на испытаниях перед флотской комиссией Уайтхеду удалось попасть своей миной в цель на дистанции 370 метров. После долгих переговоров был заключен договор между руководством флота и изобретателями на продолжение работ по совершенствованию изобретения и предоставление им патента на «подводный самодвижущийся снаряд».

Договор предусматривал следующие шаги:
— исследование эффективности взрыва;
— обеспечение точности попадания на дистанции 2000 венских футов (632 метра);
— повышение надежности взрывателя;
— повышение удобства работы с аппаратом.

Роберт Уайтхед и его торпеда

Для обеспечения работ в распоряжение изобретателям поступал опытный корабль — канонерская лодка Gemse, который прибыл для этого в Фиуме. В носу его в сухом доке был установлен торпедный аппарат. Он представлял собой литую чугунную трубу диаметром 470 мм. Находился он примерно на 1 метр ниже ватерлинии. Передняя часть, выступающая наружу, закрывалась чугунной крышкой. Торпеда заряжалась с казенной части, находящейся внутри корабля. Она также закрывалась крышкой. Снаряд внутри трубы направлялся сверху и снизу роликами, а с боков — направляющими планками.

350-мм торпедный аппарат «Метеор». Чертеж из «Атласа по изучению торпедного оружия» 1894/95 годов

Пуск торпеды осуществлялся сжатым воздухом после того, как аппарат заполнялся забортной водой.

Уайтхед постоянно усовершенствовал свое перспективное оружие.

В 1869 году британское правительство приобрело лицензию на его производство за 17000 фунтов стерлингов. Его примеру в 1872-м последовала Франция, в 1873-м — Италия и Германия, а затем и другие страны.

Носовой торпедный аппарат австро- венгерского корабля «Seehund»

Начало новой эры

Началась эра торпедного оружия. В это время были распространены шестовые мины, а для их применения требовались маленькие быстроходные корабли. Так, в 1873 году британская фирма «Торникрофт» начала постройку минных катеров для шестовых мин. И это в то время, когда Уайтхед уже убедил руководство различных флотов в эффективности своих торпед.

Лишь в 1877 году Торникрофт спустил на воду первую «настоящую» миноноску — носитель торпед — HMS Lightning. Кораблик полным водоизмещением 33 тонны имел длину 26,7 метра. Он мог развивать скорость 18,5 узлов. Вооружение составляли 2 рамочных (затем 1 трубчатый) торпедный аппарат калибра 355 мм. Это был прорыв, и Торникрофту посыпались заказы от различных стран на корабли по образцу «Лайтнинга».

Первая миноноска- носитель торпед- HMS Lightning

Новый толчок развитию торпед дали механики британского торпедного арсенала в Вулвиче. Они создали для торпед привод с соосным винтом. Изначальный вариант с одним винтом создавал при движении торпеды вращающий момент, который пытались сбалансировать, изгибая лопастины-стабилизаторы. Два же соосных винта, вращающихся в противоположном направлении, взаимно уравновешивали друг друга. Это обеспечивало большую курсовую устойчивость, большую скорость и дальность хода.

Всё это привело к настоящему «миноносному буму» — только Россия в 1878 году поставила в строй 80 миноносок, построенных на разных верфях.

Так как эти кораблики из-за малых своих размеров годились лишь для действий в прибрежных водах, итальянцы догадались размещать их на борту большого корабля и таким образом доставлять их в район будущих действий. 11000-тонный линкор «Дуилио» располагал в кормовой части 25-метровым ангаром-доком для размещения миноноски. Её спуск в море и прием на корабль осуществлялся через кормовой лацпорт.

В 1889 году в строй британского флота вступили два корабля-носителя миноносок — 6500-тонные «Гекла» и «Вулкан». Каждый из них мог нести на палубе шесть миноносок. Спуск их на воду и подъем на борт осуществлялись посредством стреловых кранов. Эти корабли должны были сопровождать свои линейные силы и в морском сражении задействовать свои миноноски. Командирами кораблей-носителей были прекрасные специалисты по минному оружию. Несомненно, что в случае войны эти корабли смогли бы эффективно действовать против вражеских морских баз.

Стремление увеличить радиус действия торпедоносных кораблей приводило к росту их размеров и мощности силовых установок. Если водоизмещение «Лайтнинга» составляло 33 тонны, то у построенных фирмой Ярроу в 1884 году для австро-венгерского флота «Адлера» и «Фальке» уже 98 тонн. Мощность их машин составляла 1300 л.с., а скорость — 22 узла. Вооружение — два носовых торпедных аппарата.

Миноносный бум в Германии

Строительство кораблей этого класса шло и в Германии. Первые миноноски были построены ещё в 1871 году на верфи Devrient в Данциге. По своим размерам (водоизмещение всего 34 тонны) они были не больше портового баркаса, но потом в процесс включились и такие именитые верфи, как «Везер АГ», «Вулкан», «Шихау».

Немецкие минные катера №№ 1-3 верфь «Devrient» (Данциг), водоизмещение 34 т,; скорость 8 уз.; размеры 20,3 х 3,3м.

Германия пережила подлинный миноносный бум после того, как в марте 1883 главой адмиралтейства стал генерал граф Лео Каприви (Leo Graf von Caprivi). В своей докладной записке он задекларировал потребность флота в 70 миноносцах. Он указывал на то, что даже один миноносец может потопить самый большой броненосец, и это делает дорогие броненосные флоты ненужными. Генерал знал, на кого в своем окружении он может положиться, — прикомандированный к адмиралтейству корветен-капитан Альфред Тирпиц (будущий статс-секретарь Имперского морского управления). Тирпиц был последовательным сторонником торпедного оружия. Благодаря его энергии и вовлечённости эта составляющая флота достигла небывалых высот. Тирпиц добивался того, чтобы миноносцы, насколько это было возможно, действовали без привязки к берегу, и содействовал развитию больших мореходных миноносцев, таких, которые могли бы противостоять страшным североморским штормам.

Будущий адмирал Альфред Тирпиц с 1877 года проходил службу в миноносных силах и был энтузиастом этого рода оружия.

Но для начала судостроители Шихау, фирмы, ставшей главным производителем миноносцев, ограничивались постройкой так называемых «китообразных» миноносцев (Walrueckenboote — корабли со спиной кита) — гладкопалубных кораблей водоизмещением 100–170 тонн с характерной круглой сверху палубой бака и кастрюлеобразной надстройкой. Миноносцы с S7 по S65 были вооружены тремя торпедными аппаратами калибра 350 мм (двумя палубными и одним носовым) и одной 37-мм револьверной пушкой. Паровая машина тройного расширения обеспечивала кораблям скорость 19–22 узла. У серии миноносцев с S66 по S85 вооружение было усилено: торпедные аппараты стали 450-миллиметровыми, а пушка была заменена на 50-мм пушку для миноносцев (Torpedobootskanone — Tk).

В течение лишь пяти месяцев 1885 для германского флота были построены и вступили в строй семь миноносцев- S7-S13.

Дополнительно фирма Шихау построила серию лидеров миноносцев D1-D9 (Divisions-Torpedoboote). Они должны были служить флагманскими кораблями миноносных флотилий, что требовало дополнительных объемов для штабного персонала и принадлежностей. Имея вооружение, соответствующее обычным миноносцам, они имели водоизмещение до 300 тонн.

S 125, первый германский турбинный миноносец. Он был спущен на воду в 1904 году, но, из за того , что испытания затянулись, вошел в строй лишь годом позже
Большой миноносец S 113

Британцы вырываются вперед

К 1885 году миноносцы, которые изначально по своим размерам были скорее катерами (нем. Torpedoboot, Boot — лодка. Прим. переводчика), превратились в настоящую угрозу для тяжелых боевых кораблей. Логика гонки вооружений диктовала необходимость создания средства противодействия. Поэтому на чертежных досках конструкторов стали рождаться «истребители миноносцев». Они были ничем иным, как увеличенными в размерах миноносцами с вооружением, способным остановить атаку вражеских миноносцев на дальних подступах.

Первыми в этом вопросе стали британцы — уже в 1893 они начали строить корабли нового класса, который так и назвали — истребитель миноносцев (torpedoboot destroyer). Так этот класс и называется до сих пор, в англоязычных странах — destroyer, в германском флоте — Zerstoerer.

HMS Banshee (1894 г.) — один из первых «дестроеров»

В Германии первый большой миноносец S-90 сошел со стапелей в 1899 году. Водоизмещение его составило 395 тонн. Скорость — 27 узлов. Вооружение торпедное — 3 палубных однотрубных аппарата. А вот артиллерийское вооружение было значительно усилено — три 50-мм скорострельные пушки. С тех пор миноносцы лишь росли. G-174, построенный в 1910 году на верфи Germania Werft, имел водоизмещение уже 800 тонн и был вооружен двумя 88-мм пушками и четырьмя 500-мм торпедными аппаратами и мог «бороздить моря» со скоростью 32 узла.

Продолжали развиваться и сами торпеды. 500-мм торпеды D/6, применяемые на G174, имели дальность хода 27-узловым ходом 5000 метра, а 35-узловым — 2200 метров. Масса боевого заряда составляла 160 килограмм тринитротолуола / гексанита.

Техническая справка. Подводный взрыв

В отличие от артиллерийского снаряда, поражающего корабль в надводный борт или надстройки, торпеда попадает ниже ватерлинии — в самое уязвимое место корабля. Плотность воды обуславливает гораздо большее его разрушительное действие. При попадании торпеды давление и взрывная волна приводят к разрушению внешней обшивки и вызывают локальные поражения корпуса, приводящие к нарушению его продольной прочности. При использовании бесконтактного взрывателя взрыв происходит на некотором расстоянии от корпуса цели, и разрушения наносятся ещё более сильные. За миллисекунды происходит распространение ударной волны и одновременно с этим образование газового пузыря, который очень быстро расширяется до максимального своего размера. Корпус корабля выталкивается наверх и изгибается в этом направлении, что приводит к ослаблению киля. Затем пузырь схлопывается, что приводит к образованию зоны пониженного давления, куда «проваливается» часть корабля. Это приводит к дальнейшему ослаблению киля или даже к его разрушению. Также при схлопывании газового пузыря образуется струя газа, распространяющаяся с большой скоростью и давлением. Она наносит новый удар в корпус корабля, вызывая новые тяжелые разрушения.

После Первой мировой войны

После поражения в войне Германия не имела возможности развивать свой флот. Но уже в 1923 году морское руководство, используя заграничные контакты немецких промышленников, наладило контакты с иностранными коллегами. В 1927 году был заключен договор о сотрудничестве между германскими фирмами и шведским флотом (при теневом участии Рейхсмарине). Параллельно с этим на немецкие средства в испанском Кадисе была построена торпедная фабрика, которая должна была изготовить 1000 торпед для испанского флота. Руководили ей немецкие инженеры, которые работали и над дальнейшим развитием торпедного оружия. Уже к началу 1930-х годов были усовершенствованы парогазовые торпеды G7a и доведены до серийного производства электрические G7e. Калибр их достиг 533 мм, а масса боевого заряда — 280 кг.

После 1918 года, в условиях версальских ограничений, в Германии с 1924 по 1929 год были построены 12 миноносцев типа 1924/26 (класс «хищники»). (Подробнее об этих кораблях рассказывалось в статье «Хищники» рейхсмарине. Первенцы флота Веймарской республики. — Прим. переводчика.)

Миноносец типа 1924 «Ягуар»

Корабли водоизмещением 1213-1320 тонн были на 500 тонн меньше, чем строившиеся с 1914 года «большие миноносцы». Вооружение их состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов калибра 500 мм и трех 105-мм пушек.

Несмотря на небольшие размеры, эти корабли обладали очень хорошей мореходностью. Тем не менее они не были лишены недостатков. Они плохо держали курс на малом ходу и при поперечном ветре. На циркуляциях и при сильном боковом ветре крен достигал устрашающих величин. «Хищники» активно участвовали во Второй мировой войне, но ни одному из них не довелось произвести классическую торпедную атаку. Их задачи сводились к сторожевой службе и минным постановкам.

Хотя время миноносцев ушло и, например, британский флот полностью сосредоточился на строительстве эсминцев (destroyer), германское морское руководство упрямо продолжало держаться за этот тип кораблей. Миноносцы проектов 1935 и 1937 (Т1-Т21), с их водоизмещением 844-1098 тонн и скоростью в 36 узлов, по своим мореходным характеристикам вполне соответствовали условиям плавания в Балтийском море. Торпедное вооружение, состоящее из двух трехтрубных 533-мм аппаратов, тоже было на уровне. Но вот артиллерийского вооружения — одной 105-мм пушки и трех (на типе 1937 — четырех) зениток калибра 20-37 мм, было совершенно недостаточно. По мере усиления превосходства вражеской авиации усиливалось зенитное вооружение миноносцев. Пришлось пожертвовать вторым торпедным аппаратом. На его место встала 40-мм зенитка «Бофорс». Корабль со всего одним торпедным аппаратом вряд ли можно было назвать миноносцем. Тем более, что запасных торпед на борту не имелось.

Схема миноносцев тип 1935

Новый тип миноносцев полным водоизмещением в 1754 тонны — тип 1939 (Т22-Т36) — получил, наконец, достойную артиллерию: четыре 105-мм пушки главного калибра. Торпедное вооружение осталось прежним: два 533-мм трехтрубных аппарата. На каждом из них (как и на предыдущих моделях) сверху устанавливалась открытая назад кабина наводчика с пультом управления, имевшим приборы наведения, управления и контроля. Имелся и центральный прибор управления торпедной стрельбой. Он обрабатывал с помощью механического вычислителя данные с торпедных прицелов, находившихся на обоих крыльях мостика. Подготовленные таким образом данные передавались на торпедные аппараты. Запасных торпед на этих кораблях также не было.

Миноносец типа 1939

Разработанные для действий на Балтике миноносцы все равно были слишком слабы для войны на западном направлении. Хотя 105-мм универсальные орудия с электрическим механизмом заряжания, развивающие скорострельность до 20 выстрелов в минуту, были лучшими из тех, что имелись в распоряжении кригсмарине, тягаться на равных с вооруженными 120-мм орудиями британскими эсминцами они не могли.

Сверху- схема миноносцев тип 1939
Снизу — советский миноносец «Примерный» , бывший Т33

Несмотря ни на что, немецкое морское командование буквально вцепилось в миноносцы и выдало заказ на разработку и постройку 15 единиц типа 1941 (Т37-Т51). Они также имели слишком слабое артиллерийское вооружение и никогда не вступили в строй.

Окончание Второй мировой войны подвело черту под историей миноносцев. Они навсегда исчезли из списков флотов.

Автор: Автор: Peter.H. Block. Перевод: Slug_BDMP

Журнал «Schiff Classic», открытые источники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *