Чухраев Э.М. Адмиралы правят миром. Расколотые и уничтоженные судьбы адмиралов ВМФ России

Адмиралы России. Они внесли свою достойную лепту не только в историю России, но и  в мировую историю. Адмирал Петр Великий.  Он один из самых результативных верховных правителей России. Последний царь и первый российский император. Создатель регулярного Военно-Морского Флота России.  Один из самых первых его адмиралов.

Среди  российских адмиралов много было славных и знаменитых, известных всему миру.  Их судьбы неразрывно связаны с судьбой России. Но об этом пойдет речь в следующем, финальном повествовании из серии «Адмиралы правят миром».

Более ста лет назад в нашем государстве произошли события, которые привели к краху российской империи: революция 1905 года, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, Гражданская война (1918-1922) Страна и все общество оказались по разные стороны баррикад, разделились на «красных» и «белых».  В этих событиях активно участвовал и Военно-Морской Флот России. Поэтому оказались расколотыми судьбы  и  уничтожены жизни многих  офицеров флота, в том числе  и  российских адмиралов.  Вот  об этом наше очередное повествование.

Расколотые и уничтоженные судьбы адмиралов ВМФ России

Эти флотские офицеры искренне хотели служить России. Но события 1917 года  раскололи их судьбы

За весь период с 1696 по 1917 годы в ВМФ России было около 500 адмиралов. В списках российского флота к октябрю 1917 года значилось менее 100 офицеров в адмиральских званиях:  13 полных адмиралов, 22 вице-адмирала и 52 контр-адмирала (в различных источниках приводятся разные данные).  Красный террор, Белый террор, Гражданская война и эмиграция развеяли адмиралитет (высший командный состав военно-морских сил)  императорской России по всему миру. Некоторые остались служить в Красном флоте. Но большинство «флотских спецов» высшего уровня эмигрировали (более 40%). Кто-то, к сожалению,  нашел свою печальную участь после всевозможных «чисток» и последующих репрессий (около 8%).

В начале XX века в императорском российском флоте было немало талантливых адмиралов, которые успели проявить себя в сражениях Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войн (1914-1918). Они могли бы служить еще долго, если бы революционные события 1917 года не перечеркнули их судьбы. А жизнь некоторых из них закончилась трагично.

«Народный адмирал», первым казненный в советской России

Такой оказалась судьба капитана 1 ранга А.М. Щастного. Талантливый и опытный морской офицер императорского флота  Алексей Михайлович Щастный в 1918 году стал начальником Морских сил (наморси) Балтийского флота (по сути,  Командующим Балтийским флотом) молодой советской Республики.

А.М. Щастный  на  военном корабле. 1918

Этот боевой офицер после октябрьских событий 1917 года остался на посту. К советской власти относился подчеркнуто лояльно. По его инициативе на кораблях подняли красные флаги и фонари в честь провозглашения советской Республики. Среди офицеров и матросов пользовался непререкаемым авторитетом.

Надо внести ясность. В некоторых источниках ему приписывают звание контр-адмирала. Это не соответствует действительности.  Адмиралом Щастный не был. В императорском флоте он имел звание капитана 1 ранга. А советское правительство такое звание в 1918 году никому не давало. Поэтому до конца своих дней он оставался каперангом. Однако авторитет его весною 1918 года поднялся до космических вершин по причине организации им Ледового похода Балтийского флота из Гельсингфорса (ныне финский Хельсинки) в Кронштадт. И его во флотских массах стали называть «народный адмирал».

Именно Алексей Щастный взял на себя ответственность и успешно организовал в тяжелой ледовой обстановке перевод кораблей Балтийского флота в Кронштадт (Ледовый поход; март-апрель 1918). Существовал большой риск, что их может затереть во льдах. Но все обошлось, корабли прибыли в Кронштадт без потерь.

Легендарный Ледовый переход вошел в историю российского Флота. Было сохранено более 200 кораблей, которые вскоре сыграли важную роль в разгроме интервентов. В их числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок.

30 апреля 1918 года, 3-й съезд моряков Балтийского флота аплодировал Щастному стоя, по праву считая его героем, спасшим русский флот. Но о подвиге Алексея Михайловича Щастного советская военно-историческая литература упоминала вскользь. Поэтому долгое время «народный адмирал» оставался не спасителем Балтфлота, а первым человеком, казненным в новорожденной советской республике.

Алексей Щастный в чине лейтенанта (1905-1910 гг.)

Но уже 28 мая 1918 года. А. Щастный был арестован за деятельность направленную против советской власти. Вскоре состоялся суд, который приговорил его к смертной казни. И 22 июня 1918 года Алексей Щастный был казнен. Увы, в этом событии до сих пор много противоречий.

Надо заметить, что  на 2020 год не было никаких достоверных сведений об обстоятельствах расстрела и о месте захоронения тела Щастного. Но в1995 году он был официально реабилитирован. В декабре 2015 года в Санкт-Петербурге на доме, в котором жил А. М. Щастный до момента своего отъезда в Москву и последующего ареста, была установлена памятная табличка.

Расстрельные пули для адмиралов императорского флота

Казнь А. Щастного имела хотя бы какое-то юридическое обоснование (во всяком случае, формально со стороны власти). А вот 24 российских адмирала в 1917-1920 годы были просто убиты в порыве революционной мести и ненависти. В их числе оказались 6 полных адмиралов и 8 вице-адмиралов.

Хотя февральская революция (1917) именовалась «бескровной», в действительности это было не так. В Петрограде и только со стороны восставших в дни свержения старой власти погибло около 300 человек, около 1200 человек были ранены. В эти дни произошли массовые убийства офицеров российского флота.  Около ста офицеров было убито на Балтийском флоте. Только в один день (15 марта) в Кронштадте было убито 24 офицера.

1 марта 1917 года первой жертвой ненасытной злобы пал адмирал Р.Н. Вирен (главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта). Толпа обезумевших матросов, опьяненных кровью, протащила его от дома до Якорной площади в Кронштадте, где его добили и сбросили тело в овраг. Там оно лежало долгое время, так как его было запрещено хоронить.

Адмирал Р. Вирен, герой Порт-Артура, замученный матросами в 1917 году

На следующий день, рано утром, был арестован и начальник штаба порта контр-адмирал А.Г. Бутаков.  Его приговорили к смерти и расстреляли у памятника адмиралу Макарову.  Также зверски был убит командир 1-го Балтийского флотского экипажа генерал-майор Н.В. Стронский, нелюбимый матросами за свою требовательность.  Всю ночь убийцы рыскали по квартирам, грабили и вытаскивали офицеров, чтобы с ними расправиться.  Только по официальным сведениям штаба, очень неполным, убитых было свыше двадцати пяти человек.  Были расстреляны вице-адмиралы А.Д. Сапсай, А.П. Курош и контр-адмирал Н.Г. Рейн.

Конечно, возникают вопросы. Почему в «бескровной» революции погибло столько морских офицеров? Почему по отношению к ним так жестоко тогда поступали матросы? Почему вдруг родилась такая злоба, такая ненависть?

Разбираясь в этих убийствах, нельзя не прийти к убеждению, что произошедшее было не случайным явлением, а организованным преднамеренным убийством. Некоторые исследователи приписывали это германским агентам, с целью расстроить боеспособность флота; другие – какой-то таинственной организации.  Видимо, всего этого отрицать нельзя. В реальности все это было. Как и было определенное матросское недовольство поведением отдельных офицеров и их грубым отношением к нижним чинам. Но также ясно, что все эти эксцессы были вызваны искусственно, под влиянием агитации, совершены просто подосланными убийцами, а не были вспышкой негодования за отношение начальства к подчиненным (хотя, безусловно, такие факты были). Скорее всего, ответственность за убийства офицеров надо возлагать не на одураченных матросов, а на устроителей и вождей революции от социал-революционеров, меньшевиков, большевиков, эсеров, анархистов. Все они соревновались в расшатывании и разложении матросской массы. Многие революционные партии, планируя свои акции, делали ставку на военно-морской флот. На Балтике особенно преуспели в этом большевики и эсеры, на Черном море – меньшевики и анархисты. Именно они сделали ставку на террор, считая это необходимостью для “углубления” революции. В итоге образовалась «пропасть»: офицеры уже смотрели на матросов как на убийц, а матросы боялись мести офицеров в случае реакции… Убийства офицеров имели целью создание обстановки психологического террора. И эта цель была достигнута. В матросскую массу в самый решительный момент войны были брошены лозунги о мире и тем самым преднамеренно подорваны дисциплина и авторитет офицеров. Мартовский беспредел 1917 года расколол флот на правых и левых, а в последующем – на «белых» и «красных».

Мартовские эксцессы однозначно не были результатом взрыва со стороны матросских масс против командного состава, оказывавшего сопротивление революции. Убийства офицеров также не были следствием озлобленности масс, вызванной слишком строгой дисциплиной и несправедливостями со стороны командного состава, своего рода местью.

Большинство убитых офицеров «мордобойцами» не были, и убиты они были в большинстве случаев не своей командой, а неизвестными им матросами. Среди пострадавших было много начальников, весьма популярных среди своих подчиненных.

Кроме организованности убийств, было появление откуда-то у убийц денег. Например, убийца командующего Балтийским флотом адмирала А.И. Непенина (убит 4 марта в Гельсингфорсе) хвастался перед товарищами, что за свое дело он получил 25 тысяч.

Адриан (Андриан) Иванович Непенин (1871 – 1917)  — русский военно-морской деятель, командующий императорским Балтийским флотом (1916 —1917), вице-адмирал (1916), георгиевский кавалер, основатель военно-морской службы разведки и связи на Балтийском флоте

Можно предположить, что это делали соответствующие революционные партии. Например, эсеры. Убийство командного состава входило в планы эсеров.

Вся психология этой эпопеи носила грубый, варварский, но зато настоящий революционный характер. Ничего идейного в ней не было: было только стремление разрушить, уничтожить дотла все, что создано веками, стремление удовлетворить свои животные инстинкты. Это был дикий и бессмысленный бунт. Период с начала революции в феврале 1917 года до прихода к власти большевиков в конце октября 1917 года был для всех офицеров самым страшным, опасным и трудным временем. Фактически они находились вне закона; кто угодно мог убить офицера безнаказанно.

Все убийства офицеров были ужасны, но еще ужаснее то, что они никем не были осуждены. Сам военно-морской министр нового правительства Гучков санкционировал награждение Георгиевским крестом унтер-офицера за то, что тот убил своего батальонного командира. Господа Керенские, Гучковы, Львовы, Милюковы и прочие объявили амнистию всем таким убийцам и этим не только покрыли убийства во имя революции, но и узаконили их после переворота. Правительство Керенского не просто объявило амнистию убийцам. Те из них, кто в процессе самообороны офицеров был убит, были объявлены героями и жертвами революции и торжественно захоронены. Этим они взяли на себя кровь, пролитую наемными убийцами офицеров, которые были посланы «вырыть пропасть». Целый ряд надмогильных крестов на кладбищах Гельсингфорса и Кронштадта остался живым укором этим господам от революции.

Раскол офицеров ВМФ России на «белых» и «красных»

В начале XX века среда российских морских офицеров была в основном однородной. Большинство из них были кадровые офицеры, вышедшие из Морского корпуса. Первая мировая война не повлияла на такую однородность, так как за все время потерь было очень мало.

Но революционные события в России (1917 года) раскололи и российский военно-морской флот, и морских офицеров, и адмиральский состав. Это привело к появлению в период Гражданской войны (1918-1920) «белого» и «красного» флотов.   

В общей массе российское офицерство было монархично и совершенно не сочувствовало перевороту. Офицерам казалось, что государь добровольно отрекся от престола и добровольно передал власть. Весь переворот был произведен за спиною офицеров, которые были всецело поглощены войной и не могли ждать никакой революции. Они были глубоко преданы государю. Поэтому многие из флотских офицеров ратовали за возврат к монархии и в надежде на это ушли служить в «белый» флот.

Офицеры были так привержены монархии не только потому, что она давала им хорошее положение и материальные выгоды. Они были убежденными монархистами, так как, кроме всего остального, понимали, что для России, при ее самобытности, только царская власть могла обеспечить спокойное развитие и силу. Они воспринимали как утопию идеи социализма, отрицания отечества и признание какого-то «всемирного III Интернационала».

Но среди морских офицеров были такие, кто решил использовать революцию, то есть стали ярыми сторонниками новой власти. Здесь были и молодые, и старые офицеры. Главная масса офицерства признала февральский переворот и Временное правительство только потому, что считало его принявшим власть законным порядком и совершенно не знало закулисной стороны.

А вот каким получился раскол офицеров ВМФ на «красных» и «белых». В революцию императорский флот России вступил, имея по штату 8060 офицеров. Из них 6559 поступили на службу в Красный флот  (82,2%). К этому флоту присоединялись целыми экипажами и штабами. На сторону советской власти в полном составе перешёл Морской генеральный штаб, который руководил Красным флотом всю Гражданскую войну.

Число офицеров императорского флота в Белом движении не превышало тысячи. Ещё 415 сами перешли под знамёна Советов или оказались в плену у красных. Пленные не были расстреляны «кровавыми большевиками», более того, с окончанием Гражданской войны на флот вернулись многие из тех, кто сражался «по другую сторону баррикад», но не счёл возможным покинуть Россию.

Самое большое формирование «белых» находилось на Чёрном, Азовском и Каспийском морях, где служили приблизительно 500 морских офицеров вместе с гардемаринами. А под знамёнами адмирала Колчака в Сибири и на Дальнем Востоке насчитывалось не более 420 морских офицеров.

Российские адмиралы в эмиграции

Группа адмиралов России, которые не приняли советскую власть,  решила убыть в эмиграцию, начав жизнь с чистого листа.  Они оказались в разных странах  Америки, Европы, Азии и Африки. Судьбы их сложились там по-разному, но, в основном, это были тяжелые и сложные судьбы. Вспомним некоторых из них.

Степан Аркадьевич Воеводский (1859 — 1937) — русский адмирал (1913), директор Морского кадетского корпуса, морской министр, член Государственного совета

В 1908 году назначен товарищем морского министра, а в 1909 году — морским министром и произведён в вице-адмиралы. Член (с 1908) и председатель (1909—1911) Адмиралтейств-совета. Взаимоотношения Воеводского на посту министра с Государственной думой были взаимно негативными. В марте 1911 года Воеводский оставил пост министра с назначением членом Государственного совета, вошёл в группу правых. 6 декабря 1913 года произведён в чин адмирала. После Гражданской войны — в эмиграции во Франции, где умер 18 августа 1937 года.

Иван Константинович Григорович (1853  — 1930) — русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютантадмирал (19 марта 1911 года), последний морской министр российской империи

28 марта 1904 года Григорович был произведён в контр-адмиралы с назначением командиром порта Порт-Артур. В этой должности пробыл всю осаду крепости во время Русско-японской войны. После окончания войны он был начальник штаба Черноморского флота (1905—1906), командиром Либавского порта  (1906—1908). В 1908 году назначен командиром Кронштадтского порта.

С февраля 1909 года товарищ (заместитель) морского министра, вице-адмирал (29 марта 1909 года). Член (с 1909) и председатель (1911—1917) Адмиралтейств-совета. 19 марта 1911 года назначен морским министром, одновременно с производством в адмиралы. Это была непростая в те времена должность, так как после войны с Японией упал престиж флота, техническое состояние его было плохим. Григорович сумел добиться от государства ассигнования огромных средств (свыше 500 млн. рублей) для возрождения русского флота.

Вице-адмирал Григорович с императором Николаем II на открытии памятника миноносцу «Стерегущий» в Санкт-Петербурге. Май 1911 год

В период Первой мировой войны Морское министерство, возглавляемое И. К. Григоровичем, сумело обеспечить согласованную работу промышленности, системы материально-технического обеспечения и подготовку кадров в учебных заведениях. Построенные по разработанным и реализованным под руководством морского министра И. К. Григоровича судостроительным программам накануне и в ходе Первой мировой войны боевые единицы составляли 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев в составе флота, встретившего в 1941 году Великую Отечественную войну.

Однако от управления действующим флотом с началом Первой мировой войны Григорович оказался устранён. Только в январе 1916 года он с большим трудом добился подчинения Балтийского и Черноморского флотов созданному Морскому штабу при Ставке Верховного Главнокомандующего, но и тогда его роль заметно не возросла.

После Февральской революции 1 марта 1917 года он смещён с должности, уволен от службы приказом А. И. Гучкова от 31 марта 1917 года

Осенью 1924 года он уехал на лечение во Францию, где и остался. Скончался 3 марта 1930 года в возрасте 77 лет. Был похоронен на русском кладбище в Ментоне.

В 2005 году отряд кораблей Черноморского флота РФ в составе гвардейского ракетного крейсера «Москва» и сторожевого корабля «Пытливый» совершил заход в порт Ментона на Лазурном берегу Франции, где взял на борт урну с прахом адмирала И. К. Григоровича. Прах адмирала доставили в Санкт-Петербург. Там, в соответствии с завещанием Григоровича, его останки были похоронены в сохранившемся семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На его могильной плите выбита надпись: «Всегда любимая, всегда дорогая, о Россия, иногда вспоминай о нём, кто так много думал о тебе…».

Василий Александрович Канин (1862 — 1927) — русский адмирал, командующий Балтийским флотом, член Государственного совета российской империи

В 1882 году окончил Морской кадетский корпус. Служил на Черноморском и Балтийском флотах, командовал боевыми кораблями и соединениями. 6 декабря 1913 года произведён в чин контр-адмиралa «за отличие» и назначен начальником отряда заградителей Балтийского моря (06.12.1913 — 1915). В августе—сентябре 1914 года успешно руководил постановкой минных заграждений на Балтике. 9 февраля 1915 года был присвоен чин вице-адмирала с назначением исполняющим должности Начальника минной обороны Балтийского моря.

14 мая 1915 года, после смерти адмирала Н. О. Эссена, назначен командующим флотом Балтийского моря. 6 сентября 1916 года Канин был заменён А. И. Непениным и назначен членом Государственного совета. Одной из причин отставки командующего флотом были дипломатические претензии Швеции по поводу нарушений шведского нейтралитета кораблями Балтийского флота.

После Февральской революции в апреле-июне занимал пост 2-го помощника морского министра, в июне-декабре — члена Адмиралтейств-совета. 13 декабря 1917 года адмирал Канин В. А. уволен от службы.

Во время Гражданской войны с декабря 1918 по март 1919 года командовал Черноморским флотом в составе вооруженных сил Юга России (ВСЮР; флот «белых»). С 21 декабря 1918 по апрель 1919 года участвовал в работе Крымского Правительства — Морской министр Второго Крымского краевого правительства С. С. Крыма. В апреле 1919 года эмигрировал во Францию. Умер в Марселе.

Пётр Петрович Муравьёв (1860—1940) — морской офицер, начальник Главного управления кораблестроения, помощник морского министра Российской империиадмирал

В 1881 году окончил Морской кадетский корпус и в 1886 году  Николаевскую морскую академию.   Служил на Балтийском флоте, командовал боевыми кораблями. В 1910 году был произведён в контр-адмиралы.

28 июня 1915 года был назначен председателем Совещания по судостроению, также исполнял обязанности председателя совета по управлению заводами морского ведомства. 6 декабря 1916 года произведён в адмиралы. В марте 1917 года уволен в отставку.

Во время Гражданской войны находился в вооруженных силах Юга России и Русской армии. Эмигрировал во Францию. В Париже возглавлял Военно-морской исторический кружок имени адмирала А. В. Колчака, был членом Морского собрания в Париже. Пётр Петрович Муравьёв умер 12 июля 1940 года в Париже.

Александр Иванович Русин (1861 — 1956) — русский военно-морской деятель, адмирал (1916)

Окончил Морское училище (1881) и Николаевскую морскую академию (1888). Артиллерийский офицер 1-го разряда. Служил на Балтийском море и на Дальнем Востоке. Участник Русско-японской войны. В 1907—1908 временно исполнял обязанности помощника начальника Главного морского штаба. В 1908—1909 — исполняющий должность начальника Николаевской морской академии и директора Морского корпуса.

С 1909 — контр-адмирал. С 1912 — вице-адмирал. С 17 июня 1914 — начальник Морского генерального штаба, занимал этот пост до апреля 1917, когда его преемником был назначен М. А. Кедров.  с 1 июня 1915 был помощником морского министра адмирала И.К.   Григоровича (до марта 1917).

Занимал пост начальника Морского штаба Верховного главнокомандующего, на котором остался до лета 1917. Возглавлял оперативно-стратегическое руководство боевой деятельностью российского императорского флота, руководил разработкой военно-морских операций во время Первой мировой войны. В 1917 был уволен в отставку.

После прихода к власти большевиков эмигрировал во Францию. Был старшиной и председателем Кают-компании в Париже, председателем Совета старейшин Всезарубежного объединения морских организаций. В 1939 году переехал в Марокко. Скончался 17 ноября 1956 года в Касабланке.

Дмитрий Николаевич Вердеревский (1873 — 1947) — русский контр-адмирал, морской министр Временного правительства (1917)

Окончил Морской корпус (1893). Служил на Черноморском флоте, командовал боевыми кораблями. С 10 ноября 1916 года — командующий дивизией подводных лодок Балтийского моря (в Ревельской военно-морской базе). 6 декабря 1916 года произведён в контр-адмиралы с утверждением в должности.

С апреля 1917 — начальник штаба Балтийского флота.  С 1 июня 1917 — командующий Балтийским флотом. 5 июля 1917 был отстранён от командования флотом. Отдан под суд за «разглашение служебной тайны и неподчинение центральным органам власти». Во время выступления генерала Л. Г. Корнилова был освобождён и, как адмирал с «демократической» репутацией, был назначен 30 августа 1917 морским министром. 1—24 сентября 1917 был членом Директории, возглавлявшейся А. Ф. Керенским.

Многие военные деятели негативно относились к деятельности Вердеревского. 26 октября (8 ноября) 1917 был арестован большевиками в Зимнем дворце вместе с другими членами Временного правительства. На следующий день был освобождён.

В белом движении не участвовал. В мае 1918 уехал в эмиграцию, жил в Лондоне, занимался торгово-промышленной деятельностью. В 1920-е годы переехал в Париж.

Во время Второй мировой войны занимал негативную позицию по отношению к нацистской Германии.  В 1946 получил советское гражданство. Был в числе организаторов Союза советских граждан во Франции, входил в состав Ассоциации друзей Движения Сопротивления. Являлся членом оргкомитета «Русская помощь», который был создан для социальной поддержки эмигрантов. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Великий князь Кирилл Владимирович (1876 —1938) — второй сын великого князя Владимира Александровича, третьего сына императора Александра II; двоюродный брат императора Николая II

Окончил Морской кадетский корпус и Николаевскую морскую академию. Служил на Балтийском флоте, командовал боевыми кораблями. После начала Русско-японской войны прибыл в Порт-Артур  и 9 марта 1904 года был назначен начальником военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане вице-адмирала Макарова. 31 марта 1904 года при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» находился на его борту. Один из немногих членов экипажа, оставшихся в живых.

В 1909—1912 годах служил на крейсере «Олег», последний год — командиром. С 1913 года — в Гвардейском экипаже, а с 1914 года, с началом Первой мировой войны, продолжил службу в штабе верховного главнокомандующего. С 1915 года — командир Гвардейского экипажа.

В дни Февральской революции Кирилл Владимирович вместо поддержки Николая II стал первым из членов императорской фамилии, нарушивших присягу царю и заявивший, что он лично и вверенная ему воинская часть перешли на сторону Государственной думы и рады происходящей революции. Кирилл Владимирович, по воспоминаниям ряда современников и по своим собственным словам, 1 (14) марта 1917 года перешёл на сторону революции, надев «красный бант».

8 марта 1917 года Временное правительство отдало приказ об аресте Николая II и его семьи. Кирилл Владимирович в знак протеста подал в отставку. Вскоре он нелегально выехал в Финляндию, которая тогда ещё оставалась в составе Российской империи.

Находясь в эмиграции, Кирилл Владимирович много помогал безработным, заботился о русских беженцах. Умер 12.09.1938 г. в Нейи, под Парижем. Был похоронен в Кобурге (Германия) в родовой усыпальнице герцогов Саксен-Кобург-Готских. 7 марта 1995 года останки были торжественно перезахоронены в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.

В 1924 году в эмиграции, оказавшись по старшинству наследования главой императорского дома и руководствуясь статьями 29 и 53 Свода основных государственных законов российской империи, провозгласил себя императором Всероссийским в изгнании Кириллом I, с чем согласилось большинство дома Романовых

Георгий Карлович Старк (1878 — 1950) — российский контр-адмирал

Предки Старка в начале XVIII веке переселились в Россию из Швеции, а в Швецию — из Шотландии. В 1818 году они получили российское дворянство.

В 1891 году Георгий Старк поступил в Морской кадетский корпус. В его выборе решающую роль сыграл его двоюродный дядя, адмирал Оскар Викторович Старк. Накануне Русско-японской войны О. В. Старк командовал Тихоокеанской эскадрой. Его именем названы бухта и пролив в Японском море, близ Владивостока.

Г. Старк участвовал в Цусимском сражении с японским флотом. В 1917 году командовал Минной дивизией Балтийского флота. 28 июля 1917 года он был произведён в контр-адмиралы. Уволен в отставку 3 апреля 1918 года.

Прибыл в Казань в августе 1918 года и возглавил Волжскую флотилию «белых». Заболев тифом, через Байкал был переправлен в Китай. Лечился в Харбине.

В 1921 году прибыл из Харбина во Владивосток и  по просьбе правительства Приморской области  возглавил Сибирскую военную флотилию — последнее действующее объединение кораблей российского флота под Андреевским флагом. 23 октября 1922 года Старк увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10 000 беженцев. Всего ушло из Владивостока 25 кораблей, затем к ним присоединились корабли из Камчатки и Охотского моря.

5 декабря 1922 года флотилия прибыла в Шанхай, где высадила гражданских лиц, а затем ушла  на Филиппины. По прибытии в Манилу Г. К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.

Георгий Карлович переехал в Париж, где многие годы работал шофёром такси. В политической деятельности участия не принимал. Во время оккупации Парижа немцами (1940—1944) отказался сотрудничать с германскими властями. Был председателем Всезарубежного объединения русских морских офицеров (1946—1949). Умер под Парижем. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Адмиралы императорской России на  службе советского флота

Около 12% адмиралов императорского флота России приняли политику советской власти.  Скорее всего, далеко не все они были сторонниками этой власти. Но большинство из них продолжили  добросовестно служить в Красном флоте. Вспомним некоторых из них.

Модест Васильевич Иванов (1875 — 1942) — русский и советский морской офицер, участник Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войн (1918-1922), контр-адмирал

Первым «революционным адмиралом» мог именовать себя капитан 1 ранга Модест Иванов. Этот морской офицер, принимавший участие в обороне Порт-Артура в 1904 году, получивший в 1907 году из рук царя золотую саблю с надписью «За храбрость», возглавил морское ведомство советской России. Звание адмирала ему присвоили большевики 21 ноября 1917 года с формулировкой «за преданность народу и революции». То есть он стал первым советским адмиралом. В дальнейшем М.В. Иванов работал в Пограничной охране и торговом флоте. В 1936 году ему было присвоено звание «Герой Труда». Умер в блокадном Ленинграде.

Андрей Семёнович Максимов (1866-1951) – российский и советский морской офицер и военачальник, вице-адмирал (1916)

А.И. Иванов был известным боевым офицером императорского флота, имевшим пять орденов с мечами – награды за боевые заслуги. Среди них была весьма почитаемая – орден Святого Владимира 4-й степени. По опыту Русско-японской войны (1904-1905). А. С. Максимовым был разработан первый в России проект противолодочного корабельного вооружения — «шточная противолодочная бомба». В начале Первой мировой войны он был командиром бригады линейных кораблей (дредноутов). В 1915—1917 годах был начальником минной обороны Балтийского моря.

После Февральской революции 4 марта 1917 года избран матросами командующим Балтийским флотом вместо убитого адмирала А. И. Непенина (через несколько дней решение было утверждено Временным правительством, в этой должности был до 2 июня 1917 года). С 6 сентября 1917 года — начальник Морского штаба при Ставке Верховного главнокомандующего.

После Октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. В ноябре 1917 года назначен 2-м помощником морского министра и оставался им до фактической ликвидации министерства в декабре 1917 года. В 1918 году вступил в РККА, где с марта месяца служил старшим инспектором Реввоенсовета Республики. С ноября 1921 по июль 1922 года — начальник Морских сил Чёрного моря. В июле—ноябре 1924 годах в качестве командира сторожевого корабля «Воровский» возглавил его переход из Архангельска во Владивосток через три океана — первый океанский поход советского военного корабля. С 1927 года находился в отставке.

Василий Михайлович Альтфатер (1883 -1919) — российский и советский военачальник, контр-адмирал  императорского флота (10.10.1917). Первый командующий РККФ РСФСР (1918—1919)

В Первую мировую войну с июля 1914 года был начальником Военно-морского управления при штабе главнокомандующего 6-й армией, с августа 1915 — начальником Военно-морского управления при главнокомандующем армиями Северного фронта. С января 1916 года исполнял должность флаг-капитана Морского штаба Верховного главнокомандующего (по Балтийскому морю). При Временном правительстве занимал должность помощника начальника Морского генерального штаба.

В конце 1917 года Василий Альтфатер перешёл на сторону большевиков. Потомственный дворянин контр-адмирал Василий Михайлович Альтфатер писал в своём заявлении о приёме в РККА: «Я служил до сих пор только потому, что считал необходимым быть полезным России там, где могу, и так, как могу. Но я не знал и не верил вам. Я и теперь ещё многого не понимаю, но я убедился… что вы любите Россию больше многих из наших. И теперь я пришёл сказать вам, что я ваш».

Во время переговоров в Бресте с декабря 1917 года и заключения Брестского мира был морским экспертом от советской делегации. С февраля 1918 года был помощником начальника Морского генерального штаба. С мая 1918 года был членом коллегии Народного комиссариата по военным и морским делам. 17 октября 1918 года назначен на должность командующего морскими, речными и озёрными силами советской республики.

Василий Михайлович Альтфатер умер в Москве 20 апреля 1919 года в результате сердечного приступа.

Евгений Андреевич Беренс (1876 — 1928) — офицер русского и советского флота. Начальник Морского генерального штаба (1917—1919), командующий Рабоче-Крестьянским Красным Флотом (апрель 1919 — февраль 1920)

Это тоже боевой офицер. В русско-японскую войну — старший штурман крейсера «Варяг». Участник морского боя у Чемульпо (1904). После войны служил на Балтийском флоте и в Главном Морском штабе. Преподавал в Морском корпусе и в Академии Генерального штаба. В 1910—1914 — военно-морской агент в Германии и Голландии, в 1915—1917 — в Италии. Принимал участие в составлении «Военной энциклопедии» (1911—1912). Автор «Записок по военно-морскому делу». После Февральской революции 1917 капитан 1 ранга Беренс возглавлял иностранный статистический отдел Морского генштаба. После Октябрьской революции перешёл на сторону советской власти. С ноября 1917 по апрель 1919 — начальник Морского генерального штаба. В апреле—августе 1918 — член Высшего военного совета.

С апреля 1919 по февраль 1920 — командующий Морскими Силами Республики. С 1924 — военно-морской атташе СССР в Великобритании, а с 1925 — и во Франции. Умер в 1928 году в Москве.  В 2002 году вместо разрушенного временем памятника на могиле (Новодевичье кладбище) был установлен новый при помощи ВМФ России.

На примере Е.А. Беренса видна справедливость утверждения, что в годы Гражданской войны «брат пошёл на брата». Его родной брат капитан 1 ранга Михаил Андреевич Беренс в 1921 году стал последним командующим «белым» флотом и увёл его остатки в африканскую Бизерту.

Александр Васильевич Немитц (1879 — 1967) — капитан 1-го ранга российского императорского флотаконтр-адмирал Временного правительства — командующий Черноморским флотом, с февраля 1920 по декабрь 1921 года командующий Морскими силами РСФСР, советский флагман 1-го ранга (1936), вице-адмирал (1941)

Александр Васильевич — потомок древнего рода германских рыцарей фон Биберштейнов, давно обрусевшего и причисленного к русскому потомственному дворянству. В 1899 году он окончил с отличием Морской кадетский корпус и начал службу мичманом на Черноморском флоте.  Служба  у него получилась весьма разнообразной. Она проходила и на боевых кораблях, и в штабах. Он проявил способности к анализу военно-морского искусства и преподавательской деятельности.

20 июня 1917 года А. В. Немитц был назначен командующим Черноморским флотом, сменив на этом посту вице-адмирала А. В. Колчака. 21 июля (3 августа) 1917 года Временным правительством ему был присвоен чин контр-адмирала.

В 1919 году добровольно поступил на службу в РККА, где был начальником штаба Южной группы войск 12-й армии под командованием И.Э. Якира, участвовал в сухопутных боях и даже получил орден Красного Знамени.

C февраля 1920 по август 1921 года он был командующим Морскими и Речными силами Республики, одновременно управляющий делами Наркомата по военным делам РСФСР. С августа по ноябрь 1921 года — помощник Главнокомандующего Вооружёнными силами Республики по морским делам. Затем долгое время занимался преподавательской работой в военных академиях Советского Союза. 21 мая 1941 года Немитцу присвоено звание вице-адмирала. С 1947 года — в отставке. Жил в Севастополе.

Интересные факты биографии и морской службы А.В. Немитца. В 1905 году он дважды был необычно причастен к революционным событиям на Черноморском флоте. В июне 1905 года вспыхнуло восстание моряков на броненосце «Потёмкин», а вслед за ним на учебном судне «Прут». Четверых матросов «Прута»: за бунт приговорили к расстрелу. Исполнить приговор было поручено учебной роте гальванёров, которой командовал А. В. Немитц. Он отказался выполнять расстрел.

В том же 1905 году А. В. Немитц выступал официальным защитником нижних чинов на судебном процессе над участниками севастопольского восстания  и восстания на крейсере «Кагул». Суд приговорил четверых человек к смертной казни. Рискуя своим служебным положением, Немитц добился отмены смертной казни для осуждённых и смягчения участи почти 200 других подсудимых. После Февральской революции 1917 года  матросы Черноморского флота в знак благодарности за это поднесли ему в красной кожаной папке приветственный адрес.

Будучи командующим Черноморским флотом, 13 декабря 1917 года Немитц самовольно выехал из Севастополя в Ставку главнокомандующего. Верховная Морская коллегия в Петрограде приговорила его к расстрелу за оставление флота.

В 1917 году А. Немитц женился на Анастасии Александровне Врубель — сестре известного художника М. А. Врубеля. Младшая дочь Анастасия (1919—2002) была замужем за известным эстрадным певцом Иваном Шмелевым 1912—1960).

Могила А. В. Немитца на кладбище Коммунаров в Севастополе

Александр Павлович Зеленой (1872 1922) — русский и советский контр-адмирал, участник Первой мировой и Гражданской войн

Сын полного генерала по Адмиралтейству Павла Алексеевича Зеленого (1833—1909). Александр Павлович кончил Морской корпус в 1892 году и Минный офицерский класс в 1901 году. С 1908 по 1910 год командовал миноносцами «Боевой» и «Доброволец», после чего в чине капитана 1-го ранга назначен на должность военно-морского агента в Великобритании. В 1912 году был командиром линейного корабля «Андрей Первозванный». С началом Первой мировой войны занимал различные штабные должности в Балтийском флоте. 12 сентября 1917 года произведён в контр-адмиралы. В декабре 1917 года — член Российской комиссии по перемирию, начальник минной обороны Балтийского моря.

С 1918 года находился в советском флоте, был активным участником подготовки и проведения Ледового похода Балтийского флота в 1918 году, затем командовал учебными отрядами. В 1919—1920 годах командовал морскими силами Балтийского моря. Скончался 4 сентября 1922 года.

Могила контр-адмирала А.П. Зеленого на Казачьем кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга

К началу 40-х годов XX века в СССР обозначилось слияние старых специалистов и новых (подготовленных из рабочих и крестьян). В 1938 году наркомом ВМФ СССР стал адмирал Н.Г. Кузнецов, выходец из народа. Бывшие царские офицеры занимали командные должности: заместитель наркома – адмирал И.С. Исаков, начальник Главного штаба – адмирал Л.М. Галлер.

К сожалению, на советском флоте вплоть до середины 30-х годов так и не был преодолён барьер подозрительности и недоверия к военным специалистам со стороны работников политических и карательных органов. Из этих офицеров многие пережили процессы чисток и фильтрации, отдельные были репрессированы.

Сегодня нередко можно услышать, как советскую власть обвиняют, что она поубивала всех оставшихся в России царских офицеров и бывших дворян. Однако факты говорят о другом: большинство красных флотских дворян репрессиям не подверглось и все, пережившие Гражданскую войну, а многие и Великую Отечественную, умерли своей смертью в славе и почёте. Только адмиралов в советском Военно-Морском Флоте из бывших царских офицеров было около тридцати. В конечном счете, история всё расставила по своим местам. И факт остаётся фактом – боевую мощь РККФ создавали вместе с советским народом бывшие офицеры императорского флота России.

Прошло более 100 лет, как свершились революции в России 1917 года, как закончилась Гражданская война (1918-1922). Но до сих пор в обществе идет спор по оценкам тех событий. Остаются разными толкования и по действиям «белых» и «красных», в том числе и по расколотому российскому Военно-Морскому Флоту, его офицерам и адмиралам. Можно говорить, что в этом смысле полного примирения в российском обществе так и не наступило. И это видно на процессе  установки двух памятников, которые появились в России в последние годы именно на тему «примирения».  Памятники находятся в Севастополе и в Новороссийске. Их создание сопровождалось громкими скандалами и протестами. И сегодня общественные мнения вокруг этих памятников  находятся в противостоянии. Поэтому монумент в Севастополе так официально еще не открыт, хотя установлен в ноябре 2020 года.

Монумент «Примирение» в Севастополе

Памятник посвящен 100-летию окончания Гражданской войны на Юге России. Сам монумент представляет собой женскую фигуру олицетворяющую Россию и воинов Красной и Белой армий, которых разделила брaтоубийственнaя война. На фото вверху фигуры воинов  на мемориале замотаны плёнкой, так как официального его открытия пока не состоялось.

Второй памятник – мемориал «Исход» установили в Новороссийске весной 2013 года. Он посвящен памяти жертв Гражданской войны и находится  в центре набережной имени адмирала  Л.М. Серебрякова (российский адмирал армянского происхождения, член Адмиралтейств-совета, участник Крымской войны). Мемориал создан в память о трагических для нашей страны событиях, которые происходили на этом месте в начале прошлого века и названных впоследствии «Новороссийская катастрофа».  Он представлен скульптурной группой из белогвардейского офицера с конём (автором скульптор А. Суворов) и посвящён драматическому, перевернувшему и расколовшему тысячи судеб, событию, которое впоследствии получило название «Новороссийской катастрофы» (как покидали Россию воины Белой армии вместе с мирными жителями в марте 1920 года). На тот момент в районе Новороссийска было сосредоточено около 55 тысяч воинов Белой армии (удалось вывезти лишь 33 тыс. беженцев).

 Мемориал «Исход» в Новороссийске

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *