1968 год. Порт-Саид. Египет. Мой эсминец «Серьёзный», пр. 30-бис, ещё один БДК и 2 СДК стоят в порту Порт-Саида. Загружены под завязку, вооружены до зубов. И не учебным боезапасом. Периодически звучат боевые тревоги: это означает, что израильские самолёты бомбят Порт — Саид. Но наши корабли, естественно, они облетают стороной …
В море, на ходу, в спокойные минуты
В минуты затишья к нам на корабль приходят местные военные советники – русские офицеры (армейцы, между прочим), служащие советниками при ВС АРЕ. Побывать у нас на корабле, пообщаться с русскими, поговорить на родном языке – для них это большая отдушина. Кроме того, и сам корабль, и его вооружение, и корабельные офицеры, и служба на нём – всё это им очень интересно!
И нам любопытно узнать условия их пребывания здесь, их быт, их службу, их семейные дела, чем они здесь заняты, как происходит их общение с арабами и т.д. и т.п.!
Однажды один из наших военных советников, будучи у нас на корабле в гостях, между делом посетовал на то, что вот, мол, у них одна РЛС обнаружения и сопровождения целей вчера вышла из строя и они уже больше суток не могут найти её неисправность и ввести её в строй. Вызывать заводских спецов через Москву — долго и дорого, а у самих, мол, пока ума не хватает. Не знаем, мол, что нам и делать.
А Стас Парамонов, наш Начальник РТС, и говорит ему, просите, мол, разрешения у Командира корабля на моё присутствие у вас на вечер, я мол, кое что понимаю в РЛС, посмотрю, мол, вашу РЛС, а может даже и починю. Сказано сделано! Советник обрадовался, обратился к Командиру корабля, всё рассказал ему и запросил «Добро» у Командира корабля на Стаса, тот дал Стасу «Добро» на время 6 часов, исходя из такого расчёта: полчаса туда, полчаса обратно – спец был на машине, — 4 часа – работа там, час – резерв. И Стас со спецом уехали.
Карта-схема Порт-Саида. Мы стояли там, где нарисован якорь
Проходит часа 4 и привозят нам не Стаса, а его труп – Стас был мертвецки пьян. Да когда же он успел так надраться, удивились мы?
А советник и рассказывает нам, ну приехали мы, это заняло полчаса, наши спецы рассказали Стасу то, в чём у нас проблема. Рассказывали Стасу иронично так, с сомнением, мол, если уж мы — специалисты, знающие сию РЛС «от и до», ничего не смогли сделать, то что сможешь сделать ты, моряк, до того даже в глаза не видевший эту нашу РЛС.
Стас посопел, почесал «Репу», попросил схему РЛС, посмотрел её, погундосил что-то себе под нос, попросил дать ему крестообразную отвёртку, нож, изоленту и полез на РЛС. Это всё заняло минут 10-15. Ещё минут 10-15 Стас чего-то там поковырялся в электронике РЛС, орудуя отвёрткой, ножом и изолентой, слез с РЛС и говорит: — Ну, включайте, проверим работу! — Включают РЛС! И все обалдевают! Она работает! Причём работает прекрасно! Чудо, да и только!
Мало того, говорит нам советник, что РЛС работает, так она работает теперь даже лучше прежнего: дальше видит, стало чётче изображение на экране РЛС, даже разрешающая способность РЛС слегка повысилась?! С момента схода с корабля прошёл только час, Стас возился 10-15 минут, а они возились «всей толпой» полтора дня и ничего сделать не смогли, а он один ввёл РЛС в строй за 10-15 минут!!! Армейцы охренели!! Ну и специалисты у вас на флоте! Ну и моряки! Гении, просто Чудо-Мастера! Да – мы такие!
В раздумье
До конца разрешённого Командиром корабля времени оставалось ещё несколько часов. Ну, тамошние офицеры и стали угощать Стаса своими вкусными напитками и закусками, стали расспрашивать его обо всём интересном флотском, между делом стали выпытывать и секреты такого его мастерства. Ну, Стас отвечал на их вопросы, не забывая «принимать на грудь», ну и назюзюкался в конце концов он у них так, что уже не то, что говорить не мог, он просто на ногах стоять не мог. Ну, и повезли его на наш корабль с кучей благодарностей и восторга за таких флотских специалистов, как наш Стас.
Потом, когда на другой день Стас протрезвел, то на завтраке мы спрашивали его, как же это ты сумел наладить совершенно тебе неизвестную РЛС? А он и отвечал нам примерно в том духе, что, мол, все РЛС работают по одному и тому же принципу, только у всех у них, мол, «моща разная». Наша, корабельная РЛС, мол, послабее, а та наземная РЛС — помощнее, но схема её практически аналогична нашей. А нашу РЛС я, мол, Слава Богу, знаю хорошо. Из тамошних рассказов, говорит нам Стас, я понял, что не подаётся питание на …, а не подаётся оно потому, что …. И чтобы подать питание, нужно такой-то провод переключить на …, минуя … и всё. Это, мол, я и сделал: открутил провод от …, зачистил серединку другого нужного мне провода, подсоединил этот провод к той серединке, замотал получше и покрепче место соединения изолентой – и всё!
Бомбёжка Порт-Саида израильскими самолётами
Сказал я им, что, мол, вот работу РЛС мы проверили, работает она нормально, теперь вам осталось только мою скрутку пропаять как следует, и всё — сделаете, мол, сами или мне этим заняться? Сделаем сами – говорят они, спасибо, мол, большое! Ну, я, мол, со спокойной совестью и стал «отдыхать» у них. А чего, выпивки всякой много, закуски тоже, народ свой, к тому же благодарный, почему же и не расслабиться, не отдохнуть!?
Да, действительно, дело Мастера боится!
К этому случаю можно добавить ещё вот что. Когда мы впервые в 1967-м году появились в Средиземном море, то наш советский телевизор, стоящий у нас в кают-компании, отказывался там нормально работать. Так тот же наш Стас, как-то нашёл время, что-то там поколдовал с нашим кают-компанейским телевизором, правда, на сей раз с паяльником и с припоем, и он заработал как миленький – начал принимать программы местных телеканалов!
И мы начали смотреть фильмы, местные телепередачи, правда, не понимая разговоров из-за незнания арабского, турецкого, греческого, итальянского, французского языков. Что нам больше всего нравилось — так это реклама с танцами «живота». Красивые женщины в кисейных одеждах так крутят своими филейными и другими частями тела, что у нас у всех слюнки текли.
И раздражало нас в тех местных телевизионных передачах только то, что там через каждые 5 минут, будь то фильм, или политическая передача, или новости, начиналась реклама. У нас, в СССР, в то время на телевидении рекламы не было.
Скажем, стоим мы где-нибудь на якоре, у Кипра, например. Офицеру надо на вахту на мостик заступать, идёт интересный «забугорный» фильм, досмотреть бы его успеть до начала вахты, ан нет, рекламные куски съедают добрую половину времени фильма. И офицер идёт на мостик нести вахту, не досмотрев этот фильм до конца. Потом расспрашивает других, чем там всё в этом фильме закончилось. Тогда нас эта реклама очень сильно раздражала.
Порт-Саид. На борту корабля. Стас Парамонов что-то мне показывает
И вот прошло время и подобная же реклама теперь мучает всех нас здесь – на Родине. Как будто бы у всей нашей страны проблема с прокладками, с отбеливанием зубов, с покупкой дорогостоящих товаров, приобретением разной другой хрени, дряни, лекарств, шампуней и скрабов.
И в заключение хочу сказать ещё вот что.
Военно – морской флот России может на законном основании гордиться многими своими моряками, достигших поразительных успехов не только в военно-морском деле, но и в науке, в технике и во многом другом.
Приведу всего несколько примеров.
Михаил Петрович Лазарев – открыл Антарктиду.
Морская мина, изобретена русскими моряками ещё во второй половине восемнадцатого века.
Первыми, кто успешно решил задачу борьбы с минной опасностью, были русские военные моряки и учёные. Именно русским людям, на родине которых появилось первое минное оружие, человечество обязано и изобретением средств противоминной защиты.
В 1866 году моряк – изобретатель Иван Фёдорович Александровский построил первую в России подводную лодку, на которую официально была назначена команда (состоявшая, между прочим, из 20 человек). До этого подводные лодки отечественных изобретателей в лучшем случае проходили только испытания.
Преподаватель физики в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте Александр Степанович Попов в 1984 году изобрёл радио и в 1895 году обнародовал своё изобретение.
Контр – адмирал в отставке Александр Фёдорович Можайский изобрёл самолёт и 20 июля 1882 года его помощник испытал его в полёте.
В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд морского офицера Крылова Алексея Николаевича «Теория качки корабля», значительно расширивший известную теорию Уильяма Фруда. С 1910 года — А.Н. Крылов профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров типа «Севастополь».
Нет особой надобности упоминать вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В 1892 году он изобрёл приспособление на снаряды — бронебойный колпачок, — вскоре принятый на всех флотах под названием «Макаровский колпачок».
1897, декабрь — Опубликован труд С.О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики».
С.О. Макаров был одним из первых инициаторов идеи использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Являлся Руководителем комиссии по составлению технического задания на строительство ледокола «Ермак» (1897—1898).
В 1901 году, командуя «Ермаком», он совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.
Иван Григорьевич Бубнов – корабельный инженер, математик и механик — построил в 1901- м году первую русскую подводную лодку с двигателем внутреннего сгорания («Дельфин»).
Михаил Николаевич Беклемишев — русский военный моряк, занимался подводным кораблестроением. Выполнял работы по разработке механизмов вооружения и электротехники подводных лодок.
Николай Николаевич Кутейников — русский кораблестроитель. Полковник Корпуса корабельных инженеров, впервые в отечественном судостроении применил секционный метод постройки подводных лодок.
Григорий Иванович Бутаков — русский военно-морской деятель, флотоводец, адмирал (1878), основоположник тактики парового броненосного флота.
Инженер-адмирал Аксель Иванович Берг многое сделал в области создания, развития и применения радиолокации и современных систем радионавигации, в последние годы своей жизни много работал над проблемами кибернетики, стал крупным специалистом в этой отрасли науки.
Капитан 3 ранга Вадим Алексеевич Фуфаев, штурман по специальности, летом 1955 года, ещё за 2 года до запуска первого ИСЗ, ничего не зная о ведущихся работах по созданию ИСЗ, выступил с предложением о разработке и создании спутниковой навигационной системы (СНС) у нас в стране. В 1956 году, ещё за год с лишним до запуска 1-го ИСЗ, эту тему он взял темой своей кандидатской диссертации, которую успешно защитил в 1967 году. А с 1957 года, после запуска в СССР первого ИСЗ, вдохновившись появившимися реальными возможностями создания СНС, в тесном содружестве с энтузиастами этой темы Гордеевым Л.И., Суворовым Е.Ф., Заколодяжным В.П. и другими, занялся практической реализацией своей идеи в жизнь. За что был удостоен в 1981 году Государственной премии СССР. И в нашей стране появились СНС: вначале «Парус», затем «Цикада» и, наконец, ГЛОНАСС.
О первых работах в этой пионерской области подробно описал в «Летописи зарождения, развития и первых шагов реализации идеи отечественной спутниковой навигационной системы», лауреат Государственной премии, бывший начальник отдела «Методов и средств использования ИСЗ в навигации» ГНИНГИ МО РФ, непосредственный активный участник описываемых событий — капитан 1-го ранга в отставке Суворов Евгений Фёдорович.
Рукопись была опубликована в 2014-м году в количестве 1000 экз. И опубликовал эту рукопись В.Е. Чуров.
«Талантливые рукописи рано или поздно издаются» сказал, как то Лев Давыдович Ландау.
Вот такие у нас есть моряки! Нам есть чем гордиться!