На Северном флоте участвовали в боевых действиях во время Великой Отечественной войны торпедный катер проекта Г-5.
За Великую Отечественную войну на Северном флоте получили именные названия за храбрость экипажей при освобождении городов:
Печенгская бригада торпедных катеров
- ТКА № 16. Заложен в 1941 году. 30.10.1941 года вошел в состав кораблей Онежской военной флотилии. Участвовал в боевых действиях на Баренцевом и Белом морях. В марте 1942 года перевезен по железной дороге в Архангельск. 27.6.1942 года вошел в состав кораблей СФ. 30.6.1943 года выведен из состава боевых кораблей СФ, разоружен и переклассифицирован в быстроходное плавсредство.
Дважды героем Советского Союза стал:
Шабалин Александр Осипович – командир торпедного катера, потом командир отряда катеров.
Героями Советского Союза стали:
Алексеев Владимир Николаевич – командир дивизиона торпедных катеров.
Быков Василий Иванович – командир торпедного катера.
Желваков Иван Михайлович – командир звена торпедных катеров.
Кисов Анатолий Иванович – командир отряда торпедных катеров.
Коршунович Сергей Григорьевич – командир дивизиона торпедных катеров
Лозовский Василий Михайлович – командир отряда торпедных катеров
Новоспасский Леонид Леонидович командир гвардейского торпедного катера
Павлов Борис Тимофеевич – командир звена торпедных катеров
Паламарчук Григорий Михайлович – командир торпедного катера.
Танский Николай Георгиевич – командир торпедного катера
Более 50 военнослужащих бригады погибли в годы войны. Прах восьмерых моряков-катерников Печенгской Краснознаменной ордена Ушакова первой степени бригады торпедных катеров, воевавших на Севере в годы Великой Отечественной войны, перенесен 24 июля 2010 года
Александр Шабалин — дракон советского флота
Александр Осипович Шабалин — потомственный северянин. Он родился 4 ноября 1914 года в небольшой деревне Юдмозеро в Онежском районе Архангельской области в простой крестьянской семье. Уже в 17-летнем возрасте он покинул родной дом и отправился в Мурманск, где поступил на рыболовный траулер «Краб» юнгой. На протяжении нескольких лет ходил на кораблях Мурманского тралового флота, был матросом, учился и стал штурманом траулера. В 1936 году Александра призвали в армию, естественно, на службу в Военно-морской флот.
Служить Александр Шабалин начал на Балтийском море в учебном отряде, в команде торпедных катеров. Это были довольно необычные и интересные корабли. Небольшие, покрашенные серой краской, оснащенные моторами, начиненные взрывчатой силой. Достаточно быстро Шабалин стал боцманом торпедного катера, что помогло ему изучить устройство судна до последнего винтика. Уже через 2 года службы он стал командиром торпедного катера. Он сумел получить офицерское звание, несмотря на такой недостаток как отсутствие «официального» образования. Стоит отметить, что в те годы практика ценилась не меньше, а иногда и гораздо больше, чем теория. Военное образование Шабалину предстоит получать уже после завершения Великой Отечественной войны.
К началу войны в составе Северного флота торпедные катера не числились, только 1 августа 1941 года из Ленинграда в Мурманск по железной дороге было переброшено 5 принятых с завода катеров. После проведения курса боевой подготовки и серии испытаний корабли начали выходить в море для ведения активных боевых действий. Несмотря на суровые климатические условия советского Заполярья, а также достаточно сильное противодействие со стороны немцев, торпедные катера Северного флота раз за разом совершали смелые рейды на немецкие коммуникации, нанося немцем ощутимые потери.
11 сентября 1941 года торпедный катер «ТКА-12», которым командовал младший лейтенант Шабалин в паре с «ТКА-11», вышел на перехват обнаруженного в море немецкого конвоя. Советские катера смогли прорваться сквозь плотную завесу артиллерийско-пулеметного огня и метким торпедным залпом отправили на дно конвойное судно, переоборудованное из рыболовного траулера. Это была первая победа катерников-североморцев в начавшейся войне. Буквально спустя 3 недели после этого торпедный катер «ТКА-12» смог добиться ощутимо большего успеха, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный немецкий транспорт, на борту которого на фронт следовало более 2-х тысяч немецких солдат и офицеров, по некоторым данным, это были горные егеря, элита немецких войск. За эту атаку Александра Шабалин был представлен к ордену Ленина.
Герой использовал свою тактику ведения боя
Интересно отметить тот факт, что будущий дважды Герой Советского Союза стал офицером и командиром торпедного катера, не обладая специальным высшим военным образованием. Александр Шабалин закончил Каспийское высшее военно-морское училище только в 1951 году, в кителе на котором не только были погоны капитан-лейтенанта, но и множество правительственных наград, включая две золотых Звезды Героя.
Самое смешное заключается в том, что Александру Шабалину пришлось учиться военно-морской тактике по учебникам, в которые к тому моменту уже были внесены уникальные торпедные атаки самого Шабалина. Атаки данного морского волка всегда отличались нестандартным подходом и непредсказуемостью. Недаром немцы и его соратники прозвали Шабалина «неуловимым катерником». Он обладал даром появляться в самых неожиданных местах, пока противник не успевал опомниться, и наносил своими торпедами смертельные раны немцам, после чего невредимым уходил от преследователей.
При этом в боевой обстановке Александр Шабалин умел применять не только тактические, но и психологические уловки. Именно он стал одним из первых использовать прием с атакой противника от его же собственного побережья. Смысл таких атак заключался в следующем. Известно, что экипаж любого судна, которое движется вдоль своего берега, на котором расположены береговые батареи, аэродромы, посты наблюдателей, прежде всего готовится к отражению нападения со стороны моря. Именно в открытое море направлено основное внимание командира корабля, сигнальщиков, расчетов артиллерийских орудий и пулеметов.
Между тем Шабалин предпочитал атаковать как раз со стороны побережья, с той стороны, откуда его меньше всего ожидали увидеть. Не раз случалось так, что в ночном бою торпедный катер выпускал все свои торпеды и, потопив или повредив суда противника, уходил не в открытое море, а опять же к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал. На время катер даже глушил свои двигатели, для того чтобы не обнаружить свое местоположение неприятелю не только шумом, но и пеной от работающих гребных винтов. Так, с выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись, ждали, пока немцам или их союзникам надоест заниматься его поисками и лишь затем спокойно уходил домой на базу.
На войне суровые экзамены поджидали Шабалина один за другим. Согласно историческим первоисточникам, он то высаживал разведывательные группы на охраняемом вражеском побережье, то в штормовую погоду шел с группой катеров-охотников к немецким базам для того, чтобы обеспечить постановку активных минных заграждений на коммуникациях противника.
22 декабря 1943 года советская авиационная разведка сообщила об обнаружении неприятельского конвоя. Конвой состоял всего из 3-х транспортных судов, но их охранение обеспечивали примерно 20 боевых кораблей. По всей видимости, перевозимый груз был очень ценен для немцев. Помимо этого, они выбрали для проводки конвоя штормовую погоду, надеясь на то, что в таких погодных условиях советские катера-охотники не смогут выйти в открытое море. Однако они вышли. В атаке на данный конвой 2 торпеды, выпущенные с катера Шабалина, успешно поразили немецкий сторожевик и эсминец. В результате этого 2 полноценных боевых корабля противника были потоплены в одной атаке небольшим суденышком, которое было меньше их в разы.
В феврале 1944 года капитан-лейтенант Александр Шабалин был награжден Звездой Героя Советского Союза. На тот момент на рубке его торпедного катера красовалась цифра 7, которая обозначала количество потопленных им к тому моменту кораблей противника. До этого он успел отправить на дно Баренцева моря 4 транспорта, 2 боевых корабля и 1 подводную лодку.
В первых числах октября 1944 года Шабалин принял участие в масштабной Петсамо-Киркенесской наступательной операции, которая осуществлялась соединениями Карельского фронта, а также силами Северного флота. Целью данной наступательной операции было освобождение северо-западной оконечности Кольского полуострова. Для того, чтобы отрезать подразделениям немецких егерей пути отхода, было принято решение о высадке в гавани Линахамари в достаточно узком фьорде большого десанта. Темной ночью 13 октября 1944 года больше 10 торпедных катеров с десантниками на борту покинули базу. Головным катером управлял Александр Шабалин, который к этому моменту уже возглавлял звено юрких небольших морских торпедоносцев. Десантная операция завершилась успешно. У командования не возникало вопросов в том, кто отличился в тех боях, и уже 5 ноября 1944 года Шабалин был представлен ко второй медали «Золотая Звезда».
После завершения Великой Отечественной Шабалин окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году академические курсы офицерского состава, организованные при Военно-морской академии. Все послевоенные годы он находился на ответственной работе в составе советского ВМФ. В 1969 году Александру Осиповичу было присвоение звание контр-адмирала. С того же года он занимал пост замначальника Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Данное училище долгие годы было кузницей командных кадров для советского флота. Работая в училище, все свои знания, опыт и умения он передавал будущим офицерам. Ему всегда было чему научить и что рассказать молодежи. В 1975 году он вышел в запас. Последние годы жизни герой войны провел в Ленинграде, где и скончался 16 января 1982 года. Шабалина похоронили на Серафимовском кладбище.
Память о герое сохраняется и после его смерти, особенно на его родине. Александр Шабалин навсегда останется почетным гражданином городов Онеги и Архангельска. Там же, в Онеге, герою поставлен бронзовый бюст, а в городе Североморске в 1983 году на площади Мужества был открыт мемориальный комплекс, который посвящен памяти героев-североморцев, одним из экспонатов данного комплекса является тот самый торпедный катер ТКА-12, на котором плавал Шабалин. Помимо этого, его именем названы улицы в Архангельске, Мурманске и ряде других городов, большой десантный корабль (БДК проекта 775) Балтийского флота, а также пассажирский теплоход.
Было бы неправильно заканчивать историю, не рассказав о торпедном катере, на котором плавал Шабалин. ТКА-12 — это советский торпедный катер типа Д-3. Полное водоизмещение катера — 35,7 т, длина наибольшая — 22,1 м, ширина — 3,96 м, осадка — 1,7 м. На катере было установлено 3 мотора по 850 л.с., что позволяло ему развивать скорость в 32 узла. Вооружение катера состояло из 2-х 533-мм бугельных торпедных аппаратов и 2-х пулеметов, также он мог принять на борт до 12 малых глубинных бомб. Экипаж катера состоял из 9 человек. Учитывая выдающиеся боевые заслуги катера ТКА-12, специальным решением Главного морского штаба от 14 июня 1945 года данный торпедный катер был передан музею Северного флота. Поэтому славные традиции героического экипажа продолжают жить и сейчас.
Источники информации:
http://www.pravda.ru/society/fashion/models/11-11-2013/1181556-shabalin-0
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=336
http://heroesship.ru/torpednyj-kater-tka-12
http://ru.wikipedia.org
Слежу за вашими публикациями. Всегда нахожу что-то интересное для себя. Особенно по катерам на которых служил мой отец