Вернувшись из кругосветного плавания в Россию, Литке сбли- зился со многими академиками — А.Я. Купфером, физиком, ми- нерологом и метеорологом, В.Я. Струве, астрономом, М.В. Остро- градским, математиком и механиком, а в 1829 г. познакомился во время его пребывания в России с бароном Ф.В.Г.А. фон Гумбольдтом, немецким географом и натуралистом, и пользовался большим вниманием этого учёного.
Наблюдения Литке легли в основу многочисленных трудов других учёных. Историк и филолог Э.Э. Ленц напечатал заметку о наблюдениях Литке над приливами и отливами. Гельсингфорсский профессор Гельштрем написал сочинение о барометриче- ских наблюдениях Литке и о теплоте в тропических климатах, на основании тех же наблюдений. Профессор Ганстейн воспользовался изысканиями Литке при издании в 1833 г. карт изодинамических линий.
Известность в учёных и военно-морских кругах, авторитет и популярность препод- несли Федору Петровичу Литке необыч- ный сюрприз. 1 февраля 1832 г. император Николай I назначает его флигель-адъю- тантом, а в конце года – воспитателем сво- его сына, Великого князя Константина
Николаевича. На этой должности Федор Петрович пробыл долгих 16 лет. С одной стороны, такая близость к двору была почётной обязанностью, с другой – в экспедиции Литке больше не ходил.
Немного истории.
Император Николай, к которому Литке явился по поводу свое го представления во флигель-адъютанты, внезапно, как это было у него в обыкновении, предложил Федору Петровичу стать воспитателем своего второго сына, Великого князя Константина Ни- колаевича. Что мог Литке ответить на такое предложение? В доли секунды он просчитал возможные варианты ответа. Изъявить согласие? Но его душа моряка и учёного была смущена совершенно чуждой ей перспективой променять честную флотскую службу на интриги и суету двора, с которыми он уже успел познакомиться, заняться делом, с которым он считал себя вовсе незнакомым. Отказаться? Но не ему ли первых шагов на флоте въелась в плоть и кровь заповедь: «На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся». Император не мог не оценить дипломатичность ответа новоиспечённого флигель-адъютанта: «Воля Государя для меня закон, и если Его Величеству угодно будет повелеть, то мой долг – повиноваться».
Император решил, что Константин должен сделать карьеру военного моряка. Ему было пять лет, когда Литке стал его воспитателем.
Литке убедил императора в необходимости назначить ему помощника по исполнению обязанностей воспитателя и, получив согласие, сам же предложил кандидатуру своего давнего товарища Феопемпта Лутковского.
Николай недовольно поморщился: обладая прекрасной памятью, он помнил, что Лутковский подозревался в сношениях с мятежниками 25 декабря, за что был удален из столицы на юг. Но
Литке продолжал настаивать, уверяя, что для воспитания генерал-адмирала лучшего моряка, чем этот капитан-лейтенант, не сыскать. Император согласился. При знакомстве с бывшим подследственным по делу декабристов Николай I сказал: «Вы знаете, что на Вас было подозрение, Вы службою своею его изгладили, теперь оно должно быть совершенно забыто, и я уверен, что Вы постараетесь оправдать доверенность, которую я Вам делаю»
Ф. Лутковский занял должность начальника штаба отряда, плавающего с великим князем. Он повсюду сопровождал Константи- на Николаевича и стал достойным напарником Литке.
Большое влияние на Константина оказали также воспитатели его брата В.А. Жуковский и К.К. Мёрдер.
С апреля 1839 года по май 1844 года Ф.С. Лутковский вёл служебные дневники, представлявшие Ф.П. Литке материал для на- блюдения за «признаками развития умственного и нравственно- го» его воспитанника. Записи, подаренные Лутковским в 1851 году самому Константину Николаевичу, были приведены в порядок секретарём великого князя А.В. Головниным и составили пятитомные «Записки Феопемпта Степановича Лутковского о воспи- тании великого князя Константина Николаевича». По мнению исследователей записи Лутковского показывают автора, «как чело- века доброго, ответственного, очень привязанного к своему воспитаннику и обладающего прекрасным чувством юмора». Великий князь трудами и стараниями своих наставников и воспитателей действительно полюбил море.
24 июня 1835 г. Ф.П. Литке был произведён в контр-адмиралы, с назначением в Свиту Его Величества. На пароходе «Геркулес» он ходил с императором и Константином Николаевичем от Кронштадта до Данцига и обратно. За поход был награждён прусским орденом Красного Орла 2 степени со звездой.
Литке обладал несомненным литературным даром, о чем свидетельствует та лёгкость, с которой читаются его описания путешествий, их наглядность и увлекательность, а его письма к Жу- ковскому – воистину образец эпистолярного стиля. О переводе Жуковским «Одиссеи» он пишет, что читал его «с большим на- слаждением», с большим вниманием и по большей части вслух»,
и даже обращает внимание Василия Андреевича на некоторые погрешности в стихотворном размере перевода. Удивительно, что эти замечания делает не профессиональный литератор, а моряк,
которому, казалось бы, вовсе ни к чему вникать в такие тонкости.
Гибель Пушкина, о которой Литке узнал от самого царя, потрясла его как глубокая личная трагедия. Он записывает в дневнике: «29 января. Пушкин умер в 3 часа дня… Говорят много вещей, но лучше забыть их и думать только о том, что померкла на горизонте литературы нашей звезда первой величины!..»
1836 — 1843 г. Имея свой флаг последовательно на фрегатах «Беллона» и«Аврора», плавал с Его Высочеством в Финском и Ботническом заливах и в Балтийском море, а в 1841 г. в Немецком
море до Текселя.
В 1840 г. Литке был награждён орденом Святой Анны 1 степени,
в 1841 г. — нидерландским орденом Льва.
В 1842 г. последовало назначение его генерал-адъютантом, а 6 декабря 1843 года Литке уже вице-адмирал.
В августе 1843 года Фёдора Петровича постигло горе: умерла при родах Юлия, а следом за нею – новорожденная дочь.
В 1844 г., имея свой флаг на корабле «Ингерманланд», он перешёл с Константином Николаевичем из Архангельска в Кронштадт.
В 1845-1847 гг. на фрегате «Флора», Литке крейсировал с Его Высочеством в Чёрном море и в Архипелаге, после чего, перенеся свой флаг на корабль «Ингерманланд», плавал по портам Средиземного моря, и потом возвратился в Кронштад
В 1843 и 1844 годах Константин Николаевич вместе со своими братьями Николаем и Михаилом проходил практику на люгере «Ораниенбаум», выходя в Финский залив.
В 1844 г. Великий князь был назначен командиром брига «Улисс». 1845 г. Ф.П. Литке был награждён датским орденом Данеброга 1 степени.
В 1846 г. – Константин Николаевич произведён в капитаны 1-го ранга и назначен командиром фрегата «Паллада». А ранее он был старшим офицером накорвете «Менелай» и фрегате «Флора».
Литке принимал активное участие в образовании Императорского Русского Географического Общества, в котором с основания до 1850 г., а потом с 1856 по 1873 был вице-председателем.
Ещё в 1827 году при образовании Морского министерства в его составе был образован Учёный комитет, на который возлагалось изучение и обсуждение новых достижений в военно-морском
деле, включая кораблестроение, в России и за рубежом, издание книг и Записок, разработка предложений по воплощению этих предложений на флоте.
После смерти в 1846 г. руководителя комитета картографа и переводчика генерал-летенанта флота Л.И. Голенищева-Кутузова Литке возглавил комитет.
В этом же году он был награждён орденом Белого Орла, Сици- лийским Святого Яаннуария, французским Почётного Легиона 2 степени, Виртемберским Короны 1 степени, Саксен-Альтенбурга — фамильным Саксен – Эрнестинским 1 степени. И в 1847 г. Ф. Литке награждается орденом Святого Владимира 2 степени, бриллиантовой табакеркой с портретом Государя Императора, Ганноверским Гельфов большого креста, и Саксен-Веймарским Белого Сокола.
Сопровождает Константина Николаевича в плавании на фрегате «Паллада» от Кронштадта до берегов Англии и обратно. С 26 ноября Литке — попечитель Его Высочества.
Федора Петровича Литке, вставшего во главе Морского учёного комитета, не устраивало сложившееся десятилетиями положение, при котором комитет фактически был отгорожен от каждодневной деятельности военно-морского флота. Не существовало каналов, через которые обильная информация, проходившая через учёный комитет, доходила бы до офицеров флота и других заинтересованных лиц, которым она могла бы быть полезна. Не было и устойчивых каналов обратной связи, через которые можно было отслеживать нужды флота и настроения его офицеров,
обмениваться мнениями по различным проблемам морской жизни и деятельности. «Записки учёного комитета» не в счёт; они грешили тяжеловесной научностью и неторопливостью издания.
Выход из сложившегося положения Литке нашёл в издании журнала – периодического издания наподобие журналов литературно-художественных, пользующихся большим спросом у читающей публики. Над названием журнала долго не раздумывали; решили, что оно должно быть простым и ёмким. Остановились на названии «Морской сборник».
В первом номере журнала Литке обратился к служащим Мор- ского ведомства и старым морякам с призывом «считать «Мор- ской сборник» своим журналом, который бы давал им возможность следить за всем, что совершается в мире их деятельности, которому они без робости могли бы доверить свои собственные, посильные, не многотрудные произведения, не довольно важные,
что-бы занять место в «Ученых записках», но драгоценные, может быть, для их собратов
Редактировал журнал боевой моряк, участник кругосветной экспедиции под командованием Литке в 1826 – 1829 годах капитан 1 ранга Б.А. фон Глазенап. На него председатель комитета мог полностью положиться.
Великий князь Константин Николаевич принял от Литке опеку над изданием «Морского сборника» и предложил целую программу его «значительных улучшений». «Цель наша… – писал Константин Николаевич, – знакомить Россию с флотом, возбуждать к нему уважение и привязанность».
Чрезвычайно расширился круг авторов журнала, в число которых вошли известные писатели К.М. Станюкович и А.Н. Остров- ский, И.А. Гончаров и Д.В. Григорович, хирург Н.И. Пирогов, педагог К.С. Ушинский. Ведомственный журнал стал в 50-е – начале 60-х годов XIX своеобразным проводником либеральных идей гласности и реформ.
9 сентября 1847 года Константину Николаевичу исполнилось 20 лет, то есть он достиг совершеннолетия и более не нуждался в воспитателе. Император оставил Литке при нем попечителем, и в этом качестве ему предстояло заботиться об интересах, нуждах и
потребностях Великого князя.
В 1848 г. Константин Николаевич в день своей свадьбы стал контр-адмиралом, шефом Морского кадетского корпуса, командиром лейб-гвардии Финляндского полка.
Когда истек срок попечительства Литке над Константином Николаевичем, он получил от Великого князя трогательное письмо:
«…Вы всегда останетесь для меня мой старый Федор Петрович, с которым я непрерывно провёл 16 лет, и если Господь Бог меня удостоит хоть чем-нибудь быть полезным флоту в его теперешнем
положении, то, разумеется, Вы тому главная причина…».
В 1849 г. Великий князь участвовал в Венгерском походе И.Ф. Паскевича и был удостоен ордена Святого Георгия 4 степени. В этом же году он назначен присутствовать в Государственном и Адмиралтейств Советах.
Константин Николаевич вырос и готовился возглавить Морское ведомство. Федора Петровича Литке в 1850 г. назначают главным командиром Ревельского порта и военным губернатором Ревеля. В
1851 г. Литке учредил в Ревеле морской клуб и библиотеку. В 1852 г. его награждают орденом Святого Александра Невского.
21 января 1853 г. Константин Николаевич Романов был произ- ведён в вице-адмирала и вступил в управление Морским министерством.
Во время Крымской войны он принимал участие в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота. В 1855 г. став адмиралом, управлял флотом России уже на правах министра.
В 1855 г. – Литке — главный командир и военный губернатор Кронштадтского порта.
(продолжение следует)