Прытков В.Ю. Потопить «Гебен»

Броненосный крейсер «Гебен» flectone.ru

В  Севастопольском  офицерском  собрании  бал, посвящённый  наступающему  тысяча  девятьсот  семнадцатому  году, был  в  самом  разгаре. От  яркого  света  люстр  блестели  зеркала, в  которых  отражались  нарядные  танцующие  пары  морских  офицеров  и  городских  красавиц. Никто  ещё  не  знал  и  даже  представить  себе  не  мог, какие  огромные  перемены  принесёт  будущий  год  в  жизнь  и  судьбу  этих  людей, да  и  не  только  их. А  пока: гарнизонный  оркестр  играл  вальс, сверкали  погоны, трепетали  сердца  юных  дев, ожидавших  приглашения  на  очередной  танец.

Несколько  в  стороне  от  основной  массы  людей, заполнивших  зал  собрания, оказалась  группа  молодых  офицеров  со  своими  спутницами. Взоры  женщин, рассматривающих  танцующих, привлёк  высокий, стройный  флотский  офицер  крепкого  телосложения, постоянно  меняющий  партнёрш  и  не  пропустивший  ни  одного  танца. Танцевал  он  превосходно, был  хорош  собой, чем  и  привлекал  внимание.

«Кто  этот  красавчик? Как  он  здорово  танцует!» — обратились  разом  подруги  к  своим  спутникам, кивая  в  сторону  танцующих.

«Кто?  Кто?» — начали  переспрашивать  дам  офицеры.

«Вон  тот  высокий  русый  моряк  в  самом  центре  зала.»

«О, это  герой – подводник – старший  лейтенант  Владимир  Владимирович  Погорецкий. Если  внимательно  приглядеться, то  можно  заметить  у  него  на  груди  редкий  по  нашим  временам  знак  офицера – подводного  плавания: силуэт  подводной  лодки, якорь  и  якорную  цепь, — ответил  на  вопросы  один  из  моряков, — продолжая – он  к  тому  же  обладатель  Георгиевского  оружия, а  совсем  недавно  отличился, торпедировав  флагман  немецко – турецкого  флота – крейсер  «Гебен».»

Сказано  это  было  с  восхищением, так  как  В. В. Погорецкий  принадлежал  к  редкому  сообществу  людей, возвышавших  их  над  всеми  остальными  смертными, людей, подвергавшихся  каждодневному  риску  и  бросивших  вызов  морским  глубинам  на  заре  становления  подводного  плавания, когда  постоянно  жизнь  подводника  буквально  висела  «на  волоске».

В. В. Погорецкий  действительно  пользовался  успехом  у  женщин  и  любил  повеселиться, но  только  на  берегу. Однако,  в  море, на  подводной  лодке, становился  серьёзным  и  требовательным, опытным  подводником, пришедшим  на  Черноморский  флот, прослужив  уже  командиром  подводных  лодок  «Форель», «Плотва»  и  «Кефаль». После  прибытия  в  Севастополь  получил  под  своё  начало  подводную  лодку  «Морж». Обычно, субмарины  дивизиона  сменяли  друг  друга  в  боевом  дежурстве  у  пролива  Босфор. Кроме  «Моржа»  в  море  уходили  «Тюлень»  и  «Нерпа».

Офицеры – подводники  часто  собирались  на  берегу  в  кают – компании  пошутить, разобрать  детально  свои  морские  походы. Предметом  нынешнего  разговора  стал  забавный  и  вместе  с  тем  трагический  случай, когда  экипажу  подводной  лодки  «Морж»  пришлось  спасать  своих  же  товарищей, отправленных  на  турецкую  грузовую  шхуну, когда  её  команда  сдалась  в  плен  и  покинула  корабль. Чтобы  не  тратить  самодвижущуюся  мину, Погорецкий  решил  послать  на  вражеский  транспорт  офицера  М. Китицына  и  двух  матросов  с  целью  поджечь  его. Задание  своё  они  выполнили, но  оказались  в  огненной  ловушке. Выручила  находчивость, без  промедления  они  перескочили  на  гик  (брус  паруса), выступающий  далеко  за  корму  судна, откуда  и  были  сняты  подошедшим  «Моржём».

«Забавно  ведь  было  видеть  вас, «погорельцев», танцующих  на  рее, но, молодцы, не  растерялись.» —  с  долей  некоторой  иронии  в  голосе  говорил  Владимир  Владимирович, обращаясь  к  своему  сокурснику  (вместе  кончали  школу  подводного  плавания)  —  М. Китицыну.

«А  ты  сам, как  бы  поступил  в  такой  ситуации?» — отвечал  вполне  серьёзно  его  товарищ.

«Думаю, что  тоже  бы  не  растерялся. Считаю – выход  есть  из  любой  ситуации, даже  когда  она  кажется  безвыходной.

Знаете, у  каждого  из  нас  появляется  какое – то  собственное  желание, которое  хочется  когда – либо  осуществить. Признаюсь, моим  непременным  желанием  в  ближайшее  время  стало  одно – потопить  крейсер  «Гебен».»

«Ну, что  вы, Владимир  Владимирович, неужто  шутите, пустить  на  дно  красу  и  гордость  германо – турецкого  флота, которому  нет  равных  на  Чёрном  море. Какая  мощь, оснащённость!» — со  всех  сторон  раздались  голоса  офицеров, не  верящих  в  такую  возможность.

«А  мы  тоже  не  «лыком  шиты, — стал  возражать  командир, — посмотрите, на  «Морже» — 12  мин: в  аппаратах – 2  носовые  и  2  кормовые, а  также  8  наружных, могущих  наводиться  под  углом, даже  на  траверз. Это, что – не  оружие? Мощное  оружие, да  ещё  какое! Надо  только  выследить  крейсер  в  море.»

И  он  выследил. После  получения  радиограммы  о  выходе  «Гебена», «Морж»  затаился  у  пролива, а  когда  сигнальщики  сообщили  о  быстром  передвижении  цели, начался  её  перехват. После  определения  скорости  противника – больше  20  узлов, окончательно  убедились, что  это  «Гебен», сопровождаемый  двумя  эсминцами.

«Морж»  рванулся  в  атаку, но  был  замечен  одним  из  вражеских  кораблей. Погорецкий  решает  выстрелить  минами  из  носовых  аппаратов. Залп  произведён, но  миноносец  идёт  прямо  на  таран  подлодки.

Срочное  погружение. Через  какое – то  время  раздаётся  мощный  взрыв. Минут  через  15  лодка  подвсплыла, командир  наблюдает  огромное  облако  дыма  и  движущийся  с  большим  правым  креном  в  сторону  пролива  крейсер. Одна  из  самодвижущихся  мин  всё – таки  попала  в  цель, но  добить  врага  помешали, идущие  на  таран  миноносцы  и  береговая  батарея, открывшая  сильный  артиллерийский  огонь. «Морж»  стал  уходить  из  опасной  зоны  и  без  повреждений  вернулся  в  Севастополь.

Приказ  Командующего ЧФ  № — 5161  от  14.12.17  года  гласил: «Старший  лейтенант  В. В. Погорецкий  представлен  Постановлением  Георгиевской  Думы  к  награждению  орденом  св. Георгия  4 – й  степени  за  мужество  и  самоотвержение, проявленные  им  во  время  атаки  на  крейсер  «Гебен»  1.11.16  года  в  районе  Босфора, причём  означенный  крейсер  был  подорван  миной  и  выведен  из  строя  на  долгое  время.»

Так, отважный  подводник – В. Погорецкий  в  бою  показал, каким  новым  грозным  типом  кораблей  может  быть  подводная  лодка  даже  на  заре  своего  возникновения  и  верил  в  будущие  её  преимущества  и  возможности  для  русского  флота.

Адмирал  В. Сушон  после  торпедирования  «Гебена»  запретил  использовать  его  для  выходов  в  море, бой  с  «Моржом»  на  некоторое  время  способствовал  прекращению  передвижения  турецких  транспортов  в  районе  Босфора.

После  окончания  Первой  мировой  войны  «Гебен»  стоял  на  рейде  Измид. На  крейсере  сохранилось  доска  о  полученных  от  неприятеля  повреждениях: была  там  и  надпись  о  попадании  в  кормовой  отсек  правого  борта  мины  при  атаке  русской  подлодки  в  Чёрном  море  с  датой  этого  события.

В. В. Погорецкий  дальнейшую  службу  продолжил  уже  командиром  подводной  лодки  «Орлан», был  начальником  дивизиона  подводных  лодок, морским  агентом  в  Англии, в 1921 – 22  годах  находился  в  Сибирской  флотилии, эмигрировал  в  Китай. В  годы  Второй  мировой  войны  служил  в  английском  флоте  в  Индии. Он  прожил  долгую, насыщенную  событиями  жизнь  и  умер  в  1970  году  в  Канаде,

ПУСТЬ  БОЕВЫЕ  ДЕЙСТВИЯ  ОДНОЙ  ИЗ  ПЕРВЫХ  РУССКИХ  ПОДВОДНЫХ  ЛОДОК  «МОРЖ»  ПОД  КОМАНДОВАНИЕМ  СЛАВНОГО  ОФИЦЕРА – ПОДВОДНИКА  В. В. ПОГОРЕЦКОГО  ПОСЛУЖАТ  ПРИМЕРОМ  ДЛЯ  БУДУЩИХ  ПОКОЛЕНИЙ  ПОДВОДНИКОВ  РОССИЙСКОГО  ПОДВОДНОГО  ФЛОТА.

Пояснения  к  тексту:  Во  время  описываемых  событий  не  существовало  разделения  на  торпеды  и  мины. Было  принято  считать: мины  самодвижущиеся  или  мины  заграждения.

Подводная лодка Черноморского флота «Морж» iver-chudo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *