Лагард А. Героические корабли Российского флота. Линейный корабль «Святой Евстафий Плакида»

Линейный корабль «Святой Евстафий Плакида» armystandard.ru

Флагманский корабль адмирала Спиридова Григория Андреевича в Хиосском сражении. На корабле находились в сражении брат и помощник графа Алексея Григорьевича Орлова — команждующего силами России в Архипелаге — граф Федор Григорьевич Орлов.

Линейный корабль «Святой Евстафий Плакида» заложен по проекту «Слава России» 30.7.1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе. Строитель корабля Д.Ульфов. Спущен на воду 20.8.1763 года и вошел в состав Балтийского флота.

66-пушечные линейные корабли проекта или как говорилось типа «Слава России» строились на верфях Санкт-Петербургского и Архангельского адмиралтейств с 1733 по 1774 год. Построено по проекту было 58 линейных кораблей – самая большая серий крупных кораблей русского флота. Участвовали во всех плаваниях и боевых действиях русского флота с 1734 по 1790 годы. Проект был исключительно удачным. Корабли обладали высокой маневренностью, хорошей остойчивостью. Развевали скорость при хорошем ветре до 8 узлов.

Водоизмещение 1200 тонн, размеры: 45,6х12,3х5,4 метра. Вооружение: 60 орудий 24-х 12-и и 6-и фунтовых. Экипаж 600 человек.

Головной корабль серии 66-пушечных линейных кораблей: «Слава России» (1733), за ним строились «Северный орел» (1735), «Ревель» (1735), «Ингерманланд» (1735), «Основание благополучия» (1736), «Леферм» (1739), «Счастие» (1741), «Благополучие» (1741), «Святой Петр» (1741), «Екатерина» (1742), «Фридемакер» (1742), «Лесное» (1743), «Полтава» (1743), «Архангел Рафаил» (1745), «Святая великомученица Варвара» (1745), «Святой Сергий» (1747), «Святой Александр Невский» (1749), «Святой Иоанн Златоуст» (1749), «Архангел Гавриил» (1749), «Архангел Уриил» (1749), «Москва» (1750), «Ингерманланд» (1752), «Наталия» (1754), «Полтава» (1754), «Астрахань» (1756), «Ревель» (1756), «Рафаил» (1758), «Москва» (1760), «Святой Петр» (1760), «Святой Иаков» (1761), «Святой Александр Невский» (1762), «Не тронь меня» (1763), «Северный Орел» (1763), «Евстафий Плакида» (1763), «Святой Иануарий» (1763), «Саратов» (1765), «Тверь» (1765), «Трех Иерархов» (1766), «Трех Святителей» (1766), «Европа» (1768), «Всеволод» (1769), «Ростислав» (1769), «Святой Георгий Победоносец» (1770), «Граф Орлов» (1770), «Память Евстафия» (1770), «Победа» (1770), «Виктор» (1771), «Вячеслав» (1771), «Дмитрий Донской» (1771), «Мироносиц» (1771), «Святой князь Владимир» (1771), «Александр Невский» (1772), «Борис и Глеб» (1772), «Переслава» (1772), «Дерись» (1772), «Ингерманландия» (1773), «Спиридон» (1779).

Один корабль «без названия» погиб 19.9.1758 года при переходе из Архангельска в Кронштадт (командир капитан 1 ранга Лаптев Х.П.) на Скагенском рифе. Погибли при высадке на берег 1 мичман и 15 матросов.

В 1764, 1766-1768 года в составе эскадр «Святой Евстафий Плакида» участвовал в практических плаваниях в Финском заливе. 2.7.1764 года в заливе Рогервик (ныне Палдиски Эстония) принимал участие в показательном сражении, за которым с берега наблюдала Императрица Екатерина II. 16.7.1768 года корабль посетила Императрица Екатерина II перед отправкой эскадры в Архипелагскую экспедицию. Эскадра под командованием брата фаворита графа Алексея Орлова, разработавшего план операции русского флота против Османской империи в Средиземном море и утвержденном Императрицей Екатериной II была направлена в Средиземное море и получила название Первой Архипелагской эскадры. Командовал Первой Архипелагской эскадрой адмирал Спиридов Григорий Андреевич, державший свой флаг на линейном корабле «Святой Евстафий Плакида»

Корабль назван в честь Великомученика Евстафия Плакиды (Плакида — это имя до крещения)  погибшего в 118 году н.э. — христианский святой, римлянин, великомученик. Покровитель охотников, в католицизме один из четырнадцати святых помощников Христа. Память в Православной церкви совершается 20 сентября (3 октября), в католической — 20 сентября. По преданию, принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плакида, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом. Евстафий перенёс испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного Иова — слуги его умерли, скот пал, а сам он во время путешествия на корабле в Египет. Он был разлучён со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий, после воссоединения с семьей, как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны. После окончания боевых действий святой Евстафий с почестями вернулся в Рим. Во время празднования императором Адрианом, сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто назвал себя христианином. За это Евстафий Плакида, был осуждён Императором и со своей семьёй брошен на растерзание диким зверям – львам. Однако никто из семьи не был ими тронут. Обозленный Император приказал бросить их живыми в раскалённого медного быка, где Евстафий и его семья приняли мученическую смерть (Католическая церковь отвергает предание о такой кончине святых как «совершенно необоснованное». Тела их остались якобы невредимыми и были погребены христианами.

В русском флоте, с момента его основания, многие корабли назывались именами святых, ближайших помощников Христа. Те, кто давали эти имена считали, что эти Святые принесут защиту и успех этим кораблям в бою.

26.7.1769 года линейный корабль «Святой Евстафий Плакида» под флагом адмирала Спиридова Г.А. вышел из Кронштадта в Средиземное море. Но попав шторм из-за повреждения фок-мачты был вынужден с 12 по 26 августа ремонтироваться в Ревеле. 1.9.1769 года он нагнал корабли эскадры. При проходе пролива Ла Манш в густом тумане опять разлучился с кораблями эскадры и до Гибралтара шел самостоятельно.

В порту Магон на острове Менорка поправлял такелаж и ожидал другие корабли эскадры с 18.11.1769 по 23.1.1770 года.

18.2.1770 года прибыл в Витуло полуостров Морея. С 1-3 марта высадил морской десант. Корабли бомбардировали крепость Корон.

18.4.1770 года корабли эскадры зашли в Наваринскую бухту, где сосредотачивались все русские корабли и поддерживающие их греческие суда.

17.5.1770 года корабли эскадры перешли в Колокинфский залив.

22.5.1770 года у острова Цериго встретились корабли первой эскадры адмирала Спиридова и пришедшие из Кронштадта корабли второй эскадры адмирала Эльфинстрона.

26.7.1770 года объединённая русская эскадра участвовала в сражении в Хиосском проливе, где атаковала более мощный турецкий флот.

Линейный флагманский корабль «Святой Евстафий Плакида» возглавил атаку русских кораблей на турецкий флот.

У графа Орлова, адмирала Спиридова, адмирала Эльфинстона перед началом сражения было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 пакетбот, 3 пинка и ещё 13 более мелких судов. Русский флот был выстроен в три линии баталии — авангард, кордебаталия (средний ряд) и арьергард. В авангарде шёл адмирал Спиридов, неся свой флаг на корабле «Святой Евстафий» (командир — капитан 1 ранга Круз) с линейными кораблями «Европа» (капитан 1 ранга Клокачёв) и «Три святителя» (капитан 1 ранга Хметевский) и фрегатом «Святой Николай» (лейтенант Паликути). В «кордебаталии» — три линейных корабля: «Три иерарха» (капитан-бригадир Грейг) — флаг графа Алексея Орлова, «Ростислав» (капитан 1 ранга Лупандин), «Святой Иануарий» (капитан 1 ранга Борисов) и два фрегата «Надежда Благополучия» (капитан-лейтенант Степанов) и «Африка» (капитан-лейтенант Клеопин); командир кордебаталии Грейг на «Трёх иерархах», на том же корабле верховный командир всей эскадры граф Алексей Орлов. В арьергарде — три линейных корабля «Не тронь меня» (на этом корабле флаг Эльфинстона, командир —— капитан 1 ранга Бешенцев), «Саратов» (капитан 2 ранга Поливанов), «Святослав» (капитан 1 ранга В. В. Роксбург) и несколько мелких судов.

Турецкие корабли в составе 16 линейных кораблей (из них 5 по 80 пушек каждый, 10 — по 60-70 пушек), 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер и 32 малых и вспомогательных судов выстроились в две параллельные линии, примкнув левый фланг к небольшому островку, а правый — к отмели у города Чесмы.

Приказ графа Орлова в сражении русским кораблям в сражении был прост:

«В случае может, что мы должны будем атаковать неприятельский флот, стоящий на якоре, чему и мы себя должны приуготовить, чего-для приказать на всех кораблях и прочих судах с обеих сторон приготовить по одному якорю, привязав за рым кабельтовы, для спрынгу с обеих сторон; и ежели дойдет, что класть якорь, то бросать с той стороны, которая от неприятеля; по неизвестным же распоряжениям неприятельскаго флота, каким образом оной атаковать, диспозиция не предписывается, а по усмотрению впредь дана быть имеет».

Линейный корабль «Святой Евстафий Плакида» sitekid.ru

В 4 утра на «Трёх иерархах» Грейг поднял сигнал «Гнать за неприятелем» и русская эскадра двинулась в сторону турок в Хиосский пролив. Продвижение кораблей было достаточно медленным и лишь к 9 утра почти весь русский флот сильно приблизился к туркам. Корабли авангарда легли в дрейф, ожидая корабли задней линии. Орлов и командиры всех линейных кораблей прибыли на корабль Спиридова «Трёх Иерархов» и провели последний военный совет перед сражением (продолжался менее часа), после которого вернулись на свои корабли. В 11:00 граф Орлов дал сигнал: всему флоту атаковать неприятеля. Командиры русской эскадры применили новую военную тактику. Для нанесения решающего удара они начали атаку в линии, перпендикулярной неприятелю. Этот манёвр был очень рискованным, так как русские корабли сближались с турецкими в кильватерной колонне почти перпендикулярно линии противника и подвергались при этом продольному огню артиллерии части турецких кораблей, будучи сами лишены возможности отвечать бортовым залпом. Расчет строился на быстром сближении с противником, что позволяло несколько минимизировать потери. При этом учитывалось, что сектора стрельбы корабельной артиллерии в то время были весьма ограничены и противник не сможет сосредоточить на русском флоте огонь всех своих орудий.

В 11:30 передовой корабль «Европа» приблизился на 3 кабельтова (560 метров) к центру турецкой линии, и турки открыли огонь из всех орудий. Их пушки били главным образом по рангоуту и такелажу, чтобы затруднить маневрирование атакующих. Русские корабли не отвечали до тех пор, пока не сблизились на пистолетный выстрел, тогда с расстояния 80 саженей (около 170 метров) они дали один за другим три залпа, заставившие передовые турецкие корабли ослабить огонь.

Передовой корабль «Европа» сделал поворот и вышел из строя. Описав дугу, он оказался за кораблём кордебаталии «Ростислав» и вновь вступил в бой. Существует две разные версии того, почему это произошло. Первая: командир «Европы», капитан 1 ранга Клокачев, должен был уступить настойчивым требованиям греческого лоцмана, указывавшего на необходимость сделать поворот, чтобы не посадить корабль на подводные камни, которые были у него по носу. Вторая версия — «Европа» получила очень сильные повреждения такелажа и рангоута, потеряла управляемость и не могла сохранять ход какое-то время.

Адмирал Спиридов поздравил за выход из строя командира «Европы» капитана 1 ранга Клокачева с производством в матросы.

Выход «Европы» из авангарда колонны привел к тому, что передовым кораблём русской эскадры стал «Святой Евстафий», на котором держал свой флаг адмирал Спиридов, на этот корабль был направлен огонь трёх турецких линейных кораблей (в том числе флагмана турецкой эскадры) и одной шебеки. На юте корабля гремела музыка, и адмирал приказал музыкантам «играть до последнего».

«Святой Евстафий» сосредоточил огонь на флагмане турецкого флота 80-пушечном линейном корабле «Бурдж-у-Зафер», с этим кораблём сблизился и стал забрасывать его брандскугелями. На «Бурдж-у-Зафер» возник пожар, команда в панике бросилась в море, чтобы вплавь добраться до берега. «Святой Евстафий» к этому моменту уже потерял управление из-за повреждения такелажа от обстрела турецких кораблей и его относило течением прямо на «Бурдж-у-Зафер». Чтобы отбуксировать «Святой Евстафий», капитан приказал спустить гребные суда, но те не смогли преодолеть течение. Два корабля столкнулись, бушприт «Бурдж-у-Зафера» оказался между грот и бизань-мачтами «Святого Евстафия». Русские офицеры и матросы по снастям и реям перебежали на неприятельский корабль и вступили в отчаянный абордажный бой с оставшимися на турецком корабле турками. Абордажная схватка закончилась в пользу русских моряков, остававшиеся на корабле турки попрыгали за борт и стал спасаться вплавь, но пожар на «Бурдж-у-Зафер» потушить не удалось. Пламя перекинулось и на «Святой Евстафий», на палубу которого рухнула горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера», искры и головни попали в открытый люк порохового погреба (крюйт-камера была открыта для пополнения артиллерии порохом и снарядами во время боя), и «Святой Евстафий» взорвался, а вслед за ним и «Бурдж-у-Зафер».

В соответствии с уставом адмирал Спиридов покинул корабль за несколько минут до взрыва. Вместе с братом главнокомандующего Фёдором Орловым они перешли на пакетбот «Почтальон», а затем Спиридов перенес свой флаг на линейный корабль «Трёх Святителей». Общее число погибших на Святом Евстафии разнится. Погибло по одним данным 34 офицера и 473 солдата и матроса. По другим данным погибло 22 офицера и 598 нижних чинов. Известно точно, что спаслось 58 человек команды. Среди спасённых был и командир корабля капитан 1 ранга Круз Александр Иванович.

Из всего русского флота наиболее эффективные действия велись именно на «Трёх иерархах», на котором находились Алексей Орлов и Самуил Грейг. Именно этот корабль наиболее чётко из всех русских кораблей выполнил манёвр, смог вплотную подойти к кораблю, на котором развевался флаг капудан-паши (сам капудан-паша в сражении не участвовал, он находился в день сражения на берегу и инспектировал орудия крепости) и очень сильно обстрелял его. Из за плохого маневрирования турецких моряков более четверти часа капитанский корабль турецкого флота (в русских источниках «капудан-паша») находился кормой к «Трём иерархам», что позволило флагману русского флота нанести очень сильные повреждения турецкому кораблю без всякого вреда для себя. Корабли «Ростислав» и «Святой Иануарий» находились вблизи «Трёх Иерархов» и также действовали успешно. Арьергард русского флота обстреливал турецкие корабли на значительной дистанции и лишь к концу сражения приблизился к турецким кораблям, что не позволило причинить им значительный вред.

К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

Русские корабли заблокировали выход из неё и стали готовиться продолжить сражение позже. Лишь бомбардирский корабль «Гром» оставили вблизи входа в бухту, с этого бомбардирского корабля вечером и всю ночь после сражения бомбардировали турецкий флот. Для прикрытия «Грома» линейный корабль «Святослав» производил обстрел из пушек береговых батарей крепости Чесма.

В сражении в Хиосском проливе стороны потеряли по одному линейному кораблю, на нескольких турецких кораблях были значительные повреждения. Из русских кораблей незначительные повреждения были только на «Трёх святителях» и «Европе». Корабль «Три святителя» получил 5 пробоин, из них 2 ниже ватерлинии. Потери экипажей на всех русских кораблях, кроме «Святого Евстафия», были относительно невелики. На «Трех Святителях» был убит 1 офицер и 6 матросов; ранены командир, 3 офицера и 20 матросов; на «Европе» убито 4 и ранено несколько человек; на «Не тронь меня» убито 3 и несколько человек ранено; на «Трёх иерархах» ранен 1 матрос. Потери турецких экипажей неизвестны, но исходя из повреждений на турецких судах они должны быть больше русских.

За это сражение капитан 1 ранга Круз А.И., которого при взрыве выбросило за борт, получил орден Святого Георгия 4-й степени: «за храбрость и мужество, оказанное во время сражения и за сожжение главного неприятельского корабля».

Памятная доска в соборе святого благоверного князя Александра Невского в Таллинне.

После победы в Чесменском сражении капитан 1 ранга Круз получил в своё командование захваченный у турок линейный корабль «Родос».

В память о героической гибели линейного корабля «Святой Евстафий Плакида» четыре линейных корабля русского флота были названы «Памяти Святого Евстафия». А если бы в то время за подобные подвиги присваивался георгиевский флаг, то вполне возможно, что эти бы корабли носили георгиевские флаги.

Литература:

Российский парусный флот (справочник. Том 1). Москва. Ви, 1997 года

Материалы из Интернета:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B7,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%95%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B9

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://old.bigenc.ru/military_science/text/4247671

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Обновлено: 27.05.2024 — 09:07

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *