Новый вид кораблей ВМФ появился вначале 20 века. Советская Россия одной из первых столкнулась с действиями британских торпедных катеров против Красного флота Советской России. Британские торпедные катера вместе с авиацией 1919 году нанесли удар по действующему отрядку кораблей Морских Сил Балтийского моря в Кронштадте. 17 июля торпедным катером потоплен крейсер «Большевик» (Олег), 18 августа 1919 года потоплен корабль склад подволных лодок — бывший броненосец «Память Азова», поврежден линкор «Андрей Первозданный».
В составе Императорского флота России и рабоче-крестьянского Красного флота таких скоростных кораблей и хорошо вооруженных не было. Руководство Советского государства и флота задумались о необходимости иметь подобный вид вооружения. Первые торпедные катера начали проектировать в конструкторском бюро Туполева. В апреле 1925 года к работе над созданием торпедного катера приступили талантливые инженеры С.С. Четвериков, Н.В. Грибов, В.М. Петляков, А.А. Архангельский, Н.С. Некрасов. Группу создателей торпедного катера возглавил сам Андрей Николаевич Туполев.
Конструкторами был разработан проект П-19-ОК названный позднее Д-3
Советские торпедные катера создавались для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника. Но опыт Великой Отечественной войны показал, что на деле торпедные катера оказались весьма универсальными. Они не только выходили в лихие торпедные атаки на конвои и корабли противника, но и ставили минные заграждения, охотились за вражескими подводными лодками, ходили в разведку, высаживали в тылу врага диверсионные отряды, осуществляли охрану кораблей и конвоев. Им приходилось конвоировать … даже поезда, идущие вдоль побережья Кавказа, выполнять торпедные стрельбы по береговым укреплениям Новороссийска и Ялты, обстреливать ракетами, установленными на них в ходе войны немецкие корабли и даже аэродромы.
Одним из основных типов торпедных катеров стали торпедные катера дальнего действия Д-3.
Как показал опыт использования торпедных катеров Д-3 наибоольшей угрозоой стали самолеты противника, минные заграждения. Недостаточная вооруженность крупнокалиберной артиллерией не позволяли на равных торпедным катерам Д-3 противодействовать даже малым надводным кораблям и шнельботам – так назывались торпедные катера немцев, вооруженных более сильной артиллерией.
Катера типа Д-3 производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде верфь № 5 НКВД и верфи Сосновка Кировской области с 1943 года.
Катера Д-3 выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров Г-5. Д-3 обладали повышенными (нежели катера Г-5) мореходными качествами и могли действовать на большем удалении от базы, чем катера проекта Г-5. Установка торпедных аппаратов бокового сбрасывания позволяла производить торпедный залп на малой скорости и даже в положении «стоп». На палубе было достаточно места, чтобы разместить взвод десантников, которых иногда по необходимости насчитывалось 50-60 человек. Также на торпедных катерах Д-3 было установлено более совершенное навигационное оборудование и улучшены условия для экипажа, предусмотрен обогрев отсеков. Корпус был изготовлен из дерева сосны, при этом он получился легким и достаточно прочным. При небольших повреждениях сосна набухала, тем самым затягивались небольшие пробоины и отверстия. В качестве балласта использовались обыкновенные печные кирпичи. В конце войны на некоторых образцах катеров Д-3 стали устанавливать радиолокаторы, полученные по ленд-лизу. Хотя свои торпедные катера ьтипа «Веспер», «Элко», «Хиггинс» передавались со снятыми радиолкационными станциями.
ТТХ катера Д-3:
Водоизмещение: 32.1 тонн, наибольшая длина: 21 метр, наибольшая ширина — по палубе: 3.9 метра, — по скуле: 3.7 метра, осадка: 0.8 метра, тип и материал корпуса: деревянный, двух-трехслойный, наружный слой — лиственница, внутренний – сосна, толщина корпуса: 40 мм, количество водонепроницаемых отсеков: пять. тип двигателей/мощность/скорость: ГАМ-34ФН/750 л.с./32 уз. или ГАМ-34ВС/850 л.с./37 уз. или ГАМ-34Ф/1050 л.с./37 уз. или паккард/1200 л.с./48 узлов, тип топлива: бензин, дальность плавания: полным ходом — 320-350 миль, на экономичной скорости 8 узлов — 500-550 миль (что делало его торпедным катером дальнего действия), мореходность наибольшая: до 6 баллов. Вооружение: — стрелковое: 2 пулемета ДШК калибра 12.7 мм (авиационная пушка ШВАК), устанавливались также дополнительно после 1944 года эрликоны, кольт-брауниниг и другие типы пулеметов 1х2 20 – мм. — торпедное: 2 торпеды калибра 533 мм (выпуск 1939 г, масса 1.8т в том числе тротила 320 кг, дальность хода 21 кабельтов, скорость 51 узел)
— тип торпедных аппаратов: БС-7 бугельные, бортового сбрасывания, — дополнительно может взять: 8 глубинных бомб М-1 или 4 бомбы Б-1, аппаратуру для постановки дымовой завесы. Использовалось возможность погрузки десанта. Экипаж: 9 человек
Служба торпедных катеров Д-3 во время Великой Отечественной войны:
Краснознаменный Балтийский флот (БФ):
- ТКА № 12 (Д-3) – заложен в 1939 году, вошел в состав кораблей БФ в августе 1941 года. 23.9.1941 года получил повреждение в бою с немецкими сторожевыми кораблями V-35. V-308. V-313 у острова Суурсаари и затонул. Командир старший лейтенант Свердлов.
- ТКА № 12 (Д-3) – наименование получил вместо погибшего 23.9.1941 года. заложен в 1939 году, вошел в состав кораблей БФ в сентябре 1941 года, 23.12.1943 потопил германский СКР V-308 «Оскар Нейнабер». 11.12.1941 года при эвакуации гарнизона Гогланда в районе острова Лавенсаари раздавлен льдами и затонул.
- ТКА № 16, с 14.4.1944 года ТК-16 (Д-3) – заложен в 1941 году, 4.7.1943 года вошел в строй кораблей БФ. Потопил 3 корабля и тральщик. 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 17, с 14.4.1944 года ТК-17 (Д-3) – заложен в 1942 году, 21.9.1943 года вошел в строй кораблей БФ. 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 22 (Д-3) – заложен в 1939 году, в августе 1941 года вошел в состав кораблей БФ, 8.7.1942 года взорвался в районе острова Соммерс при высадке десанта из-за попадания снаряда огням финских канонерских лодок «Uusimaa» и «Hаmeenmaa». Экипаж погиб
- ТКА № 26, с 14.4.1944 года ТК-26 (Д-3) – заложен в 1942 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Потопил 3 корабля противника. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта, 28 сентября погиб в Нарвском заливе подорвавшись на мине.
- ТКА № 27, с 14.4.1944 года ТК-27 (Д-3) – заложен в 1942 году, 21.9.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта, погиб 13 мая в районе острова Лавенсаари, подорвавшись на мине..
- ТКА № 36, с 14.4.1944 года ТК-36 (Д-3) – заложен в 1942 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 37, с 14.4.1944 года ТК-37 – заложен в 1942 году, 14.10.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 42 (Д-3) – заложен в 1939 году, 23.8.1941 года вошел в состав кораблей БФ, 11.12.1941 года при эвакуации гарнизона Гогланда раздавлен льдами восточнее Лавенсаари и затонул. Экипаж перешел на плавбазу «Волга».\
- ТКА № 46, с 4.5.1944 года ТК-46 (Д-3) – заложен в 1942 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ, 5.6.1944 года потоплен СКР противника в районе Нарвского залива. Командир лейтенант Панков. 4 человека погибли, 7 попали в плен.
- ТКА № 47, с 4.5.1944 года ТК-47 (Д-3) – заложен в 1942 году, 27.10.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. 27.9-24.11.1944 участвовал в Земландской наступательной операции. 13-25.4.1945 года участвовал в блокаде Курляндского плацдарма. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА-56, с 4.5.1944 года ТК-56 (Д-3) – заложен в 1943 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Потопил 2 корабля. 13-25.4.1945 года участвовал в Земландской наступательной операции. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА-57, с 4.5.1944 года ТК-57 – заложен в 1943 году, 7.1.1944 года вошел в состав кораблей БФ. 27.9.-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. 1945 году в блокаде Курляндского плацдарма. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТК-60 – заложен в 1943 году, 20.1.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10-20.6.1944 года участвовал в Выборгской наступательной операции. 27.9.-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. 1945 году в блокаде Курляндского плацдарма. Потопил 3 корабля и транспорт.
- ТКА-66, с 4.5.1944 года ТК-66 – заложен в 1943 году, 15.6.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 27.9.-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции. 1945 году в блокаде Курляндского плацдарма. Потопил 2 корабля противника. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта. 18 марта 1945 года при атаке конвоя противника в районе Шварцворг получил повреждения, лёг у берега на грунт и был разрушен прибоем.
- ТКА № 67, с 20.1. ТК-9 – заложен в 1943 году, 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 10-20.6.1944 года участвовал в Выборгской наступательной операции.
- ТКА № 72 (Д-3) – заложен в 1940 году, 23.8. 1941 года вошел в состав кораблей БФ, 1.11.1941 года атакован пятью самолетами противника Fokker D-21 и взорвался, погиб со всем экипажем.
- ТКА № 76, с 4.5.1944 года ТК-76 (Д-3) – заложен в 1943 году, 28.6.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 13-25.4.1945 года участвовал в Земландской наступательной операции. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 77, с 20.1.1944 года ТКА-10 (Д-3) – заложен в 1943 году, 12.12.1944 года вошел в состав кораблей БФ. 10-20.6.1944 года участвовал в Выборгской наступательной операции, 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году участвовал в блокаде Курляндского плацдарма, потопил 2 корабля. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 86, с 4.5.1944 года ТК-86 (Д-3) – заложен в 1943 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 10-20.6.1944 года участвовал в Выборгской наступательной операции, 28.9.1944 года при переходе в Таллин в Нарвском заливе подорвался на мине и затонул.
- ТКА № 88 (Д-3) – заложен в 1939 году, 20.9.1941 года вошел в состав кораблей БФ, 1.11.1941 в районе острова Соммерс атакован пятью самолетами противника Fokker D-21, взорвался и затонул со всем экипажем.
- ТКА № 92, с 17.11.1942 года МО № 22, с 11.8.1943 года СКА № 22, с 6.10.184 – СК-185 – заложен в 1939 году, 24.12.1941 вошел в состав кораблей БФ. 17.11.1942 года перевооружен и переклассифицирован в МО. 6.10.1944 года переклассифицирован в СКА.
- ТКА № 96 «Иртыш», с 4.5.1944 года ТК-96 «Иртыш» (Д-3) – заложен в 1943 году, 28.6.1943 года вошел в составе кораблей БФ. 10-20.6.1944 года участвовал в Выборгской наступательной операции, 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году участвовал в блокаде Курляндского плацдарма, 1945 году десант на остров Борнхольм. Потопил 4 корабля, в том числе ТЩ-5713. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 102 (Д-3) — заложен в 1939 году, 20.9.1941 года вошел в состав кораблей БФ, 1.11.1941 года на переходе к полустрову Ханко в составе звена у острова Сескар атакован самолетами противника Fokker D-21, взорвался и затонул со всем экипажем.
- ТКА № 106 (Д-3) – заложен в 1941 году, 30.9.1941 года вошел в состав кораблей БФ, в районе банки Неогрунд в Финском заливе при оказании помощи гибнущему ТКА № 146 «Осводовец» получил попадание артснаряда и затонул. Командир лейтенант Кудряшов.
- ТКА № 116, с 1.4.1944 года ТК-116 – заложен в 1939 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 30.11.1943 года отправлен на СФ, 15.4.1945 года возвращен в состав кораблей БФ.
- ТКА № 121, с 4.5.1944 года ТК-121 (Д-3) – заложен в 1942 году, 3.6.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
- ТКА № 126, с 1.4.1944 года ТК-126 (Д-3) – заложен в ё1939 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 30.11.1943 года отправлен на СФ. 15.4.1945 года возвращен в состав кораблей БФ.
- ТКА № 136 «Герой Советского Союза Кузин» с 4.5.1944 года ТК-136 «Герой Советского Союза Кузин» (Д-3) – заложен в 1942 году, 4.3.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 10-20.6.1944 года участвовал в Выборгской наступательной операции, 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году участвовал в блокаде Курляндского плацдарма. Потопил 1 корабль. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 142 (Д-3) — заложен в 1939 года, 23.6.1942 года вошел в состав кораблей БФ, 27.6.1942 года при переходе из Кронштадта на о. Лавенсаари, в районе банки Нагаева подорвался на мине и затонул. 4 члена экипажа погибли? Остальных подобрал ТК-132
- ТКА № 146 «Осводовец» (Д-3) — заложен в 1942 году, 16.9.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 2.11.1943 года в районе острова Лавенсаари (банка Нагаева) потоплен СКР противника
- ТКА № 156, с 4.5.1944 года ТК-56 (Д-3) – заложен в 1942 году, 26.8.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 4.7.1944 года в Выборгском заливе в районе острова Тейкасаари подорвался на мине и затонул. Экипаж подобран другими торпедными катерами.
- ТКА № 166, с 4.5.1944 года ТК-166 (Д-3) – заложен в 1943 году, 1.8.1943 года вошел в состав кораблей БФ, 27.3.1945 года потоплен S-64 в бою с шнельботами противника в районе Мемеля-Клайпеды. Часть экипажа попала в плен часть погибла. Командир старший лейтенант Пуйевич С.А.
- ТКА № 172, с 1.4.1944 года ТК-172 (Д-3), заложен в 1939 году, 5.10.1942 года вошел в состав кораблей БФ, 17.11.1942 вошел в состав ЛВФ. 30.11.1943 года вошел в состав кораблей СФ. 27.4.1945 года возвращен в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта.
- ТКА № 176 с 1.4.1944 года ТКА-176 – заложен в 1942 году, 5.101942 года вошел в состав кораблей БФ. 6.12.1943 года вошел в состав кораблей СФ.
- ТКА № 181 «Патриот», с 1.5.1944 года ТК-181 (Д-3) – заложен в 1942 году, 29.9.1943 года вошел в состав кораблей БФ. 26.3.1945 года атакован самолетами Fw-190 в районе Паланги, подожжен, взорвался и затонул. Экипаж погиб. Командир старший лейтенант Троненко В.И.
- ТК-182 «Трудящийся Тамбова» (Д-3) – заложен в 1943 году, 14.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. 22.2.1945 года при стоянке у причала в Свента обстрелян артиллерией противника и затонул. (по другим данным потоплен немецкими истребителями Me-109 Командир лейтенант Ищенко И.Д. \
- ТК-183 «Народный учитель» (Д-3) – заложен в 1944 году, 21.10.1944 года вошел в состав кораблей БФ. 27.9 – 24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году участвовал в блокаде Курляндского плацдарма. 27.9-24.11.1944 года участвовал в Земландской наступательной операции. 1945 году участвовал в десанте на о. Борнхольм. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
- ТК-184 «Моршанский железнодорожник» (Д-3) – заложен в 1943 году, 30.9.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника. 13.4.1945 года в районе Пилау столкнулся с ТК-200, разбил нос до 18 шпангоута, выброшен на берег, подорван экипажем и разбит прибоем. Командир лейтенант Замураев Л.А.
- ТК-185 «Мичуринец» (Д-3) – заложен в 1943 году, 29.10.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника. 13-25.4.1945 года участвовал в Земландской наступательной операции.
- ТК-188 «Дальневосточный моряк» (Д-3) – заложен в 1943 году, 31.10.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 13-25.4.1945 года участвовал в Земландской наступательной операции, 9.5.1945 года участвовал в десанте на остров Борнхольм.
- ТК-189 «20-летие пролетарской революции» (Д-3) — заложен в 1943 году, 21.2.1945 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
- ТК-190 «Краснодарский водхозовец» (Д-3) — заложен в 1944 году, 30.11.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
- ТК-193 сначала «Бурнакский колхозник», потом переименован в «Барнаульский колхозник» (Д-3) – заложен в 1944 году, 28.6.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, 9.5.1945 года участвовал в высадке десанта на о. Борнхольм. Потопил ТЩ М-460.
- ТК-194 «Моршанский текстильщик» (Д-3) – заложен в 1943 году. 30.6.1944 года вошел в состав кораблей БФ. 28.9.1944 года подорвался на мине при тралении в Нарвском заливе и затонул.
- ТК-195 «Ленский речник» (Д-3) – заложен в 19434 году, 28.6.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году блокаде Курляндского плацдарма, потопил 2 корабля и ТР.
- ТК-196 «Мордовский колхозник» (Д-3) – заложен в 1943 году, 7.7.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году блокаде Курляндского плацдарма, 27.3.1945 года в районе Мемеля в артбою со шнельботами 5-ой флотилии подожжен артогнем и взорвался. Потопил 2 ТР и судно. Командир старший лейтенант Беляев Я.Н.
- ТК-197 «Мордовский комсомолец» (Д-3) – заложен в 1943 году, 1.7.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году блокаде Курляндского плацдарма. Потопил 2 корабля и ТР.
- ТК-198 «Тамбовский комсомолец» (Д-3) – заложен в 1943 году, 6.7.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году блокаде Курляндского плацдарма. Потопил 2 БДБ.
- ТК-199 «Тамбовский пионер» (Д-3) – заложен в 1943 году, 28.7.1944 году вступил в состав БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, высадке десанта. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году блокаде Курляндского плацдарма.
- ТК-200 «Тамбовский школьник» (Д-3) – заложен в 1943 году, 31.7.1944 году вступил в состав БФ. 13.4.1945 года в районе Пилау столкнулся с ТК-184, который утонул. ТК-200 остался на плаву. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 27.9-24.11.1944 года участвовал в Моонзундской десантной операции, в 1945 году блокаде Курляндского плацдарма.
- ТК-402 (Д-3) – заложен в 1945 году, 6.4.1945 вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
- ТК-403 (Д-3) – заложен в 1945 году, 30.12.1945 вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
10 торпедных катеров были переоборудованы в малые скоростные морские охотники МО (снято оборудование торпедных аппаратов, установлены бомбосбрасыватели, дополнительно поставлены пулеметы), в конце войны эти МО переклассифицированы в сторожевые катера СКА.
- ТКА № 32, с 17.11.1942 года МО № 12, с 11.8.1943 года СКА № 12, с 6.10.1944 года СК-181 (Д-3) – заложен в 1942 году, 20.10.1941 года вошел в состав кораблей БФ. 17.11.1942 года перевооружен и переклассифицирован в МО, 6.101944 переклассифицированн в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 52, с 14.10.1941 Vasama (финский флот) с 21.1.1945 СК-37 (Д-3) – заложен в 1939 году, 14.10.1941 года в районе банки Каллбелари захвачен финнами вместе с экипажем при переходе Гогланд-Ханко и включен в состав ВМФ Финляндии, в 1944 году возвращен Финляндией СССР и перевооружен переклассифицирован в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз. Командир старший лейтенант Колбасов (попал в плен).
- ТКА № 62, с 17.11.1942 года МО № 102, с 11.8.1943 года СКА № 102, с 6.10.1944 года СК-102 (Д-3) – заложен в 1939 году, 20.10.1941 года вошел в состав кораблей БФ.17.11.1942 года перевооружен и переклассифицирован в МО. 6.10.1944 года переклассифицирован в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 82, с 17.11.1942 года МО № 22, с 6.10.1944 года СК-182 (Д-3)– заложен в 1939 году, 10.1941 года вошел в состав корабле БФ. 17.11.1942 года перевооружен и переклассифицирован в МО. 6.10.1944 года переклассифицирован в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 112, с 17.11.1942 года МО № 112, с 11.8.1943 года СКА № 112, с 6.10.1944 года СК-112 – заложен в 1939 года, 24.12.1941 года вошел в состав кораблей БФ. 17.11.1942 года перевооружен и переклассифицирован в МО. 6.10.1944 года переклассифицирован в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 122, с 17.11.1942 года МО № 32, с 11.8.1943 года СКА № 32, с 6.10.1944 года СК-183 (Д-3) – заложен в 1939 году, 24.12.1941 года вошел в строй кораблей БФ. 17.11.1942 года перевооружен и переклассифицирован в МО. 6.10.1944 года переклассифицирован в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 132, с 15.3.1943 СКА-172, с 6.10.1944 года СК-184 (Д-3) – заложен в 1940, 21.1.1942 года вошел в состав кораблей БФ, 15.3.1943 года переклассифицирован в МО. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 152, с 15.3.1943 СКА № 192, с 6.10.1944 года СК-192 (Д-3) – заложен в 1941 году, 12.7.1942 вошел в состав кораблей БФ, 15.3.1943 года переклассифицирован в МО. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 162, с 15.3.1943 СКА № 202, с 6.10.1944 года СК-202 (Д-3), заложен в 1940 году, 21.7.1942 вошел в состав кораблей БФ, 15.3.1943 переклассифицирован в МО. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- ТКА № 182, с 15.3.1943 года СКА № 182, с 6.10.1944 года СК-182 (Д-3) – заложен в 1941 года, 17.9.1942 года – вошел в состав кораблей БФ, 15.3.1943 года переклассифицирован в МО, 15.3.1943 года переклассифицирован в СКА. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
Малые охотники, построенные по проекту ПП-19-0 на базе торпедных катеров Д-3 строились на судостроительном заводе № 5 НКВД в Ленинграде.
ТТД скоростных морских охотников: водоизмещение нормальное – 36,2 тонны, Длина наибольшая 22,2 метра, ширина наибольшая 4,04 метра, осадка максимальная 1,78 метра, 3 мотора ГАМ-34-БС – 2550 л.с., винтов – 3 шт., топливо – бензин – 5 тонн, скорость хода максимальная – 37 узлов, скорость хода экономическая – 18 узлов, дальность плавания — 1080 миль. экипаж 18 человек. Вооружение – 1 37 мм 70К, 2 – 12,7 мм. ДШК. Торпедного вооружения нет. Бомбовое вооружение – 8 глубинных бомб Б-1, 8 малых глубинных бомб М-1. На нескольких катерах типа МО-12 2х4 ПУ 82 мм снарядов М-8, боекомплект 8 снарядов. На некторых катерах 2 мотора «Паккард W-8» мощностью 1800 л.с. и один двигатель экономического хода ЗИС-5 мощностью 68 л.с. Скорость хода полная 27 узлов, экономическая 8,5 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 1000 миль. Вместо пулеметов LIR ставились 12,7 спаренные «Эрликоны». На некоторых катерах установлено ГАС «Тамир».
- СКА № 42, с 6.10.1944 года СК-178 (Д-3 МО) – заложен в 1942 году, 20.8.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 52, с 6.10.1944 года СК-52 (Д-3 МО) – заложен в 1942 года, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 62, с 6.101944 года СК-62 (Д-3 МО) – заложен в 1942 года, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз. 18.11.1944 года потоплен торпедой ПЛ противника у маяка Пакри. Экипаж погиб.
- СКА № 72, с 6.10.1944 года СК-72 (Д-3 МО) – заложен в 1942 года, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.\
- СКА № 82, с 6.10.1944 года СК-82 (Д-3 МО) – заложен в 1942 года, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 92, с 6.10.1944 года СК-92 (Д-3 МО) – заложен в 1942 году, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз
- СКА № 122 (Д-3 МО) – заложен в 1942 году 30.8.1943 вошел в состав кораблей БФ. 14.5. 1944 года в районе острова Сескар потоплен СКР противника. Экипаж погиб.
- СКА № 132, с 6.10.1944 года СК-132 (Д-3 МО) – заложен в 1942 году, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 142 «Старый большевик», с 6.10.1944 года СК-92 «Старый большевик» (Д-3 МО) – заложен в 1942 году, 20.8.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 152, с 6.10.1944 года СК-152 (Д-3 МО) – заложен в 1942 году, 20.8.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 162, с 6.10.1944 года СК-190 (Д-3 МО) – заложен в 1942 году, 30.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 171, с 6.10.1944 года СК-171 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 14.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 172, с 6.10.1944 года СК-172 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 14.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 173, с 6.10.1944 года СК-173 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 14.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 174, с 6.10.1944 года СК-174 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 14.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 175, с 6.10.1944 года СК-175 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 20.1.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.\
- СКА № 176, с 6.10.1944 года СК-176 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 20.1.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.\
- СКА № 177, с 6.10.1944 года СК-177 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 20.1.1944 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 272, с 6.10.1944 года СК-272 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 282, с 6.10.1944 года СК-282 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
- СКА № 292, с 6.10.1944 года СК-292 (Д-3 МО) – заложен в 1943 году, 12.12.1943 года вошел в состав кораблей БФ. Участвовал в защите коммуникаций военно-морских баз.
Черноморский флот:
- ТКА Д-3 (без тактического номера) – заложен 10.2.1939 года, 6.8.1940 года вошел в состав кораблей ЧФ. 13 июня 1942 года во время рейда на Ялтинский порт под командованием будущего Героя Советского Союза Кочиева К. Г. сверхмалую итальянскую подводную лодку «СВ-5» из отряда морских диверсантов князя Боргезе и 1 августа 1942 года совместно с торпедным катером «СМ-3» потопил германскую быстроходную десантную баржу «F 334» (220 т). 20.5.1943 года разоружен и использовался в качестве плавсредства.
Северный флот:
- ТКА № 11 (Д-3) – заложен в 1939 году, 16.8.1941 года вошел в состав кораблей СФ. 20.11.1942 года затонул в бухте Цып-Наволок в результате аварии. 23.12.1942 года поднят и введен в строй. 6.10.1943 года был выведен из строя авиаций противника и восстановлению не подлежал.
- ТКА № 12 (Д-3) – заложен в 1939 году, 16.8.1941 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника. 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Потопил 4 корабля противника, в том числе РТ «Бьернунген», СКР М06106, дрифтер «Сторегга»
- ТКА № 13 (Д-3) – заложен в 1939 году, 16.8.1941 года вошел в состав кораблей СФ. 15.9.1944 года в районе Варангер-фьорда выполнял роль при атаке конвоя наводил другие катера. Участвовал в действиях на коммуникациях противника. Потопил 6 кораблей и судов, в том числе ТР «Ренё», ТР «Нерисса», МБ «Фоула». Потоплен огнем сторожевых кораблей. Командир старший лейтенант Лихоманов В.М. 1 человек погиб, 11 человек попали в плен.
- ТКА № 14 (Д-3) – заложен в 1939 году, 16.8.1941 года вошел в состав кораблей СФ. 15.8.1942 года в бухте Пумманки потоплен авиацией противника. Восстановлен. 22.12.1943 года в Варангер-фьорде потоплен кораблями противника. Прямыми попаданиями нескольких снарядов у катера были выведены из строя все моторы, образовались пробоины, через которые в корпус хлынула вода. Лишившийся хода катер был протаранен немецким сторожевым кораблём, в результате чего была отрублена носовая часть и катер затонул. Командир лейтенант Дмитров Е.С. Пять членов экипажа погибли, восемь попали в плен.
- ТКА № 15, с 1.4.1944 года ТК-114 (Д-3) – заложен в 1939 году, 1.8.1941 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Потопил 4 корабля, в том числе ТР «Антье Фритсен» 27.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ.\
- ТКА № 116, с 1.4.1944 года ТК-116 (Д-3) – заложен в 1939 году, 4.7.1943 года вошел в состав коралей БФ, 6.9.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. 27.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ.
- ТКА № 126, с 1.4.1944 года ТК-126 (Д-3) – заложен в 1939 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ, 6.12.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. 27.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. В 1945 году участвовал в блокаде Курляндского плацдарма. Потопил 1 ТР.
- ТКА № 172, с 1.4.1944 года ТК-172 (Д-3) – заложен в 1942 году, 6.12.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. 27.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ.
- ТКА № 176, с 1.4.1944 года ТК-176 (Д-3) – заложен в 1942 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ, 6.12.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции.
- ТКА № 186, с 1.4.1944 года ТК-186 (Д-3) — заложен в 1942 году, 4.7.1943 года вошел в состав кораблей БФ, 6.12.1943 вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции.
- ТКА № 192, с 1.4.1944 года ТК-192 (Д-3) – заложен в 1941 году, 11.9.1942 года вошел в состав кораблей БФ, 6.12.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника, 10.1944 года участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. 27.4.1945 года вошел в состав кораблей БФ. В 1945 году участвовал в блокаде Курляндского плацдарма.
- ТК № 20 «Дзержинец», с 1.4.1944 года ТК-20 (Д-3) – заложен в 1942 году в Сосновке, 21.6.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника. Потопил 1 ТР.
- ТК № 202 «Североморец» с 22.12.1943 года ТК-30 «Североморец» (Д-3) — заложен в 1942 году в Сосновке, 2.8.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
- ТКА № 203 «Герой Советского Союза Сивко» (Д-3), с 22.12.1943 года ТК-40 «Герой Советского Союза Сивко» — заложен в 1943 году в Сосновке, 2.8.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника
- ТКА № 204 «Герой Советского Союза Борис Сафонов» (Д-3), с 22.12.1943 года ТК-50 «Герой Советского Союза Борис Сафонов» — заложен в 1943 году в Сосновке, 2.8.1943 года вошел в состав кораблей СФ. Участвовал в действиях на коммуникациях противника.
В заключение следует сказать, что список потерь торпедных катеров советского ВМФ составлялся по данным из различных источников, порой довольно из противоречивых, и значительно страдает явными неточностями. Часть катеров, имели один и тот же номер, что вызывало проблемы при их идентификации. Даты и причины потерь во многих источниках в архивах указаны разные.
Всего двумя судостроительными заводами — № 5 НКВД и верфью в Кировской области Сосновке был построен 101 катер проекта Д-3 из них 21 торпедный катер был построен, по проекту Д-3 МО, 10 торпедных катеров Д-3 перевооружены и переклассифицированы в морские охотники.
На Балтийском флоте воевали 85 катеров проекта Д-3 из них 21 катер построен по проекту Д-3 МО, 10 торпедных катеров перевооружены и переклассифицированы в морские охотники.
На Черноморском флоте воевал один торпедный катер Д-3, не имевший тактического номера.
На Северном флоте воевали 15 торпедных катеров Д-3.
Торпедные катера Д-3 строились на двух верфях в течении всей войны. за войну погибли на Балтийском флоте 22 торпедных катера, 1 торпедный катер захвачен финнами и вошел в состав финского флота, погибли 2 сторожевых катера, построенных по проекту Д-3 МО. На Северном флоте погибли 3 торпедных катера проекта Д-3. Всего погибли из 101 катера 27 катеров, 1 захвачен противником.
По результатам боевых действий первый дивизион торпедных катеров Д-3 Балтийского флота 22 февраля 1944 года стал гвардейским.
Бригада торпедных катеров Балтийского флота ведёт свою историю от сформированного в 1928 году в составе Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) отдельного дивизиона торпедных катеров. В 1934 году дивизион развёрнут в бригаду, которая продолжала пополняться новыми катерами и в 1940 году была разделена на две бригады и отдельный отряд торпедных катеров. В сентябре 1941 все торпедные катера КБФ, собранные в Кронштадте, были вновь объединены в одну бригаду. После выделения из её состава учебного отряда катеров она с 21 октября 1944 именовалась 1-я бригада торпедных катеров КБФ (1 БТКА КБФ).
В годы Великой Отечественной войны бригада участвовала в обороне Лиепая, Ханко, Таллина и Моонзундских островов; вела боевые действия против кораблей и конвоев противника в Рижском, Финском, Нарвском и Выборгском заливах; обеспечивала высадку морских десантов на острова Соммерсет, Бол. Тютерс, Моонзундского архипелага, в порты Кунда, Локса, Таллин, Палдиски, Виртсу, Пярну, Рённе и на косу Фрише-Нерунг (Балтийская); производила постановку минных заграждений; охраняла боевые корабли и транспортные суда на переходе морем; несла дозорную службу и выполняла другие задачи.
В ходе боевых действий бригада потопила 93 и повредила 32 различных корабля, транспорта и вспомогательные судна противника.
За героизм и боевое мастерство, проявленные личным составом, награждена орденом Красного Знамени (22 июля 1944) и орденом Нахимова 1-й степени (13 июля 1945).
Почти все матросы, старшины и офицеры бригады награждены орденами и медалями, а 11 из них присвоено звание Героя Советского Союза.
В этой ожесточенной борьбе 1-ая бригада торпедных катеров КБФ потеряла 367 матросов, старшин и офицеров, 73 торпедных катера.
На Балтийском флоте за героизм, отвагу и мужество, проявленные личным составом бригады торпедных катеров в боях с немецко-фашистскими захватчиками, сотни её воинов награждены орденами и медалями, а 12 из них присвоено звание Героев Советского Союза:
Афанасьев Алексей Иванович – командир торпедного катера
Гуманенко, Владимир Поликарпович – командир отряда торпедных катеров
Жильцов, Василий Маркович – командир гвардейского звена торпедных катеров
Иванов, Иван Сергеевич – командир гвардейского отряда торпедных катеров
Кусков, Виктор Дмитриевич – моторист гвардейского торпедного катера
Матюхин, Григорий Иванович – старшина группы мотористов гвардейского торпедного катера.
Обухов, Александр Афанасьевич – командир звена торпедных катеров
Осипов Сергей Александрович – командир отряда торпедных катеров
Свердлов, Абрам Григорьевич – командир отряда торпедных катеров
Старостин, Василий Михайлович – командир отряда торпедных катеров
Тихонов, Виктор Иванович – командир отряда торпедных катеров
Ущев, Борис Петрович – командир отряда торпедных катеров
Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова I степени бригада торпедных катеров Северного флота.
Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова I степени бригада торпедных катеров Северного флота ведет свою историю от отряда торпедных катеров, сформированного в августе 1941 года. Отряд участвовал в боевых действиях в составе Охраны водного района Главной ВМБ Северного флота.
В 1941—1943 годах катера отряда действовали на морских коммуникациях противника в Варангер-фьорде Баренцева моря, во взаимодействии с авиацией и противолодочными кораблями осуществляли поиск вражеских подводных лодок, участвовали в минных постановках, высаживали разведывательно-диверсионные группы на побережье противника и обеспечивали переходы отечественных и союзных морских конвоев.
В декабре 1943 года на базе отряда был сформирован Отдельный дивизион торпедных катеров Северного флота. В первые месяцы, когда шло формирование соединения и обучение катерников, действия на морских сообщениях противника проводились небольшими группами катеров, самостоятельно, методом «свободной охоты».
1 марта 1944 года Отдельный дивизион торпедных катеров был развёрнут в Бригаду торпедных катеров Северного флота, состоявшую вначале из 2, а затем из 3 дивизионов (55 катеров). Командиром бригады был назначен капитан 2 ранга Кузьмин Александр Васильевич, начальником штаба — капитан 2 ранга Чекуров Валентин Андреевич, начальником политотдела — капитан 3 ранга Мураневич Александр Евгеньевич. В момент формирования бригады ее личный состав был очень разнородным. Костяк составляли опытные катерники-североморцы, а также хорошо подготовленные, но не знавшие особенностей войны в Заполярье, моряки Тихоокеанского флота. Третью, довольно значительную группу, составляли выпускники военно-морских училищ 1941 — 1942 годов, воевавшие до сих пор в частях Красной Армии. Неизвестно, как узнавали они о формировании бригады, но буквально со всех фронтов шли письма с просьбой о переводе. Причем у каждого из них так велико было стремление попасть на флот, что, дослужившись в армии уже до сравнительно больших званий, они соглашались перейти в бригаду даже на лейтенантские должности. Были в бригаде и выпускники Соловецкой школы юнг, и просто прибившиеся подростки.
Наибольшего успеха торпедные катера достигли в бою 15 июля 1944 года. Группа из восьми катеров под командованием командира 3 дивизиона торпедных катеров капитана 2 ранга Алексеева Владимира Николаевича атаковала большой конвой и потопила три транспорта, танкер, два миноносца, два сторожевых корабля и дрифтер.
Дважды героем Советского Союза стал
Шабалин Александр Осипович – командир торпедного катера, потом командир отряда катеров.
Героями Советского Союза стали:
Алексеев Владимир Николаевич – командир дивизиона торпедных катеров.
Быков Василий Иванович – командир торпедного катера.
Желваков Иван Михайлович – командир звена торпедных катеров.
Кисов Анатолий Иванович – командир отряда торпедных катеров.
Коршунович Сергей Григорьевич – командир дивизиона торпедных катеров
Лозовский Василий Михайлович – командир отряда торпедных катеров
Новоспасский Леонид Леонидович командир гвардейского торпедного катера
Павлов Борис Тимофеевич – командир звена торпедных катеров
Паламарчук Григорий Михайлович – командир торпедного катера.
Танский Николай Георгиевич – космандир торпедного катера
Более 50 военнослужащих бригады погибли в годы войны. Прах восьмерых моряков-катерников Печенгской Краснознаменной ордена Ушакова первой степени бригады торпедных катеров, воевавших на Севере в годы Великой Отечественной войны, перенесен 24 июля 2010 года в Североморск из поселка Гранитный (губа Долгая), где с 1944 года базировались торпедные, а затем и ракетные катера Северного флота.
За героизм, отвагу и мужество, проявленные личным составом бригады в боях с немецко-фашистскими захватчиками, сотни её воинов награждены орденами и медалями, а 9 из них старшинам и краснофлотцам присвоено звание Героя Советского Союза
2-я Новороссийская краснознаменная бригада торпедных катеров Черноморского флота, 2 брТКА ЧФ, 2 бтк ЧФ — тактическое соединение Черноморского флота ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны.
Вторая бригада торпедных катеров Черноморского флота была создана 1 сентября 1940 года в городе Очаков, ранее была создана 1-я бригада торпедных катеров Черноморского флота. Командиром бригады был назначен капитан 2-го ранга А. А. Мельников, начальником политотдела — бригадный комиссар Д. Г. Конюшков, а начальником штаба старший лейтенант Л. Ф. Шамборский. Первоначально имела два дивизиона. Командиром первого дивизиона торпедных катеров назначен капитан-лейтенант А. П. Тууль, а командиром второго дивизиона назначен капитан-лейтенант Местников. Первый дивизион состоял из двух отрядов торпедных катеров устаревшей конструкции. В состав второго дивизиона входили два отряда современных, на тот период катеров Г-5 и одного катера Д-3.
Участвовала в обеспечении обороны Одессы, с подходом немцев к Очакову береговая база эвакуирована. Так 27 августа 1941 2-я бригада перебазировалась в Скадовск и Ак-Мечеть (1-й дивизион до 27 сентября 1941 базировался на Тендру), а с 9 октября 1941 года – в Новороссийск. Участвовала в обеспечении обороны Севастополя.
Бригада обеспечивала высадку и прикрытие в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции.
В бригаду стали поступать катера типа «Комсомолец».
2-й Новороссийская Краснознаменная бригада торпедных катеров Черноморского флота (командир — капитан 2-го ранга В. Т. Проценко) сражалась на катерах, построенных в Тюмени на военном завода № 639. Они особо отличились при освобождении Новороссийска 16 сентября 1943 года. Катера впервые использовали торпеды для ударов по береговым укреплениям врага. Всего 16 катерами было выпущено 44 торпеды, из них взорвалось 33. Торпеды разрушили 13 дотов, 9 дзотов, 1 прожектор, 10 огневых точек гитлеровцев. Во время операции катерники потеряли 5 катеров, 9 получили повреждения. Погибло 11 моряков, четверть всех участвовавших в операции была ранена. Бригаде было присвоено почётное звание — Новороссийская.
За мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение Новороссийска от фашистских захватчиков, командиру 2-го дивизиона 2-й бригады торпедных катеров капитан-лейтенанту Алексею Федотовичу Африканову, первому среди моряков торпедных катеров Черноморского флота, 18 сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Результатом этих успешных боев стало освобождение Анапы. В Керченско-Эльтигенской операции катерниками В. Т. Проценко было потоплено 6 и повреждено 3 быстроходных десантных баржи врага. Катера офицеров Клименко, Петренко, Михайлова, Смехова, Кравцова — Бублика высадили на плацдарм 1114 человек и доставили 17 тонн боеприпасов.
Часть катеров бригады имела на вооружении реактивные миномёты БМ-8.
Бригада в ходе Крымской наступательной операции приняла участие в освобождении Севастополя. Она действовала против конвоев, эвакуирующих немецко-румынские войска. С 9 апреля по 11 мая 1944 года 2-я бригада торпедных катеров Черноморского флота, полностью оснащенная тюменскими катерами, потопила 10 транспортов и повредила 4 сторожевика гитлеровцев. По результатам операции бригада стала Краснознамённой.
25 мая 1944 года завершились военные действия в советской части акватории Черноморья. В отдельный отряд катеров капитан-лейтенанта, Героя Советского Союза В. С. Пилипенко вошли 6 катеров бригады с реактивными миномётами. В составе Дунайской флотилии отряд освобождал Румынию, Югославию и завершил свой поход 6 мая 1945 года вблизи австрийского города Линца. Бригада участвовала в освобождении Констанцы, Сулины, Варны
Герои Советского Союза бригады торпедных катеров Черноморского флота:
Африканов, Алексей Федотович – командир отряда торпедных катеров,
Кананадзе Александр Георгиевич – командир отряда торпедных катеров
Котов Сергей Николаевич – командир дивизиона торпедных катеров.
Кочиев Константин Георгиевич – командир отряда торпедных катеров.
Кудерский Афанасий Иович – командир отряда торпедных катеров
Першин, Борис Максимович – командир отряда торпедных катеров.
Пилипенко, Владимир Степанович – командир звена торпедных катеров.
Подымахин, Матвей Прокопьевич – командир звена торпедных катеров
Рогачевский Георгий Алексеевич – командир звена торпедных катеров
Сутырин Александр Александрович – командир дивизиона торпедных катеров
Черцов, Андрей Ефимович – командир звена торпедных катеров
Шенгур, Иван Петрович – командир отряда торпедных катеров
Торпедные катера на ТОФ первоначально вошли в состав кораблей 3 морской бригада Тихоокеанского флота во Владивостоке в ё1933 году. В 1939 году была создана первая бригада торпедных кораблей Тихоокеанского флота. В советско-японской войне 1945 года участвовали торпедные катера, потопившие в те дни несколько японских транспортов. Вечером 9 августа группа в составе четырёх торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга Казачинского К.В. атаковала транспорты в порту Расин. Другая группа из пяти катеров под командованием капитанлейтенанта Малика М.Г. пошла на Сейсин и утром 10 августа совершила набег на порт. В результате в Расине было потоплено 4 транспорта, в Сейсине повреждено 7 транспортов.
Десант в порт Юки. Торпедные катера 1-й бригады ТКА «ТК –567» (ст. л-т Соколов А.В.) и «ТК-578» (ст. л-т Николаев С.М.) высадили в порт Юки (сейчас – Унги) группу разведотряда штаба флота.
Вечером 11 августа в порту Юки с 10 торпедных и сторожевых катеров, 2-х фрегатов и тральщика были высажены основные силы десанта 75-й батальон 13-й бригады морской пехоты (МП) численностью 783 человека под командованием майора И.П. Маркина и 140-й разведывательный отряд в составе 139 человек во главе с Героем Советского Союза старшим лейтенантом В.Н. Леоновым. Противник не оказал организованного сопротивления. Командовал высадкой контр-адмирал Ивановский Н.С. Погрузка десанта была произведена в бухте Новик Владивостока. Овладев портом, советские моряки организовали оборону его с моря и траление гавани. Японские части покидали город в панике, бросая вооружение, боеприпасы, продукты питания.
Сейсинская десантная операция 13 – 16 августа. На 13 августа была запланирована высадка десанта в Сейсине (сейчас – Чхонджин). Десантные подразделения состояли из разведотряда с ротой автоматчиков (181 чел.), пулемётной роты (80 чел.), 355-го ОБМП (710 чел., Бараболько М.П.) и 13-й БрМП с приданными частями (5 тыс. чел., генералмайор Трушин П.В.). Для высадки десанта были выделены ЭМ «Войков», МЗ «Аргунь», два сторожевых корабля, шесть фрегатов, семь тральщиков, 12 десантных кораблей, 18 торпедных катеров, 6 сторожевых катеров, 7 транспортов, 188 бомбардировщиков и 73 истребителя. 13 августа шесть торпедных катеров, имея на борту 180 человек под общим командованием полковника Денисина А.З., вошли в порт Сейсин. Высадившись, десант начал продвижение двумя группами: первая – в составе двух взводов пехоты (старший лейтенант Мухамедов), вторая – 140 человек разведотряда и двух взводов автоматчиков (старший лейтенант Леонов В.Н.); здесь же находился полковник Денисин А.З. В бою за город Сейсин отряд встретил сильное сопротивление. Десантники перешли к обороне. В 18 час. 30 мин. 13 августа на усиление отряда Денисина с семи торпедных катеров под командованием начальника штаба бригады капитана 3 ранга Пантелеева Л.Н. была высажена на Военной пристани рота 62-го отдельного пулемётного батальона. Однако она оказалась блокирована противником.
Вечером 19 августа в порт Одэчжин вошли сторожевой корабль «Метель» и шесть торпедных катеров, которые высадили на причалы 77-й батальон 13-й бригады морской пехоты и роту автоматчиков (всего 800 человек). Менее чем за час десант полностью овладел портом и городом.
19 августа войска Квантунской армии, выполняя приказ о безоговорочной капитуляции, начали сдаваться в плен, хотя отдельные ее соединения продолжали сопротивляться.
21 августа отряд кораблей ТОФ в составе ЭМ «Войков», СКР «ЭК-3», тральщиков «Т-277» и «Т-282», 6-ти торпедных катеров высадил десант (1847 чел.) в порту Гёнзан (Вонсан). Японцы не оказали сопротивления. В течении трех дней десант принял капитуляцию 6238 японских солдат и офицеров.
Гвардейское звание также получил 22 августа 1945 года второй дивизион торпедных катеров ТОФ, а третий дивизион торпедных катеров ТОФ стал гвардейским 26 августа 1945 года
Звание героев Советского Союза на ТОФ получили моряки-катерники:
Казачинский Константин Васильевич – командир дивизиона торпедных катеров.
Кострицкий Сергей Петрович – командир дивизиона торпедных катеров
Малик Михаил Григорьевич – командир дивизиона торпедных катеров
Пантелеев Лев Николаевич – командир бригады торпедных катеров.
Литература:
Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945 год. Москва. ВИ. 1988 год.
Боевая летопись ВМФ 1941-1942. Москва. ВИ. 1983 год.
Боевая летопись ВМФ. 1943. Москва. ВИ. 1993 год.
Боевая летопись ВМФ. 1944. Москва. ВИ. 2006 год.
Боевая летопись ВМФ. 1945. Москва ВИ. 2005 год.
Камаев В. На торпедном катере. Ленинград. Лениздат. 1977 год.
Кемнаде Ф. Ассы «Шнельботов». Немецкие торпедные катера в бою.
Кузьмин А. Торпедныке катера. Москва. В.И. 1937 год.
Кузьмин А. Записки по истории торпедных катеров НК ВМФ ВИ. 1939 год.
Пигарев Д.Т. На торпедных катерах. Москва В.И. 1963 год.
Широкорад А. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 года. Минск. Харвест. 2022 год.