Вместо эпиграфа: отрывок из рассказа Николая Лескова (1831-1895)
«Император АлександрI во время поездки по Европе посетил Англию, где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху, которая могла танцевать. Будучи в Туле, донской казак Платов, который сопровождал АлександраI, вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша», показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург. В столице под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами. Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился послать Левшу и подкованную блоху обратно в Англию, чтобы показать умение русских мастеров. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался. На обратном пути в Россию морем Левша держал с английским полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезду в Петербург, английского полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».
Об истории проектирования БИУС «Аккорд», её особенностях, людях, которые принимали участие в создании этой системы. Старшему немногочисленному поколению будет что вспомнить, читая его, а молодое поколение сможет увидеть, что когда-то, за полста лет тому назад, специалистам нашей страны было под силу решение очень сложных технических задач, и это была действительно уникальная страна, но с непредсказуемыми результатами…
АПЛ проекта 705 — корабль 21 века, не доживший до него dzen.ru
В настоящее время имеется достаточно большое количество открытых литературных и документальных источников, раскрывающих состояние кораблей и корабельного оснащения средствами РЭВ ВМФ, разработанных и запущенных в эксплуатацию на протяжении всех лет прошлого столетия. Предана забвению целая эпоха становления цифровой техники силами специалистов ЦКБ «Полюс», прекратившего существование в 1974г., подразделения которого были переведены в ЦНИИ «Гранит» и в НИИ «Морфизприбор». Вместе с ним провалилась в тартарары история блестящего сплочённого коллектива, выполнившего уникальную разработку в сжатые сроки.
Для истории остался за бортом анализ главных причин, по которым был загублен триумфальный рывок в развитии отечественных корабельных централизованных автоматизированных систем управления для АПЛ с малочисленным экипажем. Удалось лишь обнаружить разрозненные и очень скупые сведения о разработке БИУС «Аккорд» для малой скоростной автоматизированной подводной лодки пр. 705(705К) «Лира» (NATO – “Alfa”).
Жизнь человека коротка, и уже практически не осталось участников тех событий. Чтобы как-то успеть восполнить имеющийся пробел, привожу воспоминания, написанные ведущим участником разработки Анатолием Николаевичем Чистяковым и обильно «разбавленные» вкраплением видения тех полувековой давности событий Эрнестом Яковлевичем Меттером.
Проектирование
Об истории проектирования БИУС «Аккорд», её особенностях, людях, которые принимали участие в создании этих систем, и о тех, кто их обслуживал, это «нехудожественное» повествование. Старшему немногочисленному поколению будет что вспомнить, читая его, а молодое поколение сможет увидеть, что когда-то, полста лет тому назад, совсем недавно, специалистам нашей страны было под силу решение очень сложных технических задач, и это была действительно уникальная страна, но с непредсказуемыми результатами…
С конца 1950-х годов в США темпы строительства АПЛ резко возрастают: к концу 1959 г. было построено 9 лодок. Налицо была угроза всё большего отставания отечественной кораблестроительной промышленности в сравнении как с морской ракетно-ядерной системой США, так и с их многоцелевыми АПЛ.
В СКБ-143 (АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (входит в состав АО «ОСК») специализируется на проектировании подводных лодок) в 1959 году один из ведущих специалистов – А.Б. Петров вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа.
Уменьшение экипажа до 16 человек обуславливало и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача автоматизации его обслуживания в течение всего плавания. 23 июня 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР №704-290, которое установило главные ТТЗ для комплексно-автоматизированной подводной лодки проекта 705. В тот же период с учётом вышесказанного было выдано техническое задание на БИУС “Аккорд” для АПЛ пр.705.
Обоснование БИУС “Аккорд” впервые проводилось на основе анализа деятельности всех боевых частей и боевых постов подводной лодки в различных боевых и тактических эпизодах с представлением АПЛ как единой человеко-машинной системы. БИУС должна была обеспечивать командиру централизованное управление боевой деятельностью подводной лодки, решение широкого круга задач по сбору, обработке информации и отображению ее на едином пульте; управление кораблевождением и стрельбой всеми видами оружия на АПЛ. Общее руководство за проведением работ по проекту автоматизации подводной лодки осуществлял академик А.П. Александров, а научное руководство созданием систем управления для нее – академик В.А. Трапезников.
Создание коллектива в СКБ «Полюс»
Главным конструктором БИУС “Аккорд” был назначен лауреат Сталинской и Ленинской премий, к.т.н А.И.Буртов. В СКБ при заводе им. Кулакова ( ныне АО «ВЦКБ «Полюс» — предприятие радиоэлектронного комплекса России и СССР решающего задачи разработки, организации промышленного производства средств связи) малочисленным коллективом инженеров-разработчиков аппаратуры и алгоритмов функциональных и тактических задач, конструкторов электронных приборов и микроэлектроники, программистов, в тесном содружестве с учёными и специалистами по вычислительной технике ИАТ АН (впоследствии ИПУ АН им. академика В.А. Трапезникова), была спроектирована, изготовлена и отлажена во всех режимах использования уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) “Аккорд”.
Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация БИУС обеспечивала решение задач сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением, расчет эффективности применения вооружения, целераспределение огневых и технических средств, а также выполнение задачи кораблевождения и навигации в условиях длительного (до нескольких месяцев) подводного плавания при отсутствии дозаправки и без всплытия.
Одновременно была решена проблема минимизации весов и габаритов при условии соблюдения жёстких требований по вычислительной мощности, высоким показателям надёжности, живучести и обеспечения работы БИУС в мультизадачном режиме в реальном масштабе времени. Для обеспечения работы БИУС в качестве ядра централизованного управления человеко-машинными комплексами корабельных систем, РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК “Океан”, автоматизированный комплекс автономных средств навигации “Сож”, систему автоматического управления оружием “Сарган”, автоматическую систему радиационного контроля “Альфа”, автоматизированный комплекс средств радиосвязи “Молния”, телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС “Бухта”, систему единого времени “Платан” и систему внутрикорабельной связи “Элипсоид”.
Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550 было начато в эллинге Ленинградского адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду (командир – капитан 1 ранга А.С. Пушкин).
Командир первой АПЛ пр. 705
Капитан 1 ранга Александр Сергеевич Пушкин. Военная карьера.
После окончания КВВМУ в 1952 году получил назначение в Камчатскую флотилию 7-го ВМФ. Командовал боевой частью БЧ-1 подводной лодки С-105, а в декабре перешёл на С-112 92-й бригады подводных лодок 16-й дивизии ПЛ Камчатской флотилии 7-го ВМФ.
В августе 1953 года А. С. Пушкин назначен командиром БЧ-1 подводной лодки Б-11 (до 1949 года — Л-11). В октябре 1954 года был переведён на Б-24 (до 1949 года Л-8).
В ноябре 1953 года переведён старшим помощником командира Б-10 в Каспийскую флотилию. В это время в Советском Союзе ускоренными темпами идёт строительство самого массового 613-го проекта подводных лодок. В январе 1955 года А. С. Пушкин получает назначение старшим помощником командира на новую строящуюся лодку С-282 проекта 613.
В 1958 году после окончания ВОЛСОК ВМФ директивой Главкома ВМФ А. С. Пушкин назначается старшим помощником командира строящейся атомной подводной лодки К-33 пр. 658. В 1961 году назначен командиром ПЛ К-33.
Командующим Северным флотом адмиралом А. Т. Чабаненко ставится задача: в зимнее время совершить подлёдный поход со всплытием во льдах севернее острова Новая Земля. Главной целью похода является уточнение глубин по маршруту перехода, исследование океанографических условий, морских течений, определение возможностей поиска полыней, всплытия в них, проверка работы механизмов и устройств подводной лодки.
Под командованием капитана 3-го ранга А. С. Пушкина лодка сделала 6 боевых выходов, пройдя под водой 9611 миль и над водой 2235 миль. Осуществила ракетную стрельбу с необорудованной позиции. Совершила подлёдный поход со всплытием во льдах севернее острова Новая Земля. За время похода отрабатывались тактические приёмы плавания ракетной лодки в подлёдных условиях. АПЛ достигла 78 градусов 10 минут северной широты и 8 раз всплывала в полыньях, проламывая лёд толщиной до 40 сантиметров.
В 1962 году командовал подлёдным походом, находился подо льдом 8 суток и достиг 85 градусов северной широты.
В октябре 1962 года назначается командиром строящейся подводной лодки К-64 проекта 705 «Лира». В течение 10 лет занимался освоением новой техники, наработкой навыков на тренажёрах и макетах, активно участвовал в строительстве корабля и приёмке корабля от промышленности. За время испытаний К-64 прошла 3482 мили, из них более полутора тысяч под водой, совершила 21 погружение.
В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.
В декабре 1977 г., после завершения заводских и государственных испытаний, лодка 705K (К-123) с командиром – капитаном 2 ранга А.Ч. Аббасовым приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота. В 1984 году за успешное освоение принципиально нового типа корабля А.Ч. Аббасов был удостоен звания Герой Советского Союза, а А.С. Пушкину (командиру “несостоявшейся” К-64) был вручен орден Ленина.
Подводный «истребитель – перехватчик»
Атомные подводные лодки пр.705 намного опередили свое время. По замыслу, малая АПЛ, своеобразный “подводный истребитель-перехватчик”, располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, должна была быть способна в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов. По сочетанию таких ТТЗ как скорость хода, маневренность, численность экипажа АПЛ пр.705 не имела (и не имеет до сего дня) себе равных среди отечественных и иностранных ПЛ.
Реактор с жидкометаллическим теплоносителем, высокий уровень автоматизации, небольшой экипаж и повышенные в связи со всем этим требования к его профессионализму и при этом малые водоизмещение и размерения, мощное вооружение и поистине фантастические на то время маневренные и скоростные характеристики – все это делало лодки этого проекта уникальными по своим боевым возможностям и серьезными противниками для противолодочных сил
. Судьба их, однако, сложилась не совсем гладко, а порой и трагично… Причин, позволивших разрушить это направление, было много, достаточно назвать некоторые: – авария на опытной АПЛ К-64 (зав. №900) с затвердением теплоносителя 1-го контура, повлёкшая вывод корабля из строя; неготовность ВМФ и особенно береговых служб обеспечения к эксплуатации таких кораблей; сложность подготовки экипажей, равноценных первым экипажам командиров ПЛ А.С. Пушкина, А.У. Аббасова, А.Ф. Загрядского; и, главное – неприятие этого корабля чиновниками всех уровней и званий.
Вспоминает Анатолий Чистяков
Боевая информационно-управляющая система БИУС “Аккорд” для комплексно автоматизированной малоэкипажной ПЛ пр.705 занимает особое место среди отечественных комплексных автоматизированных систем управления. БИУС “Аккорд” явился первой и единственной системой, которая позволила обеспечить управление боевой деятельностью ПЛ с единого пульта управления, замкнув на себя централизованное управление всем радиоэлектронным вооружением и оружием ПЛ, решив в этой части задачу комплексной автоматизации и малоэкипажности ПЛ.
Единственной же потому, что ПЛ пр.705 оказалась, не имеющей равных или аналогов, представителем малоэкипажных лодок такого класса и ее перспективное направление не имело дальнейшего развития по различным и далеко не техническим причинам или полезности.
БИУС “Аккорд” обеспечил управление, сбор, обработку и комплексирование информации систем ПЛ:
— гидроакустическим комплексом “Океан” с входящими гидроакустической станцией “Енисей” (в режимах ОКО, ОГС, ИД, АСЦ и КПС), измерителем скорости звука в воде “Жгут”, акустическим лагом “Мечта”, эхоледомером “Север”, эхолотом “Сиг” и гидронавигационной станцией “Роса-П”;
— навигационным комплексом “Сож”, в т.ч. автопрокладчиком;
— навигационной РЛС “Чибис”;
— пассивной РЛС “Бухта”;
— радионавигационной станцией “Авлога”;
— универсальным перископом “Сигнал”;
— системой управлением движения “Боксит”;
— системой управления ТА “Сарган”.
БИУС “Аккорд” обеспечивала использование оружия и средств ГАП с электрическим вводом данных:
— торпед УСЭТ, ССТ, ДЭСТ;
— торпедо-ракет “Шквал” и “Вьюга”;
— прибором ГАП “Корунд”.
Управление боевой деятельностью ПЛ обеспечивалось путем решения единственного в своём роде набора задач, уникального для БИУС как первого, так и последующих поколений.
Техническое задание на разработку аванпроекта БИУС “Аккорд” было поручено СКБ завода им. Кулакова в начале 1961 года. СКБ уже имело определенный опыт создания систем управления для подводных лодок. Многие ДПЛ послевоенной постройки были оснащены кулаковскими ПУТС`ами, представившими первое поколение управляющих систем ПЛ, реализованных на механических и электромеханических аналоговых устройствах. К ним относятся системы: “Трап”, “Трюм”, “Ладога”, “Брест”, “Ленинград”. Последние из них были отмечены Государственной и Ленинской премиями.
Лауреатом обеих премий был к.т.н. Александр Ильич Буртов, который и был назначен главным конструктором “Аккорда”. Научное руководство разработкой осуществлял ИАТ АН СССР, директор которого академик В.А. Трапезников был назначен научным руководителем по комплексной автоматизации ПЛ пр.705.
Коллектив СКБ имел сложившиеся традиции в подходах к разработке, накопил знания в области организации торпедной стрельбы, определения ЭДЦ пассивным методом, взаимодействия с системами-источниками информации, конструкции.
Однако, было ясно, что электромеханика исчерпала свои возможности и, в 1960 году была предпринята попытка модернизации электромеханической “Ладоги” путем использования цифрового вычислителя с элементами программного управления. Вычислитель реализовывался на феррит-транзисторных ячейках собственной разработки. Был изготовлен макет вычислителя, безуспешная борьба с которым продолжалась до конца 1962 года. Хотя попытка оказалась неудачной, т.к. полупроводниковая техника только вставала на ноги, коллектив приобрел определенный опыт работы с цифровой полупроводниковой техникой.
Первопроходцы
В 1959г. в СКБ завода Кулакова были распределены на работу молодые специалисты, инженеры из Ленинградских ВУЗ’ов, в которых обучали специальностям оборонной тематики и основам вычислительной техники: из ЛЭТИ – Владимир Валерианович Венгров, Эрнест Яковлевич Меттер, Лидия Борисовна Любина, Джемма Львовна Топлер, Людмила Алексеевна Жамова; из ЛИАПа – Феликс Викторович Аккерман, Борис Иванович Птичкин, Вячеслав Васильевич Савуткин, Галина Васильевна Савуткина, Мария Петровна Покровская; из ЛИИЖТа – Марк Иосифович Левиант. Все молодые специалисты сразу включились в освоение основ отечественной научной и специализированной цифровой вычислительной техники под общим руководством лауреата Сталинской и Ленинской премий, к.т.н. Александра Ильича Буртова.
В отделе, начальником которого был лауреат Сталинской премии Цимах Лейбович Каплицкий, под руководством ведущего конструктора Тамары Николаевны Шереметьевой проектировалась ПУТС «Ладога-1» с элементной базой на основе вращающихся трансформаторов с петлёй подмагничивания, разработанных Валентином Антоновичем Рымшей, умельцем, недипломированным инженером, Лауреатом Ленинской премии.
Второй вариант ПУТС «Ладога-1» на базе дискретной техники разрабатывался в лабораториях Валентина Антоновича Рымши и Наума Яковлевича Штрасфогеля малочисленным коллективом разработчиков, знакомых с основами цифровых счётно-решающих устройств и с азами построения цифровых вычислительных машин. На начальной стадии работа велась при участии работников следующих подразделений. В лаборатории, где начальником был В.А. Рымша, он руководил и непосредственно занимался разработкой элементной базы для всех частей системы. Старший инженер Нина Михайловна Карева была правой рукой В.А. Рымши, она воплощала все его идеи в макеты.
Инженер Владимир Михайлович Леонов проводил многочисленные экспериментальные проработки для выбора элементной базы. Пришедший по распределению из ЛЭТИ инженер В.В. Венгров активно приступил к разработке цифрового преобразователя угол-код, используя задел, полученный им при написании дипломной работы в НИИ-49.
Старший техник Владимир Александрович Точин, накопивший опыт разработки элементов в лаборатории В.А. Рымши, включился в разработку арифметического устройства, которая велась в лаборатории Н.Я. Штрасфогеля. Инженеры М.И. Левиант и М.П. Покровская подключились к работам над разработкой оперативного запоминающего устройства на базе ферритовых ячеек, которую вёл инженер Ф.В. Аккерман, накопивший незадолго до перехода в СКБ небольшой, но очень полезный опыт, работая во вновь организованном к.т.н. Соколовым, бюро по цифровой технике при ЛПТИ им. Калинина.
Инженеры Б.И. Птичкин и Анатолий Aлександрович Алексин вели разработку долговременного запоминающего устройства – (ДЗУ), Юрий Михайлович Кузнецов проявлял чудеса умения колдовать с ферритовой матрицей для оперативного запоминающего устройства. Свою смекалку и многопрофильную неординарность Ю.М. Кузнецов проявил, например, проверяя бдительность охраны предприятия. Он переклеил на свой пропуск фотографию любимой собачки. С этим пропуском его пропускали полгода, пока он не признался в своей проделке, за что получил строгое административное взыскание. Скрупулёзную точность при подготовке экспериментальных работ с ЗУ проявлял старший инженер, бывший военный лётчик, не расстававшийся с военной формой, Борис Иванович Герасимов.
Во второй лаборатории, где начальником был Наум Яковлевич Штрасфогель, велась разработка арифметического устройства ЦВУМ и параллельно обеспечивалась работа по экономическому обоснованию проекта системы в целом. Ведущими разработчиками были В.А. Точин и В.М. Леонов, которые выделялись среди разработчиков электронных узлов управления и арифметики ЦВУМ.
Разработкой источников питания был занят общительный общественный деятель и великолепный шахматист с разрядом мастера спорта по шахматам Виктор Степанович Лёвшин.
Ведущий инженер-математик Леон Михайлович Оранский руководил разработкой алгоритмов матобеспечения боевых задач, определения элементов движения целей, выработки параметров для стрельбы и расчёта эффективности работы.
Инженер Тамара Евгеньевна Фрёлихова проводила расчёт и обоснование надёжности системы. Ведущий инженер Исаак Моисеевич Аронов руководил разработкой пультов управления системой совместно с инженерами Анатолием Гавриловичем Павлюченковым, Анатолием Андреевичем Михалевским, Игорем Ивановичем Романовым. Игорь Романов, поступив на работу в группу пультов, сразу приступил к налаживанию связей с устройствами ЦВУМ, особенно с запоминающими устройствами в лице симпатичной Муси Покровской. Его напор получил одобрение и поддержку, что не мешало каждому из них выполнять прямые указания своих начальников.
Ведущий инженер Михаил Михайлович Силин руководил разработкой устройств наглядного отображения информации о тактической обстановке на командирских пультах. Вместе с ним работали Михаил Алексеевич Рябов, Тамара Васильевна Богданова, Иван Матвеевич Беляков.
В лаборатории Т.Н. Шереметьевой работала в должности инженера Ариадна Петровна Андреева, окончившая ЛЭТИ в 1955г. и разрабатывавшая электромеханические приборы управления торпедным оружием. Инженер В.В. Савуткин подключился к разработке приборов вывода информации в оружие. Инженер Г.В. Савуткина начала разработку прибора цепи управления стрельбой ПЛ. Молодая семейная пара была неразлучна и на работе, и по-видимому, дома.
Ещё два лауреата Ленинской премии, начальник конструкторского бюро СКБ Александр Саввич Белодубровский и ведущий конструктор Роман Никитич Петреник осуществляли разработку конструкции приборов и узлов всех частей БИУС. Элементами конструирования цифровых устройств на начальном этапе занимался Владимир Эрнестович Линецкий, получивший распределение после окончания Политехнического института.
Проект «Аккорда»
Предэскизный проект «Аккорда» начался летом 1961г с учётом имевшегося в СКБ завода Кулакова опыта разработки ПУТС «Ладога-1Ц». Однако, в соответствии с ТТЗ на систему «Аккорд», работа представлялась на несколько порядков сложнее всех предыдущих работ по приборам управления торпедной стрельбой для дизельных ПЛ, поскольку никакого опыта подобной работы не было ни у кого, включая все институты и конструкторские бюро оборонной техники в масштабе государства.
На этапе предэскизного проекта БИУС «Аккорд», центральная вычислительная управляющая машина (ЦВУМ) проектировалась на феррит-транзисторных ячейках, разработанных В.И. Рымшей. Инженеры Э.Я. Меттер и Л.Б. Любина начали разработку функциональной схемы устройства управления ЦВУМ «Аккорд», используя идеи, воплощённые в универсальной отечественной ЦВМ «Минск-32» и идеи мультипрограммного построения, включая систему прерываний задач, описанные в книге об американской ЦВМ – ИБМ-360.
Одним из самых сложных вопросов при проектировании, учитывая особенности требований ТТЗ на БИУС «Аккорд», был выбор структуры и функциональной схемы боевой информационно-управляющей системы в целом, и, в первую очередь, её главного ядра – ЦВУМ со специализированным устройством управления (УУ). УУ должно было обеспечить параллельные вычисления в реальном масштабе времени разноплановых тактических, технических и функциональных задач. Используемые в вышеназванных универсальных машинах идеи мультипрограммирования могли обеспечивать максимальную загрузку отдельных устройств и совмещение их работы во времени, что повышало общую производительность ЦВУМ. Исходя из сказанного, разработчики УУ остановились на варианте структуры функционирования, при которой в арифметическом устройстве параллельно выполняется сразу несколько операций системы команд, а в оперативной памяти ЦВУМ одновременно обрабатываются программы нескольких задач. Если возникает задержка при выполнении одной из программ, то выполнение её прерывается и осуществляется переход к диспетчер-программе, которая передаёт управление следующей программе, «зашитой» в постоянной памяти (ДЗУ). Вся информация, необходимая для продолжения выполнения прерванной программы, сохраняется в оперативной памяти. При пользовании общей библиотекой программ из ДЗУ, диспетчер-программа планирует и осуществляет вынужденные прерывания программ в зависимости от приоритета потребителя и отведённого ему машинного времени, а также от характера решаемой задачи. Режим разделения времени позволял ЦВУМ вести эффективный диалог с оператором (командиром ПЛ или дежурным офицером), что наиболее приемлемо в автоматизированных системах управления. В УУ ЦВУМ «Аккорд» мультипрограммирование обеспечивалось аппаратными и программными средствами. К аппаратным средствам относились совмещение выполнения нескольких последовательных операций, защита оперативной памяти от несанкционированных обращений и организация прерываний. К программным средствам относились диспетчер-программы и проблемно-ориентированные языки программирования, учитывающие особенности совмещения программ.
В 1961г. из ЛИИЖТ пришёл молодой специалист инженер Валерий Антонович Петров, который вскоре подключился к разработке устройства управления (УУ) и на долгие годы стал ближайшим сотрудником, единомышленником и близким другом Э.Я Меттера.
Следующим молодым специалистом, который подключился к разработке УУ, стал Юрий Дмитриевич Чекмарёв, направленный на работу из ЛЭТИ в 1962г.
В 1961г. состоялась защита аванпроекта (совокупность работ, которые выполняют перед проведением опытно-конструкторских работ с целью технико-экономического обоснования) в Петродворцовом Морском институте 24 ВМФ. На защите с докладом выступил А.И. Буртов От 24 Института ВМФ выступали офицеры, наблюдавшие за процессом проектирования: Виктор Степанович Ростовцев, Александр Александрович Чехальян, Лев Михайлович Горенштейн.
Во время защиты А.И. Буртов посетил лабораторию Ростовцева, в которой познакомился с инженерами Владиленом Ивановичем Шагулиным и Владимиром Павловичем Беляковым. Буртов сманил их на работу в СКБ, обещая интересную работу и большую по сравнению с морским институтом зарплату. Вслед за ними в 1962г. из 24 института перешел и Аркадий Иванович Пахомов. После перехода в СКБ завода Кулакова, В.И. Шагулин подключился к разработке УУ и элементной базы на полупроводниках, В.П. Беляков включился в разработку АУ, А.И. Пахомов подключен был начальником лаборатории В.А. Рымшей к разработкам цифрового преобразователя угол-фаза-цифра.
Аванпроект был выполнен к концу 1961 года небольшим коллективом специалистов “старого закала”, базировавшихся на указанном опыте, над которыми довлел груз аналоговой техники, когда каждая функция реализовывалась автономным устройством или прибором, и молодых специалистов из ленинградских ВУЗ’ов.
Разработчики ориентировались на феррит-транзисторную технику, возможностей которой для решения задач явно не хватало. Так, быстродействие ЦВУМ ожидалось только 10 тыс. операций в секунду. Система получилась громоздкой: пульты – 6 стоек, ЦВУМ – 3 стойки, УВВ (центральный прибор ввода-вывода) – 4 стойки, преобразователь аналог-цифра – 2 стойки, приборы 119 (связь с внешними системами и оружием) – 12 стоек, приборы электропитания – 2 стойки. Всего 27 стоек, не считая СЯ, и, естественно, без резервирования.
Система в таком виде не удовлетворяла потребностям ПЛ по габаритам, весу, потребляемой мощности и функциональным возможностям. Аванпроект показал, что необходимо отказаться от традиционных решений и искать новые подходы к проектированию.
К этому времени в стране был накоплен опыт в создании и использовании цифровых машин с программным управлением (БЭСМ-6, Урал и др.) и имелось достаточное количество литературы, освещавшей вопросы структуры, узлов и устройств этих машин программирования. Но эти машины были реализованы на ламповой технике и не могли найти применения на ПЛ и НК, т.к. отличались огромными размерами, потребляемой мощностью и чрезвычайно низкой надежностью. Поэтому главным моментом в создании корабельных систем управления второго поколения была разработка ЦВУМ и других компонентов систем на полупроводниках, и делать это надо было, начиная фактически с нуля.
Вспоминает Анатолий Чистяков
Для продолжения разработки были организованы две лаборатории: ЦВМ – В.И. Шагулина и матобеспечения – Л.Е. Федорова, укомплектованные, в основном, молодыми специалистами и, частично, участниками работ по феррит-транзисторной “Ладоге-1Ц”.
Основной задачей при разработке эскизного проекта системы было существенное сокращение габаритов и повышение быстродействия ЦВУМ. Конечной целью было создание макета системы без резервирования в составе: стойка пульта с УНО (устройство наглядного отображения на ЭЛТ) – ЦВУМ – УВВ – преобразователь аналог-цифра.
В лаборатории В.И.Шагулина образовалось некоторое распределение обязанностей: элементная база – В.И.Шагулин, АУ — В.П.Беляков, ОЗУ и ДЗУ – Э.А.Ильмъяров и Б.И.Птичкин, архитектура системы, УВВ, структура ЦВУМ, УУ и система команд – Э.Я.Меттер, В.А.Петров, А.Н.Чистяков.
Однако, это распределение функций было весьма условным и относилось только к конечному результату. Все занимались всем, все было новым, интересным, везде были проблемы, и решать их можно было только сообща. Все делалось “по уму”, как считалось нужным, отсутствовало всякое давление извне, типа базовости, унификации, обязательности к применению или запрещения к применению – факторы сами по себе правильные при установившемся проектировании, но играющие отрицательную, тормозящую роль в создании нового, когда требовался прорыв.
Разработка УНО велась ведущим инженером М.М. Силиным, И.М. Беляковым, Т.В. Богдановой, преобразователей аналог-цифра – А.И. Пахомовым, преобразователей цифра-аналог – А.П. Андреевой, электропитания – М.И. Романовым проводилась в старых подразделениях.
Разработка технических средств велась полностью на основе “натурального хозяйства”. Промышленность давала только первичные элементы: транзисторы, диоды, резисторы, конденсаторы, ферритовые сердечники – все остальное делали сами, своими руками. Работа шла по конвейеру: нарисованная от руки схема – эскиз конструкции – экспериментальная мастерская – макет узла или устройства на столе у разработчика. Все быстро, без формальностей, но добротно.
За основу была принята импульсно-потенциальная элементная база на основе самодельных многообмоточных трансформаторов – сказалось наследие феррит-транзисторной базы. Эта система элементов (правильнее сказать – набор элементов) обладала широкими логическими возможностями, малым энергопотреблением, позволяла резко поднять быстродействие. Макетирование АУ, ОЗУ, ДЗУ и УУ показало, что на этой элементной базе получится 25-ти разрядная ЦВУМ с быстродействием 40 тыс. оп/сек., с объемом в две стойки против 3-х стоек на аванпроекте. Однако было ясно, что за счет элементной базы существенно сократить габариты системы не удастся.
В это время разработчики “Аккорда” ознакомились с БИУС “Туча” – первой БИУС второго поколения, разработка которой велась ЦНИИ “Агат” c 1959 года, и опытный образец которой уже стоял на стенде. Хотя полученный в результате ознакомления опыт оказался отрицательным, “Туча” была по габаритам еще больше аванпроектовского “Аккорда”, тем не менее разработчики “Аккорда” поняли, что получить уменьшение габаритов системы можно только за счет радикальной борьбы с периферией системы.
Началось все с преобразователя аналог-цифра. А.И. Пахомов предложил отказаться от принятого на аванпроекте контактного преобразователя аналог-цифра и перейти на преобразователь ВФЦ на основе электромеханического аналогового датчика ВТ-5. Макетирование узлов преобразователя показало, что это решение позволит уложить автономный преобразователь на 100 валов в одну стойку, по сравнению с двумя стойками на аванпроекте. Однако при резервировании снова появится вторая стойка. И тогда разработчиками структуры системы была предложена парадоксальная на первый взгляд идея – отказаться от автономного преобразователя. Запитку датчиков осуществлять от прибора УВВ, там же реализовать выбор датчика и выработку временного интервала пропорционального углу разворота датчика, а преобразование временного интервала в код выполнить в АУ ЦВУМ, и все это делать под управлением специализированной операции, “Преобразование ВФЦ”, реализуемой в УУ ЦВУМ.
Идея вызвала сопротивление со стороны главного конструктора, научного руководства и, в особенности, военного наблюдения: “Вы на преобразование ухлопаете все быстродействие ЦВУМ, которого и так не хватает!” Но когда было показано, что в каждую секунду нужно преобразовать положения не более 30 валов, да еще только по одному разу, и что затраты машинного времени не превысят 3%, идея была принята к реализации. Оборудование, обеспечивающее преобразование 100 валов да еще с резервированием разместилось в пять раз меньше стойки УВВ. Это по сравнению с двумя стойками!
Лиха беда – начало! По такому же принципу была разработана операция “Вывод на ЭВУ” (вывод на электронно-выводные устройства, управлявшие шаговыми двигателями). Анализ величины и знака приращений выполнялся в АУ ЦВУМ, адресация ШД – в УВВ, в 119-х приборах осталось только силовое исполнительное оборудование. Вместо 12 стоек аванпроекта осталось только 6 стоек, да еще с резервированием управления и с той же адресно-дешифрирующей частью, что использовалась для преобразования ВФЦ!
Этот принцип реализации логических функций периферийного оборудования в ЦВУМ и УВВ и принцип совмещения оборудования решил вопрос радикального уменьшения габаритов системы. Поэтому же принципу были реализованы операции ввода-вывода, обеспечившие ввод-вывод параллельных кодов, прием и выдачу управляющих сигналов.
ЦВУМ “Аккорд” оказалась первой и единственной машиной на флоте, имеющей в системе команд специализированные операции прямого управления вводом-выводом. Благодаря этому принципу БИУС “Аккорд” оказалась самой малогабаритной БИУС среди управляющих систем второго, да и третьего поколений.
Такое решение не только в корне изменило структуру системы, но и потребовало разработку оригинальной организации работы системы, специализированной системы прерываний, оригинальной организации матобеспечения.
Оставалась нерешенной проблема с габаритами УНО. Сам индикатор на ЭЛТ с силовой электроникой, управлением, автономной памятью и питанием едва размещался в двух стойках пультов, а ведь в систему входило три УНО. Вопрос был решен путем отказа от использования автономной памяти УНО, что в то время составляло главную проблему. Был разработан аппарат прямого доступа к памяти ЦВУМ, позволивший УНО пользоваться памятью ЦВУМ, в том числе и для регенерации картинки; построение картинки осуществляла программа ЦВУМ. Индикатор с силовой частью, питанием и устройством управления с ограниченными функциями разместился в одной стойке, при этом память и основное управление оказались зарезервированными.
Разумеется, от принципиальных решений до реализации в металле “дистанция огромного размера”. Не все получалось сразу и гладко, однако, из описания этих решений видно, что все компоненты системы – элементная база, система команд, структура системы, структура матобеспечения и организация работы системы – проектировались одновременно, параллельно, взаимосвязано и целенаправленно на получение малых габаритов системы, естественно, при обеспечении заданных функций системы. Все это требовало и нестандартной организации разработки, о чем будет сказано ниже.
Указанные решения частично воплощались в макете, отработанные узлы оформлялись в конструкцию, макет обрастал “мясом”, принятые решения подтверждались в металле, габариты системы таяли на глазах (точнее в головах разработчиков), казалось, что все проблемы решены.
Однако среди этих мажорных “аккордов” появились и минорные. Уже первые испытания отдельных устройств показали, что выбранная элементная база не может обеспечить устойчивой работы устройств. Поэтому в конце 1962 года параллельно с работами над макетом системы началась интенсивная работа над новой системой элементов.
История создания этой системы элементов заслуживает отдельного внимания, т.к. она получилась настолько удачной, что впоследствии под названием УФУ “Аккорд” (унифицированные функциональные узлы) она потеряла связь с “Аккордом” и зажила самостоятельной жизнью.
При обсуждении, “как строить мост”, было решено сохранить импульсно-потенциальный принцип, положительные стороны которого полностью подтвердились при создании макета, но как устранить недостатки? В.И. Шагулин, обладавший неоценимой способностью находить и тащить в “Аккорд” все новое, что появлялось в области полупроводниковой схемотехники и первичной элементной базы, предложил использовать диодно-емкостной вентиль, что во многом устраняло недостатки. Он же раздобыл опытную партию транзисторов П416 и П605, что позволяло существенно повысить рабочую частоту, и работа пошла. Но пошла она по-другому, чем раньше. Если элементная база макета разрабатывалась по наитию, наощупь, то теперь заработали “по-науке”.
Назначенный научным руководителем по комплексной автоматизации ПЛ 705, директор московского ИАТ Академии Наук академик В.А. Трапезников, начиная с 1962г. регулярно командировал в СКБ Кулакова своих специалистов – к.т.н. Альберта Фёдоровича Волкова, ведущего инженера Владимира Александровича Зенкина, ведущего инженера Виктора Алексеевича Ведешенкова и др. инженеров.
С 1961 по 1978 гг. основным направлением деятельности лаборатории 9 ИАТ являлась разработка архитектуры, методов и средств обеспечения заданной надёжности информационно-управляющих вычислительных систем специального назначения.
Учёные из ИАТ в тот период вели интенсивный поиск и проработки структур ЦВМ, которая удовлетворяла бы требованиям ТТЗ на БИУС «Аккорд». Основными из них были в части уменьшения численности боевого экипажа АПЛ, а также связанные с этим более жесткими требованиями по надежности оборудования.
Перед разработчиками БИУС ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания. На всех совещаниях обсуждались вопросы структуры построения ЦВМ с самодиагностикой неисправностей, выбора системы команд, обеспечивавшей микропрограммное управление в режиме диагностики неисправностей, выбора элементной базы, обеспечивавшей оперативный автоматический поиск и обнаружение неисправного модуля с точностью до конструктивно сменного блока, вопросы устойчивой работы аппаратуры в условиях колебания питания сети корабля на треть от нормы.
Особый инженерный талант проявлял В.И. Шагулин, который на лету схватывал обсуждавшиеся идеи построения элементной базы, тут же рисовал электрические схемы, поручал В.П.Белякову спаять узел и сразу проверяли его работу. За эту смекалку и оперативность А.Ф. Волков прозвал Владилена «Великим Гудвином».
Там же, на совещаниях обсуждались вопросы передачи опыта разработки в ИАТ экспериментального образца ЦВМ. ИАТ’овцы к тому времени уже разработали, изготовили и провели технические проверки экспериментального образца ЦВМ на правильность заложенных идей самодиагностики и устойчивости к колебаниям напряжения. Ведущими сотрудниками ИАТ – А.Ф. Волковым, В.А. Зенкиным, В.А. Ведешенковым, Г.Б. Семеновым, В.Т. Лысиковым были разработаны и внедрены в экспериментальном образце идеи в части общего построения ЦВМ с самодиагностикой, построения элементной базы устройств ЦВМ на основе диодно-резисторных вентилей и триодных триггеров, обеспечивавших самодиагностику устройств машины с точностью до сменного модуля.
Под руководством А.Ф. Волкова старшим инженером ИАТ Генри Клавдиевичем Сорокиным и программистом Жанной Николаевной Коршуновой была разработана 25-разрядная одноадресная система команд с режимом микропрограммного управления. Используя эту систему команд, разработали микропрограмму для определения места отказавшего блока.
Инженером ИАТ Валерием Сергеевичем Лихонинским и Евгением Ивановичем Чеглаковым были разработаны устройства питания ЦВМ с устойчивостью к 30% колебанию напряжения сети корабля.
В 1962г. за основу элементной базы ЦВУМ «Аккорд» была предложена и одобрена главным конструктором А.И. Буртовым импульсно-потенциальная элементная база с диодно-резисторными вентилями и триггерами. Эта элементная база была разработана в ИАТ. с учётом обеспечения самодиагностики катастрофических отказов с точностью до сменного блока, и устойчивой работы в диапазоне +/-30% изменения питающих напряжений. В дальнейшем на ее основе была создана серия УФУ “Аккорд”.
В лаборатории А.Ф. Волкова, которая практически и выполняла функцию научного руководства разработкой “Аккорда”, была создана теория зоны устойчивой работы в области питающих напряжений. Идея оказалась весьма плодотворной. Теперь проектировалась именно система элементов, в которой все составляющие разрабатывались так, чтобы они имели одну общую “рабочую точку” на максимальном удалении от границ области устойчивой работы, не менее +30% от номинала.
Кстати, этот метод глубокой качки напряжения на уровне узлов, устройств, приборов, а затем и системы, позволил не только организовать контроль качества на всех этапах изготовления “Аккорда”, но и обеспечить нечувствительность “Аккорда” к внешним помехам и устойчивость к случайным сбоям.
На ходовых испытаниях очередного “Аккорда” решили проверить как он поведет себя при работе акустики в активном режиме на полную мощность. У пульта командира столпились члены комиссии, все смотрели на табло “исправность-неисправность” ритмично “тикавшим” раз в секунду. Акустика дала импульс половинной мощности, в ЦП мигнуло освещение, “Аккорд” – “тикал”. Дали импульс полной мощности, освещение притухло. “Аккорд” продолжал работать как ни в чем не бывало. Кто-то из членов комиссии разочарованно произнес: “Вроде даже быстрее заработал”.
Разработка схемотехники новой системы элементной базы была опробована на макетах основных узлов – регистрах, счетчиках, дешифраторах и т.д.
Макетирование показало правильность принятых решений в части устранения недостатков, выявленных на макете системы, и выявило новые возможности в построении технических средств “Аккорда» и было решено конструктивно оформить элементную базу в виде модулей.
Конструкция и технология были разработаны совместно с НИТИ-18, где в начале 1963 года началось изготовление опытной партии УФУ. Группа обеспечила подготовку документации и разработку испытательного оборудования для серийного производства модулей УФУ, которое было начато с конца 1964 года на Новгородском трансформаторном заводе.
В окончательном варианте в состав УФУ вошло 18 типов модулей, обеспечивших полностью все потребности БИУС “Аккорд”. 11 типов модулей общего применения, в т.ч. высокочастотные (до 700 кгц) и низкочастотные (до 100 кгц) составляли по применяемости в системе 95%, остальные 7 типов – специализированные для преобразователей ВФЦ и управления ШД. Эта же группа, преодолев многочисленные формальности и проведя все необходимые испытания, обеспечила присвоение УФУ “Аккорд” всесоюзных ТУ.
Новгородский завод серийно выпускал УФУ “Аккорд” до 1988 года, выпуск доходил до 300 тыс. штук в год, причем потребление модулей на изготовление “Аккордов” и его спутников не превышало, даже в лучшие годы, 100 тыс. штук в год.
В середине 1963 года макет был официально сдан авторитетной комиссии из представителей ВМФ, МСП и АН СССР. Когда в два часа ночи, в заключение сдачи, на экране УНО загорелись слова “Слава ВМФ”, окончательно поглотивших ресурсы системы, на “Розовой даче” раздались бурные аплодисменты. Это была победа! Стало ясно, что “Аккорду” быть!
Эскизный проект был завершен к концу 1963 года и незаметно и плавно перешел в техно-рабочий проект. На этот этап были поставлены следующие задачи:
— разработка аппаратуры системы на новой элементной базе;
— создание промежуточного макета системы, как инструмента для отладки матобеспечения и отработки структурных вопросов;
— создание опытного образца системы в конструктивном исполнении для проведения испытаний с отработкой задач первой очереди.
Известно, что при разработке любой системы часто возникают “пограничные” противоречия, трения, на стыке различных приборов; приборов и матобеспечения: кому делать, где делать, что сначала, что потом. Таких трений при разработке “Аккорда” не возникало, все определялось по одному критерию: “Так нужно для системы”.
Коллектив отлично понимал, что неудача одного отражается на общем результате, поэтому существовала полная взаимовыручка и взаимопонимание. Затруднения аппаратурщиков разрешались программным путем, затруднения разработчиков МО разрешались аппаратными средствами.
Реализация идей, сформулированных на ЭП и частично реализованных в макете оказалась далеко не простым делом. Продвижение в разработке МО, в части алгоритмов функциональных и системных задач создавало впечатление, что на их реализацию не хватит никаких ресурсов ЦВУМ. Разработчики МО требовали их увеличения, технические средства, которыми располагали аппаратурщики требовали их снижения, все вместе понимали – надо искать решение. Решение как всегда находилось “на встречных курсах”.
Вспоминает Эрнест Меттер
В течение нескольких месяцев Э.Я. Меттер и В.А. Петров, ставшие к тому времени ведущими инженерами-конструкторами, работая в командировках, продолжали согласование с ИАТ’овцами основной части системы команд. Эта система команд учитывала встроенный режим микроуправления с набором «микрокоманд», необходимых для обеспечения поиска неисправностей с точностью до сменного блока, но без специфических команд, обеспечивающих функционирование системы в целом.
Сложная задача стояла в части организации временной диаграммы работы системы с учётом необходимости решения параллельно многих программ при быстродействии 100 тыс. коротких оп/сек. Режимы работы системы были определены с учётом обеспечения боевой, учебной и походной деятельности экипажа.
В ЦВУМ была использована американская идея многоуровневых прерываний, модернизированная с учётом специфических условий работы «Аккорда». Была разработана 4х-уровневая система прерываний с приоритетным распределением всех программ каждого режима внутри каждого уровня. В результате удалось организовать параллельные вычисления разных по частоте и важности задач, что позволило ужать программное обеспечение в объём 32К плюс объём 8К памяти констант.
Коллектив математического отдела усиленно и скрупулёзно разрабатывал вопросы обеспечения трёх режимов работы системы: повседневный (походный) режим, боевой режим и режим тренировок личного состава в режиме торпедных атак.
Повседневный режим
К перечню решаемых задач повседневного режима относились:
-счисление пути судна,
— непрерывный учёт элементов движения ПЛ (скорости, направления) и воздействий внешних сил с целью определения координат судна (счислимого места) без наблюдения береговых ориентиров и небесных светил (обсерваций).
Счисление пути нужно было проводить на основании значений курса, скорости и вектора сноса ПЛ. В его процессе осуществлялся расчёт и прокладка истинных курсов и пройденных расстояний, учёт циркуляции и сноса судна. В расчётах производился анализ модели Земли и геодезических систем координат, «зашитых» в памяти констант ЦВУМ:
-Определение элементов счисления и их характеристик.
— Прокладка при отсутствии дрейфа и течения.
— Учет циркуляции судна при прокладке.
— Определение диаметра циркуляции с помощью судовой РЛС, навигационными способами, по углу движения.
— Графический и табличный методы учета циркуляции.
— Дрейф судна и учёт дрейфа при прокладке.
-Определение угла дрейфа по кильватерной струе, по створу, из обсерваций, по пеленгам свободноплавающего ориентира, по курсовым углам на ориентир.
— Учет постоянного течения при прокладке.
— Учет приливо-отливного течения.
— Навигационные методы определения пути ПЛ.
— Погрешности навигационных измерений.
— Навигационные функции, параметры и изолинии.
— Расчёт координат места судна.
— Выбор оптимального пути.
— Ортодромия.
— Гиперболические РНС для определения места судна.
— Учёт небесной сферы и системы сферических координат.
— Измерение времени.
— Звездное и солнечное время. Учёт суточного движения светил.
Боевой режим
К перечню решаемых задач боевого режима относились:
— Определение элементов движения целей и дистанции до них по пеленгам на цели и их производным, получаемым от гидроакустической станции.
— Расчёт элементов торпедной атаки, которыми являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы. Стрельба торпедами, включающая вычисление данных стрельбы, ввод данных в торпеду, занятие расчётной позиции кораблём, выполняющим торпедную стрельбу, и производство залпа.
— Выработка команды на прицельную стрельбу в случае наличия точных элементов движения цели и дистанции до неё.
— Определение типа торпедной атаки, которая может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.
При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применялся для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Торпедная стрельба по площади производилась залпом или с временными интервалами. При торпедной стрельбе последовательными выстрелами торпеды выстреливаются через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.
По воспоминаниям контр-адмирала А.С. Богатыврева, в прошлом – командира К-123 (пр.705К), лодка могла развернуться практически “на пятачке”, что было особенно важно при активном слежении своей и “неприятельской” лодок друг за другом. “Альфа” не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы (т.е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара. Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед “потенциальных противников”, АПЛ проекта 705 и 705К, благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами), могли развить полный ход в течение минуты, имея почти “самолетные” разгонные характеристики. Большая скорость позволяла быстро зайти в “теневой” сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно “Альфа” и была обнаружена гидроакустиками противника.
Высокие скоростные и маневренные характеристики АПЛ пр. 705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении.
Подобный маневр позволял при постепенном наборе скорости до полной и одновременном выполнении циркуляции с изменением глубины погружения заставлять следящего за ними в режиме шумопеленгования противника терять цель, а Cоветской АПЛ – “по истребительному” заходить ему “в хвост”.
Режим тренировки
К перечню решаемых задач режима тренировки относились:
— выработка параметров движения имитируемых целей, на основе хранящихся в ЗУ данных о судах вероятных противников.
— Решение всех задач режима тренировки осуществлялось по боевым алгоритмам, за исключением ввода данных о реальной тактической обстановке, и с блокировкой задействования цепи стрельбы торпед.
Таким образом, усилиями участников всех звеньев разработки, регулировки, отладки и изготовления ЦВУМ с самодиагностикой отказов, удалось создать уникальную систему, опережавшую по тому времени все отечественные вычислительные системы как оборонного, так и гражданского назначения. Только в тесном взаимодействии проектировщиков и изготовителей удалось добиться подобных результатов.
Однако в ходе эксплуатации лодок 705-го проекта проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей АПЛ – “морского” и “берегового”, обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание АПЛ при нахождении ее на базе. В результате карьера “Альф”, несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной
Как всякое новое и не рядовое дело, “Аккорд” привлекал к себе много внимания. Пожалуй, не назвать аналогичной системы управления, на которой перебывало бы столько комиссий, делегаций и т.п. от институтов и руководства МСП, ВМФ и АН СССР. Среди визитеров было немало как сторонников “Аккорда”, так и недоброжелателей.
“Аккорд” называли уникальной системой, причем это слово употребляли как в положительном, так и отрицательном смысле. Сторонники видели уникальность “Аккорда” в широком спектре выполняемых функций, количестве и качестве решаемых задач. В организации работы и структуре системы, обилием связей с источниками информации и объектами управления. Все это сочеталось с простотой, ясностью и универсальностью их технической реализации. В уникальных для своего времени параметрах ЦВУМ, в надежности системы, эффективности контроля и диагностики, в элементной базе, конструкции, малых габаритах и потребляемой мощности.
Уникальность “Аккорда”, была результатом творческой работы коллектива ЦКБ “Полюс” в плодотворном содружестве с ИПУ АН СССР. Его уникальность подтверждена тем, что в процессе создания “Аккорда” было получено более 50 авторских свидетельств на изобретения, из которых большая часть была внедрена в “Аккорд”, а остальные работали на перспективу его развития в системах последующих поколений. Уникально и то, что в процессе работы над “Аккордом” родились 2 доктора и 15 кандидатов технических наук.
Недоброжелатели употребляли слово “уникальная” в смысле сложная, неповторимая, предназначенная единственно для ПЛ пр.705. Это мнение не соответствует действительности. “Аккорд” явился родоначальником семейства БИУС для ПЛ и НК, построенных на тех же решениях, тех же приборах с небольшими доработками под конкретный объект. Так, на его базе были созданы системы “Ладога I” (1968г.) и “Ладога I-РТ” (1971г.) для ПЛ пр.661 и 671РТ, “Балтика” (1976г.) и “Радуга” (1978г.) для модернизации ПЛ пр.670, “Пурга 1144” (1978г.) для крейсера “Киров”. Для учебных центров были разработаны системы-тренажеры “Аккорд УК” и “Маяк-Т”.
Разработчики “Аккорда” хорошо понимали перспективность аккордовских решений и необходимость их дальнейшего развития и совершенствования, в части перехода к третьему поколению БИУС. Параллельно с внедрением “Аккорда” в производство и эксплуатацию, разработкой систем “Ладога I” и “Ладога I РТ”, непрерывно проводилась работа на “задел”, по освоению технологически новой элементной базы, разработке новых каналов связи, совершенствованию памяти, аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, системы электропитания, совершенствованию и развитию алгоритмов задач, средств отладки матобеспечения, разработки новых конструкторских и технологических решений.
Эта постоянная работа на “задел” вскоре нашла свое применение. Когда в 1969 году ЦКБ “Полюс” получило задание на разработку БИУС`ов третьего поколения типа “Антей” для нового поколения ПЛ, коллектив ЦКБ был технически и морально готов к созданию этих систем, однако в это время начались административные и политические игры МСП и ВМФ в базовый ряд ЦВМ. Всем разработчикам систем радиоэлектронного вооружения ПЛ были запрещены разработки собственных ЦВУМ и предписано использовать ЦВМ базового ряда, который должен был быть разработан ЦНИИ “Агат”.
Время шло, а машины базового ряда не появились, сроки “Антеев” поджимали, и в 1972 году (за один год), в ЦКБ “Полюс” была создана ЦВМ “Аккорд М” с выдающимися параметрами. Прямое быстродействие составляло 500 тыс. оп. /сек. (вдвое выше планируемого быстродействия ЦВМ “Атака”), объемом оперативной памяти 8 тыс. и долговременной – 100 тыс. Машина была программно совместимой с ЦВУМ “Аккорд”, была отлично приспособлена для работы в комплексах повышенной надежности и повышенной производительности, сохраняла все достоинства ЦВУМ “Аккорд” как управляющей системной машины. Она была выполнена на интегральных микросхемах серий 133 и 136, на оригинальной технологии многослойных печатных плат и занимала половину объема стандартного шкафа. Машина вызвала большой интерес, в особенности, на фоне отсутствия обещанных машин базового ряда. Ее готовы были применить в новых разработках ЦНИИ “Гранит”, НИИ “Морфизприбор”, НИИ “Электроприбор” и ряд других предприятий отрасли, машина демонстрировалась в Министерстве.
Административные игры взяли верх над здравым смыслом. В 1973 году образец “Аккорда М” и его документация были изъяты из ЦКБ и переданы в ЦНИИ “Агат”, работы по “Антеям” были прекращены. Следует отметить, что ЦВМ с аналогичными параметрами, хотя и не обладавшая системными возможностями “Аккорда М”, была создана киевским НИИ “Квант” только 1982 году (“Карат” модернизированный). Административные игры остановили развитие корабельных ЦВМ на 10 лет!
С 1 января 1974 года ЦКБ “Полюс”, под флагом объединения и укрупнения было ликвидировано, разработчиков “развалили” на две части, одна из которых отошла к ЦНИИ “Гранит”, другая – к НИИ “Морфизприбор”. Вместе с разгоном ЦКБ “Полюс” прекратило существовать перспективное аккордовское направление в создании боевых информационно-управляющих систем.
Ее окончательному “закату” способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования, и не только.
В 1986 году состоялась встреча Михаила Сергеевича Горбачёва с Президентом США Рональдом Рейганом в Рейкьявике. Основной целью встречи было сокращение ядерной триады. На встрече Михаил Сергеевич Горбачев предложил начать сокращение с ВМФ. Рейган с ним не согласился, сказав, что ВМФ является традиционным и самым уважаемым видом Вооруженных Сил США. И тогда Михаил Сергеевич Горбачёв сказал, что СССР будет сокращать ВМФ, в одностороннем порядке, вне договоренностей.
Многие называют это одностороннее сокращение флота страны – Цусимой.
В начале не понял, при чем тут Лесков с его Левшой… А потом все стало ясно!
Ты, как всегда, прав, Сергей Дмитриевич!
Спасибо!!!
Большое спасибо! Очень интересно! К сожалению о радиоэлектронном вооружении пишут очень мало, а ведь именно оно, давно, в большой степени определяет характерристики современного оружия.