К дежурству в выходные дни отношение разное. Для одних — это как “серпом ниже пояса”, ведь вместо того, чтобы побыть с семьей, сходить с женой или любимой женщиной в театр или кино, заняться воспитанием детей, съездить с друзьями на рыбалку, отремонтировать сломанный чайник, в общем, сделать массу полезных и нужных дел, приходится заниматься делами служебными. В конце-то концов, можно просто завалиться в кровать и проспать дни, выделенные в календаре красным цветом. Приняв на грудь в выходные дни не надо прятаться от начальства и бесконечно полоскать рот и чистить зубы, дабы командование не учуяло запаха спиртного.
Других хлебом не корми, дай подежурить с субботы на воскресенье. Ни каких докладов командованию, ни каких вводных, которые даются сегодня, а выполнить их нужно вчера. Жена, опять же, не пилит, дети не надоедают с глупыми вопросами, красота…. Можно спокойно заняться своими неотложными делами.
Старший преподаватель кафедры минного оружия Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола капитан 1 ранга Молчанов относился ко второй категории офицеров, то есть дежурство в выходные его ничуть не расстраивало. Наоборот, в выходные на службе можно сделать множество полезных дел, решить кучу шахматных задачек, а самое главное, не слышать постоянных команд от жены и тещи: “вынеси мусор”, “прибей гвоздь”, “погуляй с собакой”, “проверь уроки у сына”. А больше всего капитан 1 ранга не любил ходить с женой в магазины, ходишь как носильщик, тебя пихают с разных сторон, продавщицы смотрят на тебя как на врага, шипят как змеи. А если за женой в магазин теща увязывается, совсем ужасно, тогда шипенье и рычанье со всех сторон раздается, и от продавщиц и от жены с тещей. Почему-то жена в присутствии тещи в два раза агрессивней становится. А “не дай бог”, ненароком посмотришь на симпатичную девушку, сразу – “бабник”, “ты мне все нервы измотал” и тому подобное. Поэтому, известие о дежурстве в выходные, Молчанов воспринял с удовольствием, тем более, что приближались новогодние праздники и жена обязательно бы потащила его в магазины. И еще одна причина была у офицера заступить на дежурство в выходные дни, на днях он случайно приобрел книгу с шахматными задачками, но дома ему никак не удавалось вплотную заняться их решением, постоянно супруга загружала его какими-нибудь делами.
Заступив на дежурство, Молчанов дал указание помощникам и пошел на кафедру, забрать книгу с шахматными этюдами.
В это время курсанты пятого курса минно-торпедного факультета решали – идти или не идти в увольнение. Погода стояла Ленинградская – мокрый снег, ветер, слякоть, поэтому выходить из теплой казармы не хотелось. Но у одного из пятикурсников был День рождения и надо было как-то это отпраздновать. После долгих споров решили, праздновать в училище. Решить — кто пойдет в магазин за закуской и спиртным, долго не удавалось, на улицу выходить не хотелось никому. Проблему решил второкурсник, сменившийся с дежурства и случайно услышавший препирания старших товарищей.
— Товарищ мичман! Я могу сходить в магазин, — обратился он к одному из пятикурсников.
К услугам курсантов младших курсов пятикурсники никогда не прибегали, но в этот раз решили воспользоваться предложением второкурсника, тем более, он сам ее предложил.
Спиртное в училище можно было пронести несколькими путями. Самым простым способом был пронос бутылки под шинелью через проходную. В этом случае успех зависел от наглости курсанта и внимательности дежурного на проходной. Причем, внимательность дежурных зависела от количества лычек на рукаве курсанта, чем меньше лычек, тем более внимательным становился дежурный.
Можно пронести спиртное в училище, передав бутылки под воротами. Один курсант идет в увольнение и, закупив спиртное в магазине, подходит к воротам на одном из многочисленных хозяйственных дворов. Другой курсант подходит к воротам с другой стороны и принимает бутылки. Правда бывают и срывы. Однажды в момент передачи у ворот оказался дежурный по училищу. Принесший напитки курсант свистнул и шепотом спросил:
— Леха, ты? Готов принять?
Дежурный по училищу оказался догадливым, он тоже свистнул и шепотом ответил:
— А кто же еще, давай скорей.
Так купленная на скудные курсантские деньги водка оказалась в руках дежурной службы. Правда, как всегда виновных не нашли, поэтому наказали всех. Все училище построили на плацу и под барабанную дробь и скорбные взгляды стоящих в строю курсантов спиртное вылили в канализационный люк. Скорбели, кстати, не только курсанты, но и офицеры, командовавшие курсантскими взводами. Особо глазастые утверждали, что даже у дежурного по училищу глаза были на мокром месте и только офицер политотдела, руководивший экзекуцией, светился от радости.
Наиболее безопасным и простым приемом проноса спиртного в училище был способ, основанный на любви жителей города морской славы Ленинграда к морякам. Нужно было найти авоську, привязать к ней длинную веревку, собрать деньги и ждать, когда под окнами училища кто-то проходил. На просьбу курсантов “принести водки” ленинградцы всегда относились доброжелательно. Сходив в магазин, они привязывали авоську к веревке и спиртное благополучно поднималась в казарму. Сердобольные старушки еще в придачу клали в авоську изготовленные ими пирожки и другие вкусности, чтобы сынки не пьянели без закуски, на которую денег обычно не хватало. Случая, чтобы кто-то взял деньги и не выполнил обещание не было.
Забрав на кафедре книгу с шахматными задачками, капитан 1 ранга, напевая песню Владимира Семеновича Высоцкого про шахматы, неторопливо двинулся в рубку дежурного. На втором этаже на дежурного по училищу внезапно вылетел курсант второго курса с авоськой. От неожиданности офицер матюгнулся и тут же схватил курсанта за руку. В авоське предательски звякнули бутылки.
— Что там у тебя, — грозно спросил дежурный и заглянул в авоську, — Ого, да тут на весь взвод хватит. Ты с какого факультета?
Курсант шмыгнул носом и ответил: “Со второго”.
— Ага, наш значит. Пойдем к командиру роты, — пробасил дежурный по училищу, не отпуская руку нарушителя. Другая рука офицера была занята книгой.
Подводная лодка донесение передает на ГКП меньше чем за полсекунды. Но еще быстрей работает курсантский телеграф. Не успел еще капитан 1 ранга Малчанов с нарушителем воинской дисциплины подняться на один лестничный пролет, – как это уже стало известно в кубрике второго факультета. Собрать команду из пяти человек для спасения второкурсника и спиртного, было секундным делом. Не зная еще, как и чем они смогут помочь пострадавшему, курсанты двинулись навстречу дежурному по училищу. Руководство отрядом взял на себя курсант пятого курса главный корабельный старшина Александр Федотов. Еще не зная зачем, Федотов машинально схватил авоську и набил ее первым попавшимся под руки барахлом. “Ребята, на святое дело идем, корешка из беды вызволять” – репликой из любимого фильма подгонял курсантов Федотов. План созрел в голове будущего минера мгновенно и он скомандовал: “Говорите. Говорите громче. Про мины говорите”, — и тут же сам начал: “Минное оружие – самое грозное оружие”. Остальные курсанты подключились к разговору, вернее не к разговору, а к пустому галдежу.
Встреча курсантов с капитаном 1 ранга, все также не выпускающим руку задержанного им курсанта, произошла перед входом на факультет. Курсанты, громко галдя и жестикулируя, заслонили проход. Дежурный по училищу, остановившись, строго спросил:
— Это что за безобразие? Вы может быть пропустите капитана 1 ранга.
— Товарищ капитан 1 ранга, — обратился к офицеру пятикурсник, — Мина-торпеда с самолета летит вертикально ведь. Вот так, — показал Федотов, поставив ладонь перпендикулярно к полу. Остальные курсанты загалдели с новой силой, показывая руками траектории мины-торпеды.
Минное оружие преподаватель любил и мог говорить о нем часами.
— Ну-ка прекратить галдеж. Стыдно минерам не знать, как сбрасывается мина с самолета. Федотов, ты ведь диплом по минному оружию пишешь, — промолвил офицер и дополнил, — Горизонтально она спускается на парашюте.
— Я и говорю, вот так она спускается, — поддакнул курсант и вновь поставил ладонь перпендикулярно полу.
— Да нет же, — начал терять терпение дежурный по училищу, на секунду отпустив руку пойманного с поличным курсанта, офицер повернул ладонь пятикурсника параллельно полу и вновь схватил доставлявшего в училище спиртное курсанта, — Вот теперь правильно. На кафедре у нас схемы висят, там все детали поставки мин нарисованы.
На этом общение курсантов с дежурным офицером закончилось и все разошлись по своим делам. Курсанты пошли готовиться к танцам, которые были в училище по субботам и воскресеньям, а капитан 1 ранга с задержанным курсантом, шахматной книгой и авоськой со спиртным к командиру второго курса минно-торпедного факультета.
Войдя в кабинет начальника второго курса капитана 3 ранга Туркина, Молчанов с порога произнес:
— Командир, посмотри, какую пьянку я тебе предотвратил. За это ты меня в ресторан каждую неделю должен водить.
Капитан 3 ранга выскочил из-за стола, внимательно оглядел курсанта и непонимающе произнес:
— Товарищ капитан 1 ранга, не понял, а причем здесь я?
Дежурный по училищу от такой наглости капитана 3 ранга чуть не онемел:
— Как это причем!? Я ему такое ЧП предотвратил, а ему все нипочем.
Командир второкурсников еще раз оглядел курсанта и пояснил:
— Это не мой курсант.
— Как это не твой? Две галки на рукаве и не твой, — Молчанов притянул руку курсанта, которую он все еще не выпускал. На рукаве красовалось пять галок. Офицер потряс головой, поскреб пальцем нашивки и удивленно спросил:
— Ты кто?
Курсант бойко отрапортовал:
— Курсант пятого курса Зверев.
— Как ты здесь оказался? – задал вопрос дежурный по училищу.
— Вы меня привели.
Офицер заглянул в авоську: “А это откуда? Здесь же водка была”.
— Из класса, я сегодня дежурный по классу, порядок навожу. Можно мне идти? — ответил курсант.
Ничего не понимающий капитан 1 ранга еще раз внимательно посмотрел на курсанта, покопался в авоське и со словами: “Совсем эта служба меня довела. Ничего не понимаю”, — пошел в дежурную рубку.
Такие сказки я слышал еще в 60 годы, будучи курсантом ВВМУ им. М.В. Фрунзе.