Сикорская Л. До дневного света восемьдесят метров стылой воды

«Самое трудное в жизни — уметь чего-нибудь по-настоящему хотеть…».

В. Конецкий

Писатель — маринист Виктор Викторович Конецкий ВКонтакте

 

Сегодня узнать биографию знаменитого писателя не составляет большого труда. Набрал в поисковой системе интернета ключевые слова и мигом получишь информацию: когда родился, где учился, чем занимался, что написал.

Но любые данные о человеке, без глубокого личного с ним общения — ничего не значат.

А если  человек  еще и писатель — моряк?

На этот вопрос отвечу прямо — надо подружиться с его героями! И, вот с этими героями, забросив все рутинные и скучные  дела,   надо отправиться в путешествия; побывать с ними  в разных передрягах;  не раз пережить  девятый вал и семь футов под килем.

Вот тогда, да и то не факт, сможешь хоть чуть-чуть, хоть одной ногой  стать с писателем на одну палубу его великой литературы, позволяющая расправить паруса немыслимой романтики и  невероятных приключений во всю ширь бесконечного и непостижимого океана.

«Что здесь особенного !» — скажите вы. Чаще всего за «перо» берутся люди у которых основная профессия была связана с морем, кораблями, рисками и с общением большого количества интересных людей. Но писатель-маринист — это намного шире, чем может казаться, потому, как это особенное явление в литературе.

Они «Айвазовскими словами» создают  шедевры.

Само слово «маринист» имеет четкое значение — художник, который рисует море.

И еще одно прекрасное сравнение просится само собой. Писатель, который решил писать о море, должен стремиться  стать  «флагманом» на этом поприще. Иначе море не поймет. Оно просто не примет написанное им. И, со временем, весь труд исчезнет или канет в бездну.

Самое важное у писателя-мариниста — это его ГЕРОИ — Человек Моря и Корабль!  Так и напишем их большой буквы, потому, что Человек Моря без своего Корабля просто не существует!

Я не знаю ни одного писателя, который бы уделял столько внимания этому «симбиозу», как В.В.Конецкий. У него эти два понятия вообще сливаются в одно. Человек становится Кораблем, а Корабль  — Человеком, потому, что друг без друга они существовать не могут.

С творчеством Виктора Викторовича я столкнулась впервые, когда еще школьницей сходила в кино «Полосатый рейс». Я тогда была в пятом классе.  Гарнизонная детвора, отпрыски так сказать Героев Моря, собрались в клубе, чтобы посмотреть комедию, сюжет которой происходит на торговом судне  перевозивший  тигров.

Возвратившись домой, я впервые задумалась: какая, оказывается, есть профессия — укротительница тигров! Некоторое время мне просто мерещились в голове фантазии, в которых  видела, как я вхожу в клетку к хищникам, а они дрожат от страха.

Тогда я еще не знала, что с автором веселой комедии, жизнь меня столкнет не один раз. И, как я сейчас понимаю, не просто так. Наши с ним «встречи», скорее напоминали сюжет, в котором любой человек может оказаться, когда накатывают невзгоды и разного рода передряги. И вот с этими тянущими вниз переживаниями, барахтаешься один, как утопающий в море: сил и надежды нет. И вдруг, на горизонте виднеется огромный корабль, который идет к тебе, с каждой милей приближая твое спасение.

Писать о Конецком я могу долго.

Моя любовь к его прозе сильна по сей день, потому, что в ней есть  свежесть и чистота, глубина и красота обыденной жизни не простых людей, которые посвятили себя преданному служению Флоту.

У Виктора Викторовича есть умный взгляд на жизнь через легкий прищур внешне слегка циничного, но глубоко чувствующего и легко ранимого человека, который обладал удивительным талантом — понимать на интуитивном уровне одиночество моря. А одиночество, как известно, самый лучший способ заставить человека думать.

Два года назад, свалившись с температурой под сорок от гриппа, я была вынуждена на некоторое время «пришвартоваться» с кроватью к родной «пристани» под названием — дом. Болезнь набирала обороты и весь мой организм требовал от меня «необычного» лекарства, которое облегчило бы состояние. На таблетки я уже не уповала.  Я знала, что стоит мне только начать читать  захватывающую книгу о море, как мне сразу станет легче.

В этот раз мой выбор упал на фильм «Завтрашние заботы», снятый на Ленфильме в 2004 году, премьера которого состоялась лишь в 2014 году.

Четыре серии  о подвиге русских моряков, проявивших храбрость, отвагу и силу воли при перегоне рыболовецкого флота из Архангельска на Камчатку через Северный ледовитый океан в 1955 году.

К концу фильма, у меня не только упала температура, но и поднялось настроение и улучшился аппетит и всю ночь мне снились  корабли, штормы и я во сне слышала м у з ы к у.

Что интересно.

Музыку к этому фильму написал известный композитор  Александр Зацепин. Но какую!

Где-то через полгода, я ехала домой после работы и «гуляла» в интернете. Неожиданно, телефон начал «глючить» и на экран стали выползать кадры из этого фильма и музыка. Некоторое время я даже пыталась сбросить появившийся ролик, но ничего не получалось. Музыка Зацепина  явно хотела мне, что-то сказать. Так, от станции метро Домодедовская до станции Кузьминки я оказалась «в плену» мелодии, которая не отпускала. Удивительно, что когда я пришла домой, то мне понадобилось несколько минут, чтобы записать стихи, которые пришли сами собой:

«Какое море в нас живет с тобой?

Не уместить его в один прибой.

Не рассказать о нем, не объяснить,

Что это море есть — вся наша жизнь.

Приду на берег я своей судьбы,

Где в кораблях живут мои мечты.

Они зовут с собой, куда-то вдаль,

Ведь, для меня они — СВЯТОЙ ГРААЛЬ…».

А через пятнадцать минут, я уже искала возможность связаться с Зацепиным, чтобы получить разрешение на запись песни к его музыку. Так, как в данный момент он проживает в Швейцарии, то я послала письмо. К своему удивлению на следующий день я получила ответ: «Дерзайте!».

Так появилась песня » Море-наша жизнь!».

Когда происходят такие случаи, то хочешь ты этого или нет, но начинаешь верить, что случаются они не просто так. Соприкасаясь с истинной литературой и искусством, весь организм начинает наполняться такой необыкновенной энергией, которая ищет выход только в личном  творческом проявлении. И ты получаешь двойное удовольствие, которое возрастает от того, что ты на каком-то энергетическом уровне начинаешь общаться с ГЕНИЕМ!

Конецкий не просто  был профессионалом (моряком и писателем), но еще и интересным, эрудированным человеком со сложной и интересной судьбой, имеющим свой взгляд абсолютно на всё.

Морских писателей ТАКОГО уровня уже не наблюдается на протяжении длительного периода в нашей стране, хотя,  я бы даже сказала, что их вообще на сегодняшний день нет. Да простят меня современные писатели-маринисты,  но ниша Конецкого пока свободна.

Конецкий интересен во всем: в ранних рассказах, в творениях зрелого мастера, в размышлениях усталого немолодого человека.

Один из почитателей его таланта, сказал потрясающую фразу, точнее которой уже не скажешь:» Проза Конецкого, как времена года – каждая строчка, каждая страница, каждая глава – на своем месте в календаре жизни».

Виктор Викторович не оставлял и своей детской мечты стать художником-маринистом: он много рисовал акварелью, изображая архитектуру Ленинграда, пейзажи Арктики и северных морей.

В 2000 году 12 августа в Баренцевом  море погибала подводная лодка К-141 «Курск». Вся страна замерла в ожидании надежды, что произойдет чудо и удастся спасти экипаж.

Тяжело больной, превозмогая боль Конецкий нашел в себе силы встать и  взяться за краски. Он рисовал картину «Лодка «Курск» возвращается домой».

Огромное солнце поднимается над лодкой, словно свет маяка, который ведет корабль домой, где ждут родные и близкие, где ждет усталая от перестроек и разрух страна.

Когда я впервые увидела эту картину — не могла сдержать слез.

«Мы молча шли. Ни слова.

Как можно дальше затолкнув слезу.

А море хмуро и сурово.

Венок бросаем на волну.

Произошло. Случилось. Точка.

Погиб весь экипаж. Фамилии по списку,

И с ними вместе  лодка,

У порта вечности приобрела прописку.

Сегодня пишут книги, ролики снимают,

Под версией — » а , что не поболтать»,

И только те, кто службу знают,

Перекрестившись молча у икон стоят.

Слова возвратны бумерангом,

Злословье — тяжкий , непомерный грех.

Пред смертью нам не хвастать рангом,

Там все равны, там одинаковый ночлег».

Виктор Викторович умер через два года после этих событий.

Его «убил» разрушенный и почти полностью уничтоженный Флот, частью которого являлся и он.

Конецкий по окончании Первого Балтийского высшего военно-морского училища (позже ВВМУПП им. Ленинского Комсомола) был направлен на Северный флот в аварийно-спасательный дивизион.

Спасать корабли и наши души — было его предназначение.

Часть своих детских воспоминаний Виктор отдал отчасти вымышленному персонажу — Петру Ивановича Ниточкину, который, кочуя из рассказа в рассказ, ребенком переживает войну и блокаду, а вырастая, становится капитаном на танкере в Одессе.

Живой и очень яркий персонаж просто врезается в память, словно ты впервые увидел близко атомоход.

В одной из гарнизонных клубов на Камчатке, силами жен моряков, на сцене был сделан кукольный спектакль «Засмотревшиеся на облака»  по рассказам «За Доброй Надеждой». Этот случай вошел у меня в повесть » Там, где встречаются ветра».

«Мест в Доме Офицеров свободных не было. Все знали о премьере и кто был отвлечен от дел и службы — пришли.

Герои спектакля — молодые люди, пережившие блокаду, потерявшие близких, строят свою судьбу в непростое послевоенное время.

Веточкин — моряк, который успел повоевать матросом на подводной лодке, остался на гражданском флоте. На редкость интересный и удачный персонаж. Грубоват, задирист, драчун, на все имеет только свое мнение, со своей характерной речью и манерами.

Ниточка — дочка капитана, на котором служит Веточкин, студентка филологического факультета. Девушка с манерами, которая их иногда  хочет «отменить «, чтобы быть «на равной» с Веточкиным.

Казалось бы — два совершенно разных по психологическому типу человека, которых уравнивает любовь, делая их  необычайно гармоничными.

Куклы героев Лиза сделала такими, какими Лиза их представляла себе. Они получились у нее красивыми и добрыми.

Зал просто  взорвался от смеха, когда в самом начале спектакля, появился еще один персонаж — огромная жужжащая муха, летающая в зале библиотеки, где писала реферат Ниточка.

История любви двух людей раскручивалась медленно, вовлекая всех сидящих в зале.

Особенно понравился момент, когда герои ночью, под покровом любви, вели себя просто и свободно. Веточка, накинув на голое тело только пальто — резала шпик и укладывала его на хлеб, а Ниточкин читал названия книг на полке, рассматривая их в бинокль, удивляясь тому, что это можно все прочитать.

«— Ты выйдешь за меня замуж? — спросил Ниточкин.

— Помолчи, — сказала Веточка. — Соседку разбудишь.

— Ты мне дочку родишь? — шепотом спросил Ниточкин», — зал не дышал, во время этой сцены, потому, что  она была так близка и понятна всем этим людям, которые собрались сегодня здесь, почти на самом краю земли.

В конце, Веточка поцеловала своего любимого, произнеся :» Если ты будешь улыбаться, буду улыбаться и я. И совсем не важно, увидишь ли ты мою улыбку, или увижу ли я твою. Ведь важнее не то, что мы видим. Куда важнее то, что мы чувствуем».

Этих слов не было в рассказе Конецкого, их Лиза добавила сама.

Сколько было аплодисментов, восторгов! Девушки не могли себе такое даже представить. Успех был ошеломляющий.

Неожиданно, на сцену вышел мичман Горохов и в руках у него был конверт. Все в зале притихли. Игорь немного освоился на сцене, прежде чем набраться смелости и начать говорить.

— Дорогие наши артисты Евгения и Елизавета. Большое спасибо за такой прекрасный спектакль. Я, месяц назад, написал письмо автору этого рассказа Виктору Викторовичу Конецкому, рассказал ему о готовящейся премьере. Вот, получил ответ. Письмо я не вскрывал, пусть Лиза нам всем прочтет, что написал автор» , — Игорь  отдал письмо Лизе.

Елизавета его открыла и стала читать:

«Дорогие военные моряки-подводники, жители Рыбачьего! Вы люди, профессия которой по риску  не имеет равной. Я восхищаюсь вами и горжусь силой духа советского моряка. Стихию нельзя обмануть, и, “работая” с ней, нельзя обмануть себя, потому, что стихия не знает придуманных правил и не имеет идеологии.

Мне очень приятно, что вы обратились к моим произведениям и поставили сами спектакль. Очень рад этому событию.

Любите море. Ведь оно живое. Иногда я даже разговаривал с ним. Любите матросов. Но не показной любовью, а настоящей — человеческой. И они отплатят вам добром. Будьте профессионалами — настоящими специалистами. Потому, что это ваш хлеб.

Бывало, стоишь на вахте с ноля часов ночи до четырех, глядишь на эту бездонность, и с души уходит вся муть.

Огромная благодарность Елизавете Богдановой и Евгении Долгих за постановку. Приезжайте в Ленинград. Буду искренно рад.

С уважением, В.В. Конецкий».

Все в зале встали  после прочитанных слов.

«Браво!», » Браво!» — слышались голоса.

На глазах у Лизы были слезы… У меня получилось! Получилось!».

Пройдут годы и  на Ярославской верфи со стапелей сойдет корабль с именем Виктора Конецкого,  второй после  100-тысячетонного  танкера повышенной ледовой проходимости «Виктор Конецкий».

Потом, его  имя  будет присвоено спасательному буксиру.  Виктору Викторовичу понравилось бы:  гасить пожары на воде,  выручать из беды корабли и людей – что может быть лучше для настоящего моряка!».

Но самым моим любимым рассказом, является «Если  позовет товарищ».

Еще в военно-морском училище родилась дружба Шаталова и “Мани” — так шутливо прозвали курсанты Алексея.

По-разному сложилась их жизнь.

“Маня” становится командиром подводной лодки. Шаталов, после проявленного преступного легкомыслия, служит на берегу. Кадровый морской офицер, он мучается в создавшейся ситуации.

Неожиданно из далекого Курамоя приходит телеграмма от “Мани” — друг зовет его.

Это очень серьезный, глубоко психологическое произведение.

Герои показаны настолько мастерски, что создается впечатление, что ты их знаешь, что  встречался с ними в жизни.

Особенно хрупкой показана любовь «Мани» к девушке Ольге, которую он пронес по жизни.

Мне всегда хотелось, чтобы в этом рассказе была концовка, в которой герои встречаются друг с другом и остаются вместе навсегда.

Навеянная этими мыслями, я написала рассказ, как продолжение «Прощение».

«Воспоминания не давали покоя и  Филиппову. Он, то видел перед собой юную, прекрасную девушку, которая танцует с ним, первокурсником военно-морского училища, в большом зале освещенным старинными люстрами. То, перед ним стояла уже повзрослевшая Оля, которая объясняет ему, что не готова к серьезным отношениям, давая понять, что рассчитывать ему на взаимность не стоит. Ему вспомнилось, как он потом шел по холодному Ленинграду и плакал. А, потом , став офицером, уходил в море, и в свободные минуты, в альбоме, рисовал ее. Рисовал красивой и счастливой, среди цветов и кораблей…».

Когда началась СВО на Донбассе, я вновь почувствовала, что Конецкий рядом. И мне так захотелось написать рассказ, чтобы его Маня был жив, потому, что он обещал, что будет бороться с фашизмом сколько будет сил.

И вот он на фронте, молодой мальчишка, который пошел защишать свою землю. Только теперь он штурмовик Сабатини и с ним его верный пес Боцман. И они воюют вместе, а по ночам мечтают, что после войны Сабатини пойдет учиться в Высшее-Военно Морское Училище и станет адмиралом. Я так и назвала рассказ           » Штурмовик Сабатини и его Боцман».

Бывает, что задумываюсь над вопросом: Кто для меня Виктор Викторович Конецкий?

Сегодня я могу смело сказать: УЧИТЕЛЬ!

Так случилось, что моя жизнь всегда проходила в тех городах, где  он жил, работал и создавал свои рассказы, где жили его герои — сильные и отважные моряки.

За 33 года морской службы капитан В. В. Конецкий 20 раз прошёл Северным морским путём.

За доблестный труд Виктор Конецкий был награждён орденами «Знак Почёта» (1971, 1979), орденом Трудового Красного Знамени (1984), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2000), знаком чести «Серебряный Крест Георгиевского Союза» (2001). Литературная деятельность В.Конецкого отмечена премией «Люди нашего города» в номинации «Литератор года» (2000) и премией «Северная Пальмира» (2002), уже посмертно.

Лев Аннинский, как-то сказал о нем «Конецкий — писатель глобальной тревоги. И где бы ни носила его нелёгкая, как бы ни трепало в рейсах, как бы ни затирало льдами, думает-то он о главном. О том, куда же нам плыть».

Сегодня произведения его, как никогда нужны нам.

Фашизм снова поднял голову и угрожает нашей стране.

Есть в рассказе «Если позовет товарищ» такие слова:

» Он ударил кулаком по выключателю лампы на столе. Ему стало резать глаза, он больше не мог читать. У него остро заныло сердце и перехватило глотку. Будто это он сидел в центральном по­сту затонувшей лодки, сидел на полу, и холодный пот удушья зали­вал ему глаза, и до дневного света было восемьдесят метров стылой воды, и он писал все эти слова…».

Иногда мне кажется, что именно так писал свои произведения Виктор Викторович, когда до дневного света  восемьдесят метров стылой воды… Дойти бы. Увидеть бы. Чтобы дышать.

dzen.ru

Примечание:

Виктор Викторович Конецкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский писатель, киносценарист.

В августе 1945 году вместе с братом поступил в Ленинградское военно-морское подготовительное училище. 30 сентября 1948 года Виктор принял присягу и стал курсантом штурманского факультета Первого высшего Балтийского военно-морского училища, который окончил в 1952 году. Одновременно в 1948 году поступил на русское отделение филологического факультета Ленинградского университета (обучение проходил на экстернате), но после окончания первого курса курсантам военных учебных заведений было запрещено получать параллельно гражданское образование и университет пришлось покинуть. В 1953—1955 годах служил на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Северного флота. Впоследствии некоторые его наблюдения легли в основу новеллы «Путь к причалу» и одноимённого фильма. В марте 1955 года уволен в запас, а в мае в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по СМП из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики.

В этом же 1955 году вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении СП СССР. Первый рассказ — «В море» — был опубликован в 1956 году, в альманахе «Молодой Ленинград». В 1957 году был исключён из партии «за туденядство». В мае 1957 года вышел первый сборник рассказов — «Сквозняк». Сразу после выхода его первой книги встал вопрос о приёме Конецкого в СП СССР; рекомендации ему дали Рахманов, Панова и Михаил Светлов.

С первых литературных шагов Конецкий питал большой интерес к кино. Два сценария (в соавторстве с Э. Шиком), напечатанные в альманахе «Молодой Ленинград», — «Своими руками» (1957) и «Опора» (1958) — поставлены не были. В творческом соавторстве им были созданы сценарии таких популярных фильмов, как «Полосатый рейс» (1961), «Путь к причалу» (1962), «Тридцать три» (1965).

В мае 1964 года получил должность четвёртого помощника капитана и, совмещая работу в морском флоте и литературную деятельность, прошёл путь до капитана дальнего плавания.

Работал на:

  • научно-исследовательском судне «Нерей» (1965—1966)
  • теплоходе «Вацлав Воровский» (1966—1967)
  • теплоходе «Челюскинец» (1968)
  • теплоходе «Невель» (1969)
  • теплоходе «Пионер Выборга»
  • теплоходе «Новодружеск» (1974)
  • теплоходе «Ладогалес»
  • теплоходе «Костромалес»
  • теплоходе «Ломоносово» (1975)
  • теплоходе «Эстония» (1979)
  • теплоходе «Северолес» (1979)
  • теплоходе «Индига» (1982 и 1984)
  • теплоходе «Лигово» (1985)
  • теплоходе «Кингисепп» (1986)
  • теплоходе «Державино» (1979)

За это время побывал в плавании в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путём.

Автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. Повесть «Завтрашние заботы», впервые опубликованная в журнале «Знамя», сразу снискала ему читательскую любовь. Эта и другие повести, в том числе «Среди мифов и рифов», «Солёный лед», «Морские сны», переведены на несколько языков. Самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах (1969—2000) и в основу которого легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.

Помимо литературной деятельности, всерьёз увлекался живописью — в основном акварелью, изображая переулки и мосты любимого Ленинграда и морские пейзажи. Летом 2015 года в московском Музее наивного искусства (Союзный проспект, д. 15а) прошла авторская выставка «Путь к причалу» Виктора Конецкого.

Виктор Конецкий скончался после тяжёлой болезни 30 марта 2002 года. Отпевание состоялось в Николо-Богоявленском морском соборе. Похоронен с воинскими почестями на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, рядом с бабушкой.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Юрий Михайлович

    Сегодня 20 лет, как ушел от нас замечательный писатель-маринист Виктор Викторович Конецкий.
    Спасибо, уважаемая Лидия Владимировна,что к этому памятному дню подготовили замечательную статью о Викторе Викторовиче.
    Это и мой один из любимых писателей!
    С уважением, Ю.М. Матренин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *