https://topwar.ru/236924-shvecija-peredast-ukraine-skorostnye-katera.html
Военное обозрение. Флот
На протяжении последних двух лет правительство Швеции активно помогает киевскому режиму и регулярно предоставляет военную помощь того или иного масштаба. На днях анонсировали очередной пакет такой помощи, отличающийся рекордной стоимостью. Центральное место в нем занимают системы военно-морского назначения – скоростные катера двух типов и различное вооружение. Предполагается, что такая помощь положительно скажется на состоянии остатков украинского флота и других структур.
Очередной пакет помощи
20 февраля шведское правительство объявило о подготовке очередного, уже 15-го, пакета военной помощи для Украины. На этот раз киевскому режиму хотят отгрузить продукцию военного назначения общей стоимостью 7,1 млрд шведских крон (ок. 690 млн долл. США). На данный момент это самый крупный и дорогой пакет помощи за все время. С учетом этого пакета общие затраты Швеции на помощь Украине выходят на уровень 30 млрд крон (2,9 млрд долл.)
В новый пакет включили различные боеприпасы и ракетные комплексы, финансирование для приобретения бронетехники и т.д. Кроме того, Швеция впервые планирует отправить на Украину катера. Предусматривается поставка 10 скоростных десантно-штурмовых катеров типа Stridsbåt 90H и два десятка малых катеров Gruppbåtar.
Согласно официальному пресс-релизу правительства Швеции, будут передаваться катера старой постройки, взятые у собственных военно-морских сил. При этом отмечается необходимость размещения новых заказов на строительство такой техники для компенсации «потерь». Как скоро появятся такие контракты и сколько катеров приобретут, неизвестно.
В ближайшее время ВМС Швеции должны будут выбрать три десятка катеров для передачи киевскому режиму и подготовить их к отправке. Передача ожидается в обозримом будущем, но точные сроки не названы. По всей видимости, украинские формирования получат новые плавсредства к лету – в период, когда их можно будет полноценно использовать с расчетом на получение желаемых результатов.
Где и как будут использоваться шведские катера, пока до конца не ясно. Можно предполагать, что они поступят в распоряжение спецподразделений и будут задействованы в очередных попытках нападения на побережье Крыма. Насколько успешными могут быть такие акции, большой вопрос с предсказуемым ответом. Также возможно появление катеров на реках в зоне боевых действий.
«Катер 1990 года»
В новый пакет шведской помощи включено 10 скоростных десантно-штурмовых катера Stridsbåt 90H (Strb 90H), также известных под английским обозначением Combat Boat 90 (CB 90). Такие изделия имеют ряд любопытных особенностей и возможностей, из-за чего представляют особый интерес в будущей поставке.
Проект «Стридсбот-90H» («Боевой катер 1990 года») разрабатывался компанией Dockstavarvet в конце восьмидесятых годов по заказу ВМС Швеции. Целью проекта являлось создание современного катера, способного передвигаться с высокой скоростью и перевозить половину взвода морской пехоты, что отметили в названии проекта литерой H (Halv). Плавсредство должно было обеспечивать высадку бойцов на необорудованное побережье и поддерживать их огнем.
Разработка и испытания нового катера не заняли много времени. Уже в 1990 г. появился первый контракт на поставку первых 120 катеров. В дальнейшем шведский флот размещал дополнительные заказы. Так, в начале двухтысячных приобрели несколько десятков модернизированных катеров Strb 90HS (Skydd – «защищенный») с дополнительным бронированием.
Strb 90 в экспортном исполнении CB 90 пользуется определенной популярностью на международном рынке. Семь иностранных государств, включая США, приобрели то или иное количество катеров. Кроме того, шведское изделие заинтересовало российский ВМФ, в результате чего появились его концептуальные аналоги – катера пр. 03160 «Раптор» и БК-16.
Скоростной катер Strb 90H представляет собой цельнометаллическое судно длиной 15,9 м и шириной 3,8 м с нормальной осадкой 0,8 м. Масса конструкции – ок. 13 т. Полное водоизмещение – более 20 т. Использован корпус, оптимизированный для движения с высокой скоростью. В его носовой части размещен проход для высадки десанта, за которым находится рубка. Центральную часть корпуса занимает салон с местами десанта. Его крыша образует палубу с возможностью размещения необходимых устройств.
Катер оснащается двумя дизельными двигателями Scania DSI14 V8 мощностью по 625 л.с. и водометными движителями Kamewa FF. Максимальная скорость заявлена на уровне 40 узлов. Дальность плавания – 240 морских миль.
Strb 90H управляется экипажем из трех человек и перевозит до 21 пассажира. Доступ в десантное отделение-салон обеспечивается носовым коридором и дверью в корме.
Strb 90H (слева) и G-båt (справа)
Катер может нести разнообразное вооружение. Предусматриваются турель и крепления для монтажа пулеметов, в т.ч. крупного калибра, и автоматических гранатометов. Возможна установка дистанционно управляемого боевого модуля. Катер может выполнять функции минного заградителя или решать противолодочные задачи – для этого на палубе размещаются мины или глубинные бомбы, сбрасываемые через корму.
«Лодка для группы»
Также в новый пакет помощи Швеция включает 20 малых катеров типа Gruppbåt или G-båt. Эти плавсредства отличаются от «Стридсботов-90» меньшими размерами и более простой конструкцией. По сути, это простые моторные катера, предназначенные для перевозки ограниченного количества пассажиров и/или груза и непригодные для ведения боя.
Проект Gruppbåt («Катер для группы») был разработан по заказу ВМС Швеции в середине девяностых годов финской компанией Marine Alutech. Ввиду простоты технического задания, проектирование и испытания не заняли много времени. В 1995 г. катер пошел в серию и поступил на вооружение флота-заказчика. До 1999 г. шведская сторона получила сотню таких изделий. Кроме того, такой техникой заинтересовались ВМС Финляндии, но они ограничились покупкой 23 катеров.
G-båt представляет собой алюминиевый плоскодонный катер с открытым сверху корпусом. Внутри такого корпуса организованы места для пассажиров и огороженный пост управления. Длина плавсредства – 8 м при ширине 2,1 м и осадке всего 300 мм. Нормальное водоизмещение – 2 т, максимальное – 3 т.
В корме катера помещен дизельный двигатель марки Volvo мощностью 230 л.с. с водометным движителем FF-Jet 240. Максимальная скорость хода превышает 30 узлов. Дальность плавания ограничена десятками морских миль – катер предназначен для самых простых походов и операций.
Собственный экипаж G-båt включает двух человек. Имеются места для восьми десантников или 1 т груза. Размещение вооружения не предусматривается, но десант может применять личное оружие. При этом стрельба на ходу, особенно на высоких скоростях, фактически невозможна.
Сомнительная новинка
В ближайшие недели или месяцы три десятка шведских катеров прибудут на Украину, и вскоре новые хозяева начнут их использовать. Можно предполагать два основных способа применения такой техники. Так, легкие катера попытаются эксплуатировать на реках в зоне боевых действий, а более крупные Strb 90H могут использоваться в очередных попытках высадки диверсионных групп в Крыму.
В обоих случаях катера двух типов могут в полной мере показать свой потенциал с точки зрения ходовых характеристик. Также они в теории способны доставить и высадить боевиков. Однако на практике шведские катера столкнутся с серьезными угрозами и рисками, которые, как минимум, помешают выполнению задач или сделают его невозможным.
Изделие G-båt фактически представляет собой открытую лодку, которая не дает экипажу и пассажирам никакой защиты. Такое плавсредство и его экипаж могут быть выведены из строя любыми средствами, начиная от стрелкового оружия. Скоростной катер Strb 90H выполнен закрытым, а также выпускался в бронированном варианте. В этом случае десант может рассчитывать на защиту от пуль и осколков, но не от более серьезного вооружения.
В прошлом году российская армия регулярно показывала свои возможности по борьбе с плавсредствами противника на реках. В ход шли стрелковое оружие, ПТРК, артиллерия и БПЛА. Очевидно, что такая практика будет продолжаться. При этом катера шведского производства, попав на соответствующие участки фронта, попросту станут новыми мишенями для наших огневых средств.
В таком случае проблемой для противника станут не только специфические и сомнительные особенности и качества катеров, но и их количество. Существует риск быстрой потери всего «флота» из 30 катеров, причем часть таких потерь может быть понесена прямо в местах базирования, т.е. до выхода на выполнение задач.
Разные цели
Таким образом, правительство Швеции решило продолжать поддержку киевского режима, выделяет новые средства, ставит рекорды финансового характера и расширяет номенклатуру поставляемых изделий. На этот раз к боеприпасам и оружию впервые решили добавить скоростные катера.
Однако уже до начала поставок понятно, что изделия Stridsbåt 90H и Gruppbåt не принесут украинским формированиям заметной пользы. Любые варианты их боевого применения связаны с рисками и приведут к потерям. Впрочем, шведские власти, похоже, не интересуются такими последствиями и преследуют другие цели. По всей видимости, их больше интересует возможность обозначить поддержку Украины, а также списать старую матчасть и заказать новую для замены.
Автор: Рябов Кирилл
Фотографии: Минобороны Швеции
Может быть, следует нанести удары (уничтожить в местах их изготовления?