Так уж получилось, что обследование этого памятника растянулось у нас на долгих четыре года. По разным причинам мы не могли попасть на место падения, осмотреть обломки самолета и оценить состояние памятника. Совершить задуманное удалось только в конце июля 2023. Но обо всем по порядку…
Первый раз про памятник летчику Карпухину, установленный у перевала Кичи-Муруджу я услышал зимой 2019 года когда совместно с альпинистом и историком-исследователем Александром Мирзоновым мы планировали экспедицию в Карачаево-Черкессию для обследования мест падений наших самолетов во время Великой Отечественной войны. Александр Романович довольно плотно занимается историей обороны перевалов Северного Кавказа, им выпушено несколько книг «Война за перевалы. Другой взгляд». В немецких архивах им были найдены данные о гибели нескольких наших самолетов в горных районах Карачаево-Черкессии. Об одном из них (УТИ-4б Михаила Карманова я уже рассказывал). Другими самолетами были сбитые немецкими зенитчиками в конце августа 1942 в районе Теберды бомбардировщики СБ, потерянный в районе Марухского перевала самолет Р-10 из 23 штурмового авиаполка ВВС ЧФ и самолет И-16 старшины Карпухина.
Обломки самолета были случайно найдены группой альпинистов в районе перевала Кичи-Муруджу Центральный в 60-х годах, тогда по найденным на месте падения номерам и документам удалось установить имя летчика. В 70-х годах группой альпинистов из Новочеркасска в районе места падения был установлен обелиск. Увы, климат высокогорья не пощадил памятник, он был неоднократно поврежден лавинами.
В период подготовки нашей первой мини-экспедиции в Карачаево-Черкессию Александр Романович предположил, что точной привязки самолета к летчику так и не было сделано. Тем более что на тот момент летчик так и числился не погибшим, а не вернувшимся с боевого задания и пропавшим без вести 7 сентября 1942 года. Именно такая запись сделана в учетной карточке (но самое интересное, что в приказе об исключении летчика из списков РККА местом его службы указан не 975 истребительный авиаполк, а некий 975 легкий артиллерийский полк).
Планы на мини-экспедицию 2019 года были довольно обширные, кроме поиска и обследования мест падений наших самолетов предстояло еще постараться обнаружить старые немецкие позиции в районе Наурского перевала чтобы подтвердить или опровергнуть немецкие документы (которые, кстати опровергнуть в данном случае удалось). Как я уже сказал, по ряду причин, в том числе и из-за нехватки времени все охватить не удалось. В 2019 мы смогли только обследовать место падения советского самолета в районе перевала Медвежий южнее Архыза, поработать на предполагаемых немецких позициях в районе перевала Наур и зацепить край шлейфа обломков одного из самолетов СБ севернее Теберды.
В связи с событиями 2020 года (печально известный коронавирус) следующий выезд в Теберду удалось осуществить только в августе 2021 года. Тогда мы вдвоем с Александром Гартманом предприняли первую попытку дойти до памятника. Тут опять же вмешались в дело накладки в виде режима работы маршрута в Гоначхирское ущелье (из-за этого мы потеряли больше четырех часов времени) и, как следствие, до места опять не дошли.
Наш третий выезд в июле 2023 года наконец-то увенчался успехом. Благодаря тому, что были налажены контакты с сотрудниками Тебердинского национального парка, мы стартовали от исходной точки нашего пешего маршрута в 6 утра (при этом слегка изумив ребят с погранпоста). Предстояло пройти 8 с лишним километров в одну сторону. Тропа, ввиду того, что по ней давным давно никто не ходил, практически заросла, поэтому приходилось выискивать ее взглядом среди густых зарослей.
Чем выше поднимались, тем ниже была растительность, идти предстояло под самые снежники . Путь в одну сторону занял почти восемь часов.
Наша цель там, за поворотом.
Преодолев последний подъем (честно признаюсь не смог последние 150 метров перепада высот осилить) мы добрались до конечной цели нашего путешествия. Как я уже сказал, время памятник не пощадило. Туристы тут из-за событий, связанных с развалом Советского Союза из-за которых административные границы вдруг стали Государственными (равно как и из-за того, что данная территория ныне входит в состав «зоны покоя» Тебердинского национального парка), давно не ходят.
При работе с тем, что уцелело, удалось найти на двух обломках выбитый там номер.
Тот самый заветный номер.
Назад к машине спустились уже практически в темноте, чем еще раз удивили пограничников.
Уже внизу, посмотрев имеющуюся в нашем распоряжении базу данных нашли этот номер в списке самолетов 975 иап, потерянных в боях в сентябре-октябре 1942 года. Исходя из результатов обследования места гибели летчика, просмотра архивных данных (в том числе и данных о погоде), нами был сделан вывод о том, что при штурмовке вражеских частей в долине реки Гоначхир самолет старшины Карпухина был поврежден. Летчик тянул поврежденную машину в надежде перелететь главный Кавказский хребет, чтобы совершить вынужденную посадку на южном склоне хребта, но по причине резкой смены погоды (что не редкость в тех местах) столкнулся со скальной стенкой в 300 метрах ниже седловины перевала. К сожалению, в настоящее время могила летчика уже засыпана каменной осыпью, постепенно разрушающийся памятник был установлен так, чтобы не попасть под нее, но время не щадит и его.
Надеюсь что в этом году удастся совместно с представителями Тебердинского национального парка и пограничниками установить памятный знак рядом с мостом через бурную реку Кичи-Муруджу недалеко от ее слияния с Гоначхиром.
Вместо послесловия: до сих пор непонятно одно, если самолет был найден еще в 60-х годах, было уже тогда установлено имя летчика (более того, Указом Верховного Совета СССР от 08.06.1967 старшина Крапухин Владимир Петрович был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени), то почему он до сих пор числится пропавшим без вести. Но это вопрос, остается увы, без ответа…
К сожалению, наше законодательство, предыдущие органы власти
и соответствующие органы Гос. Думы до сих пор этими вопросами
не занимаются.
с Думой ясно… Но в первую очередь этим должны заниматься местные власти.