Строительство морских тральщиков проекта 12700 «Александрит»

https://topwar.ru/229368-stroitelstvo-morskih-tralschikov-proekta-12700-aleksandrit.html

Военное обозрение. Флот

Строительство морских тральщиков проекта 12700 «Александрит»
Церемония закладки шестого серийного тральщика «Лев Чернавин», 24 июля 2020 г.

С начала прошлого десятилетия для военно-морского флота России строятся современные корабли противоминной обороны / морские тральщики проекта 12700 «Александрит». К настоящему времени боевой состав ВМФ пополнили семь таких кораблей, и недавно начались заводские ходовые испытания восьмого. Еще несколько корпусов уже строятся или, как минимум, законтрактованы. Предполагается, что в отдаленном будущем количество «Александритов» увеличится в разы.

Проект и планы

Перспективный проект тральщика «12700» или «Александрит» разрабатывался в двухтысячных годах в ЦМКБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Целью проекта являлось создание корабля противоминной обороны, способного бороться с современными морскими минами иностранного производства и выполнять установку собственных мин. Такой тральщик предназначался для работы в базовой и ближней морской зонах.

Пр. 12700 разработали с широким применением новых решений, технологий и материалов. Так, для снижения магнитных полей корпус корабля выполняется в виде монолитной детали из композитного материала. Также предусматривалось использование современного противоминного оборудования и иных агрегатов отечественного и иностранного производства.

Контракт на первые корабли нового проекта появился в начале десятых годов. В соответствии с ним, 22 сентября 2011 г. заложили головной тральщик. В дальнейшем министерство обороны выдало промышленности в лице Объединенной судостроительной корпорации еще несколько аналогичных заказов для увеличения размеров строящейся серии.


«Лев Чернавин» во время подготовки к испытаниям, осень 2023 г.

Командование ВМФ несколько раз раскрывало планы по строительству «Александритов» и проявляло в этом отношении большой оптимизм. Так, в 2015 г. сообщалось, что до 2025-го флот получит 10 таких вымпелов, а до 2050 г. по проекту 12700 и его будущим модификациям может быть построено еще 20 кораблей. В конце 2016 г. информацию уточнили. На тот момент имелись контракты на 8 тральщиков, а долгосрочные планы расширили до 40 ед.

Строительство кораблей пр. 12700 не отличается простотой – как в техническом отношении, так и из-за проблем с импортными комплектующими – однако оно успешно продолжается и решает поставленные задачи. К настоящему времени ВМФ получил семь таких тральщиков, и еще один уже вышел на ходовые испытания. Он будет передан заказчику в ближайшие месяцы.

Следующие три единицы уже строятся и находятся на разных стадиях. Имеются сведения о выдаче заказа на следующие тральщики. По результатам выполнения имеющихся контрактов флот к началу следующего десятилетия или позже будет располагать 18-20 кораблями типа «Александрит». Вполне возможно, что к этому времени появятся новые заказы и начнется строительство следующих вымпелов.

Строительством «Александритов» с самого начала программы занимается Средне-Невский судостроительный завод (г. Санкт-Петербург). Все заказы на такие корабли пока выдаются только ему. Кроме того, ВМФ планирует заказать часть тральщиков Амурскому судостроительному заводу (г. Комсомольск-на-Амуре). Однако в 2018 г. реализацию этой идеи перенесли на неопределенное будущее.

Корпус тральщика «Александрит» на ранней стадии производства

В ходе строительства

Головной тральщик пр. 12700 получил имя «Александр Обухов» и был заложен в сентябре 2011 г. на СНСЗ. В ходе его постройки предприятие должно было отработать процесс изготовления цельного композитного корпуса и последующего его насыщения механизмами и агрегатами. После завершения строительства головного корабля планировалось перейти к серии.

Освоение новых технологий оказалось не самым простым делом, и постройка затянулась. «Александра Обухова» спустили на воду в июне 2014 г. К этому времени проект столкнулся с дополнительными трудностями – французский подрядчик из-за введенных санкций отказался поставлять ряд агрегатов. Тем не менее, в июле 2015 г. тральщик отправился в Балтийск для прохождения всех необходимых испытаний. 9 декабря следующего года заказчик подписал приемный акт. Корабль вошел в состав Балтийского флота.

К этому времени на СНСЗ был заложен и строился первый серийный корабль под именем «Георгий Курбатов». Его постройка на стапеле продолжалась с апреля 2015 г. по сентябрь 2020-го. Как и в случае с головным тральщиком, на сроках строительства негативно сказалось отсутствие иностранных комплектующих и необходимость их замещения доступными изделиями. Тем не менее, в 2020-21 гг. корабль прошел испытания, и в августе 2021-го его приняли в состав Черноморского флота.

В январе, апреле и декабре 2017 г. заложили три новых тральщика – «Иван Антонов», «Владимир Емельянов» и «Яков Баляев». Так же ритмично в 2018-20 гг. их спустили на воду для достройки. ВМФ принял «Ивана Антонова» и «Владимира Емельянова» в начале и конце 2019 г.; корабли отправили служить в составе Черноморского флота. В декабре 2020 г. подписали акт приемки на «Якова Баляева», предназначенного для Тихоокеанского флота.

Извлечение готового корпуса из формы

В июле 2018 г. состоялась закладка пятого серийного тральщика «Петр Ильичев», и примерно через год СНСЗ начал строительство следующего корпуса «Анатолий Шлемов». В апреле и ноябре 2021 г. их спустили на воду для достройки и последующих испытаний. В ноябре и декабре прошлого года их принял заказчик; корабли зачислены в состав Тихоокеанского флота.

Сейчас все внимание судостроителей сосредоточено на седьмом серийном тральщике «Лев Чернавин», заложенном в июле 2020 г. 14 апреля 2023 г. он был спущен на воду, и в середине октября вышел на заводские ходовые испытания. Ожидается, что эти мероприятия пройдут в ближайшие месяцы, и не позднее начала 2024 г. заказчик примет новый тральщик. Ему предстоит служить на Балтике.

На разных стадиях строительства находятся еще три корабля, «Афанасий Иванников», «Полярный» и «Дмитрий Лысов», заложенные в 2021, 2022 и 2023 гг. Ранее сообщалось, что эти тральщики будут строиться по модернизированной версии пр. 12700. Доработанные «Александриты» будут длиннее предшественников и получат обновленный комплекс противоминных средств. Впрочем, официальные источники пока не уточняли, по какой версии проекта строятся три новых тральщика.

В структуре флота

Таким образом, к настоящему времени судостроители из Санкт-Петербурга передали ВМФ семь кораблей противоминной обороны нового пр. 12700, и вскоре ожидается приемка восьмого. Один из построенных кораблей служит в составе Балтийского флота, и к нему должен присоединиться «Лев Чернавин». Черноморский и Тихоокеанский флоты получили по три вымпела. Предполагается, что следующие корабли серии отправятся служить на Северный флот.

Головной «Александрит» — «Александр Обухов»

По известным данным, в настоящее время в составе минно-тральных сил ВМФ России имеется ок. 45 тральщиков разных классов и проектов. В это число входят 7 построенных и сданных «Александритов», а также 8 морских тральщиков других проектов. Остальные корабли относятся к классу базовых тральщиков и имеют иной уровень характеристик.

Любопытно, что к настоящему времени корабли пр. 12700 успели стать самыми массовыми морскими тральщиками нашего флота. Вторыми по численности являются вымпелы пр. 266М/МЭ «Аквамарин». Также в малых количествах имеются тральщики пр. 12660 «Рубин» и пр. 02668 «Агат». Самым новым морским тральщиком до появления «Александра Обухова» был корабль «Вице-адмирал Захарьин» типа «Агат» из состава Черноморского флота, начавший службу в 2008 г.

Корабли проекта «Александрит» имеют ряд очевидных преимуществ перед другими морскими тральщиками ВМФ России. В первую очередь, они отличаются новизной, которая обуславливает превосходство в технических характеристиках и рабочих возможностях. Кроме того, корабли новой постройки сохраняют практически весь ресурс и смогут продолжать службу в течение нескольких следующих десятилетий.

В последние годы, с принятием в строй очередных серийных кораблей, «Александриты» стали самыми массовыми морскими тральщиками российского флота. Пока численное превосходство невелико, но уже в ближайшие годы эта ситуация существенно изменится, и в дальнейшем такая тенденция будет проявляться еще ярче. Соответствующим образом будут меняться и возможности минно-тральных сил, которые смогут списать устаревшие вымпелы и заменить их современными.

Корабль «Яков Баляев» в день приемки флотом, 26 декабря 2020 г.

Флот будущего

Отечественная судостроительная промышленность в лице ОСК и СНСЗ преодолела все трудности прошлого и запустила полноценное серийное строительство новых кораблей противоминной обороны пр. 12700 «Александрит». Заказчик уже получил семь таких кораблей, и в ближайшие годы их количество продолжит расти. Кроме того, на отдаленную перспективу планируются новые контракты, по итогам которых общее количество «Александритов» может выйти на уровень нескольких десятков.

Появление новых кораблей пр. 12700 позволит нашему ВМФ провести полноценную модернизацию минно-тральных сил в составе всех стратегических объединений. При этом со временем появится возможность отказаться от кораблей старых типов и полностью перейти на современные «Александриты», в т.ч. с увеличением численности этой составляющей флота. Также значительно вырастут как количественные, так и качественные показатели.

Для получения таких результатов промышленности предстоит продолжать строительство тральщиков, а также разрабатывать и доводить до постройки модернизированные версии исходного пр. 12700. События и достижения последних лет показывают, что ЦМКБ «Алмаз», СНСЗ и ОСК в целом готовы решать такие задачи, и будущее минно-тральных сил дает поводы для оптимизма.

Автор: Рябов Кирилл

Фотографии: ОСК, Минобороны РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *