Как было принято историческое решение о воссоединении Русской земли

https://topwar.ru/232556-kak-bylo-prinjato-istoricheskoe-reshenie-o-vossoedinenii-russkoj-zemli.html

Военное обозрение. История

Как было принято историческое решение о воссоединении Русской земли
Принятие боярином Бутурлиным присяги от гетмана Богдана Хмельницкого и Украины на подданство России. Б. А. Чориков. Живописный Карамзин, или Русская история в картинках

Общая ситуация

Длительная и кровавая борьба Малой Руси с Польшей обескровила Русскую украйну-окраину. Несмотря на ряд серьёзных военных успехов (Как «романтическое дело» обернулось полным уничтожением польской армии под Батогом), положение западнорусских земель было тяжелым. Война вконец разорила богатые русские земли. Неурожаи, саранча, уничтожавшие из года в год урожаи, эпидемии, от которых умирали десятки тысяч людей.

По Западной Руси прошло моровое поветрие. Снова массовая гибель людей. Из летописи Самовидца:

«В том же году очень большие приморки были в Корсуне и других городах в тех поветах, также и на Заднепре и Переяславле и в пригородах его, в Носовке, Прилуках, опроч Нежина, – много вымерло людей, аж пустые остались дворы».

Польские каратели и крымские разбойники «очищали» от людей целые районы, выжигали, вырезали и уводили в полон целыми городками и селениями.

«И на развод не оставим русина!»

– кричал магнат Стефан Чарнецкий, который по жестокости превосходил даже умершего Ярёму Вишневецкого. Русская земля изнемогала в кровавой борьбе.

Русинами (русскими) поляки называли жителей Польской украйны. Напоминаю, никаких мифических «украинцев» в природе тогда не существовало. На Днепре жили русские-русины. Историю «Украины» и «украинского народа» выдумали намного позднее, уже в XX веке.

Польские паны пытались натравить на Хмельницкого и Москву, очерняя восставших «хлопов» (рабов). Однако русское правительство постепенно приходит к мысли, что пора вступить в новую войну с Польским королевством. В начале Русской освободительной войны под началом Богдана в Москве выжидали, хотя и начали скрытно помогать восставшим казакам (провиант, боеприпасы, отряды донских казаков).

Во-первых, Русское царство само пережило ряд внутренних проблем. Соляной бунт 1648 года потряс Москву. Волнения, вызванные неудачной политикой властей, воровством вельмож, повышением цен на товары, задержкой жалования, продолжились в различных регионах страны: на юге, в Поморье, в Сибири. Наиболее крупные восстания произошли в 1650 году во Пскове и Новгороде.

Русские власти опасались, что, поддержав восстание в Русской украйне, можно получить новую волну беспорядков в самом Русском царстве. Необходимо было успокоить народ, обрести единство, что и произошло к созыву Земского собора 1653 года, который собрали по поводу объявления войны польскому королю Яну Казимиру, за нарушения им мирных решений и принятия гетмана Богдана Хмельницкого с Запорожским войском под защиту русского государя.

Во-вторых, польские власти, магнаты и шляхта обычно довольно оперативно давили многочисленные восстания и бунты своей Русской украйны. В этот раз всё было по-другому: началась настоящая масштабная война. Хмель и его соратники проявили себя талантливыми полководцами, не раз наносили ляхам тяжелые поражение. Хмеля частенько поддерживала Крымская орда.

Увидев, что поляки не могут раздавить Гетманщину, что военная мощь Речи Посполитой заметно ослабла, Москва решилась на войну.

Войсковая рада на Сечи. Диорама в Музее истории запорожского казачества, остров Хортица

Решение вопроса о разрыве с Речью Посполитой и воссоединении с Русским государством

Хмельницкий с начала войны не раз обращался в Москву и просил принять войско Запорожское под высокую руку государя Алексея Михайловича. Ещё 19 февраля (1 марта) 1651 года Земский собор в Москве обсуждал вопрос о том, какой ответ дать гетману. Собор, по-видимому, не пришёл к определённому решению. Окончательное решение предоставили воле царя.

Русские власти сделали последнюю попытку договориться с Варшавой. В Польшу весной 1653 года было направлено посольство боярина Б. Репнина-Оболенского и окольничего Б. Хитрово. Оно предъявило польскому правительству обвинение, что по вине Речи Посполитой в Малой России началось восстание. Русские обещали забыть некоторые нарушения со стороны поляков мирного договора, если Варшава помирится с Хмельницким на началах Зборовского договора. Поляки должны были вернуть собственность русской церкви, больше не притеснять православных, допустить представителей Гетманщины в сейм.

Поляки тянули время и начали переговоры только 2 августа. К тому же, не ожидая конца переговоров, польская армия во главе с королем Яном Казимиром пошла на Гетманщину. Посольство это не имело успеха. Паны желали раздавить восстание, сейм в Бресте принял решение о геноциде русских. Дипломатические манёвры Москвы поляки всерьёз не восприняли. Думали, что русские блефуют, боятся Польши. А если попробуют, то будут быстро разгромлены.

Готовясь к новой схватке, Хмель весной 1653 года направил к царю посольство Бурляя и Мужиловского. В очередной раз просил помощи «думою и своими государевыми ратными людьми» и о принятии Запорожского Войска в русское подданство.

Тем временем в Москве уже приняли решение. Началась мобилизация державы. В марте по уездам разослали грамоты служилым людям, им было велено к 20 мая прибыть ко двору «со всей службой». Городские воеводы должны были переписать старых солдат. В дополнение к уже существующим 15 полкам, государь повелел сформировать ещё 6 солдатских и рейтарских полков. Создают первый гусарский полк. Идёт набор в новые части. Последовал призыв «даточных людей» (ополченцы-ратники, выполнявшие вспомогательные функции в армии).

В армию брали 1 человека со 100 крестьянских дворов из чёрных волостей, дворцовых сел, церковных и монастырских вотчин; из поместий, владельцами которых являлись вдовы, девки, недоросли, отставные, больные, увечные (если не могли выставить за себя сына или какого-либо родича). Развернулась усиленная работа на пороховых предприятиях. Проводилась ревизия арсеналов, закупалось оружие и боеприпасы за границей. В Западной Европе вербовали иностранных офицеров.

К Хмельницкому был направлен посол Фёдор Ладыженский (Лодыженский). Он привёз царскую грамоту от 22 июня 1653 года. В ней Алексей Михайлович впервые сообщал о положительном решении вопроса о воссоединении Русских земель и войны России с Польшей. Хмель собрал старшинскую раду и спрашивал: «Какой земли царю или королю поклониться и бить челом, чтоб их принял в своё царство?» Полковники отвечали, что хотят поклониться «православному христианскому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси, а иным неверным царям и королям служить и в их вере быть не хотят».

Хмельницкий тут же отправил в Москву новых послов – полковника Герасима Яцкевича и Павла Обрамовича, которые везли письма патриарху Никону и царю с выражением радости по поводу воссоединения Русской земли. Послы выехали 9 августа вместе с Ладыженским.

Подготовили и ответ османскому султану, который предложил Хмелю «стать под его руку». Ему отписали, что «под его рукой быть не хотят».

Как только со стольником Ладыженским отправились в Москву казацкие послы, в Чигирин (гетманская ставка и столица) прибыл новый царский посол Артамон Матвеев с подтверждением государевой грамоты и для переговоров о подготовке воссоединения.

Тем временем гетман в Сучавской кампании (Сучавская кампания), потерял своего сына Тимофея. А его полковники, которых он хотел направить на помощь сыну в Молдавии, отказались идти. Мол, «непотребно нам чужой земли оборонять, а свою без остерегания бросать, полно нам того, что за себя стоять и свою землю оборонять». Однако Хмельницкий в очередной раз смог пережить личную драму и собрал волю и разум в кулак, объединил полки и блокировал польскую армию под Жванцем.

Гетман, не дождавшись возвращения послов Яцкевича и Обрамовича, посылает в Москву самого близкого соратника субботовского атамана Лаврина Капусту. Он должен был передать просьбу, «чтоб государь… войска свои вскоре послать к ним велел». Гетман предупреждал русское правительство, что опасность велика и, если оно «не сжалится», не поможет, что «иноверцы те их… разорят и под себя подобьют».

Капуста приехал в русскую столицу, когда посольство Яцкевича и Обрамовича уже побывало на приёме у царя. Отпуская 9 сентября 1653 года казацких посланцев, русские власти отправили с ними новое посольство к гетману во главе с ближним стольником Родионом Стрешневым и дьяком Мартемьяном Бредихиным. Они должны были сообщить Богдану, что разрыв России с Польшей произошёл. Капуста сообщил Хмелю о проведении Земского собора по вопросу воссоединения.

Вооружение казаков. Источник: Е. Альбовский. «Харьковские казаки». Харьков. 1895. // Переиздана в 2005 году

Решение Земского собора

Земский собор (высшее сословно-представительное учреждение Русского царства) был созван сразу после отправления посольства Репнина и Хитрово. По окраинным и замосковным городам были разосланы 19 марта и повторены 2 мая 1653 года грамоты с присылкой к 20 мая по 2 человека дворян к Москве, в первом случае для «смотра» служилых лиц, во втором – для Земского собора. Затем в грамотах указанный срок был изменён на 5 июня 1653 года. Присланные выборные занялись проработкой вопроса о воссоединении Русской земли и войны с Польшей.

Заседание собора произошло в присутствии государя Алексея Михайловича 1 октября 1653 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после церковной службы в Соборной Успенской церкви, в Грановитой палате. На соборе присутствовали: патриарх Никон и Освящённый собор (всё высшее духовенство), Боярская дума, дворяне и дети боярские (служилые люди), гостиная и суконная сотни (крупное купечество), чёрная сотня, стрельцы, гости и торговые люди всяких чинов, посадские люди. В исторических документах, также упомянуты «площадные люди». Видимо, не участники собора, а те, кто был на площади пока шло заседание и выразившие своё отношение к решаемым вопросам).

Собор должен был рассмотреть два вопроса: о «неправдах» польского короля и шляхты и обращении гетмана Хмельницкого с просьбой о воссоединении Малороссии с Российским государством. Думный дьяк Алмаз Иванов доложил собору о «неправдах Яна Казимира и панов рад», которые оскорбили русского государя и Россию. Также Иванов сообщил собору, что польский король,

«забыв вечное докончание, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссыпался (поддерживал связь. – Прим. авт.) с общим христианским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслами умышлял, чтоб сообща Московское государство воевать и разорить»,

и пытался привлечь к этому союзу Швецию. Что со стороны Речи Посполитой начались набеги на пограничные русские земли, что Варшава не считается с мирным договором. Поэтому Россия должна принять меры для своей защиты.

Алмаз Иванов рассказал собору о письмах Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского к царю, в которых говорилось, как паны мучают и угнетают православных в Малороссии. Дьяк извещал, что запорожские «черкасы милости просят со многим слёзным челобитьем», чтоб царь принял их «под свою государеву высокую руку».

Собору сообщили, что по просьбе Хмельницкого и всего войска Запорожского в Варшаву посылались государевы послы, чтобы король и паны закончили войну и помирились с «черкасами» (так называли в Москве запорожских казаков). Но Ян Казимир и панская рада в мире отказали. Король снова ведёт армию на Малороссию.

Что гетман и казаки бьют челом, просят помощи. Хмельницкий просил прислать государевых воевод и хотя бы 3 000 ратных людей, чтобы показать Малой Руси, что Россия с ними. Также сообщал, что турецкий султан звал к себе в подданство, но гетман ему отказал и надеется на государеву милость.

Когда Иванов закончил свой доклад, началось голосование и вынесение решений – «приговоров». Первыми подали свой голос бояре и думные люди. Они постановили «за честь блаженной памяти великого государя, царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси, стоять и против польского короля войну весть».

Затем бояре и думные чины удовлетворили просьбу гетмана Хмельницкого: «…чтоб великой государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государеву высокую руку». Такие же «приговоры» вынесли и остальные участники Земского собора.

Свершилась вековая мечта русских людей – Русская земля воссоединялась.

4 октября 1653 года атаману Капусте было объявлено, что царь посылает принимать гетмана Хмельницкого и Войско Запорожское своего ближнего боярина и наместника тверского Василия Бутурлина, окольничего и наместника муромского Ивана Алферьева и думного дьяка Лариона Лопухина. Им поручили почётную миссию – закрепить великий акт воссоединения Русской земли присягой народа Малороссии. Капусте передали письмо гетману.

9 октября 1653 года русское посольство с большой свитой выехало из Москвы. В составе посольства был голова московских стрельцов со стрельцами. Вперёд выехал Капуста, чтобы на границе посольство встретили представители гетмана и проводили к войску.

Посольство двигалось спешно, не мешкая. 15 октября послы были в Путивле, 27 октября –в Севске, 1 ноября – в Путивле. В Путивль привезли царские инструкции. 3 декабря в Путивль прибыл полковник кальницкий Иван Федоренко. Он передал Бутурлину письмо от гетмана, в котором выражалась радость по поводу решения Земского собора и приезда послов. Богдан просил их, пока он не вернётся в Чигирин, ждать его в Переяславе. Чигирин был малым городком, запасов в нём не было. Переяслав же был тогда вторым большим экономическим и административным центром Малороссии после Киева.

Хмельницкий в это время осаждал польскую армию под Жванцем около Каменец-Подольского. 60-тысячной польской армии во главе с королем, отрезанной от крепостей и баз, грозил полный разгром. Поляки голодали. Но крымский хан и здесь, как под Зборовом, предал гетмана (Как Ислам-Гирей не дал Хмельницкому уничтожить польскую армию под Жванцем).

Узнав о решении Земского собора, Ислам-Гирей, испугавшись объединения Русских земель, поспешил договориться с польским королем. 5 декабря 1653 года был заключен Жванецкий договор. Поляки уплатили крымцам большую контрибуцию и разрешили им 40 дней брать ясырь (полон) и грабить Волынь.

Чтобы удержать Хмеля от союза с Россией, хан предложил ему также заключить мир с королем на условиях Зборовского трактата. Ян Казимир вынужден был идти на такой мир, но, как и раньше, поляки не собирались мириться с мятежом «хлопов». За это казаки вместе с крымцами и поляками весной 1654 года должны были атаковать Россию.

Хмельницкий отказался. Собрав раду и обсудив положение, казаки решили возвращаться.

Знамя Большого полка царя Алексея Михайловича 1654 года

Автор: Самсонов Александр

Рисунки: https://ru.wikipedia.org/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *