Речь идет об особом отношении императоров и их ближайших родственников к Военно-Морскому Флоту, к морю, к флотской службе, даже к военно-морской форме одежды. На портретах и на фотографиях можно видеть самих императоров, одетых в форму флотских офицеров (даже в адмиральский наряд), а их детей (и мужского, и женского пола) в морскую одежду. Что это значит? И почему это было своеобразной особенностью и привязанностью императоров России? Можно даже сказать – специфической морской данью.
Да, это так. Но при этом напомним, что из всех императоров России только Петр Великий состоял на флотской службе и получал там заслуженные воинские звания (дослужился до полного адмирала). Больше никто из них реальных воинских званий на флоте не имел. Хотя флотские мундиры иногда носили, в знак особого отношения к Флоту. Некоторым даже, как императорским особам, присваивали разные почетные адмиральские звания иностранных флотов.
Командор (портрет императора Петра Великого). Владимир Евстюгов. 2018
В жизни императорской семьи военные традиции всегда играли значительную, если не первую роль. Россия практически постоянно находилась в состоянии войны с каким-либо соседним государством. Поэтому в Российской империи всегда был необычайно высок статус военного человека.
В древности князья, а впоследствии цари были предводителями в военных походах. С петровских времен дворянин, достигший 15-летнего возраста, должен был идти на «государеву службу» солдатом. И хотя это правило к концу XIX века выполняли не всегда, для наследника российского престола исключения не делали — прежде чем стать самодержцем, он должен был пройти военное обучение и службу в войсках.
Но именно с Петром Великим связана эта особенность – морская императорская дань: воздавать должное, ценить в полной мере все, что связано в России с Военно-Морским Флотом. Это стало действительно данью особой морской традиции, которая пошла от Петра Великого. Он сам был предан морю, Военно-Морскому Флоту и флотской службе. И неустанно и настойчиво делал все, чтобы весь русский народ тоже был «охочь к морю», приобщен к воде. Это же он исповедовал и всему своему ближайшему окружению, в том числе родственникам (и мужского, и женского пола). Заставлял носить морскую одежду, выходить в море на шлюпках и других плавающих средствах, посещать военные корабли, присутствовать на спусках вновь построенных кораблей на воду, уважать и ценить военного моряка (как он называл, — морского служителя).
Два российских императора заслуженно получили титул великих – Петр I и Екатерина II. В том числе и потому, что смогли исполнить свою большую морскую миссию. Петр Великий создал регулярный Военно-Морской Флот России (1696). А Екатерина Великая возродила его после 40-летнего забвения (с уходом из жизни императора Петра Алексеевича), превратила в один из ведущих флотов мира и значительно упрочила морскую мощь российского государства.
Екатерина II, как и Петр Великий, состояла на военной службе. Но не на Флоте, а в роду войск – гвардия. Она имела воинское звание полковник. Командовала (конечно, с учетом положения императрицы) Преображенским, Семёновским, Измайловским и Конным полками. При этом Екатерина носила адмиральский мундир, когда посещала церемонии спуска кораблей или праздновала победы русского Флота. Она использовала флотский костюм для укрепления своей личной власти, общения с военными моряками, с дипломатами и продвижения военно-морской политики российского государства.
Императрица Екатерина II в морском мундирном платье. Художник С. В. Пен
Взяв шефство над несколькими полками, императрица уже не могла появляться на торжественных мероприятиях в мужской одежде – в те годы это считалось неприличным. Именно тогда в качестве женского варианта военной формы и появились мундирные платья. Военную форму царствующие особы в России стали носить еще со времен Петра I. Многие из них становились командующими войсками или шефами гвардейских полков с правом ношения формы подшефных полков. Но, начиная с правления Екатерины II, наряду с мужскими военными мундирами появились и дамские мундирные платья, надевать которые имели право лишь женщины из семьи правящего монарха. Именно Екатерина Алексеевна заложила традицию носить мундирные платья, которую в дальнейшем охотно подхватили дамы других императорских семей, пронеся эту традицию вплоть до свержения монархии в России.
Художник Петров-Маслаков В.М. Императрица Екатерина II на Кронштадтском рейде 18 июня 1769 г. В морском мундирном платье провожает эскадру адмирала Г. А. Спиридова в Средиземное море
Петр Великий ввел в российском Флоте особый чин – генерал-адмирал (одно из высших воинских званий во флотах вооружённых сил ряда государств мира). В истории нашего национального Флота было шесть генерал-адмиралов. Но Екатерина Великая, став императрицей, ввела новое требование: генерал-адмиралом может быть только царственный наследник. Поэтому 20 декабря 1762 года этот чин впервые получил ее сын великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) . Он с 8 лет стал генерал-адмиралом и был им в течение 39 лет (1762-1801).
Никола Бенжамен Делапьер. Портрет цесаревича Павла Петровича в генерал-адмиральском мундире. 1769. Государственная Третьяковская галерея.
Конечно, это совсем не здорово, чтобы 8-му летнему мальчику поручить быть главным морским начальником в государстве. Но в те времена и императорами становились в таком возрасте. И это воспринималось нормально. Однако, Екатерина сделала все возможное, чтобы за формальным исполнением юным Павлом обязанностей генерал-адмирала всегда рядом с ним находились морские профессионалы, способные оценивать суть событий и принимать разумные решения. В этом смысле Павел справлялся со своими обязанностями. И ситуация всегда была под надежным контролем. Но, безусловно, с точки зрения государственного подхода и большой ответственности возлагаемой на генерал-адмирала, этот вариант решения морских проблем совершенно не был эффективным и самым разумным
Но наследник Екатерины Великой генерал-адмирал Павел Петрович сумел сделать достаточно много полезного для российского Флота, о чем не справедливо умалчивали и в прошлом, и ныне. Он очень ценил Военно-Морской Флот. С детских лет Павел искренне привязался к нему. Несмотря на малое по времени нахождение на императорском троне (2 года и 4 месяца), его итоги морской работы тоже были значительными. Он исповедовал принцип: «флот создается морем и на море, а не указами и не канцеляриями».
Как Павел Петрович (Павел I) занимался Военно-Морским Флотом
• Во время Русско-турецкой войны (1768 — 1774) цесаревич Павел упрашивает мать императрицу Екатерину послать его в Архипелагскую экспедицию (первый поход российских военных кораблей в Средиземное море). Екатерина грубо одернула его в присутствии членов Государственного совета, указав Павлу «на непригодность к долгому плаванию в море». Когда же русские корабли, овеянные славой Чесмы (1770), вернулись в Кронштадт, находившийся в Берлине, Павел отправил срочного фельдъегеря в Петербург с письмом, в котором как генерал-адмирал выразил всем морякам свое благоволение и поздравление с победоносным походом. Ему тогда было 16 лет.
• 1 мая 1776 года по его инициативе был заложен на Каменном острове в Петербурге Инвалидный дом на 50 матросов, а также Петропавловская церковь при нем. Деньги на строительство Павел выделил из своего бюджета, а средства на содержание — из жалованья генерал-адмирала.
• Павел Петрович под именем графа Северного с супругой Марией Федоровной совершил путешествие (1781 — 1782) по европейским странам, где он изучал морское дело. Юный генерал-адмирал внимательно осмотрел порт и адмиралтейство в Триесте, верфи и спущенные на воду корабли в Венеции. В Бресте он посетил французские морские учреждения, ознакомился с организацией строительства новых судов. В Ливорно (Италия) цесаревич посетил стоявшую там русскую эскадру контр-адмирала Я.Ф. Сухотина. Русские корабли тогда находилась в Средиземном море в соответствии с «вооруженным нейтралитетом». Свои наблюдения после поездки по Европе Павел довел до Адмиралтейств-коллегии.
• На прудах у своего Гатчинского дворца (под Петербургом) Павел создал далеко не «потешную» флотилию из 24 судов — яхт, яликов, малых фрегатов, на которые установили малокалиберные пушки. Эта флотилия совершала эволюции под командованием Павла.
• Ближайшими сотрудниками Павла по морскому управлению были адмиралы Г. Г. Кушелев и И. Л. Голенищев-Кутузов. Должность президента Адмиралтейств-коллегий, занимаемая по званию генерал-адмирала государем-наследником с 1762 года, по вступлении Павла на престол оставалась вакантной, и только в 1798 году принял ее И. Л. Голенищев-Кутузов, находившийся в этом звании до 1802 года, т. е. до образования министерства морских военных сил. Вице-президентом коллегии с 1769 года состоял граф И. Г. Чернышев. По кончине его в 1797 году поступил на эту должность И. Л. Голенищев-Кутузов, сдавший ее в 1798 году Г. Г. Кушелеву, оставшемуся вице-президентом коллегии до 1801 года.
• При императоре Павле I произошли серьезные перемены на флоте. В Высочайшем указе Адмиралтейств-коллегии (4 августа 1799) относительно состояния кораблей говорилось: «С восшествием нашим на прародительский престол приняли мы флоты в таком ветхом состоянии, что корабли, составляющие оные, большей частью оказались по гнилости своей на службу не способными». Павла возмущала общая безалаберность и разгильдяйство. Он не желал мириться с упадком флота и потребовал немедленно представить ему подробные рапорты о состоянии всех флотов и крупнейших портов империи. В них, в частности, говорилось, что «использование негодных материалов, пеньки, смолы и пр. дурно сказывается на состоянии судов, тогда как иноземцы вывозят из России все самое лучшее. Все дело в комиссионных, которые получают лица, ответственные за снабжение флота: им выгодно повышать цены и снижать качество поставляемых материалов».
• Ознакомившись с рапортами, император повелел создать комиссию, в ее задачу входила регулярная инспекция складов и магазинов. Строгие меры быстро дали эффект, порядок в снабжении флота был восстановлен, а вновь провинившихся ждали суровые кары.
• В первый же год своего царствования император учредил особый комитет для выработки новых, более отвечающих современности, штатов и положений о флоте. На комитет было возложено «составить точное исчисление потребных сумм на содержание флота, равно Адмиралтейств-коллегии и подчиненных ей мест».
• Комитет разработал «Штаты Российских Флотов», заменившие екатерининские 1781 года. Состав флотов по новым штатам. В «Штатах» впервые была установлена тактическая единица эскадры, найденная опытом и введенная в целях удобства управления боевым строем — четыре линейных корабля линии баталии и один в резерве.
• Комитет определил и новый морской бюджет. Павел был убежден в том, что России нужен сильный флот, и не жалел на него средств.
• В конце 1796 года Балтийский флот был разделен на три дивизии: синего флага — авангард, белого флага — кордебаталия и красного флага — арьергард. В свою очередь каждая дивизия делилась на три эскадры. Черноморский флот разделялся на три эскадры. Это деление просуществовало довольно долго.
• Для придания единства в управлении морскими силами государства Черноморский флот и порты возвращены по-прежнему в подчинение Адмиралтейств-коллегии. В предшествовавшие же годы они находились в управлении новороссийских генерал-губернаторов.
• За короткое царствование Павла весьма деятельно проводились работы по расширению и дальнейшему оборудованию существующих портов, особенно балтийских — Петербургского, Кронштадтского и Ревельского. В целях сосредоточения управления этих портов в руках одного ответственного лица, в них учреждены должности главных командиров и особые управления портов. Черноморские порты также обстраивались и расширялись.
• Уже в первые дни царствования Павла из Кронштадта обратно в Петербург был переведен Морской кадетский корпус. В Кронштадт он был отправлен после пожара 1771 года. Сам Павел частенько заезжал в корпус, где беседовал с юными моряками.
• Павел явно благоволил флоту. «Беспокойный в последнее время характер Государя, его горячность и неуравновешенность, которые иногда так тяжело отзывались на командном составе армии и на ней самой, сравнительно меньше проявлялись в тех случаях, когда дело касалось флота».
• В 1797 году Павел впервые после Петра Великого лично командовал Флотом в плавании по Финскому заливу, подняв свой штандарт на фрегате «Эммануил».
• При Павле I русский Флот вновь вышел в Средиземное море, где покрыл себя немеркнущей славой (1798-1800).
Это был Средиземноморский поход вице-адмирала Ф.Ф,Ушакова. Боевые действия русской эскадры проходили в рамках войны России в составе 2-й коалиции против Франции на средиземноморском театре военных действий. В антифранцузскую коалицию российская империя вступила совместно с Османской империей, вследствие чего Турция стала союзником России, а Ушакову пришлось командовать совместным русско-турецким флотом. За 6 недель русский морской десант занял Ионические острова: Китиру, Закинф, Кефалонию и Лефкас, после чего Флот приступил к операции по овладению островом Корфу. 20 февраля 1799 года крепость капитулировала. В плен сдались 2931 человек. Были захвачены богатые трофеи: 16 кораблей, 630 орудий и прочее имущество. За этот штурм Ушаков был произведён в адмиралы. Русские военные моряки участвовали в штурме Неаполя (июнь 1799), вступали в Рим (август 1799).
К началу марта 1799 года союзные флоты России и Турции выбили французские силы с Ионических островов. Эти острова на протяжении нескольких столетий входили в состав Венецианской республики. Однако 3 мая 1797 года Наполеон Бонапарт объявил ей войну. И 17 октября, Венецианская Республика была разделена между Францией и Австрией. Ионические острова были переданы Французской Республике. Поэтому 21 марта 1800 года в Константинополе Российская и Османская империи подписали конвенцию, согласно которой была образована Республика Семи Соединенных Островов под покровительством двух империй. Республика Семи Соединенных Островов – это форма греческой государственности, существовавшая в 1800—1815 годах в качестве протектората (в 1800—1807 годах по форме турецкого, по сути русского, а в 1807—1814 годах — французского) на островах Керкира, Паксос, Дефуас, Кефалиния, Итака, Закинф и Китира в Ионическом море.
Но 15 июня 1800 года Австрия подписала перемирие с Францией. Крейсерства стали бесперспективными, и император Павел I приказал вести русскую эскадру в Черное море. При уходе русского флота с Ионических островов кефалонийцы, в знак признательности, поднесли Ушакову большую золотую медаль с изображениями адмирала (надпись вокруг: «Доблестный благочестивый Федор Ушаков, главнокомандующий русским флотом»), крепости Корфу и островка Видо, между которыми стоят 2 французских корабля, а перед Видо — 6 русских кораблей (надпись: «Всех Ионических островов спасителю Кефалония»).
26 октября 1800 года эскадра вернулась в Севастополь. За два с половиной года похода российская эскадра не потеряла ни одного корабля, однако лишилась около 400 человек. В результате экспедиции Россия обрела базу на Средиземном море, усилив свое присутствие в этом регионе.
Петр Великий ввел еще одну морскую традицию для наследников царского престола. Имеется в виду, что в число их воспитателей обязательно включали одного из опытных и известных адмиралов, который передавал им свой морской опыт, знания истории флота, важных морских свершений российского государства и просто приобщал будущих императоров к морю и морской службе. Так поступил и сам Петр Алексеевич по отношению к сыну царевичу Алексею. Эту традицию соблюдала и Екатерина Алексеевна (Екатерина II) по отношению к сыну Павлу Петровичу и другие российские императоры по отношению к наследникам верховной власти. В итоге, все наследники, как правило, имели достаточное морское «домашнее» образование и относительно не плохо знали морские особенности и морскую историю своего государства.
После Павла Петровича в российском Флоте еще было два генерал-адмирала. И оба из числа царствующих особ.
Это — великий князь Константин Николаевич (1827-1892). Один из самых влиятельных высших чиновников эпохи реформ 1860-х годов, сподвижник своего старшего брата российского императора Александра II, второй сын императора Николая I.
Великий князь Константин Николаевич. 1889-1892. Фото ГАРФ
После рождения Константина его отец решил, что тот должен сделать карьеру военного моряка и с пяти лет поручил его воспитание адмиралу Фёдору Петровичу Литке. Константина с детства готовили к руководству Флотом России, обучали теории и практике морского дела, он лично совершил две морские экспедиции вокруг Европы. В 1848 году был произведён в контр-адмиралы, назначен шефом Морского кадетского корпуса. 21 января 1853 года вступил в управление морским министерством. Произведён в вице-адмиралы. Во время Крымской войны Константин Николаевич принимал участие в защите Кронштадта от нападения англо-французского флота. С 1855 года —адмирал. После Крымской войны (1853-1856) под его руководством было много сделано для возрождения и технического перевооружения российского флота. С 1855 по 1881 годы Константин возглавлял Морское ведомство.
Фёдор Петрович Литке (1797-1882) – адмирал, граф, президент императорской Академии наук. Художник И.Н. Крамской
К сожалению, Константин Николаевич был главным сторонником продажи Аляски. В 1857 году, будучи Председателем Государственного Совета и руководителем Морского министерства, он написал по этому вопросу специальное письмо на имя министра Иностранных дел А.М.Горчакова, в котором убедительно обосновывал необходимость совершения этой сделки. Он обладал таким огромным авторитетом, что его поддержало большинство государственных деятелей России. Да, и сам император Александр II под влиянием Константина санкционировал продажу Аляски.
На великого князя Алексей Александровича выпала миссия завершить историю российских генерал-адмиралов. Он был четвертым сыном императора Александра II и братом императора Александра.
Великий князь Алексей Александрович (1850-1908), генерал-адмирал (с 1883), адмирал (с 1888)
По воле деда, императора Николая I, мальчик уже в день своего рождения был зачислен в Гвардейский морской экипаж, то есть он с рождения был предназначен к морской службе. В 7 лет он уже имел чин мичмана, а в 10 лет начал плавать по морям под руководством своего воспитателя – знаменитого адмирала и мореплавателя К.Н. Посьета.
Константин Николаевич Посьет (1819—1899) — русский адмирал, мореплаватель, министр путей сообщения, видный государственный деятель.
Великого князя, несмотря на его титул, учили крепко – вместе с остальными матросами он лазил по мачтам и реям, ставя и убирая паруса, драил палубу и выполнял прочие обязанности корабельной службы. В 17 лет он уже исполнял должность вахтенного начальника – это была уже седьмая его «кампания».
Во время морской службы он проявлял решительность и немалую смелость. В 1868 году фрегат «Александр Невский», на борту которого находился Алексей, во время плавания по Северному морю попал в жесточайший шторм, налетел на риф у берегов Ютландии и потерпел крушение. Великий князь в этой ситуации вел себя в высшей степени достойно. На предложение Посьета первым покинуть корабль он ответил решительным отказом, пока не были спасены все матросы, он до последнего оставался с адмиралом на борту. Храбрости Алексею в молодые годы было не занимать. Еще раньше он спас на Онежском озере молодого человека и его сестру, которые вывалились из лодки. За этот подвиг он получил из рук отца золотую медаль «За храбрость», которой гордился всю жизнь.
А.П. Боголюбов. Выход Великого Князя из катера в бурунах
Но, несмотря на все это, Алексей Александрович, как морской профессионал высокого уровня не состоялся. Большая часть детства и юности великого князя проходила не на море, а на суше, в летних резиденциях Крыма, в Зимнем дворце и путешествиях по Европе, по которой были раскиданы многочисленные родственники Романовых.
По натуре он был светский человек «с головы до ног». Его познания в морских делах были очень скромными, и ему представлялось очень трудным делом заниматься современными преобразованиями в военном российском Флоте. В итоге, Россия проиграла в Русско-японской войне (1904-1905). После этого великий князь подал в отставку и вскоре скончался в Париже.
Отдавали дань морским традициям, в той или иной степени, все императорские семьи Дома Романовых за всю более чем 300-летнюю историю (1616-1917) этой царской династии.
(продолжение следует)