Ботман. Портрет Дибича И.И.
После разгрома турок при Кулевча 30 мая 1829 г. генерал-адъютант И. И. Дибич, главный виновник этого яркого успеха русского оружия, вполне обоснованно решает, что турки не в состоянии вернуть себе Варну. И что ничто в этой ситуации не препятствует перемещению армии за Балканский хребет поближе к самой Турции.
13 июля 1829 г. Дибич занял со своим отрядом город Айтос, 14-го Карнобат, а 31-го атаковал сосредоточенный у города Сливен 20-тысячный корпус, разгромил его и прервал сообщение Шумлы с Адрианополем. Хотя у главнокомандующего Дибича оставалось теперь под рукой не более 25 тысяч войска, но, ввиду дружественного расположения местного населения и полной деморализации турецких войск, он решает двинуться к Адрианополю, рассчитывая одним своим появлением во второй столице Оттоманской Империи принудить султана к миру.
Схема турецких укреплённых пунктов под Варной.
После усиленных переходов русская армия 7 августа подошла к Адрианополю, и неожиданность её прибытия так смутила начальника тамошнего гарнизона, что он тут же объявил о сдаче гарнизона. Занятие Адрианополя и Эрзерума на Кавказе, восстановление морского сообщения через пограничную пристань в Поти, а также тесная блокада Черноморским флотом Босфорского пролива и отрядом Балтийского флота Дарданелл плюс внутренние неурядицы в Турции поколебали, наконец, упорство султана и в главную квартиру Главнокомандующего российскими войсками на Балканах Дибича явились уполномоченные для переговоров о мире.
Однако начавшиеся переговоры преднамеренно затягивались в расчёте на содействие Лондона и Вены. В это время наша армия таяла на глазах, а на подходе внезапно оказался скутарийский паша Мустафа с 40-тысячным войском албанцев, отличавшихся особым упорством и зверскими расправами. К середине августа он займёт Софию и выдвинет свой авангард к Филиппополю.
В ответ Дибич объявляет турецким уполномоченным на переговорах, что на получение окончательного ответа на российские условия мирного соглашения он устанавливает им срок ‒ 1 сентября, в противном случае военные действия Россия возобновит.
А Константинополь отстоял от Адрианополя на каких-то 120 километров!
И вновь расчётливая позиция Дибича, знавшего себе цену, вынудит турок действовать!