вице-адмирал Кузнецов Ю.А.
В 1984 году в научно-исследовательском институте Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике – Академии Наук СССР было образовано специальное научно-исследовательское подразделение, работающее в интересах Военно–морского флота. Возглавил это подразделение вице-адмирал Кузнецов Юрий Алексеевич.
Я был прикомандирован к этому подразделению и прослужил под непосредственным руководством Ю.А. Кузнецова с 1984 по 1987 год. Вот так жизнь свела меня с видным военачальником, адмиралом! С человеком, обладающим такими чертами характера, благодаря которым он быстро завоевывал авторитет и уважение среди сослуживцев. Несмотря на высокое звание, это был исключительно скромный человек!
В 1985 году мы отмечали шестидесятилетие Юрия Алексеевича! Знали, что ранее он командовал флотилией атомных подводных лодок, был заместителем начальника тыла ВМФ. А вот о том, например, что Юрий Алексеевич был участником Великой Отечественной войны и, будучи дублером командира орудия на крейсере “Красный Крым”, сбил вражеский самолет и за это награжден медалью “За боевые заслуги”, мы не знали, он об этом никогда не говорил. Только после того, как в интернете стали появляться биографические данные, в том числе и видных военных деятелей, я узнал много интересного о жизненном пути вице-адмирала Кузнецова Ю.А.
Юрий Алексеевич Кузнецов родился 24 апреля 1925 года в Москве. В 1940 году стал курсантом 1-й Московской военно-морской специальной школы. В опубликованных воспоминаниях преподавателей и выпускников этой спецшколы об участии в Великой Отечественной войне, есть и воспоминания Ю.А. Кузнецова. Привожу выдержки из этих воспоминаний: “ Самое главное — защищать Родину, этим мы и занимались. Военно-морскую деятельность я начал 1940 году и отслужил 47 календарных лет. Война застала меня курсантом на острове Валаам, где я был на лагерных сборах. Нас сразу собрали и начали учить премудростям пехотных дел — ползать, стрелять, бороться врукопашную. Мне запомнился первый день войны. Нас всех вызвал начальник гарнизона, построил и говорит: “Готовьтесь, будет тяжело, но через пару недель мы набьем этим фашистам морду и выйдем из войны победителями”. Но всё оказалось не так просто. Чтобы справиться с этой армадой, понадобилось четыре года. С Валаама меня перебросили в Ленинград. Мудрый Сталин дал приказ не уничтожать, не пускать в бой будущие молодые командные кадры. А в 43-м, уже на Черном море, мы проходили практику на боевых кораблях и участвовали в военных действиях. Я лично был на гвардейском крейсере “Красный Крым” дублером командира орудия. Как-то в этот период на нас напали немцы, стали налетать, а мы отстреливаться. Мы выстояли и сбили немцев, за что получили медали. Потом нас отозвали на учебу в Ленинград… Наше дело — выполнять те боевые задачи, которые перед нами ставились, всем экипажем. Если победа, то одна на всех, и если смерть, то тоже вместе.
День Победы стал великим событием окончания Второй мировой войны, где мы защитили честь своего государства… “
После окончания в 1947 году Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, лейтенант Кузнецов Ю. А. принял командование артиллерийской и торпедной боевой частью на подводной лодке типа «М», базировавшейся в Кронштадте. Когда вышел приказ народного комиссара ВМФ о переводе подводников Балтики на надводные корабли, в связи с высокой минной опасностью, Кузнецова назначили командиром бронекатера в форт Кронштадт. В 1949 году он окончил офицерские классы и получил направление на Камчатку офицером противолодочной обороны бригады кораблей охраны водного района. Там капитан-лейтенант Кузнецов прослужил 3 года и был представлен командованием к досрочному присвоению очередного воинского звания капитан 3 ранга, которое получил уже на Балтийском флоте в должности командира большого «морского охотника».
В середине 50-х понадобились квалифицированные подводники командного звена, и Юрий Алексеевич, после десятимесячной переподготовки, стал сначала старшим помощником командира, а затем и командиром подводной лодки проекта 613 в городе Клайпеде. После принятия решения усилить балтийцами североморский подплав, Ю.А. Кузнецов был переведен на Северный флот и руководил переходом своей подводной лодки с Балтики по Беломорканалу в заполярную Ура-Губу. Там он стал начальником штаба бригады подводных лодок Северного флота.
По окончании академических курсов при Военно-морской академии, капитана 2 ранга Кузнецова Ю. А. назначили командиром отдельного Краснознаменного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Феодосии. А в 1964 году он возвратился на Северный флот командовать бригадой подводных лодок в Лиинахамари. В 1970 году капитан 1 ранга Кузнецов назначен на должность заместителя командира Атлантической оперативной эскадры надводных кораблей Северного флота. В 1972 году ему присвоили звание контр-адмирал. Три года спустя Ю.А. Кузнецов вступил в командование Йоканьгской военно-морской базой (ВМБ). Когда же в Гремихе сформировали флотилию атомных подводных лодок (АПЛ), Юрий Алексеевич возглавил ее, став первым командующим 11-й флотилией АПЛ Северного флота. В конце 1976 года вице-адмирала Кузнецова назначили первым заместителем начальника тыла Военно-морского флота. Даже находясь на столь высокой должности, заслуженный моряк часто бороздил океанские просторы. Утром он мог находиться в штабе тыла ВМФ в Москве, вечером был во Владивостоке, а на следующий день уже организовывал работу тыловиков на вьетнамской земле в советской ВМБ Камрань. Так и работал беспокойный адмирал в течение семи лет. Однако сильное нервное напряжение, огромная ответственность, не могли не отразиться на здоровье подводника. Вначале 80-х, Юрий Алексеевич перенес инфаркт. Но мужественный адмирал победил недуг. А когда подняли вопрос о его увольнении по состоянию здоровья из рядов Вооруженных Сил, он обратился лично к Главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову с просьбой оставить его на службе. Посвятив всю жизнь защите Отечества, вице-адмирал Кузнецов не представлял для себя спокойной жизни на пенсии. И в 1984 году Главком перевёл его заниматься научной работой.
Во время перестройки в 1987 году, когда стало не хватать средств на проведения научных исследований, специальное научное подразделение, которым руководил Юрий Алексеевич, было расформировано. Вице-адмирал Кузнецов Ю.А. был уволен в запас.
В 1988 году я пригласил Юрия Алексеевича в гости, отметить получение очередного воинского звания — капитан 1 ранга. Был выходной день, мои гости пришли в гражданской одежде. Юрий Алексеевич немного задерживался. Звонок в дверь, открываю. Входит красивый, статный вице-адмирал! Я впервые увидел Юрия Алексеевича в адмиральской форме. В НИИ, где располагалось наше подразделение (лаборатория), мы ходили в гражданской одежде. Прежде всего, Юрий Алексеевич заставил и меня одеть военную форму. У него было хорошее настроение, он часто шутил и был тамадой за нашим столом.
Вспоминали различные забавные и интересные события из нашей жизни, службы. Вспомнили и такой случай! Работая в гражданском НИИ, мы старались ничем не отличаться от сотрудников института. Участвовали в партийной и общественной жизни института, в том числе несли «трудовую повинность» — ездили на уборку урожая на колхозных полях области, работали на овощных базах… После довольно продолжительной службы в ВМФ на. ответственных должностях и, являясь старшими офицерами, как-то не очень хотелось участвовать в таких работах. Когда первый раз мы получили разнарядку на работу на овощной базе, посоветовавшись, решили обговорить эту проблему с Юрием Алексеевичем. Заслушав нас, немного помолчав, он вдруг сказал: «Завтра в 8.00 быть на овощной базе! Я тоже приду». То, что придётся идти работать на базу, мы, конечно, ожидали, но то, что Юрий Алексеевич тоже будет работать вместе с нами, этого никто даже не предполагал. Мы уже знали, что он недавно перенёс инфаркт… Да и потом, чтобы вице-адмирал работал на овощной базе… Стали отговаривать нашего начальника. Не получилось. На следующее утро Юрий Алексеевич пришел первым на овощную базу и встречал нас у входа. Разгружали товарный вагон. Через какое-то время нам удалось всё-таки уговорить Юрия Алексеевича не работать и уйти из базы, заверив его, что мы будем продолжать нашу работу. Вот этот случай и вспомнили, посмеялись. Кто-то сказал, что Юрий Алексеевич, наверное, единственный действующий вице-адмирал, кто работал на «овощах»! Юрий Алексеевич улыбнулся и сказал: «Подумаешь, Ленин тоже на субботнике работал!».
На заслуженном отдыхе Юрий Алексеевич активно трудился в совете ветеранов. Красносельского округа Москвы. Воспитал он и достойную смену. Его сын Михаил Юрьевич Кузнецов прошёл на атомных подводных лодках Северного флота путь от командира группы до командира соединения АПЛ. В 1993 году ему было присвоено звание контр-адмирал. После увольнения с военной службы Михаил Юрьевич занимался преподавательской деятельностью в Морском корпусе имени Петра Великого — Санкт-Петербургском военно-морском институте. Он защитил кандидатскую диссертацию по использованию подводных сил флота в системе обеспечения безопасности экономических интересов России в Арктике.
8 ноября 2008 года у берегов Приморья, во время проведения ходовых испытаний, на АПЛ “Нерпа”, в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения, погибло 20 членов экипажа.
Как рассказывали близкие Юрия Алексеевича, он тяжело воспринял эту трагедию. Здоровье 84-летнего вице-адмирала резко ухудшилось. Через несколько дней, 11 ноября 2008 года Юрий Алексеевич Кузнецов скончался от инфаркта.
Выдержки из статьи Т. Абрамовой «Он был из тех, первых», опубликованной в Мурманском вестнике от 20.11.2008 года: «В Москве скоропостижно скончался первый командующий 11-й флотилией атомных подводных лодок, дислоцировавшейся в Гремихе, вице-адмирал в отставке Юрий Кузнецов … Юрий Алексеевич не представлял свою жизнь вне флота, — говорит консультант управления по общественным связям правительства Мурманской области Виктор Герасименко, — до последних дней он старался держать связь с бывшими сослуживцами и помогал в меру своих сил ветеранам Великой Отечественной войны. Мне посчастливилось служить под его командованием. Это был по-настоящему боевой командир, который, даже будучи вице-адмиралом, продолжал выходить в море. Я с болью узнал о его смерти. Уходят из жизни те люди, которые закладывали основы нашего атомного подводного флота…
Юрий Алексеевич — легендарный подводник. Он начал службу еще во время Отечественной войны. …
О человеке говорят его поступки, — продолжает Виктор Николаевич, — Юрий Алексеевич Кузнецов был настоящим морским офицером, подводником, командиром, человеком с большой буквы. Помню, в 70-х годах на траверзе Гремихи потерпела аварию подводная лодка. Она следовала из Северодвинска в Гаджиево. Неожиданно на борту произошел взрыв аккумуляторной батареи. Несколько человек, в том числе и командир, пострадали. Совершенно уверен, что они остались в живых только благодаря чётким действиям Юрия Алексеевича. Он непосредственно вышел на буксире к месту, где терпела бедствие субмарина, и лично руководил спасательными работами…
За заслуги перед Отечеством вице-адмирал Кузнецов награжден многими орденами и медалями. Похоронен легендарный подводник в Москве на Преображенском кладбище».
При подготовке статьи использованы материалы, опубликованные в интернете.
Контр-адмирал Михаил Юрьевич Кузнецов — сын Юрия Алексеевича
Как интересно читать о людях, прошедших тяжелейшие годы военных испытаний от рядовых до адмиралов и , сохранивших в душе верность воинскому долгу до последних дней , служивших наглядным примером послевоенной молодежи чести и преданности Родине. Замечательные воспоминания, прочитала с огромным интересом, тем более , что Михаилом мне довелось учиться в старших классах Феодосийской школы 10. Горда тем, что и Михаил продолжил военную династию отца!