Как мы чтим память о военных моряках, погибших в Русско-японской войне (1904-1905)
Вот уже более ста лет в американском городе Филадельфия ежегодно проводится торжественная панихида по русским морякам легендарного крейсера «Варяг». Это делается в связи с тем, что корабль был построен по заказу царского правительства в этом городе. И поэтому там чтут память моряков легендарного русского крейсера. И как здорово чтут!
Свято-Андреевский собор (морской собор) в Филадельфии (США)
Храм Святого Андрея Первозванного в Филадельфии часто называют морским, и это соответствует истине. Приход был основан братством святого Андрея Первозванного в Филадельфии, штат Пенсильвания, в 1897 году. Основанный небольшой группой выходцев из Австрии он получил мощный импульс к своему развитию в начале XX века благодаря активному участию в формировании приходской общины и строительстве нового храма личного состава двух легендарных кораблей российского императорского флота – крейсера «Варяг» и броненосца «Ретвизан», строившихся в начале прошлого века на судостроительных верфях Филадельфии. В 1902 году, с помощью пожертвований офицеров и матросов был куплен участок земли и здание на 5-й улице. Здание было перестроено под храм. Собор был освящен епископом Тихоном (Беллавиным; будущим Патриархом Московским и Всея Руси) в 1902 г. Среди его первых прихожан – группа русских офицеров-эмигрантов, принявших участие в строительстве в Филадельфии знаменитого крейсера «Варяга», а также броненосца «Ретвизан».
Спуск на воду крейсера I ранга «Варяг» на верфи Крампа в Филадельфии. 1 ноября 1899 года.
В 1959 году к храму пристроено двухэтажное здание. В память о великих событиях, связанных с судьбой этих кораблей, в примыкающем к храму помещении сооружен музей-выставка.
Музей русской славы в Морском соборе в Филадельфии
Среди многих разных культурно-исторических ценностей, связанных с военно-морской и зарубежной истории России и россиян, в музее хранятся фотографии и биографические статьи 57 жертвователей-строителей собора. В знак признания своих военно-морских традиций, прихожане украсили весь храм и церковный зал Андреевскими флагами, включая один огромный флаг в алтаре на месте завесы.
К столетнему юбилею храма из России, из Саранской епархии, сюда в специальном ковчеге была привезена частица мощей российского адмирала Федора Ушакова и его икона.
На свой юбилейный день рождения Свято — Андреевский собор получил еще один очень ценный подарок — целую звонницу — семь колоколов, названных в честь самых известных кораблей российского флота. Два колокола, посвящены экипажам двух героических российских кораблей — крейсера «Варяг» и атомной подводной лодки «Курск».
Не зря говорят, что история порой возвращается на круги своя.
Есть в этом, очевидно, свой особый смысл. Это к тому, что такое возвра-щение проявилось в том, что реставрационными работами и ремонтом собора занимались тоже русские. И не эмигранты, а граждане России, семья Морозов ― Иван Иванович Мороз, Марина Александровна Мороз
и их дочь Катя. Марина Александровна — дочь советского морского
офицера и внучка адмирала
Собор Андрея Первозванного во время реставрации, июль 1999 год. На куполе ― И. И. Мороз
В начале XX века из Филадельфии в Россию ушли “Варяг» и «Ретвизан». Но от причалов Филадельфии уходили в Россию во время Второй мировой войны караваны кораблей с военными грузами, с помощью по ленд-лизу. Колокола, отлитые российским скульптором, занимают почетное место в музее Филадельфии, неподалеку от еще одного знаменитого колокола Свободы — символа американской революции.
А в это же время в России более 60 лет безжалостно топтали могилу морякам «Варяга» на морском кладбище во Владивостоке. В 1911 году по просьбам общественности и российского правительства во Владивостоке состоялось перезахоронение праха 12 военных моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». При вскрытии захоронений на кладбище в корейском городе Чемульпо было обнаружено лишь 12 гробов с останками русских воинов. От остальных героев уже ничего не осталось. Слова песни о легендарном «Варяге»: «Не скажут ни камень, ни крест, где легли…», — оказались правдой. Имелся лишь список имен погибших.
На месте нового захоронения во Владивостоке был поставлен памятник и мемориальная часовня-храм во имя иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». Но в годы советской власти часовню снесли, а памятник был разрушен.
И только в 1989 году памятник героям крейсера «Варяг» во Владивостоке был восстановлен в изначальном виде
В войне с Японией в 1904-1905 годах погибли на берегу и на кораблях 7943 российских военных моряка. Только в ходе 11-ти месячной обороны русской базы и крепости Порт-Артур в Китае погибло более 1,5 тысячи моряков российского Флота. Большинство из них были похоронены там же, в земле Порт-Артура. Их могилы были сохранены японцами. Ухаживали за ними потом и китайцы. А дальше произошла дикость, иначе это не назовешь. В 1951 году по приказу из Москвы за одну ночь все могилы российских моряков в районе Порт-Артура были снесены российскими же бульдозерами. Вот такая получилась «любовь к отческим гробам»…
Надо вообще заметить, что первые памятники погибшим русским героям в той войне ставила, к сожалению, не Россия. Прошло два с половиной года после падения Порт-Артура, и победители японцы начали воздвигать побежденным русским, павшим героям, памятник. Уже через год он был закончен. И в июле 1908 года состоялось его открытие. Это была братская могила, имеющая вид русского храма. На памятнике было высечено: «Здесь покоятся останки русских героев, павших защищая Порт-Артур». А рядом разъяснение: «Воздвигнут японским народом в 1907 году». Храм японцы построили на территории русского кладбища в Порт-Артуре, где было захоронено 14.500 прахов русских воинов, в том числе и военных моряков.
На фотографии запечатлена церемония открытия памятника русским воинам, погибшим при обороне Порт-Артура во время Русско-японской войны (1904-1905).
Церемония состоялась 10 июня 1908 года как открытие и освящение обновленного Русского кладбища. Церемонией руководил бывший командующий японской осадной армией под Порт-Артуром генерал Мересукэ Ноги (на фото – вверху справа). Русскую делегацию возглавили генерал-лейтенант Генерального штаба Н.М. Чичагов (вверху – слева), генерал Володченко, адмирал Матусевич (на фото – слева внизу у лестницы) и генерал Гернгросс. В состав делегации вошел также участник обороны Порт-Артура, бывший комендант горы Высокой ротмистр Круашвили. Освящал церемонию открытия архиепископ Иннокентий.
И только в 1911 году, наконец-то, и в России в Петербурге появился первый памятник – храм военным морякам, погибшим в войну 1904-1905 годов. Ведь для большинства из них могилой стали воды Тихого океана. Только в Цусимском бою были убиты, утонули, сгорели заживо, пропали без вести 5045 русских моряков. Поэтому в храме были сплошные черные мраморные плиты с бесконечными списками имен и званий погибших моряков, от адмирала С.О. Макарова, погибшего на броненосце «Петропавловск», до матросов, павших в Цусимском бою. На открытии памятника присутствовал сам государь. Это была действительно достойная память. И это был своеобразный достойный памятник. Это был храм.
Церковь Христа Спасителя в память святителя Николая Чудотворца («Спас-на-Водах») — ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове.
Место храма было выбрано неслучайно: в конце Английской набережной, невдалеке от верфей, где рождались корабли русского флота на территории Ново-Адмиралтейского завода. Храм был двухэтажным и состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего — во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.
Торжественное освящение верхнего храма состоялось 31 июля (13 августа) 1911 года. На нём присутствовал император с дочерьми, королева Ольга Константиновна, её брат — великий князь Константин Константинович и другие члены императорской семьи.
Уникальный храм-памятник стал «символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков» в Русско-японской войне (1904—1905). В память об их подвиге на фронтоне храма было начертано: «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия 91 корабля: Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, замурованных в стены. Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами или поднятыми с затонувших кораблей. На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран в Японии.
Помимо обычных поминальных служб, в храме традиционно ежегодно 31 марта (13 апреля) служилась панихида по адмиралу С. О. Макарову и экипажу погибшего броненосца «Петропавловск».
8 марта 1932 года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Безвозвратно утеряны плиты с именами военных моряков …
Взорванный храм. Снято со стороны Новоадмиралтейского канала, Нева справа. Смотреть больно
Обнадеживает то, что принято решение о возрождении храма «Спас – на – Водах». Но возрождение чрезмерно затянулось. В 1990 году был создан Комитет по восстановлению храма. Восстановление храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус «Адмиралтейских верфей». И еще: на месте бывшего храма возможно создание Ново-Адмиралтейского моста. Поэтому, хотя в своё время храм не имел часовни, комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с возрождённым храмом. Будем надеяться, что храм «Спас-на-Водах» обязательно будет восстановлен.
Часовня храма «Спас-на-Водах» (освещена в 2003). В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам
На сегодня у нас в России есть всего лишь три скромных памятника морякам, погибшим в годы Русско-японской войны.
Это уже упомянутый памятник на морском кладбище во Владивостоке. Только через долгие годы на парапете этого памятника появилась медная пластина с надписью: «Пройдут века, и новые поколения русских моряков с гордостью будут носить в своих сердцах светлую память о тех, кто в грозный для Отчизны час, не склонил голову перед врагом. Спите спокойно, герои! Дело, за которое отдали свои жизни, восторжествовало. Отныне и навсегда над водами Тихого океана будет реять гордый флаг Родины нашей – России»…
Лишь только в дни 50-летия героической гибели «Варяга» в Туле был открыт памятник командиру крейсера капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу.
Над проектом создания памятника в Туле работали архитектор Кольцов и скульптор Онищенко, а после завершения бронзовое изваяние установили на одноименной площади. Легендарная фигура, облаченная в парадный мундир, с биноклем в руках, гордо возвышается на капитанском мостике. Мужественный облик героя символизирует стойкость и бесстрашие бойцов Российского Флота. Но только в
1960 году памятнику присвоен федеральный статус объекта культурного наследия. Сам В. Руднев захоронен рядом с церковью Казанской Богоматери в селе Савино Тульской области, где адмирал провел остаток жизни. Вблизи от его могилы находится музей, а в 1992 году на месте захоронения был установлен монумент.
На родине экипаж «Варяга» после возвращения из Кореи встретили достойно: все участники были награждены орденами и крестами св. Георгия. Позже японский император, пораженный героизмом русских моряков, удостоил В. Руднева орденом Восходящего солнца.
В Санкт-Петербурге на Петроградской стороне стоит памятник с короткой надписью: «Стерегущий». Два матроса в напряжении поворачивают маховик, открывая кингстоны на израненном миноносце. Потоки воды уже ворвались в отсек, клокочут у ног героев. В бронзе этого изваяния запечатлен подвиг моряков русского миноносца «Стерегущий» в годы войны с Японией (1904-1905), пошедших на смерть ради славы родного флота…
Памятник «Стерегущему» — памятник геройской гибели в бою Русско-японской войны миноносца «Стерегущий». Единственный петербургский монумент в стиле модерн и последний, сооружённый до революции. Открыт в 1911 году
Открыв кингстоны морю бьющему,
Приняв на грудь воды гранит,
Матрос бессмертье «Стерегущему»
В час смерти собственной дарит.
Так упомянул этот памятник в своем стихотворении поэт Павел Лукницкий (1902-1973).
Увы, ни сама Россия, ни ее Военно-Морской Флот не проявляли активной заинтересованности в сохранении памятников русским морякам, участникам событий в Русско-японской войне, которые создавались на территории других государств. Трагический (одновременно и героический) переход 2-й Тихоокеанской эскадры был отмечен могилами по всему маршруту следования. Это: Мадагаскар, Сенегал, Марокко, Сайгон, Филиппины, Греция. И только на Мадагаскаре (в Носи-Бэ, где стояли корабли адмирала Рожественского) в 1989 году был поставлен русским военным морякам памятник – стела в честь погибших моряков Тихоокеанской эскадры. Известно, что здесь погибло 16 человек (по другим сведениям – до 20). Но на памятнике нет имен, потому что уже забыты эти имена.
Стела с барельефом, установленная недалеко от входа в порт, в память об умерших на Мадагаскаре моряках 2-й Тихоокеанской эскадры. «Доблестным российским морякам эскадры адмирала Рожественского 1904 г. Благодарные потомки»…
Всех умерших и погибших с кораблей русской эскадры во время стоянки на Мадагаскаре хоронили по морскому обычаю в море. Но часть из них похоронили на городском кладбище в Эльвиле. Удивительно, но на сегодняшний день там сохранилось две могилы – прапорщика из механической боевой части Анатолия Аркадьевича Попова, погибшего от удара грузовой стрелой на вспомогательном крейсере «Урал» и матроса с того же корабля Алексея Лубошникова, умершего на следующий день от теплового удара.
Сохранившиеся могилы русских военных моряков на Мадагаскаре (слева – А. Попова, справа – А.Лубошникова)
Продолжение следует