7 февраля 2023 года 42 года (1981) как произошла авиакатастрофа, в результате которой оказался почти обезглавлен Тихоокеанский флот. Трагедия произошла в результате падения при взлете самолёта Ту-104 на военном аэродроме в городе Пушкине (Ленинградская область). В ходе инцидента погибло 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов 1 ранга и полковников. Таких потерь не было даже в ходе Второй мировой войны (1939-1945). За всю Великую Отечественную войну (1941-1945) советский флот потерял лишь 4-х адмиралов. Но тогда были боевые потери. А здесь в мирной обстановке случилась одновременно такая массовая гибель высших руководителей Тихоокеанского флота.
Конечно, эта авиационная катастрофа стала событием большого масштаба. На тему произошедшей трагедии позже появилось бесчисленное множество репортажей, распускалось колоссальное количество безумных слухов. Журналисты обозначили это событие – «тайной гибели адмиралов».
Тем более, что инцидент в Пушкине был засекречен настолько, что даже официальные извещения о том, что случилось с их мужьями, вдовы получали только спустя 16 лет. Официально это событие в стране было погружено в полное молчание. Лишь только 10 февраля 1981 года в газетах «Правда» и «Красная Звезда» появилось короткое официальное сообщение Министерства обороны о том, что «при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков матросов и служащих». Министерство обороны и Главное политическое управление Советской Армии и Флота выражало сдержанное соболезнование родным и близким погибших товарищей. В этом же номере газеты было опубликовано соболезнование от Президиума Верховного Совета РСФСР семьям погибших депутатов этого Совета — Спиридонова Э.Н. (командующего ТОФ) и Сабанеева В.Д. (члена Военного совета – начальника Политического управления ТОФ). Некролог на адмирала Спиридонова Э.Н., кроме руководящего состава Министерства обороны СССР, Военно-Морского Флота, флотов, сослуживцев, родных и близких, подписали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев и члены Политбюро.
На самом деле, никакой тайны в этой трагедии не было. Со временем во всем разобрались. И стало ясно, что главной причиной катастрофы снова оказался человеческий фактор: ошибки в действиях экипажа самолета и тех важных должностных лиц, которые летели тогда в нем.
Но вполне естественно, что в первые часы и дни, после произошедшего события, было очень много вопросов с неясными ответами, предположений и тревожных мыслей.
Вначале приоритетными версиями случившегося рассматривались террористический акт или диверсия со стороны вероятного противника. Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом возвращался из Ленинграда во Владивосток со штабных учений (в них принимало участие руководство всех флотов СССР). На его борту находились документы высшего уровня секретности. Поэтому специалисты рассматривали и анализировали все возможные варианты причин трагедии. Прорабатывали и проверяли все, что вызывало подозрение в этом деле. Попал в поле зрения следователей даже начальник штаба Тихоокеанского флота вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов. Герой Советского Союза. Но он не полетел на этом самолете. Почему? Быстро выяснилось, что по разрешению командующего ТОФ Рудольф Александрович улетел на самолете Северного флота, чтобы повидаться с дочерью, которая жала в Мурманске. Это спасло ему жизнь. В итоге она завершилась у него 24 мая 2022 года в возрасте 94 лет.
Рудольф Александрович был не только славным военным моряком, но еще и большим творческим человеком. Душа его была наполнена морской поэзией. Вот как он в стихах дал своеобразную характеристику своей флотской службы:
В войну тельняшку я надел
И бед хватил сполна.
Любил, тонул, блевал, горел,
Сбивала с ног волна.
Все океаны на Земле
Пройти мне довелось,
На полюсе в белесой мгле
Земную смазать ось.
Военно-Морской Флот России всегда будет помнить адмирала Р.А. Голосова, который много сделал для развития отечественного атомного подводного флота
Трагедия 7 февраля 1981 года стала сокрушительной потерей для Военно-Морского Флота. Флот лишился главных флагманов, командующих объединений, командиров ведущих соединений, уникальных специалистов, курировавших принципиально новую технику, в том числе, атомоходы. В их числе был командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов.
Эмиль Николаевич прослужил на флоте почти 40 лет. Он классический подводник. Службу проходил командиром подводной лодки, начальником штаба и командиром бригады подводных лодок Северного флота (1955—1970), командиром соединения ВМФ (1970—1973), командующим флотилией подводных лодок (1973—1974), первым заместителем командующего (1974 —1979), командующим (1979 —7 февраля 1981) Тихоокеанским флотом. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Среди погибших были вице-адмирал В.Г. Белашев (командующий флотилией атомных подводных лодок), вице-адмирал В.С. Тихонов (командующий Приморской флотилией разнородных сил), контр-адмирал Д. К. Чулков (командир оперативной эскадры). Джемс Константинович Чулков был командиром самой крупной оперативной эскадры советского ВМФ. Очень талантливый флотоводец. О таких адмиралах говорят: «моряк от Бога».
Несколько дней не дожил до 50 лет и очередного воинского звания. Ему пророчили занять место командующего флотом. Эмиль Николаевич, в свою очередь, мог уйти на повышение, сменив на боевом посту 71-летнего Главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова. Но судьба распорядилась иначе …
Как случилась авиакатастрофа?
В феврале 1981 года в Военно-морской академии (в Ленинграде) был назначен оперативный сбор высшего командного состава всех флотов СССР. Во главе сбора стоял лично Главнокомандующий ВМФ Сергей Георгиевич Горшков. В сборе принял участие весь высший командный состав Тихоокеанского флота, прилетевший на флотском самолёте Ту-104 из Владивостока. 7 февраля были подведены итоги сборов. По итогам прошедшего года тихоокеанцев признали лучшими по всем показателям боевой учебы, поэтому город на Неве они покидали с хорошим настроением. Ничто в этот день не предвещало беды…
7 февраля около 16 часов по московскому времени самолет тихоокеанцев вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. На его борту находилось 50 человек (44 пассажира и 6 членов экипажа). Оторвавшись от земли на 50 м, он внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишив шанса на спасение даже тех пассажиров, которые чудом могли остаться в живых. Все находившиеся на борту люди мгновенно погибли во время взрыва.
Сила взрыва в точке соприкосновения с землёй была настолько велика, что уцелел только хвост Ту-104, лежавший в 20 метрах от глубочайшей воронки, в которой с рёвом полыхал раздуваемый ветром керосин.
Метавшиеся возле огненной воронки офицеры вдруг увидели лежавшего на снегу человека. Труп? Нет! Старший лейтенант, летчик-техник Валентин Зубарев оказался в момент трагедии в кабине экипажа. Он не был его членом. Просто возвращался домой. Его вышвырнуло через носовой фонарь. От удара о землю с такой высоты в теле Зубарева были сломаны практически все кости, включая позвоночник. До больницы В. Зубарева живым доставить не удалось.
Созданный на базе реактивного бомбардировщика Ту-16 первый реактивный пассажирский самолет Советского Союза Ту-104А в 1970–1980-е годы – это был представительский самолет вип-класса (на таких летали члены Политбюро ЦК КПСС и даже лично Леонид Брежнев). Эта модификация Ту-104 поднимала и перемещала без дозаправки на расстояние 3000 км. 70 пассажиров или 9 тонн груза. За годы эксплуатации разбились 16 Ту-104А. Первый Ту-104 погиб в 1958 году, причем пилот авиарейса Москва–Пекин докладывал на землю все подробности смертельного пике, а в конце падения даже успел попрощаться.
На борту погибшего самолета тихоокеанцев находилось, кроме возвращавшихся военнослужащих, несколько гражданских лиц. Была среди них и жена командующего флотом Валентина Павловна. Приказ Министра обороны СССР строжайшим образом запрещал перевозить гражданских лиц. Но в Ленобласти жила дочь Эмиля Спиридонова. Он не удержался и взял с собой жену, мечтавшую погостить у дочери подольше. Но в последний момент супруга решила возвращаться во Владивосток вместе с мужем. Так они и отправились вместе из дочернего дома в свой последний путь.
На борту самолета оказалась и Ломакина Тамара Васильевна — жена первого секретаря Приморского краевого комитета КПСС Ломакина Виктора Павловича, которая тоже воспользовалась «дружеской услугой» командующего ТОФ.
Представители командования, которым посчастливилось не улететь и остаться в живых, своими руками перебирали у сгоревшего самолета ещё тёплые фрагменты пепла. Но ни одной из бумаг уцелеть не удалось. Всё, за исключением крохотного клочка бумаги с несколькими уже ничего не значащими буквами, пошло прахом. В том числе, содержимое сейфа Спиридонова, вскрытого с огромным трудом. Там тоже был только пепел…
Почему произошла трагедия? Кто виноват?
Расследованием катастрофы занялась специальная комиссия. Рассматривались разные версии, в том числе теракт. Однако причина оказалась более чем прозаической. Виноват… обычный «человеческий фактор»! Перед взлетом Ту-104 оказался перегруженным. Командир экипажа – подполковник Анатолий Инюшин – не принял мер, чтобы не допустить этого. Экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета.
Самолёт был сильно перегружен. И об этом прекрасно знал офицер, который дежурил по аэродрому и контролировал взлёт Ту-104 с земли. Но никак на это не отреагировал. На борт погрузили (но не закрепили) два или три огромных рулона хорошей бумаги, которую добыл Спиридонов для штаба. А все пассажиры «закупились» в Москве дефицитными товарами, которых в то время достать во Владивостоке было невозможно. Халатность и разгильдяйство заключались в том, что члены экипажа самолета не хотели вызвать неудовольствие командующего Эмиля Спиридонова и сказать ему в глаза: «Самолёт не должен взлетать с перегрузкой!». Однако по некоторым данным Ту-104 при правильном распределении груза вполне мог поднять ещё две тонны. Но весь багаж пристроили в задней части самолета. И она оказалась неимоверна перегружена. Вещи были уложены как попало. Груз был не закреплен.
Почему экипаж не проверил распределение в салоне грузов? Вопрос, на который мы уже никогда не получим ответа. Что примечательно? Командир и члены экипажа, как и летевшие на борту ключевые персоны Тихоокеанского флота, были уникальными специалистами с колоссальным опытом работы в своей сфере.
Как и всегда, на этот раз пилот самолета командующего флотом 50-летний Анатолий Иванович Инюшин взлетал в своём фирменном стиле – резко вверх. В результате нарушения общей центровки самолета, перегрузки хвостовой части и недопустимого резкого взлета и произошла эта чудовищная трагедия. Резкое «движение вверх» сместило грузы в крайнюю точку хвоста самолёта, приведя к так называемому «дифференту» — заваливанию борта на корму.
Последним фактором, опрокинувшим и самолет, и судьбу членов экипажа, и пассажиров, стал сильный встречно-боковой ветер. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики жали элероны вправо – на ветер. И именно туда, вправо, повалился многотонный лайнер. В гибели самолета и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, человеческий фактор, внезапное усиление ветра.
Расследование трагедии длилось несколько недель и проходило в спорах между представителями КБ Туполева, командования ВМФ и Министерства обороны, летчиков-испытателей. Виновным был признан также и командир авиационной дивизии, базирующейся на Дальнем Востоке, полковник Яковлев, поскольку самолет входил в отряд управления подчиненной ему дивизии.
Официальная версия авиационной катастрофы (нарушение центровки) до сих пор вызывает споры. После анализа радиообмена экипажа с контрольно-диспетчерским пунктом был также сделан вывод, что катастрофа могла произойти вследствие несимметричного выпуска закрылков и появившегося крена, для парирования которого не хватило хода элеронов.
Падение самолета Ту-104 7 февраля 1981 года – это очередное проявление так называемого «русского авось», когда откровенное нежелание «побеспокоить» вышестоящее начальство и непомерное «шапокозакидательство» одержали победу над профессионализмом военных моряков.
Память, сохраненная вдовами.
Личный состав Тихоокеанского флота воспринял весть о гибели своих главных руководителей с болью в сердце и с тревогой за будущее. Еще более печально воспринимали все случившееся родные и близкие погибших, которым приходили соболезнования от военных различного ранга, в том числе от министра обороны СССР. Тем не менее, достоянием общественности эта трагедия не стала. Более того, летевших на похороны родственников предупреждали, чтобы они не рассказывали о причине гибели мужей. Погибших в авиакатастрофе кремировали, а похороны состоялись 12 февраля. По просьбе родственников всех погибших похоронили в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Кроме генерал-лейтенанта авиации Г.В. Павлова (командующего авиацией ТОФ), останки которого жена увезла в Киев, и супругов Макаренко (сын начальника снабжения Приморского крайисполкома с супругой), похороненных во Владивостоке. В последний путь тихоокеанцев провожал весь Ленинград. На протяжении следования траурной процессии стояли люди. Военные отдавали честь, гражданские снимали головные уборы.
Сразу же после похорон Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков отдал распоряжение о создании на Серафимовском кладбище мемориала тихоокеанцам. Эта благородная цель объединила вдов погибших мужей в неформальную организацию. Во многом благодаря их усилиям и настойчивости, уже в 1983 году мемориал был открыт. С 1994 по 2000 годы была проведена капитальная реставрация по укреплению фундамента мемориала, выравниванию блоков, шлифовки гранита, позолоты памятных досок. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал флота Куроедов Владимир Иванович выделил необходимые средства и лично контролировал ход реставрационных работ. Мемориал был взят под охрану государства.
С 1991 года в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе ежегодно 7 февраля служится панихида по тихоокеанцам. А 15 июня 2000 года в соборе была установлена мемориальная доска с именами погибших в авиакатастрофе воинов, дополнившая мартиролог Военно-Морского Флота. Мемориальная доска была изготовлена при финансовой поддержке генерального директора предприятия «Борское стекло» В.Шигаева, сына контр-адмирала Д.Шигаева (бывшего первого заместителя начальника Политического управления ТОФ). Большую помощь в увековечении памяти тихоокеанцев оказали командир Ленинградской военно-морской базы вице-адмирал А.Корнилов и начальник отдела воспитательной работы капитан 1 ранга Ф.Смуглин.
За прошедшие годы сложилось уникальное морское братство вдов, родственников, друзей, сослуживцев и соучеников погибших. Они встречаются, помогают друг другу, ведут большую работу по увековечению памяти погибших. Каждый год 7 февраля после панихиды в Николо-Богоявленском соборе люди приходят на Аллею героев к мемориалу военным морякам-тихоокеанцам, чтобы почтить память тех, кто трагически погиб в тот «черный» день февраля.
Сейчас комитет вдов погибших тихоокеанцев возглавляет Тамара Ивановна Чулкова — вдова командира 10-й оперативной эскадры контр-адмирала Джемса Константиновича Чулкова. Ее поддерживает и дочь адмирала Юлия Джемсовна. По инициативе Чулковых, при активном участии вдов моряков-тихоокеанцев и при поддержке командования ВМФ России в 2006 году вышла книга «Прерванный полет», в основу которой легли воспоминания друзей и родных погибших (в 2013 году появилось второе издание этой книги).
Жизнь продолжается. К мемориалу на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге в буквальном смысле не зарастает народная тропа. Живые цветы здесь лежат круглый год. Прошло 42 года со дня гибели тихоокеанцев. Но до сих пор они живут во всем, чем славен флот. Они живут в нашей памяти. Никогда не забудется их вклад в обеспечение безопасности дальневосточных рубежей страны и укрепление боеготовности Тихоокеанского флота.
Самолет был расцентрован, но не перегружен. В этом причина. И до взлета командир об этом знал.
За груз отвечает один из членов экипажа, кажется там был старлей. Что за груз, распространяться не будем. Секретный наверное и тяжелый. Он был не закреплен. Командиру доложили. Но командир был летчик от бога, а самолет , такая уж была у него техническая особенность, отрывался в конце полосы. Услышав доклад, командир , принял решение лететь. Ну, и так далее…
Последние слова были%: ручку влвво, влево! И командирское: «Уже поздною»
Что хочется заметить, и это замечание, я глубоко в этом убежден, актуально.
Страх и только позорный страх младших офицеров и подчиненных перед командующим, не позволили занять принципиальную позицию, задержать вылет, переместить и закрепить груз и спасти жизнь и себе и пассажирам. Или — и пассажирам и себе любимым. Что-то изменилось сейчас? Не думаю, наверное, все еще хуже. Наша нынешняя военная система — это не ВМФ СССР с его масштабными учениями, операциями флота, совместными действиями нескольких флотов и бесконечными стрельбами, выходами и боевыми службами. Но и она была порочна, ибо место и роль человека, как личности, была ничтожна: незаменимых у нас нет! А отношение к людям часто оставляло, мягко-мягко говоря, желать лучшего.
Я лично, как сейчас, помню хмурое серое утро в салоне крейсера, какую-то тревожную тихую, пришибленную обстановку, когда наш штаб узнал о трагедии. Начштаба — умнейший Виктор Ильич, говори очень тихо. И на него мгновенно свалилась огромная и нежданная ответственность. И он не потерялся! Стальной человек.
Я пришел заступать на оперативное дежурство и был не в курсе.
Но это была громадная утрата: мы же служили с нашим начальством, ходили в моря, оно нас постоянно имело и указывало нам на наши успехи. Мы терпели поощрения. А как иначе: такая жизнь. Не в институте благородных девиц. чай, а на стальных пенителей морей… Борт о борт с этими пиндосами! Всех бы их перетопил, до сих пор ненавижу! Да, мы глубоко сопереживали, искренне было жаль и военных и безвинных гражданских.
Помню, после аварии наверху были приняты оргмеры, и был запрет летать такими системными группами, чтобы сохранять оперативный резерв. Думаю, полгода продержались. Потом все сошло на нет. Как летали, так и летали. Ну, как всегда: нет свободной матчасти, «Да это какие деньжищи на ветер!» Все, как обычно! А как сейчас дела с этим, не знаю. Но знаю: гром не грянет, мужик не перекрестится. И какие шпионы-диверсанты? Ради бога! С нашими «отличниками» на всех уровнях, мы и так всего добъемся. Нам и врагов не надо!
А крепостнические порядки советского ВМФ, хамство и полная зависимость подчиненных от воли и дури начальников
привели ко многим трагедиям. Сама система рождала такие инциденты, трагедии и провалы. И не думаю, что что-то хоть на грамм изменилось, и эта трагедия нас чему-то научила
Да, а автору — благодарность, за его гражданскую и человеческую позицию, объективность и талант. И за память!
Вы правы, подполковник Инюшин был летчиком от бога. Но! У него была своя фишка во время взлета — он взлетал, как летчик-истребитель (сам это испытал при полете на Камчатку). Это и сыграло с ним злую, трагическую шутку. В тот день я тоже находился на оперативном дежурстве в Штабе Тыла КТОФ ( я служил в Техническом Управлении КТОФа). После этой катастрофы был снят с должности, не знаю и не понимаю почему, Начальник Техупра Виктор Николаевич Леонтьев. Эти действия Главкома ВМФ послужили одной из причин смерти Виктора Николаевича. В Штабе говорили о том, что Горшков решил поменять ВСЁ командование ТОФом.