В начале ноября с. г. в Сочи прошло, уже ставшее традиционным, совещание Президента РФ с руководящим составом МО и Оборонно-промышленного комплекса страны. Первый день совещания был посвящён вопросам развития ВЕС и ВМФ. Из представителе ВМФ, если кто смотрел внимательно трансляцию этого совещания, заметил, что был один ГК ВМФ адмирал (один среди генералов армии его ранга – В.К.) Николай Евменов, который ранее, поздравляя флоты по случаю 325-й годовщины со Дня основания Российского регулярного флота и Дня моряка-над водника, озвучил цифры вступления в состав ВМФ новых кораблей в количестве 40 единиц. Те же цифры назвал и Президент. Разница лишь в том, что ГК ВМФ сказал, что эти корабли вступят в строй в 2021 году, а Президент отнёс эту цифру к четырём последним годам. Кому верить?
Привожу слова Н. Евменова: «В 2021 году ВМФ России получит в свой состав более 40 надводных кораблей, подводных лодок, судов обеспечения и многофункциональных катеров. Программа военного кораблестроения (А есть ли такая? Есть программа ГПВ – В.К.)по целому ряду позиций выполняется с опережением графиков (больше желание, чем факт — В.К.), что говорит об огромном внимании к Военно-морскому флоту».
Так же адмирал отметил, что задачу военно-морского присутствия в различных районах мирового океана выполняет 80 кораблей и судов ВМФ, что вызывает сомнение, потому что нет у нас таких океанских сил. Верховный Главнокомандующий воздержался называть по этому вопросу, какую либо цифру, ограничившись обтекаемыми фразами. Автор этого материала, служивший на ЦКП ВМФ в 70-е годы прошлого века, может засвидетельствовать, что в 70-80-е годы ВМФ СССР имел на боевой службе в различных точках мирового океана свыше 200 вымпелов (надводные корабли и подводные лодки), так что до этой цифры нам ещё далеко.
Итогом стало успокаивающее интервью МО РФ С.К. Шойгу о совещании в Сочи. Почему я его назвал успокаивающим? Потому что в противовес предыдущим оно звучало не так пафосно, более приближённо к реальности. Если уровень новых вооружений ранее назывался на уровне 80-90%, то сегодня гораздо ниже – перевалил за 70%. Этого уровня ВМФ достигнет только через четыре года, если….
Мышление генерала в корне отличается от мышления адмирала. Никогда уважающий себя моряк не назовёт боевой корабль «судном», а С. Шойгу это позволяет в отношении английского эсминца.
Но вернёмся к нашему ВМФ. Верховный Главнокомандующий говорил правильные слова относительно не только военной мощи флота, но и его государственного значения. Но по лицам генералов было видно, что они оставались на позициях своих ведомств.
А такое отношение к ВМФ явилось результатом того, что очень амбициозная программа кораблестроения на 2011-2020 годы, которая не имеет самостоятельности, а входит составной частью в ГПВ (Государственная программа вооружений) не была выполнена. Наверное, как итог этого и являются сегодня военно-морские учения НАТО в Чёрном море? Ещё в августе 2016 года журнал «Военное обозрение» опубликовал статью «Программа кораблестроения ВМФ РФ или Очень Плохое Предчувствие», оно и случилось. Тогда в феврале 2018 г. Президент В. Путин подписал новую ГПВ на период 2018-2027 гг., но флот опять не получил должного внимания. Конечно, каждая программа требует корректировки. И вот уже готовится новая программа ГПВ, и хочется верить, что военное судостроение в ней займёт достойное место.
А пока заказ на постройку нового АВ (Авианосца) на замену устаревшему авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов» отложен на после 2030 год. Проекты есть, и неплохие, но из-за высокой стоимости и сложности постройки…, а наши олигархи не такие уж патриоты, чтобы сброситься на благо Отечества!
Основными крупными кораблями дальней морской зоны станут фрегаты проекта 22350, их серия восемь единиц не так уж и велика. Вступление в строй второй четвёрки этих фрегатов ожидается в 2021-2026 году.
Если раньше корветы считались исключительно кораблями ближней зоны, то теперь оказалось. Что они могут выполнять задачи и на дальних морских просторах. Русские моряки всё выдержат и преодолеют.
Вступление в строй двух универсальных десантных кораблей (УДК), требует подготовки кораблей для их охраны в дальней морской зоне.
Вывод один – задачи перед ВМФ России ставятся серьёзные, а с ними растут проблемы, которые не решить только строительством катеров, хотя они и многофункциональные. Модернизация старых кораблей океанской зоны, которые морально устарели, не решаю проблем, хотя их и оснащают новым оружием.
Военно-морские учения НАТО в Чёрном море заставляют задуматься о роли ВМФ в системе Вооружённых Сил РФ. Вопрос только в том, поймут ли это в руководстве Министерства Обороны РФ? Президент это уже понял, но хватит ли у него воли надавить на генералов?
А пока в целом в планах к 2028 году в составе ВМФ России можно ожидать появления до 14 фрегатов, 22 корветов, двух УДК и порядка 22 атомоходов….
В среднем судостроительная промышленность должна выдавать в год не менее 12 крупных кораблей, чтобы достичь уровня ВМФ обозначенного Президентом. Справятся ли корабелы?
Будем надеяться!
Какая государственная система, такой президент и его министры с консультантами, такие и задачи. Государство не владеет ресурсами природными, промышленными, людскими, а только учавствует во владении, получая от этого свою долю прибыли и не может или не хочет руководить с вытекающей из такого руководства ответственности тем, что ему не принадлежит.