Воспоминания командира 153 обрпл капитана 1 ранга Попова В.А.
В октябре 1981 г дизельная подводная лодка 633 проекта, которой в то время я командовал, выполняла задачи по обеспечению противолодочной подготовки бригады кораблей охраны водного района Потийской военно-морской базы ЧФ.
Окончив отработку очередной противолодочной задачи в полигоне боевой подготовки, проведя под водой около 30 часов, всплыл в надводное положение. Плотность аккумуляторной батареи ко времени всплытия была низкой. Получил указание оперативного дежурного следовать в порт Поти. Погода стала существенно ухудшаться, задул сильный юго-восточный ветер, волнение моря достигало 4-х баллов. На внешнем рейде г. Поти находилось порядка 10 гражданских судов. Запросил «добро» на вход в базу, однако, оперативный дежурный принял решение запустить в порт сначала гражданские суда, а потом подводную лодку. Погода продолжала ухудшаться. Примерно через два часа получил «добро» и начал маневр захода в порт. В районе берега образовался сильный накат, волны били в корму, подводная лодка не слушалась руля, рыскание по курсу составляло по 30⁰ влево и вправо. При таком рыскании лодка не вписывалась в боновые ворота ни на среднем, ни на полном ходу и возникала реальная угроза сесть на камни. Дважды совершив неудачную попытку захода в порт, отказался от выполнения данного маневра и принял решение уйти с мелководного, стесненного в навигационном отношении внешнего рейда в район штормования, запросив у оперативного дежурного координаты района. По пути следования в район выполнил дополнительные мероприятия по подготовке подводной лодки к плаванию в штормовых условиях.
Прибыв в район, решил штормование производить курсами против волны и по волне. Повороты на обратный курс старался проводить под ветер, уменьшая тем самым время нахождения лагом к волне.
Шторм в районе усилился до 7 баллов. Волны перекатывались через ограждение рубки, в центральный пост через рубочные люки сплошным потоком проникала вода. Особую опасность представляло попадание морской воды на главный распределительный электрощит, находящийся в районе нижнего рубочного люка. Личный состав ЦП постоянно боролся за живучесть, закрывая приборы, на которые попадала морская вода, чехлами и резиновыми ковриками, постоянно контролируя сопротивление изоляции, откачивая воду из трюма центрального поста.
Серьезную угрозу представляли опасные крены, возникающие при бортовой качке, которые могли повлечь за собой вытекание электролита из баков аккумуляторной батареи.
Управление подводной лодкой осуществлялось с ходового мостика.
Чтобы исключить попадание морской воды внутрь подводной лодки решил встать под устройство РДП (работа дизеля под водой) в крейсерском положении и задраить верхний рубочный люк. Однако, выполнить постановку под РДП не удалось в связи с тем, что поплавковый клапан воздушной шахты РДП закис в закрытом положении и при попытке подать воздух в дизельный отсек через шахту в лодке создался опасный вакуум.
Для укрытия от шторма можно было, запросив «добро» оперативного дежурного, лечь на грунт в районе, разрешенном для покладки, или встать на якорь в подводном положении, однако, при низкой плотности АБ я не решился на эти действия.
Штормование в назначенном районе продолжалось около двух суток. На третьи сутки шторм начал утихать и подводная лодка благополучно вошла в порт Поти. Экипаж ПЛ получил ценный опыт плавания в штормовых условиях.
Рекомендации по подготовке и плаванию подводной лодки в штормовых условиях
Независимо от предстоящей продолжительности плавания и прогнозируемой погоды подводная лодка, выходя в море, должна быть готова к плаванию в штормовых условиях.
Подготовка к плаванию в штормовых условиях должна включать:
— своевременное получение гидрометеорологической обстановки по маршруту перехода и в назначенном районе;
— выбор маршрута перехода в район и режима движения в соответствии с обстановкой (по диаграмме качки или опытным путем выбираются курс и скорость хода, при которых уменьшаются качка и заливание мостика водой);
— тщательную подготовку подводной лодки и ее технических средств к плаванию в сложных условиях (конкретный недостаток был допущен на данной ПЛ при подготовке к выходу в море – некачественная проверка устройства РДП перед выходом в море);
— с получением предупреждения об особо опасных гидрометеорологических явлениях необходимо предусматривать проведение дополнительных мероприятий (в соответствии с действующими инструкциями), которые должны быть закончены до наступления ожидаемой штормовой погоды;
— отработку организации всех видов наблюдения за окружающей обстановкой.
На выходе в море должно быть установлено четкое взаимодействие с оперативной службой, управляющей подводной лодкой. Отсутствие такого взаимодействия явилось в данном случае причиной несвоевременного получения разрешения на вход ПЛ в базу до наступления опасных гидрометеорологических условий.
Володя! Очень интересно и поучительно. Твой однокашник.