https://topwar.ru/184362-avtonomnyj-neobitaemyj-podvodnyj-apparat-sarma.html
К настоящему времени в интересах вооруженных сил в нашей стране разработано несколько автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) разного облика с отличающимися возможностями. Теперь накопленный опыт и освоенные технологии планируется использовать в гражданских отраслях. С этой целью разрабатывается многоцелевой аппарат-платформа «Сарма». Проект уже дошел до строительства первого прототипа, который начнут испытывать в этом году.
Перспективное исследование
Работы по теме «Сарма» стартовали в 2018 г. по инициативе Фонда перспективных исследований (ФПИ). Целью этой программы является поиск необходимых технологий и решений с последующей разработкой многоцелевой подводной автономной платформы. Такую технику планируется использовать для обеспечения деятельности Севморпути и для освоения Арктики в целом.
По заданию ФПИ, новый АНПА должен представлять собой многоцелевую платформу-носитель специального оборудования, адаптированную для работы в высоких широтах. Требуется высокая автономность техники: аппарат должен работать подо льдом не менее трех месяцев без необходимости дозаправки и всплытия.
Контракт на выполнение работ по «Сарме» получили ЦКБ «Лазурит» и Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Эти организации имеют необходимый конструкторский опыт и требуемые производственные мощности. Кроме того, для более эффективного решения поставленных задач на «Лазурите» организовали отдельную лабораторию при содействии ФПИ.
Уже в 2018 г. участники проекта определили примерный облик будущего аппарата и составили график работ. В 2020 г. предполагалось изготовить и испытать несколько демонстраторов технологий. В дальнейшем должны были появиться новые опытные образцы, включая полноразмерный прототип.
В ближайшем будущем
Основные положения нового проекта уже определены, и на их основе разработан прототип «Сармы». В настоящее время предприятия-разработчики строят первый опытный образец, и его сдача запланирована на этот год. Кроме того, изготавливается полноразмерный разрезной макет АНПА. В начале июля его покажут на выставке «Иннопром-2021» в Екатеринбурге.
Ранее сообщалось, что строящийся прототип в этом году выйдет на ходовые испытания. Проверки будут выполняться в акватории Белого моря – максимально близко к будущему району эксплуатации. Как долго продлятся испытания первого образца, неизвестно.
В следующем году стартует строительство головного АНПА нового типа. В 2023-м он получит все необходимые приборы и агрегаты, после чего сможет выйти на испытания, а затем поступить в полноценную эксплуатацию. При отсутствии серьезных затруднений на следующих этапах, серийное производство изделий «Сарма» могут запустить в 2024 г. Соответственно, серийная техника выйдет на Севморпуть уже в середине десятилетия.
Возможности и вызовы
ФПИ и разработчики раскрыли общий облик будущего аппарата «Сарма» и ожидаемый уровень характеристик. Также названы основные технические задачи проекта и ожидаемые трудности, с которыми необходимо справиться для завершения работ.
Согласно опубликованным материалам, внешне изделие «Сарма» будет похоже на торпеду больших размеров, хотя его габариты пока не уточнялись. Использован цилиндрический корпус с полусферической головной частью и гребными винтами / водометом в кольцевом канале. Предусматривается использование горизонтальных рулей и подруливающих устройств внутри корпуса.
Предложена и реализована модульная архитектура. Прежде всего, такие возможности будут использоваться в контексте полезной нагрузки. Новый АНПА должен будет перевозить различные грузы или инструменты для решения определенных задач. «Сарма» сможет проводить научные исследования разного рода, проводить поиски, обследовать и обслуживать подводные объекты и т.д. Какое-либо вооружение или возможность его установки не предусматриваются – этот аппарат имеет сугубо гражданское назначение.
Одной из главных задач является создание энергоустановки, соответствующей предъявляемым требованиям. Еще в 2018 г. объявили, что для «Сармы» будет разработана воздухонезависимая энергоустановка с высокими показателями экономичности. Это позволит аппарату действовать под водой в течение нескольких месяцев без доступа к атмосферному воздуху и без дозаправки топливом, обеспечивая себя и полезную нагрузку.
В более поздних сообщениях упоминалось применение электрохимических генераторов. Реагенты для их работы будут храниться и подаваться криогенной системой. Более точная информация, такая как конструкция генераторов или применяемые реагенты не уточнялась. По расчетам, такая энергоустановка имеет приемлемые габариты и массу, а также способна обеспечить автономность до 90 сут. Дальность плавания на одной заправке превысит 8,5 тыс. км при скорости не более нескольких узлов.
Для аппарата разрабатывается полностью автономная система управления, способная работать без какого-либо участия человека. Она должна обеспечить движение по заданному маршруту с учетом возникающих препятствий и факторов; также от нее требуется умение управлять установленной полезной нагрузкой. Возможно, для создания такой системы потребуются самые передовые технологии, такие как искусственный интеллект. Для подключения дополнительных устройств может использоваться открытая архитектура программного комплекса.
Одной из самых сложных задач проекта «Сарма» оказывается обеспечение навигации. Для АНПА создается новая навигационная система, способная работать автономно и без внешних сигналов. Она должна показывать повышенную точность расчетов вне зависимости от продолжительности плавания и пройденной дистанции.
Техника будущего
На ближайшие месяцы главной задачей ФПИ, ЦКБ «Лазурит» и Концерна ВКО «Алмаз-Антей» становится завершение строительства первого опытного аппарата. Затем прототип «Сармы» выйдет на испытания, в ходе которых подтвердит работоспособность выбранных технических решений и продемонстрирует расчетные характеристики.
Уже в 2023-24 гг. планируется строительство полноразмерного АНПА, пригодного для монтажа реальной целевой нагрузки. Этот этап программы «Сарма» представляет большой интерес не только с научно-технической, но и с эксплуатационной и экономической точки зрения. По его результатам окончательно прояснится вопрос соответствия аппарата требованиям и ожиданиям.
Также к 2024-25 гг. определится круг потенциальных заказчиков новой техники. Согласно планам разработчиков, АНПА «Сарма» может использоваться организациями, обеспечивающими судоходство, предприятиями нефтегазовой отрасли, научно-исследовательскими структурами и т.д. Каждый эксплуатант сможет установить требуемую полезную нагрузку и решить стоящую перед ним задачу.
Проект пока не дошел даже до испытаний, но его авторы уже смотрят в отдаленное будущее. На основе технологий и идей «Сармы» могут разрабатываться другие АНПА, в т.ч. крупногабаритные и тяжелые, с повышенными характеристиками автономности. Однако такие образцы появятся только в отдаленном будущем и только при наличии интереса со стороны заказчиков.
Для войны и для мира
Российская промышленность достаточно давно занялась тематикой автономных необитаемых подводных аппаратов, и к настоящему времени создан целый ряд подобных проектов военного назначения. Техника разных типов предлагается для патрулирования и наблюдения, для поиска подводных объектов и даже для обеспечения учений ВМФ. Особую известность получил проект «Посейдон» – аппарат с уникальными ходовыми характеристиками с ядерным боезарядом на борту. Эту технику планируется принимать в строй в ближайшем будущем.
За счет проектов военного назначения промышленность накопила необходимый опыт и теперь готова создавать новые аппараты для гражданских структур. Первый образец такого рода, созданный по инициативе ФПИ, выйдет в море уже в этом году, а через несколько лет сможет начать работу на Севморпути. Если проект «Сарма» завершится с требуемыми результатами, науку и ряд отраслей экономики ждут принципиально новые возможности. Таким образом, самые современные наработки почти одновременно найдут применение в военной и гражданской сфере с понятными полезными последствиями.
Автор:Рябов Кирилл
Сделать можно, что угодно! Но уплывет и не вернётся! Доставать потом из моря, дороговато обойдется!
Торпедисты знают, как после стрельб найти торпеду, которая даже всплыла и подает радиосигналы. А управление подо льдами — это наверно из области пока научной фантастики, если только не установить там на дне ретрансляционные станции — много станций — дальность гидроакустической связи весьма мала. А ведь им надо еще управлять и направлять. Это не безшоферный автомобиль — там ведь и лед и скалы и поводные лодки все же и наши и не наши.