Вступив в должность заместителя директора Социально-реабилитационного центра ветеранов войн и Вооруженных Сил города Москвы по медико-социальной реабилитации, стал чаще вспоминать о прошлом. К этому располагает обстановка и ветераны, которые окружают на работе. Находясь в большинстве своем в почтенном возрасте, они часто вспоминают свое суровое военное прошлое, экстремальные условия, с которыми им пришлось сталкиваться во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Впечатления, полученные от службы на ядерном полигоне в Заполярье, надолго остаются в моей памяти, как и служба на островах Новой Земли. Не только потому, что за Полярным кругом был суровый климат и экстремальные условия службы и жизни. Больше запомнились и остались в памяти люди, с их отношением к службе и делу, человеческой, мудростью, порядочностью и благородством.
Родился я, в селе Александровка Азовского района Ростовской области 9 июня в 1961 года, сам того не ведая, в один день с создателем военного флота России Петром Великим (только он на 289 лет раньше). Рос, учился и воспитывался в семье военнослужащего, поэтому пришлось поездить по нашей великой стране, побывать в Закавказье, Приморье, сменить ни одну школу, и заиметь много друзей.
Папа — Юрий Павлович был артиллеристом, а мама — Мария Федоровна врачом-педиатром. Поэтому, чтобы их не обидеть выбором профессии, когда пришлось принимать первое самостоятельное решение — после окончания средней школы в августе 1978 года я поступил в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова на факультет подготовки врачей для ВМФ. Родители были довольны выбором, будущей специальности и я тоже.
Фотография курсанта Военно-медицинской академии второго курса, возвращает в хорошее время юности. После окончания второго курса у меня состоялось знакомство со Светланой, которое после двух лет встреч и переписки постепенно переросло в глубокое чувство, вскоре мы поженились.
Учился легко и охотно, трудностей при обучении не испытывал, старался хорошо познать свою специальность. Окончив учебу в 1984 году, был распределён на Балтийский флот в город Лиепаю врачом-физиологом спасательного судна подводных лодок. Корабельная служба была не легкой, но приносила удовлетворение.
В течение шести лет, с 1984 по 1990 год служил на Балтийском флоте: из них 5 лет на спасательном судне подводных лодок «СС-40», затем начальником отделения особо опасных инфекций санитарно-эпидемиологического отряда Балтийского флота. Пока служил, не замечал за делами и службой, было некогда, как быстро росла и взрослела любимая дочь Анна.
За время учебы, стажировки, а потом и 6-летней корабельной службы не только познакомился с корабельной организацией, но познал, врос во флотскую службу и жизнь. Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 290-й годовщине создания военного флота России 20 октября 1696 года Петром I, проводимые на флоте мероприятия, посвящённые 280-ой годовщине создания в мае 1703 года Балтийского флота, еще больше сблизили меня с нашей знаменитой Балтикой.
Родился, учился и рос я на берегу в теплых местах, севером не «болел» и служить, в Заполярье тем более на Новую Землю не стремился. Способствовал как всегда случай, вернее хороший совет начальника СЭО Балтийского флота, полковник медицинской службы А.А. Езерский. Артур Александрович несколько лет служил на Новой Земле, поэтому к его рекомендации я прислушался. В конце 1989 года, когда кадровая политика была сложной, дал согласие на продолжение дальнейшей службы на ядерном полигоне Новой Земли.
Мое знакомство с Южным островом Новой Земли впервые, произошло 20 апреля 1990 года, когда я был назначен служить на должность врача — специалиста санитарно-эпидемиологической лаборатории (СЭЛ) и прибыл в Арктику. Добирался один без семьи как обычно военно-транспортным самолетом до аэродрома поселка Рогачева.
Стояла благоприятная погода, на Новой Земле был полярный день, ярко круглые сутки светило солнце, впервые вступил на аэродром военного городка. Погода для Новой Земли хорошая — температура воздуха около +10,0 градусов, ветер умеренный — 5-7 м/сек, видимость полная, по меркам этого района Арктики вполне благоприятно.
Встреча на аэродроме обычная для закрытого ядерного полигона: пришла служба режима, проверила документы, всех посадили в автобус и поехали к моему новому месту службы в столицу Новой Земли Белушью Губу. Первое время был размещен и жил вместе с сослуживцами в центре военного городка, комнате гостиницы №5. На следующее утро, представившись своим начальникам, пошел знакомиться с новым коллективом подчиненных.
Медицинскую службу гарнизона Новой Земли возглавлял подполковник медицинской службы С.Я. Радченко, старшим помощником был майор медицинской службы Н.П. Шестопалов. Начальником санитарно-эпидемиологической лаборатории гарнизона, был подполковник медицинской службы В.Л. Сегалевич. Вместе со мной проходили службу офицеры майор медицинской службы Горбачев И.А. (врач-бактериолог) и майор медицинской службы Кареев И.А. (врач-эпидемиолог). Из офицеров, специалистов лаборатории я был самым молодым по возрасту и по опыту службы в подразделениях санитарно-эпидемиологического профиля. Поэтому в начале службы в новой должности многому приходилось учиться у моих старших сослуживцев.
К началу нового 1991 года на полигон приехала моя жена Светлана, из-за отсутствия квартиры дочь Анну пришлось отправить на Сахалин, где проходили в это время службу родители жены. Там Анюта и пошла в свой 1-й класс. С приездом жены, поселились вместе в небольшой комнате в общежитии «Спецстроя» на улице Снежной. Светлана была принята на работу в среднюю школу заместителем директора по воспитательной работе.
Как потом узнал, школа Архангельск-55 на Новой Земле была по многим показателям одной из лучших, в первую очередь по качеству работы учительского коллектива и подготовке учеников. Дети, окончившие среднюю школу, практически все поступали в ВУЗы. Мальчишки чаще всего шли в военные училища, если не было противопоказаний по состоянию здоровья. Школа была большая, красивая, строилась по специальному арктическому проекту со спортивной площадкой внутри здания. По внешнему виду школа была лучшим многоэтажным зданием военного городка на Новой Земле.
Перебирая иногда свой семейный архив, смотрю на фотографии и вспоминаю, время жизни и службы на ядерном полигоне Новой Земли, оно было трудным, но так необходимым для нашего Отечества в тот непростой период жизни страны.
Через несколько месяцев нам предоставили отдельную однокомнатную квартиру на улице Советской дом 3. К началу нового учебного года приехала дочь Анна. К этому времени я почти освоился с особенностями службы в отдалённом гарнизоне и старался передать свой небольшой опыт моим родным, помогал быстрее привыкнуть к новым условиям учебы, быта и жизни. У всех в Белушьей Губе свежим оставалось в памяти начала нового 1990 года, когда стоял вопрос о выживании и выселении целого военного городка на ядерном полигоне. Благодаря людям, их круглосуточной работе, не прекращающейся в любую погоду, все было восстановлено, и жизнь поселка, его инфраструктуры продолжилась, но новоземельцам этот период надолго запомнился. Все жители очень хорошо усвоили вопросы, связанные с безопасностью проживания в квартирах, обеспечением электричеством и особенно теплом.
Постепенно, с помощью сослуживцев, по книгам библиотеки Дома офицеров, с женой начали изучать место, куда привела служба и узнали много интересного.