В марте сего года в России 25-й раз отметят День моряка-подводника, и по существу это будет 115 лет с того момента, когда Император Николай II повелел шестого марта (старый стиль) 1906 г. своим Указом включить подводные лодки в состав боевых кораблей военного флота. В приказе по морскому ведомству №52 от 24(27) марта 1906 г. лично подписанным Морским министром А.А. Бирюлёвом говорилось «Государь Император (Николай 2) в шестой день сего года Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». А уже 27 марта(9.4)1906 г. Указом №27614 был учреждён Учебный отряд подводного плавания при порте в Либаве (Лиепая). С шестого марта 1906 г. в России стали отмечать День моряка-подводника.
В 1917 г. этот День был забыт, и только через 80 лет был возобновлён в новой России приказом ГК ВМФ адмиралом флота Ф.Н. Громовым №253 от 15.7.1996 г., в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно 19 марта.
В СССР подводные лодки считались секретным оружием, всё связанное с подводными лодками замалчивалось, день подводника не отмечался. Вот почему мы мало знаем историю своего подводного флота. А она, надо признать, очень богата как на героические, так и трагические события. За более чем вековую историю подводный флот России честно и бескомпромиссно стоял и стоит на страже интересов Отечества.
Первые подводные лодки появились в русском флоте ещё в конце 19 в., а уже в начале 20 в. Была построена первая боевая подводная лодка «Дельфин» отечественного производства. Все подводные лодки до Указа 19(6) марта 1906 г. носили наименование «миноносец», и только после Императорского Указа стали именоваться подводными лодками, выделенными в особый класс боевых кораблей.
Урон, нанесённый японцами русской эскадре в 1904 г., вынудил царское правительство искать воздействие на неприятельский флот. Одним из путей решения этой задачи являлось срочное строительство подводных лодок. Ещё не имея возможности воздействовать на противника физически, подводные лодки уже воздействовали на него морально, чем и определили свою будущность.
Конечно, это были ещё несовершенные субмарины, несущие много опасностей для экипажей, но, как писал В. Пикуль, хочу привести его слова полностью, потому что хотя лодки и стали много совершеннее, служба на них не стала менее опасна, и слова писателя актуальны и сегодня. «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты, любящие своё дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности. На субмаринах между начальниками и командой можно было наблюдать дружбу, скреплённую железной дисциплиной… Сама служба, полная отваги и риска, толкала на мысль к выдумке и рационализации… Ум человеческий на подлодках изощряется до предела. Приходится постоянно помнить, что на карту ставится своя и много других жизней». Как ветеран-офицер-подводник готов подписаться под каждым словом.
Значительной вехой в развитии подводных сил стал Учебный отряд подводного плавания, созданный в апреле 1906 г., ибо в подводном деле, как нигде важна подготовка грамотных кадров. «Ни одна часть морской специальности не требует от личного состава таких положительных знаний, как подводные лодки: здесь каждый должен точно знать, что ему надо сделать при различных обстоятельствах, ошибки не допускаются, а потому все служащие на подводных лодках должны пройти самым основательным образом соответствующий курс в школе и выдержать экзамен по установленной программе» (ЦГА ВМФ, ф.ГМШ. дело 27995) – писал в своём докладе первый начальник отряда контр-адмирал Э.Н. Щенсович. К сожалению, сегодня этот принцип забыли, в стране нет самостоятельного училища Подводного плавания, а на факультетах качество подготовки не то.
Уже после первой мировой войны подводные лодки показали полную состоятельность во всех флотах мира. «Подводная лодка стала центром, вокруг которого развёртывались военные, политические и экономические концепции. Она становилась одним из главных факторов войны» — писал в 1936 г. советский военный историк вице-адмирал А.В. Штерн. Этот вывод остаётся значимым и в современной войне.
В двух мировых войнах подводные лодки явились главным оружием борьбы за господство на море. Российские – советские подводники проявляли чудеса героизма и самоотверженности. Чего стоят только прорывы советских подводников во время Великой Отечественной войны из Кронштадта через напичканный минами Финский залив в открытые воды Балтики, где они наводили ужас фашистский флот. Недаром многие подводники в период войны были удостоены звания Героя Советского Союза.
Но и после второй мировой войны для подводников она продолжалась. «Холодная война» для подводников в океане вызвала «горячее» противостояние в глубинах океана. Слежение лодок противоборствующих сторон друг за другом доходило до столкновений под водой. Такое «удовольствие» пришлось испытать и автору этих строк. Наверное, накал «холодной войны» подводники испытали как никто другой. К чести русских подводников они не уронили знамя достоинства в этой борьбе, о чём свидетельствует присвоение многим подводникам звания Героя Советского Союза, а потом и России.
Несмотря на активную деятельность подводных сил в период «холодной войны», это раздел истории наших подводных сил остаётся белым пятном. Историки неохотно возвращаются к этому периоду нашей истории. А между тем наш вероятный противник в океане не отказался от своего лозунга «пока русский медведь плавает, мы …», о чём свидетельствует трагическая судьба нашей АПЛ «Курск» в августе 2000 года….
Значение подводных сил в системе ВМФ остаётся и сегодня без сомнения лидирующим. Уважение подводников в среде народа вполне заслужено, и этот День моряка-подводника 19 марта, несомненно, является знаковым для всех.
А те, кто служит или служил на подводных лодках, считают, что «Подводный флот – это не работа, не служба и не вид деятельности. Это судьба и религия!»