Позвонил Славик Ямроз – в молодые годы бывший член моей команды на яхте класса Л-4 «Лена», где я был капитаном. За прошедшие десятилетия, так быстро пронесшиеся в моей наполненной морскими и земными делами жизни, Слава из десятиклассника, начавшего заниматься парусным спортом, превратился в знаменитого на Черном море яхтенного капитана, командовавшего яхтой класса Л-6 «Снарк», на которой неоднократно занимал призовые места в первенстве Советского Союза – Кубке Черного моря. Маршрут этой регаты пролегал от Одессы до Кавказа и обратно до Ялты или Одессы. На этих соревнованиях собирались яхтсмены – победители в гонках своих регионов со всего Черного и Азовского морей, из Болгарии и Балтики. В трудной спортивной борьбе, проходившей вдоль побережья Крыма или посредине Черного моря, в зависимости от маршрута, выбираемого капитаном, после промежуточных сражений на малой дистанции в Севастополе, Новороссийске, Сочи или Сухими яхты возвращались в Одессу или Ялту. Там проходило награждение победителей.
Последняя встреча со Славой произошла в Одессе, куда я пришел на яхте четвертьтонного класса, называемой тоже «Снарк» для участия в регате «Малый Кубок Черного моря» проходивший в северо-западной части Черного моря среди яхт младших классов и малых размеров.
Большой «Снарк» торжественно входил в Черноморский яхт-клуб, расположенный в Отраде. Торжественно потому, что он стал победителем Большого Кубка Черного моря среди 12 команд самых больших яхт. С берега и со стоявших на якорях яхт яхтсмены Одессы приветствовали победителей. Я выстроил свою команду на палубе малого «Снарка», и когда большой «Снарк» поравнялся с нами, мы дружно прокричали наше приветствие чемпионам – большому «Снарку» от малого «Снарка». Слава был приятно удивлен, увидев меня на палубе яхты после долгих лет разлуки. После окончания швартовки я был приглашен на яхту – победительницу регаты, где в каюте собрались члены команды и встречающие их родные и близкие. Торжественно открыли бутылки шампанского и наполнили большой хрустальный кубок победителей. Слава поднял кубок и сказал, что первый глоток должен сделать его первый капитан и учитель – то есть я. Я был приятно удивлен таким вниманием, взял кубок и передал его жене Славы, при этом сказав, что многие начинали заниматься интересным, но тяжелым парусным спортом, требующим много времени, сил и средств, и немногие оставались яхтсменами и достигали вершин после создания семьи из-за привередливых жен, заявлявших «я или яхта». А что такое жена – это шея, куда захочет, туда и повернет голову – мужа. Что такое жена – это гвоздь в стуле, который никогда не даст посидеть спокойно. И раз тебе удалось достичь таких вершин – это прежде всего заслуга понимающей, любящей тебя жены, а не моя, поэтому первый глоток из кубка победителя принадлежит ей.
Прошли годы, свершился развал Советского Союза, исчезли общественные яхт-клубы, куда бесплатно приглашались желающие заняться парусом спортсмены. На их месте появились дорогие морские марины на западный манер, куда «новые украинцы» стали размещать свои яхты, стоимость которых доходит до миллионов долларов. Но управлять ими богатеи не умеют и учиться этому нелегкому мастерству некогда да и лень. Появилась потребность в наемных опытных капитанах, одним из которых стал Слава. Его звонок был связан с тем, что надо было перегнать большую яхту длиной 14 метров из Одессы на Кипр. Ему был нужен помощник, чтобы управление яхтой делить по 12 часов в сутки между капитаном и помощником. Я дал согласие и вскоре был в Черноморском яхт-клубе, где шли последние приготовления к длительному рейсу через Черное, Мраморное и Средиземное моря. Мое внимание привлекла новинка – прибор GPS – устройство спутникового определения координат яхты в море, успешно заменившее радиопеленгаторы, ранее применявшиеся для этой цели. Яхта стояла у причала, электропитание подавалось с берега, и я в свободные от разнообразной работы по подготовке яхты минуты, с удовольствием занимался изучением GPS и освоением работы на нем. Прибор был закреплен над штурманским столом рядом с УКВ радиостанцией и был запитан от бортовой сети, так как был корабельного исполнения, а сеть питалась с берега. Закончив все судовые работы, завершив оформление всех таможенных, пограничных документов, даже получив дезодорационное свидетельство о том, что на яхте нет крыс, и после пограничных и таможенных формальностей яхта под мотором выходит за ворота яхт-клуба. Я на руле и вывожу яхту, а Слава в яхте занят дизелем, который надо не перегреть за несколько минут его работы до выхода на чистую воду, т.к. не работает водяная помпа. Выйти под парусом из тесного яхт-клуба, сделав несколько крутых поворотов, очень тяжело, вот и пошли под мотором. Подходим к выходу из яхт-клуба, где надо сделать поворот на 180 градусов и лечь на курс к Стамбулу. Перед выходом в последние минуты Слава принес на яхту большой компас типа «бычий глаз» сферической формы, позволяющий видеть его картушку – вращающийся вместо стрелки круг с делениями на 360 градусов – с любой точки кокпита яхты. Компас торжественно закрепили на высокий железный нактоуз – подставку перед рулевым. Отбрасываю колпак, защищающий компас, и смотрю на картушку – курс Норд. Сделав поворот в воротах яхт-клуба на 180, снова взглянул на компас – курс по-прежнему Норд. Курс по-прежнему Норд – картушка мертвая! Слава заглушил мотор и вышел на палубу. Обращаю его внимание на поведение компаса. Он недоуменно смотрит на картушку и потом говорит «Какой же остолоп хозяин, он на железную яхту купил дорогой, но в пластмассовом корпусе компас, конечно, он не будет работать. Но ничего, у нас есть GPS: обойдемся без компаса».
Проходим мимо замечательных одесских пляжей Аркадии, Фонтана. Вот и маяк на мысе Большого Фонтана, встречающий и провожающий моряков со всего мира. Далее Ильичевск, вход в Белгород-Днестровский лиман и постепенно скрывающиеся очертания берегов. Места знакомые, куда идти – понятно и без компаса, а так как стемнело и появились звезды, продолжаем идти тем же курсом, ориентируясь по ним. Исчез берег, надо определиться, прошли ли остров Змеиный – наши территориальные воды – или нет. Включаем GPS от аккумуляторов бортовой сети. Прибор гудит, экран дисплея вспыхивает и гаснет, показывая координаты яхт-клуба. Упражняюсь около часа, пока, наконец, не появились новые координаты – мы прошли Змеиный и находимся в румынских водах. Я запаниковал, как идти без возможности определения своего местоположения. На мое предложение вернуться Слава спокойно заявил: «Вспомни молодость – как ты водил нашу яхту в Очаков, на Тендру, в Каркинитский залив вообще без компаса. А я недавно изучал мореходную астрономию и успешно сдал экзамен этой зимой в пароходстве, так что не дрейфь, до Стамбула прорвемся, а там разберемся, что к чему в «Атакей-Марине». Прекрасен рассвет в открытом море, когда из-за горизонта торжественно поднимается огромный розовый диск нашего замечательного светила, озаряя морские просторы своими благодатными лучами. Внимательно следим за морем, чтобы увидеть направление движения попутных судов и сверить с ними свой курс. За весь день ни одного судна. Обычно в этом очень оживленном районе, который мы проходим, было столько различных судов, а теперь их нет – так повлиял развал, постигший Украину, который привел к полной распродаже самого большого флота из 16 флотов СССР, насчитывавший почти 300 океанских судов загранплавания.
На третий день стали появляться попутные и ветряные суда, подтвердившие правильность нашего курса, проложенного по солнцу, луне и звездам, мы приближаемся к проливу Босфор. А вечером, когда окончательно стемнело, впереди по курсу небо окрасилось огромным заревом, создаваемым огнями Стамбула. Утром открыли вход в Босфор. По Босфору запрещено движение под парусом, а у нас мотор не работает. Положение безвыходное, надо идти под парусом, авось пронесет мимо инспекции судоходного движения. Идем под правым берегом в 10 метрах от замечательных старинных дворцов, шикарных вилл, красивых мечетей и шоссе, проложенного вдоль береговой линии. Слева остался маленький островок с небольшой мечетью на нем. По одной из легенд, мечеть построена по приказу султана, который очень любил свою дочь, но звездочет предсказал, что она погибнет от укуса змеи. Т.к. остров находится почти посредине пролива Босфор, то змеи не могли попасть на него и дочь султана жила в безопасности рядом со Стамбулом и горячо любящим ее отцом. Но предсказание кудесника сбылось… С берега привезли корзинку с замечательными восточными фруктами, и когда девушка опустила руку в корзину, ее ужалила змея, оказавшаяся в корзине, и она погибла. Опечаленный султан приказал построить на островке мечеть, которая служит сегодня морякам отличным ориентиром в узком Босфоре. Конец пролива, впереди Мраморное море. Поворот вправо, и вскоре мы у известной среди яхтсменов «Атакей-Марины», большой современной яхтенной стоянки, принимающей сотни яхт со всего мира и предоставляющей все удобства для отдыха после многодневных переходов. К борту яхты подходит резиновая моторная лодка, и приветливо улыбающийся турок берет нас на буксир и, успешно маневрируя между многочисленными яхтами, заводит на свободное место на одном из длинных причальных бонов. Приняв теплый душ и переодевшись, отправляемся на осмотр Стамбула и поиски злополучной водяной помпы для восстановления нашего двигателя. Удивлен тем, что яхту Слава не запирает, а на палубе остаются различные дорогие снасти, которые мы привыкли подальше прятать при стоянке в наших яхт-клубах. На мой недоуменный вопрос Слава говорит, что тут ничего не пропадает и нет необходимости в использовании запоров. На расхлябанной электричке добираемся до знаменитого стамбульского базара – целого торгового города, расположившегося в центре Стамбула. Ищем магазин фирмы «Хьюлет Паккерт», находим, но там морской помпы нет, только запчасти автомашин. Посылают на другой базар, потом на третий, потом через знаменитый новый подвесной мост в Константинополь на другой стороне пролива. Помпы нигде нет. Следующий день – день отдыха и экскурсий, посещаем дворец султана, Голубую Мечеть, Айа Софию и другие достопримечательности Стамбула. Усталые, но полные впечатлений под монотонные крики муллы на одном из минаретов мечети, возвращаемся в марину. Иду в душевую и, освежившись в ласковых потоках душа, направляюсь к яхте. И вдруг, как всегда, когда тебе что-то очень надо, но, это что-то не получается, случается это ВДРУГ… и то, что ты не мог найти – оно само идет к тебе. Мимо душевой проходит парень в комбинезоне, на спине которого написаны заветные слова «Хьюлет Паккерт». Я остановил парня и попытался на английском объяснить нашу проблему – он меня не понял. Перешел на русский – опять не понял, но показав на себя, сказал дейч – то есть немец. На немецком объяснил нашу проблему, привел на яхту и показал водяную помпу. Наш спаситель записал тип помпы и сказал, что завтра все будет «зер гуд». На следующий день мотор обрадовал нас устойчивым рокотом, а мы, расплатившись за стоянку покинули гостеприимную «Атакей-Марину». GPS работает нормально и четко выдает наши координаты. Причиной его отказа оказались перепутанные провода аккумуляторной батареи.
За сутки при слабом попутном ветре проходим Мраморное море, Слава показывает нам остров, давший название морю. Справа остается печально известное Галлиполи – прибежище остатков Белой армии Врангеля, а слева развалины легендарной Трои. Мы в Средиземном море. нНа нашем пути каскад островов, между которыми приходится маневрировать. Поражает суровое отсутствие растительности на скалистых берегах и многочисленные вышки ветрогенераторов. Одна из ночных вахт доставила не совсем приятные минуты. Моя вахта с 20 до 24, подходим к острову Кос, ветер свежий, яхта с креном разрезает встречные волны. Курс бейдевинд. Слева должен остаться Кос. Локатора на яхте нет, трудно в кромешной темноте определить свое местоположение при отсутствующем на Косе маяке. Внимательно смотрю за горизонтом – темно, только пена за бортом и брызги в лицо. Но вот по горизонту движутся огни, один, второй, третий. Поднимаю отдыхающего в каюте капитана и вместе решаем, что это берег, а по нему едут машины. Уваливаюсь на 45 градусов, чтобы отойти от острова. Курс галфвинд. Крен увеличился, яхта пошла быстрее. Незаметно подходит 24:00, смена вахты. Сменяющий меня капитан принимает решение убрать топовый стаксель, т.к. яхта идет с большим креном, палуба с подветра в воде на порывах до рубки. Капитан на руле, а я с матросом переползаем на бок по наклонной мокрой и скользкой палубе и с трудом убираем огромный стаксель и увязываем его к релинговым стойкам. Релинги низкие, наклоненная палуба мокрая, и удержаться на ней тяжело, а страховых поясов нет, работаем без страховки. На палубу вкатываются белые лохматые волны, стремящиеся тебя поддеть и сбросить на подветренный борт в бушующую стихию. Ощущения не из приятных, но работу нужно закончить. И вот мы в кокпите, можно после вахты и аврала отдохнуть несколько часов до следующей вахты – «собаки» с 4:00 до 8:00. Еще несколько дней перехода остаются за кормой.
Наша яхта достигла цели путешествия – остров Кипр. В знак приветствия в соответствии с морскими законами на мачте яхты взвился Кипрский флаг. Этот флаг мы купили в одном из морских магазинов Одессы, предварительно убедившись по атласу флагов, что именно этот флаг – флаг острова Кипр. Расстояние до берега сократилось до нескольких сот метров, и стало хорошо видно, как на берегу занимались своими делами солдаты воинской части. Вдруг с берега донесся тревожный звук сирены, солдаты кинулись к расположенным на берегу орудиям, стали их расчехлять и разворачивать в нашу сторону. Наблюдая эту картину боевой подготовки, мы стали гадать, неужели на Кипре такие гостеприимные люди и хотят приветствовать нашу яхту салютом. Расстояние до берега сократилось, а салюта никто не думал давать. Все орудия береговой батареи медленно поворачивались в нашу сторону по мере продвижения яхты вдоль берега. Такая встреча была не понятна и нас насторожила. Я взял бинокль и стал внимательно рассматривать берег. И вдруг на расположенном на берегу флагштоке увидел флаг, но не такой, как мы подняли, а красный с полумесяцем – турецкий. И тут мы вспомнили, что северная часть острова захвачена Турцией и является непризнанной мировой общественной турецкой территорией. Моментально был убран кипрский флаг с нанесенным на нем очертанием острова на белом фоне и поднят турецкий. На берегу снова протяжно взвыла сирена и орудия стали разворачиваться в исходное состояние, а солдаты – расходиться по берегу. Что же происходило за время нашего перехода от Одессы до Кипра под парусом, занявшего полторы недели. Мы почти не слушали радио, а потому не знали последних событий на Кипре. А события за время нашего безмятежного плавания развивались следующим образом. На Кипре проживают греки и турки. В восьмидесятых годах турецкая община при поддержке турецкой армии попыталась захватить у греков, территорию острова. Встретив сопротивление со стороны греков турки ограничились захватом северной части Кипра и выселили всех греков в южную часть. Греки не смирились с таким агрессивным нововведением турков и производили неоднократно попытки вернуть свою территорию. Накануне нашего прихода на Кипр греческая молодежь проникла на турецкую территорию, один из греков залез на флагшток и сорвал турецкий флаг, но был застрелен турками. Страсти между враждующими сторонами разгорелись и грозили перейти в серьезный конфликт. И в это время мы подошли к турецкому берегу с поднятым кипрским флагом. Турки приняли нашу яхту за яхту киприотов, пытающихся высадить десант на их территорию, и чуть не открыли по нам орудийный огонь. Вовремя мы поменяли кипрский флаг на турецкий и не стали жертвой конфликта, разгоревшегося на острове.
Вот такие бывают мореходные приключения из-за подъема не того флага который нужен, и не отслеживания в море событий, происходящих на берегу. И вот мы входим мимо мощных старинных крепостных стен в марину города Тарнак.
Поход окончен, и через неделю отдыха на гостеприимном Кипре мы на борту «Боинга», летящего к родным берегам. Мы переполнены впечатлениями от увлекательного перехода на яхте по трем морям и знакомства с остатками монументальных сооружений, оставленных крестоносцами во время их походов в средневековье через этот замечательный остров к берегам Азии в защиту Гроба Господня.
Спасибо, интересно!
Очень интересно. В 70 годы десятки раз проходил на боевых кораблях (эсминец, бпк, пкр) в Средиземное море и обратно, стоял в якорных точках у Кипра. Но все эти достопримечательности наблюдал издалека. Ну а в Стамбуле, конечно, не останавливались. В лучшем случае в Порт-Саиде или в Латакии.
Спасибо, интересно и познавательно.
Очень интересно, ты молодец.