Впервые эту фамилию я прочла в 1992 г. в открытке, присланной мне из Бизерты Анастасией Александровной Ширинской, в ответ на моё письмо с вопросом, знает ли она что-нибудь о наших родственниках Тирнштейнах: «Я пересылаю Ваше письмо в Ницце Зиночке Тирнштейн, урожденной Шадриной, жене Павлика Тирнштейна». Это было 20 лет назад. И сегодня я хочу рассказать об отце Зинаиды Ивановны, с которой у нас была замечательная переписка в течение нескольких лет. Материалом для моего выступления послужили: 1) сведения об отце в письмах Зинаиды Ивановны; 2) публикация о Шадрине Иване Михайловиче в Биографическом справочнике в книге-сборнике Махрова К.В. «Русская колония в Тунисе, 1920-2000» (М, «Русский путь», 2008) и там же – два его доклада; 3) материалы из личного дела Шадрина в Фонде «Императорской Консерватории» Центрального Государственного исторического архива С-Петербурга (ЦГИА – на ул.Псковской,18).
Иван Шадрин родился в январе 1878г. в Малой Вишере Новгородской губернии в семье петербургского мещанина, позднее перешедшего в купечество. Отец пожелал дать сыну музыкальное образование (вероятно, были к тому данные) и подал Прошение в Императорскую Консерваторию 1 августа 1891г. 13-летний мальчик был принят. В 1898г. Иван Шадрин успешно закончил Консерваторию с «Дипломом на звание Свободного Художника» (по классу гобоя и военной инструментовки. Среди педагогов – профессора Глазунов (директор Консерватории), Лядов и др. выдающиеся русские музыканты. В том же году 20-летний юноша поступил вольноопределяющимся в 94-й пехотный Енисейский полк, квартировавший в Пскове. Началась самостоятельная жизнь: армия – военный капельмейстер, семья, Императорская придворная капелла (с 1906г.); участие в Первой мировой войне; в 1918г. – возвращение в Государственную певческую капеллу. Во время революции уехал (уже с семьей – женой и 3 детьми) из Новгорода через Одессу в Геленджик и далее – в Новороссийск. В Гражданскую войну служил в штабе Командующего флотом, руководил военным духовым оркестром. В трудном 1920 году отправил жену с 3 детьми (один – новорожденный) на английском корабле в эвакуацию (в Египет), а сам со старшей дочерью позже – с Русской эскадрой – попал в Бизерту на крейсере «Генерал Корнилов». И здесь, в Бизерте, началась долгая, 27-летняя эмигрантская жизнь семьи Шадриных на земле Северной Африки (Тунис – Алжир – Марокко).
Иван Михайлович был не только музыкально одаренным человеком, он был внимателен к жизни и людям, и оставил свои подробные описания событий того времени и людских взаимоотношений в той сложной жизни.
«Моя музыкальная деятельность в Тунисе» – так назвал он рассказ о своей жизни в этой стране, явно опираясь на дневниковые записи, понимая важность всего, происходившего тогда – для будущего, для нас с вами! Через 3 дня после прибытия в Бизерту первых кораблей Эскадры, «в день праздника Рождества Христова наш флагманский крейсер «Генерал Корнилов» посетили высшие французские представители армии, флота и городского управления. И в этот день эскадренный оркестр в составе 48 музыкантов под управлением Ивана Михайловича Шадрина впервые официально выступил за границей и имел заслуженный успех у иностранцев». Оркестр стали приглашать для участия в разных празднествах французских организаций. Принимали везде хорошо, однако играли они всегда просто за угощение и за «mersi».
С прибытием броненосца «Георгий Победоносец» («Жорж-Победа», по-французски) по приказу командующего флотом эскадренный оркестр 3 раза в неделю съезжал на берег и исполнял большую и разнообразную музыкальную программу.
«В эти дни на берегу было настоящее гуляние: скапливалось много городской публики, которая аплодировала и кричала «бис», а когда оркестр исполнял вальс, на берегу устраивался настоящий бал» (Махров, с.198). Прекрасные отзывы в газетах.
В июне городская делегация упросила Командующего эскадрой, и оркестр 2 раза в месяц – через воскресенье – играл в городском сквере.
Всё это было в диковинку в Бизерте… Таким образом, было дано 9 концертов и все они были «хвалебно отмечены в прессе».
Но вот – на следующий день после 9-го концерта – последовал приказ от французских властей о списании на берег, в лагерь, части офицеров и почти всех матросов. Музыканты тоже были списаны на берег: все стали думать о средствах для жизни. Таким образом, «оркестр Эскадры прекратил свое существование».
Сам дирижер оставался временно при Штабе командующего в должности флаг-офицера; в начале 1922г. – тоже был списан и уехал в г.Тунис. С ним была 14-летняя дочь, жена с тремя младшими должна была приехать из Египта (через Красный Крест). Надо было обеспечить материальную базу для семьи, и Иван Михайлович стал искать заработок.
В г. Тунис уже организовался Русский кооператив, предлагавших себя в наём в качестве специалистов или рабочей силы. Записался в него и Шадрин – со специальностью: музыкант и пианист. Получил 2 предложения – 2 примера беспардонного, пренебрежительного отношения (со стороны французской элиты) к «русскому беженцу» (так, вместо обещанных 50 франков за 2,5 часа игры банкирша заплатила 35 франков за 7 часов беспрерывной игры. «Это был первый урок«, как написал сам музыкант.)
И вот – ангажемент в г.Сус – играть в кафе с небольшим оркестром, а вечером – в кинотеатре – за 750 франков в месяц. Предложение было принято, и Иван Михайлович с дочерью обосновался в Сусе, куда и приехала семья из Египта. «С этого времени я начал знакомиться с бытом и нравами этой страны и, конечно, с её музыкой, европейской и арабской».
Затем последовали частные уроки, а с октября – преподавание музыки в частной женской школе; участие в концертах и различных мероприятиях (с оркестром или аккомпанируя на рояле). Через 2 года была поставлена опера-комик «Veronica» муз. Мезарера под его управлением (в оркестре уже 27 музыкантов-любителей). Из г.Туниса приехал на спектакль Генеральный резидент Франции, который приветствовал дирижера словами: «Желал бы я, чтобы в Тунисе был такой дирижер, как вы в Сусе». Далее: Театральное представление (в пользу французских ветеранов), в программе – несколько сцен из оперы «Демон» Рубинштейна (декорации, костюмы). Главный исполнитель – «француз, который совершенно не знал нот, но имел прекрасный и сильный баритон, слух и прекрасную музыкальную память. Я с ним хорошо поработал, натаскал его в исполнении роли, и он имел поражающий успех«.
В тот же вечер были исполнены два сочинения самого Ивана Михайловича и русский танец «Боярыня» в исполнении его дочери (1925г.)
Через год, в католической церкви – большая Оратория Гуно – солисты, хор и оркестр, около 100 участников. Блестящий результат был заслуженно отмечен в прессе. В тот же год – 1926 – за музыкальную активность Шадрину И.М. был пожалован первый тунисский орден – орден Почёта (Officier de Nichan Iftikhar).
Иван Михайлович оставил свои воспоминания о творческих встречах с арабскими музыкантами духового оркестра г. Сус, которые его всегда хорошо принимали, не столько из вежливости, сколько видя доброту, профессионализм и полезность его советов. Покровители этого оркестра и сам руководитель были признательны русскому музыканту и однажды устроили ему в благодарность «официальный арабский кус-кус» и концерт своей музыки — играли по нотам (об этом интересно прочесть самим в воспоминаниях Ивана Михайловича в книге Махрова – с.202).
Русская колония в Тунисе просила музыканта переехать в этот город, но материальные и семейные обстоятельства не позволяли ему этого. Однако, осенью 1928г. Иван Михайлович нашел компромисс: с понедельника по четверг – в Сусе – уроки (частные и в Музыкальной школе, статус которой вскоре значительно повысился); пятница, суббота, воскресенье – в г.Тунисе стал формировать русский смешанный хор «Русская Капелла». «С Божьей помощью и нашей силой воли «Русская Капелла» дала в г.Тунисе 23 февраля 1929г. свой первый концерт, встреченный «на бис», а через неделю — его повтор. «Русской Капеллой» даны были еще 16 концертов по всей Тунизии, все – с благотворительными целями (в том числе, 5000 франков были переданы на постройку храма в Бизерте,). На всех концертах в г.Тунисе присутствовали Генеральный резидент Франции, представитель Бея, высшее командование армии и городского управления.
Приближалось большое католическое торжество – Конгресс. В течение нескольких дней в мае 1930г. в г.Тунисе под открытым небом – празднества и религиозные песнопения (с участием нескольких оркестров и хоров). Программа обсуждалась у архиепископа, куда был приглашен и Иван Михайлович Шадрин. Когда дошло до обсуждения вопроса управления исполнением песнопений, произошёл конфуз: четверо французов (2 органиста и 2 дирижера оркестров, военного и муниципального) категорически отказались. «Вдруг все взоры устремились на меня, и сам архиепископ предложил мне взять управление в свои руки. Я поблагодарил за оказанную честь и согласился… (Исполнителей было более 350 человек). Я гордился, что не нашлось никого, кто бы взял на себя управление хором, и эта честь была оказана мне – русскому» (и тем более – православному!) Все прошло блестяще!
13 мая 1930г. было отправлено из г.Туниса И.М.Шадриным в г.Ленинград (СССР) в Канцелярию Консерватории письмо с просьбой выслать ему копию его «Диплома со званием Свободного Художника», который «здесь мне крайне необходим для занятия должности по моей специальности (номер диплома, насколько помню – 536)»… Ответное письмо из Ленинграда с копией Диплома датировано 28 мая того же года… Как говорится – «комментарии излишни»!..
В 1932г. Иван Михайлович Шадрин принял французское подданство. «Привыкнув к музыкальной активности» (выражение самого Шадрина), он не оставался бездеятельным, где бы ни жил: 16 лет семья прожила в г.Сус (Музыкальная школа, Музыкально-художественное общество с многочисленными конференциями, беседами, театральными постановками и концертами – для поддержания материального состояния школы).
В конце 1937г. – переезд семьи в г.Тунис (по семейным обстоятельствам). Здесь Шадрин предпринял попытку еще раз создать «Русскую Капеллу» – но не смог («в русской колонии не нашлось хороших голосов для хора»). Однако он создал духовой оркестр для организации «Союза полицейских Туниса«… Благодаря контактам Ивана Михайловича с дирижером Городского симфонического оркестра, репертуар оркестра пополнился пьесами русских композиторов – Лядова, Чайковского. В феврале 1939г. Шадрин дважды выступал по радио с исполнением на рояле собственных произведений.
С началом войны вся музыкальная деятельность прекратилась. В январе 1942г. семья переехала в Алжир. Для музыкальной общественности он был «новым«… Здесь Иван Михайлович служил бухгалтером в Управлении полиции. Знакомство с директором Алжирской консерватории – опытным музыкантом и знатоком русской музыки, в свое время совершившим артистическое турнэ с балетом Дягилева по Америке. «С удовольствием посещал его блестящие концерты«.
Осенью 1945г. ему предложили замещать заболевшего директора Музыкального общества: 150 человек – смешанный хор и симфонический оркестр. Отдался со всей душой подготовке большой концертной программы…Концерт дан 16 декабря 1945г. в Большом концертном зале «Salte Bordes»: 2 отделения (I – западная классика – Бетховен, Шуберт, Франк, и II – исключительно – русская музыка). Триумф был полный! Блестящие отзывы прессы.
Вдали от Родины Иван Михайлович Шадрин сполна заслужил признание как замечательный музыкант, композитор и дирижер, настоящий РУССКИЙ ПАТРИОТ!
В декабре 1947г. Иван Михайлович переехал в Париж (Франция), где уже жили жена, Матильда Степановна, и младшая дочь – Зинаида Ивановна с мужем – Павлом Николаевичем Тирнштейном (1908-1991г.г.), с которым они поженились в 1938г. в Тунисе. Шадриным выпала тяжкая родительская доля: из пятерых рождённых детей они похоронили троих – дочь (в России) и двух сыновей (в эмиграции, 1943г. и 1945г.)
Во Франции музыкант продолжал концертную деятельность, и в 1948г. в зале Русского Музыкального Общества (Русская Консерватория) состоялся музыкальный вечер в честь 50-летия творческой и исполнительской деятельности Ивана Михайловича Шадрина, на котором 70-летний музыкант исполнил собственные сочинения. Его концерты прошли в Париже (1951), Тулоне (1963), Сен-Рафаэле (1967). Он выступал с докладами, лекциями о музыке в залах (перед публикой), музыкальных учреждениях, старческих домах. Жили с женой в старческом доме в Монморанси (1953-1955), потом – в Сен-Рафаэле, где в 1961г. отметили 60-летие совместной жизни. Здесь супруги Шадрины и ушли из жизни – Матильда Степановна в 1969г., 89 лет от роду, а Иван Михайлович – через год, 92 лет.
За свою активную многолетнюю музыкальную деятельность и подвижничество Иван Михайлович Шадрин был награждён на чужбине тремя орденами: двумя тунисскими орденами Почёта (1928г. и 1951г.) и французским – Академическими лаврами (1952г.)
Известны темы и некоторых докладов и рукописей Ивана Михайловича: «Русская колония в Северной Африке», «Тунис и его музыкальная жизнь», «Одиссея Русской Эскадры с русскими беженцами от Крыма до Бизерты», «Об Императорской придворной Капелле»…
В том, что они сохранены – заслуга (и НАШ НИЗКИЙ ПОКЛОН!) его младшей дочери – Зинаиде Ивановне (фактически – моей троюродной тёти). Она хранила архив отца, с гордостью писала «он дал всем нам, детям, хорошее образование», и с горечью о том, что «много ветхих бумаг никого сейчас не интересуют, но дочь обещает их сохранить«.
Благодарность и её дочери Анне Понс, не только выполнившей обещание, но и передавшей много материалов для публикации в названную книгу – сборник Кирилла Васильевича Махрова (тоже сына русского эмигранта). Книга рассказывает о жизни наших соотечественников в трудные годы эмиграции, помогает «найти своих».
И актуальны слова великого Гёте: «Счастлив тот, кто может связать семьи конец – с началом!»
Кузнецова Камилла Эдуардовна, потомок и историограф рода ТИРНШТЕЙНОВ
Спасибо. Очень инетерсно и познавательно. Мой дед был тоже белоэмигрантом. Это очень близко. Только он у Юденича воевал. И бабушка бежала из Петрограда.
Камилла Эдуардовна! Труд по восстановлению истории своей семьи заслуживает всяческих похвал. И вдвойне похвально то, что в этом труде Вам помогают Ваши дети, Ваши сыновья! В конце статьи приведённые слова Гёте:«Счастлив тот, кто может связать семьи конец – с началом!» как нельзя лучше оценивают результаты этого труда.
Счастья Вам, здоровья и дальнейших успехов в Ваших начинаниях!
Любящий Вас Баранов Леонид — Ваш ученик выпуска аж 1966 года.