Это произошло в конце 80-х годов. Советский Союз еще имел возможность ремонтировать АПЛ, производил перегрузку активной зоны (ТВЭЛов) АПЛ. Вот об это операции и пойдет речь. Было лето, по меркам Крайнего Севера — теплое, можно было ходить в рубашках и иногда купаться в местных озерах с небольшой глубиной.
Только что очередной военных подводный корабль был сдан государству и наш экипаж строителей готовился к отпускам и приятному «ничегонеделыванию» на заводе в ожидании следующего планового корабля. Меня главный строитель назначил срочно организовать работы и за короткое время, до моего отпуска, выгрузку активной зоны энергоотсека АПЛ 671.
Для производства выгрузки активной зоны с АПЛ нужно с произвести очень много очень сложных сопроводительных работ, чтобы добраться до атомного реактора, Сб01. Усложняется это еще тем, что работы 100% проводятся в зоне строгого режима, то есть со строгим соблюдением всех мер радиационной и ядерной безопасности.
Теперь все по порядку.
Все, то, что буду описывать регламентируется 195 Приказом Главкома ВМФ.
«Положение об организации ремонта, переоборудования и модернизации боевых кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМФ» (введено в действие Приказом главнокомандующего ВМФ от 23.05.1973 N 195) (вместе с «Инструкцией по докованию кораблей ВМФ в сухих и плавучих доках ВМФ и промышленности», «Номенклатурой работ, подлежащих выполнению силами личного состава кораблей, во время докового, текущего и аварийного ремонта»).
Вот так называется этот важный документ, который в советское время регламентировал всю жизнь кораблей и судов МВФ СССР.
В дальнейшем корабль на котором мы работали буду называть заказ.
Итак заказ прибыл на наш завод. Подписан «Акт приема заказа в….».
Швартовка в пирса, прием питания с берега, знакомство с личным составом заказа.
Оформлены, согласованы и подписаны необходимые документы на производство заводом работ для подготовки к выгрузке активной зоны.
В течении пару недель на заказе были вскрыты съемные листа в прочном корпусе ПБ и ЛБ, все было подготовлено к выгрузке активной зоны заказа.
Для сопровождения особо потенциально опасных работ в ЗСР (зоне строго режима) из Гаджиево прибыло группа военных физиков — ядерщиков (ядерные воротилы, как мы их называли).
Вторым бортом в заказу был пришвартован перегрузчик, собственность ВМС СФ.
На борту этого корабля находились ТВЭЛы (карандаши, как мы их называли).
Тепловыделя́ющий элемент (ТВЭЛ) — главный конструктивный элемент активной зоны гетерогенного ядерного реактора, содержащий ядерное топливо. В ТВЭЛах происходит деление тяжёлых ядер 235U или 239Pu, сопровождающееся выделением тепловой энергии.
Так же на борту этого корабля находился кран со стрелой и снабжен микроходом.
О микроходе крана отдельно. Микроход позволяет крановщику при помощи крана поднимать груз на очень малое расстояние, считанное с миллиметрах. Это и необходимо для разборки СБ01 и демонтажа крышки атомного реактора (Сб04). Это и сыграет в нашей истории злую, даже очень злую шутку. О короче образовать нештатную ситуацию (короче форс-мажор).
Когда заказ, перегрузчик и личный состав совместно физиками были готовы к разборке Сб01, мне, как организатору все работ, нужно было обеспечить стопроцентную безопасность со стороны завода. Для этого дополнительно было оцеплено место выгрузки, включая часть пирса, часть территории завода. Нужно было вызвать, встретить и разметить: скорую медицинскую помощь, машину пожарной помощи и обязательно милицию с транспортом. И, последнее, перенаправить пути следования работников завода в районе пирса. Все!!!
Все это выполнено. Уточнение. Все это было произведено сразу после полуночи. Все работы по перегрузке активной зоны производятся в ночное время при минимальном количестве работников, находящихся, на завода.
И вот периметр запрета определен и огражден, скорая помощь, пожарная машина с экипажем, и машина милиции приехали, расположились по согласованным местам. Подготовительные работы к полуночи закончились и на заказе, и на перегрузчике. Начальник электромеханической службы кавторанг дал добро на разборку Сб01. Разборку вели личный состав перегрузчика и личный состав заказа. Ритмично шла работа, ритмично вынималось демонтированное оборудование и складывалось на борт перегрузчика. Где-то после 03.00 подошло время вынимать Сб04, крышку атомного ректора. Со шпилек, на которых покоилась в крышка, были сняты гайки. Была подготовлена траверза для демонтажа крышки, была застроплена, стрела крана повернула в сторону отсека заказа.
Я в это время находился на посту управления операция на борту перегрузчика. Там находился НЭМС дивизиона кораблей, находившихся на ремонта на заводе, начальник группы физиков-ядерщиков, и командир перегрузчика.
Неожиданно прозвенел сигнал на борту перегрузчика и дежурный, который подошел на пост, доложил, что сломался микроход у крана. Это было ЧП аварийного масштаба. Оказывается, траверза была уже закреплена за крышку Сб01 и начался её подъем. Патовая ситуация, нельзя было ни опускать, ни подымать крышку Сб01.
После короткого молчания начальник группы физиков-ядерщиков дал команду принести ему «робу» и, переодевшись на перегрузчике, отправился спасать ситуацию. Вскоре заработал кран. Через пару часов крышка Сб01 была выгружена при помощи крана на борт перегрузчика, вес ее около 8 тонн.
К шести утра первый этап работ на заказе был завершен. Никто на заводе, кроме руководства и допущенных к работам не знал о подвиге, которой совершил кавторанг, начальник группы физиков-ядерщиков. Он спас завод от катастрофы, которая произошла в начале 80-х на дальневосточной Чажме.
Он, настоящий герой, своей квалификацией и удивительной способностью, и отвагой контролировать ситуацию, завершил первый этап замены активной зоны, показав способность управлять ходом крана в миллиметровом диапазоне. Невероятно!
10 августа 1985 г., за год до чернобыльской катастрофы, в дальневосточной бухте Чажма при замене активных зон двух реакторов, проводившихся на подводной лодке К-431, входящей в 4-ю флотилию атомных подводных лодок ТОФ, произошла ядерная катастрофа, приведшая к радиоактивному загрязнению обширных территорий.
Васильич, крепко жму руку инженеру с большой буквы!
Папа чуть старше Вас, и служил на 56-х проектах. А я на гражданских проходил от рем.слесаря до 2-го механика…