17 января 1991 года США начинает операцию под кодовым названием «Буря в пустыне». Целью операции было разгром иракской армии и освобождение Кувейта, который ранее оккупировал Саддам Хусейн — президент Ирака. Впервые Соединённые Штаты применили своё новейшее оружие — многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-117A Nighthawk сделанный по технологии «Стелс». По задумке американских разработчиков, данный самолёт должен был быть невидим для всех типов радаров, но руководство Пентагона было шокировано, когда выяснилось, что самолёт виден некоторыми типами советских радаров. Три из десяти самолётов были обнаружены средствами противовоздушной обороны Ирака, которые были оснащены старенькими советскими радиоламповыми радарами.
Переделывать, а тем более отменять всю систему «Стелс» американцы не стали, тем более что операция «Буря в пустыне» прошла в целом успешно и были потрачены миллиарды долларов на разработку самой системы «Стелс». Американцы, видимо, рассудили так, что устаревшие системы ПВО, которые видят их самолёты, скоро будут списаны, но зато новые системы ПВО не видят их самолёты-невидимки и американцы оставили всё как есть. Но жестоко просчитались.
Во время агрессии США в Югославии, устаревшие советские системы ПВО всё ещё стояли на вооружении югославской армии и сбивали американские невидимки один за другим. Вы не знали этого? Вы до сих пор думаете, что в Югославии был сбит только один американский самолёт-невидимка? Значит американцы умеют хранить свои секреты и делают это хорошо, можно только похвалить. Но на самом деле югославские ПВО прекрасно видели американские самолёты и сбивали их. Другое дело, что американцы всегда вовремя успевали эвакуировать все обломки, так как падали самолёты на территории стран НАТО, лишь один самолёт они не успели эвакуировать. И даже в потере этого самолёта, США не признавались более полугода, но затем признались. Также в Югославии был сбит американский бомбардировщик-невидимка В2 «Spirit» стоимостью около миллиарда долларов. Эта информация озвучена телеканалом «Звезда».
Хорошо, господа, мы поняли, что американцы где-то ошиблись, где-то просчитались, но что же произошло? А вот здесь-то и начинается самое интересное.
Началось всё в далёких 60-х годах. Американский отдел иностранных технологий очень внимательно следил за научной литературой всего мира и американские спецслужбы старались почерпнуть что-то полезное для своих разработок. Так в поле внимания американских спецслужб попадает труд советского учёного Петра Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции», в которой учёный впервые в мире в теории обосновывает технологию самолёта-невидимки, который будет невидим для радаров, путём поглощения и рассеивания радиоволн. Учёный предлагал изменить форму фюзеляжа с округлой на угловатую и использовать плоские панели, наклонённые под определёнными углами.
Вскоре советская разведка выясняет — американцы начали вести разработку самолёта-невидимки. Одновременно американцы получают данные от своего засекреченного агента из Советского Союза о технических характеристиках советских радаров…
…1980 год. Москва. Агент «Сфера» вышел из своего дома на площади Восстания. Встреча с агентом «Ольга» запланирована на 8 часов утра. Когда «Сфера» пришёл на место встречи, его уже ждали.
Двое мужчин сидели на лавочке и тихо о чём-то беседовали. Вдруг один из них открыл свой портфель-«дипломат», достал небольшой свёрток и передал собеседнику. Затем мужчина передал собеседнику свёрнутый вчетверо лист бумаги. Закрыв свой «дипломат», мужчина пообщался с собеседником ещё около минуты, потом встал и не спеша удалился.
Один из мужчин был агент ЦРУ в Москве, второй же был советский гражданин, тот самый агент «Сфера», — Адольф Толкачёв, который работал в секретном НИИ «Фазатрон» и специализировался на разработках советских военных радиолокационных технологиях.
Адольф Толкачёв сам предложил свои услуги ЦРУ, однажды бросив свёрток с документами особой секретности в окно машины американского посла. Туда же он приложил письмо, в котором предлагал свои услуги.
Новейшие данные об системах управления советских самолётов «Миг», данные об уникальных радарах «сапфир» и «заслон», секретный проект «штора» и другие советские разработки под грифом «совершенно секретно», всё это агент «Сфера» Адольф Толкачёв передавал американской разведке в течении шести лет в общей сложности на миллиарды долларов.
Вскоре КГБ обнаруживает утечку информации и выясняет, что подобная утечка могла идти только из специализированных военных НИИ. Круг сужается. Толкачёва выдал библиотечный формуляр, который оказался на удивление чист, хотя библиотекарь помнила, что совсем недавно на нём и места свободного не было. Специалисты ЦРУ выкрали формуляр, ловко его подделали и вернули на место уже без записей. Но это и сгубило агента «Сферу» Адольфа Толкачёва.
Толкачёва не стали арестовывать, а начали ловко подкидывать через него дезинформацию, чтобы хоть как-то нейтрализовать тот вред, который Толкачёв нанёс оборонной промышленности СССР. Девять месяцев, с октября 1984 по июнь 1985 года Толкачёв продолжал снабжать ЦРУ фальшивыми данными, что, несомненно, внесло ошибки в американские военные разработки, в том числе самолётов-невидимок системы «стелс». В результате такой спецоперации, американские «стелсы» стали невидимы лишь для одного типа радаров.
Дело в том, что эффективность используемых американцами «стелс» технологий зависит от диапазона частот радиолокационной системы, на которых она облучает цель. Американская система невидимости была рассчитана на радиоволны Х диапазона, это сантиметровая длинна волны 8,0 — 12,0 ГГц.
На этой частоте работают большинство радиолокационных наземных станций и радиолокационных станций самолётов. А более старые радиолокационные комплексы ПВО использовали L диапазон частот 1,0 — 2,0 ГГц, то есть дециметровые волны.
Так старые дециметровые, радиоламповые радары прекрасно видели хвалёные американские «невидимки».
После того, как это стало известно американцам, им понадобилось восемь лет и миллиарды долларов на корректировку всех данных, но мы их по-прежнему видим, господа.