При поисках фотографий американской подводной лодки «Scorpion», наткнулся на статью, описывающую события двухлетней давности, а именно 50-летие со дня гибели подлодки. Её я перевел и решил сразу поделиться. К тому же, 30 июня исполнилось ровно 52 года, как подводную лодку вывели из состава ВМС США в связи с потерей. Статья о том, как беда приходит в дом не только у нас и какова отдача военных после таких трагедий.
«В Либерти вспоминают моряка, погибшего в катастрофе подводной лодки 50 лет назад».
Либерти, штат Иллиноис, 25.05.18 г. Военнослужащий округа Адамс, погибший в катастрофе подводной лодки ВМС США 50 лет назад, будет помянут на поминальной службе в эти выходные в Норфолке, штат Вирджиния. Девятнадцатилетний моряк Уильям Н. Шуновер, житель села Либерти (фотография №1), был одним из 99 членов экипажа на борту атомной подводной лодки (USS-589) «Скорпион», когда она пропала без вести в мае 1968 года в пучине Атлантического океана. Через 10 дней, после того, как многочисленные поиски не помогли установить контакт с подводной лодкой, семьям членов экипажа сообщили, что их близкие считаются погибшими. Пять месяцев спустя останки подводной лодки наконец-то были найдены на глубине более, чем 10000 футов, примерно в четырехстах милях к юго-западу от Азорских островов – островного комплекса к западу от Португалии. Тела так и не нашли.
Скотт: «Эти парни всё ещё находятся на дне океана в районе Азорских островов на глубине 10500 футов». Скотт Шуновер из Либерти, брат Уильяма Н. Шуновера, выпускника средней школы Либерти 1966 года и старшего из шести детей Уильяма Л. и Айрис Шуновер. В эти выходные четверо братьев и сестра Уильяма Н. Шуновера вместе со своими супругами и некоторыми другими родственниками, направляются в Норфолк, штат Вирджиния, чтобы принять участие в церемониях, посвященных 50-летию исчезновения USS Scorpion (фотографии №2). Подводная лодка вышла из военно-морской базы Норфолка и не вернулась. Скотт Шуновер, который планирует совершить эту поездку, сказал, что приём семей погибших членов экипажа состоится в пятницу вечером, а поминальная служба запланирована на субботу в полдень. Банкет для всех участников
Скотт: «Эти парни всё ещё находятся на дне океана в районе Азорских островов на глубине 10500 футов». Скотт Шуновер из Либерти, брат Уильяма Н. Шуновера, выпускника средней школы Либерти 1966 года и старшего из шести детей Уильяма Л. и Айрис Шуновер. В эти выходные четверо братьев и сестра Уильяма Н. Шуновера вместе со своими супругами и некоторыми другими родственниками, направляются в Норфолк, штат Вирджиния, чтобы принять участие в церемониях, посвященных 50-летию исчезновения USS Scorpion (фотографии №2). Подводная лодка вышла из военно-морской базы Норфолка и не вернулась. Скотт Шуновер, который планирует совершить эту поездку, сказал, что приём семей погибших членов экипажа состоится в пятницу вечером, а поминальная служба запланирована на субботу в полдень. Банкет для всех участников состоится в субботу вечером.
Шуновер сказал, что он рад проведению 50-летней поминальной службы, которая проводится в честь 87 матросов и 12 офицеров, находившихся на борту 253-футовой подводной лодки, когда она исчезла. «Я рад проведению этого мероприятия, потому что я считаю, что этих парней не признали тогда так, как должны были признать. Я думаю, хорошо, что они наконец-то получат признание, которого заслуживают», — говорит он. Скотту было 10 лет, когда стало известно о пропаже подводной лодки, на которой был его старший брат. Подводная лодка должна была прибыть на военно-морскую базу Норфолка 27 мая 1968 года после 2400-мильного перехода через Атлантический океан. Последний раз подводная лодка выходила на связь 21 мая. После этого совершались многочисленные попытки поиска пропавшей лодки.
Шуновер никогда не забудет ту боль, которая внезапно пришла в его семью: «Моя мама смотрела шестичасовые вечерние новости, и тут появилось сообщение, что американская лодка «Scorpion» с опозданием возвращается в док Норфолка, штат Вирджиния. Она в панике выбежала из дома и заплакала». Шуновер рассказал, что его родители звонили в Военно-Морское ведомство, но информации было мало. Семья опасалась самого худшего. Обеспокоенные друзья и родственники пришли в родительский дом, чтобы оказать им поддержку и утешение. Скотт: «В доме царило непрерывное ожидание, пока однажды представители флота не дали о себе знать».
Пятого июня – через девять дней после того, как подводная лодка должна была вернуться в Норфолк, и в тот же день, когда убили кандидата в президенты Роберта Кеннеди, к дому Шуноверов подъехал автомобиль с двумя морскими офицерами и священником. Приехавшие официально поделились печальной новостью о том, что Уильям предположительно мертв.
«Они выдали свидетельство о смерти моим родителям еще до того, как они нашли подводную лодку или нашли тело», – говорит Скотт Шуновер. Шуновер сказал, что это заявление было «катастрофой» для всех членов семьи, потому что Уильям был любимчиком семьи. Он завербовался на флот в апреле 1967 года, когда бушевала Вьетнамская война. Он прошел начальную подготовку в военно-морском учебном центре «Грейт Лэйкс» в Северном Чикаго, прежде чем перейти в школу подводных лодок.
Шуновер рассказывает: «Вопрос с призывом тогда был очень важен. Он принял решение поступить на военную службу и распоряжаться своей судьбой. Он был против, чтобы его призывали и не хотел тянуть жребий, поэтому он завербовался». Шуновер рассказывает, что он помнит, как его брат в первый раз вернулся с флота в парадной форме: «Я и все остальные были в восторге от него. Когда он стал подводником, то это был самый счастливый момент в его жизни. Ему это очень нравилось. Он хотел увидеть мир».
Известие о предполагаемой смерти Уильяма сильно ударило по членам семьи – больше, чем по кого-либо другому. Скотт Шуновер рассказывает, что его мать, которой сейчас 92 года, опиралась на свою религию, чтобы пройти через это испытание. «Моя мать – верующая и набожная женщина, она продолжала жить, но мой отец (который умер около 25 лет назад) так и не смог полностью оправиться от этого», – говорит он. Десятого июня 1968 года в католической церкви Святой Бриджиды в Либерти состоялась поминальная месса по Уильяму Н. Шуноверу. «Флот прислал почетный караул и у них была поминальная служба, и это было феноменально», – говорит Шуновер. Но тела все еще не было, поэтому не было и завершения, которое обычно наступает со смертью любимого человека. Семейные страдания вернулись в октябре, поскольку 30 сентября 1968 года появились сообщения о том, что останки корпуса USS «Scorpion» были обнаружены на дне океана океанографическим исследовательским кораблем с помощью дистанционно управляемой подводной съемки (фотография №3). На следующий день на первой полосе «Геральд-Виг» появилась большая статья с фотографией Шуновера и заголовком: «Пропавшая субмарина найдена на глубине 10 000 футов».
Весьма интересная статья. Не часто встречал сообщения о гибели подводных лодок наших «партнёров». Автор провёл большую работу по поиску и переводу статьи! Порой это сделать бывает очень и очень непросто. Знаю это от своего, ныне ушедшего, отца — писателя и переводчика Виктора Васильевича Кузнецова.
Вспомнился его рассказ 15-летней давности. Однажды к моему папе обратился главный редактор одного православного издательства, с которым он сотрудничал, с просьбой: проверить перевод с английского другого переводчика. Этот момент я запомнил, естественно, со слов отца. Бывший бандит решил искупить свои прошлые грехи, и взялся за перевод книги католического автора Даниэля-Ропса «Иисус и его время». Французский писатель закончил свой труд чуть ли не во время 2й Мировой войны. А к 1947 году книга была переведена на большинство языков мира. Кроме русского. И вот отцу предложили проверить перевод этого труда. Напомню, что книга была написана на французском. А «новый русский переводчик» переводил её с английского. Главный редактор, видимо, сомневался в егокомпетенции, и попросил работу проверить надёжного сотрудника. Отец к каждой своей работе подходил очень тщательно. И попытался найти текст на французском. Что оказалось в Питере весьма проблематично. Оригинальный текст всё же удалось найти в библиотеке католической церкви. Разница была, мягко говоря, весьма существенной! Я запомнил только один пример. «Понтий пилат вышел из своего дома. По обеим сторонам дороги стояли чаши, полные вина.» А вот другой перевод: «Понтий Пилат вышел из дворца. По обеим сторонам дороги стояли кресты с распятыми христианами»… Перевод моего отца был опубликован. Причём, около 200 экземпляров. Один из них, с дарственной подписью, отец подарил мне. В интернете нет даже упоминания о русском переводе этого фундаментального труда!.. Отец к каждой своей работе (книге и переводу) подходил очень тщательно и аккуратно, вкладывая душу. И таких работ у него вышло более 40.
Спасибо за отзыв. Тут, конечно, ещё работать и работать над переводом. Торопился, поскольку статья попалась на глаза в самый последний момент.