Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, (Народы Кавказа: страницы прошлого).
Адольф Петрович Берже (1828-1886) — знаменитый исследователь Кавказа. После окончания в 1851 году факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета он начинает работать в канцелярии Кавказского наместника князя М. С. Воронцова, где от младшего помощника чиновника по секретной части дослужился до председателя Кавказской археографической комиссии. Издание «Актов» комиссии и стало его главным научным трудом. Всего им было издано десять томов (11 книг), отразивших временной период с начала XVIII века до 1855 года.
А. П. Берже является также автором множества работ и переводов, среди которых — «Материалы для описания нагорного Дагестана» (1859),
— «Чечня и чеченцы» (1859),
— «История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым» (1861),
— «Кавказ в археологическом отношении» (1874),
— «Этнографическое обозрение Кавказа» (1879) и др.
Статьи, опубликованные ученым в журналах, сборниках, газетах «Русская старина», «Кавказ», «Труды Московского археологического общества», «Кавказский календарь», «Этнографическое обозрение Кавказа», — свидетельствуют о его глубочайшем знании истории, географии, этнографии народов, проживающих в регионе. По свидетельству русского драматурга А. Н. Островского, Берже был «замечательно остроумным и весьма образованным человеком, незаменимым собеседником и первым лицом на Кавказе по своему обширному знакомству с краем».
Работа «Выселение горцев с Кавказа», состоящая из 9 частей, была опубликована в 1882 году в журнале «Русская старина» (тома 33 (36) и в последующие годы в полном объеме не переиздавалась.
© Издательство М. и В. Котляровых
И смолкнул ярый крик войны:
Все русскому мячу подвластно.
Кавказа горные сыны,
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас ваша кровь,
Ни очарованные брони,
Ни горы, ни лихие кони,
Ни дикой вольности любовь!
А. Пушкин
I
Географические, этнографические и статистические данные о выселении горцев.
Выселение горцев, заселявших Кавказ, представляет одно из заметных исторических событий нашего времени, хотя до сих пор оно не разъяснено и не описано так подробно, как бы следовало. Полумиллионное население из многих племен, разного корня, со своеобразными этнографическими особенностями, с самобь!тным строем внутренней и общественной жизни, покинуло родные горы, в которых пережил о длинный ряд веков, и рассеялось по разным провинциям Европейской и Азиатской Турции, где частью погибло от трудностей переселения и других условий жизни, частью смешалось с разнородными племенами на местах нового водворения и с течением времени неизбежно должно утратить свои исторические и характеристические особенности. Филология, этнография, география и история утратили в этом богатые средства разъяснить много важных вопросов в минувшей жизни человечества, а потому на нас, современников переселения, лежит обязанность указать на его важность и занести в летопись исторических событий причины и ход этого печального выселения кавказских народов.
Не придавая представляемой на суд критики статье своей значения всестороннего исследования настоящего вопроса, я ограничусь тольКО главными чертами события. Для более ясного уразумения фактов считаю необходимым предпослать здесь краткий очерк страны и перечень населявших и населяющих ее народностей.
Главный Кавказский хребет от Керченского пролива до Каспийского моря доступен только на одних своих оконечностях для прохода с севера на юг, в остальных частях он представляет почти сплошную массу гор, резко отделяющую Северный Кавказ от Закавказья не толь ко в географическом, но и в этнографическом отношении. Северные склоны этого хребта, спускаясь сначала крутыми, а потом более отлогими уступами в равнину, служащую продолжением Приволжских и Придонских степей, образуют с прилегающим к ним пространством следующие части: западную, или бассейн реки Кубани, восточную, или бассейн реки Терека, и промежуточную маловодную степь по рекам Куме и Калаус. Северо-восточный же склон Главного хребта составляет высокое нагорное пространство (Дагестан), вмещающее в себя бассейны рек Сулак и Самур.
Южный склон Кавказского хребта, спускаясь по направлению к Черному морю, образует узкую прибрежную полосу, упирающуюся в реку Ингур. Далее, на восток, находится замкнутая долина Риона, а за Месхийским хребтом лежит бассейн реки Куры, сначала нагорный, потом равнинный и степной, переходящий в Каспийскую низменность. К югу от реки Куры расстилаются нагорные плато (Ахалкалакское и Александропольское), составляющие продолжение Турецкой Армении (ныне вошедшей в состав русской территории под именем Карской области). Восточнее этого плато находится возвышенная местность при озере Гокча и реке Аракс, входящая в связь с Азербайджаном. Наконец Ленкоранский уезд есть продолжение персидского Талыша.
Вся эта громадная территория Кавказа (не считая областей Карской и Батумской), представляющая площадь в 7975 кв. миль, или З85 887 кв. верст, ныне заселена 5 387 тысячами душ разнообразного населения, в числе коего считается:
русских 1 300 000
грузин 1 159 000
армян 656 000
мусульман 1992 000
евреев и др. 280 000
Всего 5387 000
Население это при столь значительной площади Кавказа дает на один километр 12,4 души. Понятно, поэтому какой ущерб экономическому развитию края должно было принести выселение горцев, достигшее в продолжение с 1858-го по 1865 год, по официальным сведениям 493 194 души или 1/11 части всего населения Кавказа.
Племена, выселившиеся в упомянутый период в Турцию, занимали Северный склон западного Кавказа и прибрежную горную полосу между главным хребтом и Черным морем от Анапы до Гагр и котловину реки Бзыбь. Мы перечислим их и укажем места, где они проживали.
1. Джигеты (саадзен, садзуа). Прибрежье Черного моря, к северу от границ Абхазии, делившиеся на:
а) псху, обитавшее в котловине реки Бзыбь и по реке Мзымта до мыса Адлер;
б) ачхипсоу — по верховьям рек Псху и Мзымта;
в) аибга — на пространстве между реками Бзыбь и Псху И выше верховьев Хошупсе;
г) цандрипш — между реками Бзыбь и Хошупсе,
д) общества Кечьба, Аредба, Цвиджа и Бала, жившие между реками Хоста и Мзымта.
2. Убыхи. Самое воинственное и предприимчивое племя на восточном берегу Черного моря. Они жили между реками Хоста и Шахе и по примыкающим к ним ущельям. Убыхи разделились на:
а) собственно убыхов — между верховьями рек Хоста и Шахе;
б) саше — по прибрежью, между рекою Хоста и долиною реки Сочи включительно,
в) вардане — по прибрежью от долины реки Сочи до Шахе с ее притоками включительно.
3. Шапсуги. Они разделились на больших и малых.
Земля больших шапсугов находилась на Нижней Кубани, по северному скату Главного хребта между рекой Адагум, составлявшею западную границу между шапсугами и натухайцами и рекой Псекупс, отделявшей шапсугов от абадзехов.
Малые шапсуги жили на южном склоне Главного хребта, между рекой Шахе, землей убыхов, рекой Джубга и землей натухаЙцев.
4. Натухайцы (натхокуадж). Занимали западную оконечность понижающегося к Черному морю Кавказского хребта и южный склон последнего, от Анапы до реки Джубга.
5. Абадзехи. Они жили на пространстве между реками Белой и Псекупс и Главным хребтом, отделявшими их с юга от убыхов, с запада от шапсугов и с востока от абазинцев.
6. Абазинцы. Населяли самую возвышенную полосу по северной покатости Главного хребта на пространстве между верховьями Кумы, Подкумка, на левом берегу Кубани и у истоков рек Лабы, Ходзь и Губе. Они разделялись на кумских и кубанских абазинцев. Башильбаевцы — в верховьях рек Уруп и Зеленчук.
а). Тамовцы — в верховьях Большой Лабы.
б). Кизылбековцы — за горой Ахмед, у верховьев реки Андрюк.
в). Шегиреевцы — по верховьям Малой Лабы.
г). Баговцы — у реки Ходзь, на лесистой подошве горы Ашишбаг.
7. Егерукаевцы и темиргоевцы. Жили на левом берегу Лабы, близ впадения ее в Кубань.
8. Бесленеевцы. Жили по правому берегу Большой Лабы и по Большому и Малому Тегеням, впадающим в Уруп.
9. Махошевцы. Жили на левом берегу Лабы
10. Гатюкаевцы. Жили при самом ее устье реки Лабы.
11. Бжедухи. Занимали земли по левую сторону Кубани, по низовьям рек Пшиш и Псекупс, до границ шапсугов.
12. 3акубанские ногайцы. Заселили левый берег Кубани от станицы Баталпашинской до устья реки Лабы и по правую сторону Кубани в тахтамышевских аулах и под горой Бештау, близ Пятигорска.
К сожалению, мы не имеем данных определить хотя бы с достаточною приблизительностью численность каждого из перечисленных племен, так как при совершенном отсутствии между ними государственности сами представители их и старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников.
Даже число дымов, при полной свободе каждого жить и уходить, куда ему угодно, не могло быть определено. Если бы выселение производилось систематически и под надзором нашего правительства, то была бы возможность определить численность каждого из племен, ушедших в Турцию, но дело в том, что выселение началось ранее появления наших войск на южном склоне Кавказа у берега Черного моря. Горцы грузились на турецкие кочермы, выходившие из пунктов, принадлежащих еще непокорным племенам, которым решительно не было никакого интереса считать, кто и зачем отправляется в Турцию. С другой стороны, при усилившемся выселении, когда наше правительство было вынуждено принять непосредственное участие в этом событии для устранения бедственного положения горцев, столпившихся массами на берегу Черного моря в ожидании прихода судов и без всяких средств к существованию, счет переселенцев производился не с научной, а с гуманной целью уменьшить размер бедствий переселенцев. Оттого в официальных документах более всего обращалось внимание на счетоводство, на количество выданных пособий, причем этнографические особенности остались в стороне. Сколько тысяч горцев было отправлено на частных, казенных и турецких судах — определить можно; но кто именно отправлялся: бжедухи, абадзехи или шапсуги — оказывалось известным только в редких случаях. Вот почему мы, исчисляя отдельные племена, не выставили в прилагаемой ниже ведомости ни числа дымов, ни числа душ в каждом из них, так как такие цифры были бы совершенно неточны. Мы могли составить эту ведомость по официальным документам, из которых видно, что число всех переселенцев в Турцию через порты восточного берега Черного моря с 1858-го по 1865 год составляет 469 703 души. Из них приблизительно главных племен выселилось:
- Натухайцев 45 023
- Абадзехов 27 337
- Шапсугов 165 626
- Убыхов 74 567
- Джигетов 11 973
- Бжедухов 7 983
Но все эти цифры необходимо увеличить на 27 671 душу (шапсугов, бжедухов и натухайцев), которые, по окончательному расчету полковника Фадеева, значатся отправленными из Новороссийска и Псезуапе. Всего, стало быть, с восточного берега в 1864-1865 годах отправлено под наблюдением агентов нашего правительства 384 529 душ. Прибавим к этой цифре выселившихся с 1858-го по 1864 год, по сведениям, доставленным графом Евдокимовым:
- Абадзинского племени (кызлбеевцев, тамовцев, баговцев, башильбаевцев шагиреевцев 4350 семейств 30 000 душ
- Бесленнеевцев 600 семейств 4 000 душ
- Темиргоевцев, егуркаевцев, маховцев до 2 000 семейств 15 000 душ
- Натухайцев, не желавших выселяться на плоскость в 1863 году 4 057 душ
- Бжедухов 200 семейств 2 517 душ
- Прикубанских ногайцев 30 650 душ
Итого: 86 224 души, а вместе получается 470 753 души
Сведения эти хотя официальные, но, как видно, неточны~. Кроме того, есть полное основание думать, что даже в то время, когда главнокомандующим армией были назначены специальные агенты для наблюдения за выселением горцев, то и они неверно показывали число душ. В докладе Особой комиссии, назначенной при окружном штабе для разбора сведений по переселению горцев, 11 февраля 1865 года, между прочим, сказано: «Большинство квитанций и пособий переселенцам весьма сомнительного свойства. Особенного внимания в этом отношении заслуживают квитанции, представленные капитаном князем Чавчавадзе и штабе-капитаном Добжанским»).
Впрочем, несмотря на вероятность некотороro преувеличения цифры пособий, число выселившихся душ в действитепьности не только не менее, но должно быть значительно более показанного, так как все переселенцы, отправившиеся за свой счет на турецких кочермах из портов, нам не подвластных, большей частью остались неизвестны для официальных лиц, а это составляет весьма солидную поправку некоторого преувеличения числа выданных пособий, что, с другой стороны, вовсе и не требовало преувеличения числа переселенцев.
душ |
30000 4000 |
15 000 |
4057 2517 30650 86224 |
Ведомость числа горцев разных племен Кавказа, выселившихся в Турцию с 1858-го по 1864 год с 1863 по 1864
Название племен | Число душ |
Абадзехов из Тамани | 27 337 |
Натухайцев из Анапы | 16 452 |
Натухайцев из Новороссийска | 28571 Итого 45 023 |
Шапсугов из Новороссийска | 45 157 |
Шапсугов из Туапсе | 63 449 |
Шапсугов из Ту Нечепсухо | |
Шапсугов из Джубги и Пшады | 60 000 Итого 165 626 |
Убыхов из Мокупсе и Сочи | 42 539 |
Убыхов из Сочи и Хосты | 10 678 Итого 74 567 |
Ушли прежде из Мокупсе и Сочи | |
Джегетов из Адлера и Сочи | 2 618 |
Джегетов из Псху | 5 040 |
Джегетов из Цандрипша | 4 215 Итого 11 873 |
Ачхипсоу из Цандрипша | 4 000 |
Псху из Гудауты (согласно рапорта командующим войсками в Абхазии 20 августа 1864 года | 3 642 |
Итого | 332 068 |
Ведомость числа горцев разных племен Кавказа, выселившихся в Турцию с 1858-го по 1866 год
Название племен | Число душ |
Абадзинское племя (кизилбековцы, тамовцы, баговцы, баильбаевцы, шагиреевцы) 4350 семейств | 30 000 |
Бесленеевцы 600 семейств | 4 000 |
Темиргоевцы, егуркаевцы, мохошевцы до 3000 семейств | 15 000 |
Натухайцы | 4 057 |
Бжедухи | 2 517 |
Прикубанских ногайцев | 30 650 |
Итого | 86 224 |
А всего выселилось в Турцию через пороты Черного моря | 418 292 |
После составления отчета начальником Кубанской области в ноябре и декабре 1864 года и в марте 1865 года выселилось через Новороссийск:
- Абадзехов 15 811
- Шапсугов 3 453
- Бжедухов 5 436
Итого: 24 790
27 621 |
470703 |
в се г о |
221943 493194
Кроме того, после составления отчета об отправлении горцев полковником Фадеевым, выехало шапсугов, бжедухов и натухайцев из Новороссийска и Псезуапе 52 411 душ, как это значится в ведомости, приложенной к докладу Комиссии по делу о переселении горцев в Турцию (18 февраля 1865 года); но так как при этом упоминаются 4600 душ переселенцев, вошедших в число упомянутых выше 24 790 дуШ, то, по всей вероятности, все эти переселенцы числятся по последней цифре, а потому следует добавить только 52 411 — 24 790, или только 27 621
Что даст общий итог переселенцев через порты Черного моря 470 703
А прибавив сюда, выселившихся из Большой и Малой Чечни 221 943
Всего 493 194
II
Кавказская война и ее неизбежность. Столкновения с Турцией. Европейская дипломатия. Вмешательство ее в Кавказскую войну.
Кавказская война началась не в силу каких-нибудь политических задач или дипломатических соображений, но была естественным результатом государственного роста России. Оттого, с одной стороны, война эта тянулась так долго, а с другой, большинство не видело в ней никакой цели, никакой пользы и горько жаловалось на бесплодное истребление государственных средств, на продление ненужного кровопролития.
Уничтожение царств Казанского и Астраханского в царствование Иоанна Грозного поставило Россию лицом к лицу с полудикими народами, обитавшими у берегов Каспийского, Азовского и Черного морей. К этому именно времени относится появление наших пограничных кордонных линий из укреплений и поселений, как неизбежная мера для прикрытия внутренней страны от грабежей и набегов разноплеменных соседей. Необходимость содержать эти линии заставляла пограничных воевод постоянно требовать у правительства высылки подкреплений войсками и поселенцами, к которым охотно примыкала вся бродячая вольница, водворяясь на привольных местах, вне строгого контроля центральной власти. Такое усиление кордонов давало возможность пограничным воеводам не ограничиваться пассивным отражением набегов, но переходить к наступательным действиям для наказания хищников, причем у них отбивались разные важные угодья.
Прямым следствием этих действий было то, что граница никогда не оставалась на месте, но постоянно подвигалась к низовьям Дона и предгорьям Кавказского хребта. Таким образом, уже в 1567 году построена крепость на левом берегу Терека, близ устья Сунжи, которая хотя и была оставлена по просьбе султана Селима, но возобновлена в 1578 году. В том же 1567 году построен при устье Терека Терский городок и учреждено Терское воеводство для управления кавказскими народами, которые начали искать покровительства России еще со времени Иоанна Грозного. В таком покровительстве соседним племенам никогда не отказывалось, предполагая достичь этим путем спокойствия на границах. Но такая надежда, очевидно никогда не сбывалась, инородцы присылали посольства, получали подарок, выдавали аманатов, принимали присягу, ног постоянно производили набеги и вызывали наступательные действия наших войск для наказания виновных и занятия новых пограничных пунктов.
Между тем в то самое время, как Россия подвигалась к северному склону Кавказского хребта, по южную его сторону спорили за господство персы и турки. Последние в 1578 году снова начали занимать восточный берег Черного моря, оставшийся без хозяина после истребления генуэзских колоний. В этом же году ими построены крепости в Поти И Сухуме, и начало заметно распространяться их влияние на кавказские племена. Таким образом, принятие племен под Покровительство России ставило ее во враждебные отношения к Турции.
Но еще большим поводом к столкновениям этих государств послужили христианские владения за Кавказом: Грузия, Карталиния, Кахетия, Имеретия, Гурия и Мингрелия. Еще в 1586 году кахетинский царь Александр 11 испрашивал покровительства у царя Федора Иоанновича, и с тех пор из Закавказья посольство отправлялось за посольством, с тою же просьбою против турецких и персидских утеснений, пока, наконец, в 1801 году манифестом императора Александра I Грузия не присоединена России и военные действия против кавказских племен неизбежно начались с обеих сторон Кавказского хребта.
Несмотря на это, характер Кавказской войны остался тот же, что и был в 1567 году. Начальники Кавказской линии и им подчиненные отражали набеги и наказывали хищников экспедициями. Хищники изъявляли покорность, выдавали аманатов и снова делали набеги. К этому прибавились в Закавказье военные действия против персов и турок, у которых мы постоянно отнимали ханства и владения, признававшие их господство или состоявшие под их покровительством. Так продолжалось до Крымской войны, после которой наши войска, посланные за границу Турции, оставлены были по ходатайству князя Барятинского на Кавказ и таким образом появились здесь значительные боевые силы, дававшие возможность покончить Кавказскую войну совершенным покорением всех горцев, вследствие того принципа, что «пятидесятилетний опыт убедил нас, что никакой мир не возможен с народом, который не имеет правительства и В котором не существует даже понятия о предосудительности воровства и грабежа»!.
Только один раз в течение З00 лет наши завоевательные действия на Кавказе были осмыслены глубокой государственной мыслью. Генеральный преобразователь России в своих дальновидных заботах о ее будущности постиг разом значение Каспийского моря и прилегающих к нему земель. Могучий ум его охватил всю цельность политико-экономических интересов России в Средней Азии и Индии, и он сначала отправил экспедицию Бухгольца и князя Черкасского (1714-1715), чтобы, утвердившись в Хиве, послать купчину в Индию, приказав ему описывать путь и, по возможности, отыскать кратчайшее и удобнейшее сообщение Индии с Каспийским морем. Потом, при неудаче этих предприятий, сам двинулся с войсками по Кавказскому берегу Каспия, завладел городом Баку и самыми богатыми прикаспийскими провинциями Персии, через которые действительно пролегает удобнейший путь из России в Тегеран, Шахруд, Герат и Кандагар. Но такая широкая задача не была понята его преемниками, и в 1735 году императрица Анна Иоанновна возвратила Персии завоеванные Петром I провинции. В наше время прорыв Аму-Дарьи до Сарикамышекого озера показал верность предположений Петра о повороте этой реки в Каспийское море; Хива нами занята, в Средней Азии мы дошли до верховьев Аму — и потому гениальная мысль великого венценосца наполовину осуществилась путем историческим, то есть помимо всех соображений дипломатов, как необходимое естественное условие государственного роста России. Стало быть, и завоеванию Кавказа европейс кая дипломатия может теперь приписать глубокую политическую цель. Завещание Петра Великого исполнено, хотя оно не существовало и не существует и никто не заботился об его исполнении.
Турецкое господство над кавказскими племенами и владениями было только номинальное, хотя турки построили крепости на восточном берегу Черною моря (Анапа, Сухум, Поти) и занимали по временам непосредственно своими войсками закавказские провинции. Назначая пашей и созидая крепости, турки вовсе не касались реорганизации народной жизни: они только стояли лагерем и эксплуатировали, как умели, занятые земли. От этого в христианских провинциях, где не было религиозной связи между завоевателями и населением, завоевание, кроме разорения страны, ничего в ней не изменяло. Приняв покровительство и потом вступив в состав Русского государства, эти провинции потеряли всякое воспоминание о турках и сношениях с ними. Только при начале подданства лишившиеся престола цари и владетели бегали к туркам, находили у них приют, помощь и производили при их посредстве набеги и волнения в прежних своих владениях, но нашим войскам нетрудно было с ними справиться. Совсем иными были отношения турок к нехристианскому населению, между которым ислам, распространяясь постепенно, сделался господствующею религиею. В качестве главы правоверных турецкий султан сделался верховным покровителем и властителем всех мусульманских племен. Пленопродавство, неизменный спутник грабежей и набегов, вошло в нравы и обычаи горских народов и распространилось даже на собственных детей. Девушки и девочки замечательных красотою кавказских племен очень легко доходили до Константинополя, наполняли там гаремы султана и знатных пашей, делались любимыми женами и, приобретя значение, выписывали к себе и сносились со своими родными на Кавказе. Мальчики, продаваемые туркам, также нередко достигали важных должностей у султана и кичились тем перед своими родичами, вызывая их в Константинополь поклониться своему величию. Таким образом, кроме общей религии, благодаря которой тысячи кавказских правоверных пилигримов посещали Мекку и живали в Константинополе, по гаремным связям и карьерам их родственников среди горцев веками выработалось глубокое убеждение в исключительной силе и могуществе султана, в лице которого сосредоточивалось понятие о верховном главе религии, об истинном, естественном покровителе и источнике всех благ. На таком убеждении нетрудно было основать сильное политическое влияние Турции между мусульманскими племенами, тем более что военные действия и успехи русских невольно заставляли горцев искать внешней опоры и покровительства.
Впрочем, турецкое правительство не придавало сначала большого значения господству над кавказскими племенами и почти не противодействовало распространению русской власти. Трудно решить: происходило ли то от небрежности и непонимания или было результатом уверенности в несокрушимости сопротивления горцев русскими и в непоколебимой преданности их султану как главе правоверных. Во всяком случае, вся политика турецкого правительства относительно кавказских горцев заключалась не в непосредственной помощи, а в усилении нравственной связи с ними, при посредстве высылаемых из Турции проповедников ислама, которые везде, где было возможно, устраивали при мечетях школы, укрепляли ислам и проповедовали о могуществе султана и необходимости сопротивления русским. Только во второй половине прошлого столетия, когда победы Румянцева и Суворова потрясли турецкое могущество и Россия завладела Новороссией и Крымом, Турция обратила внимание на распространение наших завоеваний на Кавказе, тем более что, по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 года, Порта Оттоманская обязалась оставить Гуртию и Имеретию. В 1781 году была построена крепость Анапа и Турция предприняла непосредственные военные действия против нас, но с 1790 года, когда на Кубани был разбит Батал-паша, серьезных операций со стороны этой державы на Северном Кавказе не было, хотя всякая война наша с нею непременно сопровождалась большими военными столкновениями на закавказской границе.
Во второй же половине прошлого столетия, благодаря проектам князя Потемкина, появился на сцене так называемый восточный вопрос, и с этого времени начинаются заботы европейской дипломатии о кавказских горцах. Сначала, ввиду отдаленности, недоступности и неизвестности этого края, они только указывали Турции на важность поддержки и господства над горцами, для противодействия России, в полной уверенности, что затея покорить свободные племена, населяющие недоступные горы, послужит к ослаблению России. Но постоянныe наши успехи как на Северном Кавказе, так и в Закавказье, заставили, наконец, соперничествующее английское правительство принять непосредственное дипломатическое участие в охранении независимости кавказских племен.
Случай к этому представился при заключении Адрианопольского мира 2 сентября 1829 года, по которому Турция уступила России, вместе с крепостями Анапа, Сухум и Поти, все свои права на Кавказский берег Черного моря. Англия не признала за Турцией права сделать такую уступку и, стало быть, отказалась признать право России на восточный берег Черного моря. В виде исключения, Англия на этот раз была права де-юре. Турецкий султан считал себя властелином на Кавказском берегу, где у него были крепости с турецкими гарнизонами, но он в действительности только и владел территорией, занятой этими крепостями, — следовательно, только и мог уступить эту землю России. Племена же, обитавшие на восточном берегу, были политически совершенно независимы и только в силу религиозных понятий признавали главенство султана как верховного представителя религии. Но если папа не сохранил за собою права раздавать католические государства даже во время самого высокого могущества папского престола, то, конечно, за падишахом еще менее было возможно признать подобное право относительно совершенно независимых мусульманских народностей. Непризнание Англией нашего права оставлено было императором Николаем без всякого внимания, и с 1820 года мы начали прочно занимать восточный берег укреплениями, причем дня скорейшего покорения горцев воспрещен был приход к нему всех иностранных судов, которые, очевидно, могли бы подвозить горцам боевые припасы и усилить их сопротивление. Для наблюдения же за исполнением этой меры было учреждено крейсерство военных судов вдоль всего восточного берега. Британское правительство не могло объявить за это России войны, но желая фактически показать, что оно не признает нашего права воспрещать иностранную торговлю с независимыми черкесскими племенами, снарядило в 1836 году под купеческим флагом шхуну «Viхеn», на которой отправился к горцам эмиссар английского правительства Бель. Судно это пришло в Геленджик, но здесь было взято нашими крейсерами, как приз отведено в Севастополь и продано там с аукционного торга. Бель, по счастью для себя, был в это время на берегу и потому избег прогулки в Сибирь, которая положена у нас по закону для контрабандистов. Он оставался между горцами около трех лет, стараясь соединить разделенные взаимными распрями прибрежные племена и организовать единодушное восстание и ожесточенную войну против России, но это ему не удалось и он благополучно возвратился в Англию, описав подробно свои похождения. Английское правительство отказал ось от всякого участия в снаряжении «Viхеп» и признало захват шхуны нашими крейсерами правильным, так как почти не протестовало против продажи его с аукционного торга, но с этих пор уже не посылало своих судов, довольствуясь доставлением горцам оружия и боевых припасов через Константинополь и порты Анатолийского берега на турецких кочермах, принимавших весь риск путешествия к восточному берегу на собственный страх.
Франция еще позднее вмешалась в дела кавказских горцев, именно во время Наполеона III. Создав принцип национальностей для основы государства, Наполеон предполагал употребить его для ослабления России восстановлением Польши на западе, поддержанием независимости горцев и усилением влияния и владений Турции на юге. В воображении его Крым и Закавказье или, по крайней мере, часть его (Кутаисская губерния), прилегающая к Черному морю и границам Турции, должно было отнять у России и возвратить прежнему хозяину — султану. Поэтому перед Крымской войной начались интриги Франции для восстановления против России горцев при посредстве Турции. Но такой фантастический проект, основанный на ложном представлении о действительном положении народов и земель, которыми думал распоряжаться французский император, конечно, исполнен быть не мог. Перед Крымской войной или, вернее, перед появлением союзного флота в Черном море, сняты были нами все укрепления Береговой линии, а после десанта в Крым союзные дипломаты явились на восточном берегу и предложили горцам избавить их навсегда от русских, если они примут покровительство Англии. Горцы, однако, не попали в ловушку. Они объявили на такое предложение, что против русских они собственно ничего не имеют, но воюют с ними потому, ЧТО они занимают их земли, и что если французы и англичане сделают то же, то они будут с ними драться так же ожесточенно, как дрались с русскими. Поэтому идея принять горцев гюд покровительство всей Европы или Англии и Франции и не допустить Россию завладеть Кавказом, так и осталась в проекте. Тогда надумана была экспедиция Омера-паши в Сухум, с целью занять Абхазию и всю Кутаисскую губернию. В Сухуме у нас было, если не ошибаюсь, всего два батальона больных лихорадкою солдат, которые, благодаря стараниям бывшего владетеля князя Михаила Шервашидзе, отступили без сопротивления абхазцев к Мингрелии и заняли позицию на Ингуре. Омер-паша преследовал их с 28 батальонами турок и вздумал форсировать переправу через Ингур. Целый день 4 орудия и два батальона держались и не допустили переправы. Вся прислуга при орудиях и лошади были перебиты; из батальонов остались только две роты, и те ночью отступили. Омер-паша занял Зугдиди, двинулся к Кутаису, но бездорожье и лихорадки, при сильных дождях, сделали невозможным его дальнейшее движение, и если бы бывший начальник войск в Мингрелии князь Мухранский имел у себя состоявшую по спискам милицию, то, конечно, ни одно турецкое орудие и ни один человек из отряда Омера-паши не возвратился бы в Сухум. Таким образом, попытка Англии и Франции вмешаться в Кавказскую войну произвела действие, совершенно обратное тому, которого предполагалось достигнуть. Она не только не ослабила, но усилила обаяние русского могущества.
«Сам великий султан, с помощью англичан, французов и итальянцев, — рассуждали горцы, — пришли уничтожить Россию и, наобещав всякого блага, ушли с позором домой, предоставив русским делать, что они хотят на Кавказе».
Убеждение это весьма много ослабило веру горцев в свою несокрушимость и облегчило вторичное покорение восточного берега после Крымской войны. Все знают, что в это время прибрежные горцы сражались далеко не с таким ожесточением, как во время существования Черноморской береговой линии.
После Крымской войны Англия учредила консульства в портовых городах восточного берега и с помощью этой меры и воздействия на Турцию путем интриг возбудила против России горцев. Наполеон же, несмотря на неуспех вмешательства в дела кавказских племен, не оставлял своей мечты произвести единовременное восстание в Польше и на Кавказе и не удержался от непосредственного действия — снаряжения под рукою смешной экспедиции Лапинского (Тезик-бея) в 1863 году и сношений с горцами через французского консула в Трепизонде, посылавшего на северо-восточный берег эмиссаров. Из них последний, Подайский, жил В Трепизонде даже во время переселения горцев и употреблял всевозможные интриги для удержания их на месте, чтобы иметь всегдашний повод создавать затруднения России. Замечательно, что в это время практическая Англия примирилась с фактом выселения, показывала полное пренебрежение к участию горцев и искала других более действенных средств к противодействию России. Английский посланник в Константинополе Сир-Бульвер сам сообщил нашему поверенному Новикову, что вожди горцев старались заинтересовать его участью своих соплеменников, но он отказался принять их просьбу.
Во всяком случае, нельзя не признать, что вмешательство турецкой и европейской дипломатии в дела горцев не принесло и не могло принести им ничего, кроме зла, так как оно происходило не в интересах их или с какою-нибудь гуманною и нравственною целью, а явилось как средство загребать жар чужими руками. Горцы и в глазах турок, и в глазах Европы представляли только средство для противодействия России, и в пользовании этим средством ни Европа, ни Турция не обнаружили никакой жалости. Воображение доверчивых честных горцев постоянно возбуждалось блистательными и игривыми обещаниями помощи и участия при посредстве разных эмиссаров, и когда выселение горцев уже началось, европейская дипломатия уверяла переселенцев, что Россия не имеет права их переселять, что весною (1863) придут европейские комиссары для размежевания их с русскими 1 И т. п. Даже во время самого разгара переселения эмиссары турецкого правительства подстрекали горцев к выселению, как можно судить по прокламации к черкесам турецкого комиссара Мухаммеда Насарета 1 июня 1863 года:
«Берите ваши семейства, — говорится в прокламации, — и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов и весь народ наш принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончании их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши».
III
Причины выселения горцев. Успехи русскою оружия. — Перемена системы войны. Казачья колонизация. Неизбежность безусловной покорности горцев. Обольщение их собственными представлениями о могуществе и величии Турции и участии Европы.
Окончание Крымской войны, как сказано выше, доставило возможность усилить военные действия, задержав на Кавказе все войска, которые были двинуты во время войны на закавказскую границу с Турцией. Назначение князя Барятинского главнокомандующим Кавказским корпусом и выбор им в начальники штаба генерала Д. А. Милютина, сумевшего централизовать все самостоятельные действия отдельных начальников и направить их на исполнение одного общего плана покорения Кавказа, содействовали окончанию завоевания края. Но едва ли все это привело бы к решительным результатам, если бы не был совершенно изменен прежний образ ведения войны и принята система водворения прочных казачьих поселений в завоеванных местах, приведенная в исполнение (с 1860 года) графом Евдокимовым.
Вот как объясняет неизбежность этой системы начальник штаба генерал Карцов в письме к управляющему Русской миссией в Константинополе: «До 1860 года цель наших действий на Кавказе состояла в том, чтобы экспедициями, предпринимавшимися в места, занятые горцами, наносить им возможно частые поражения 111, убедив их в превосходстве наших сил, заставить изъявить покорность. Результатом этих экспедиций было то, что ближайшие к нам общества, жившие на равнинах, то покорялись, то снова восставали и постоянно нас грабили, сваливая вину на соседей, живших выше их в горах. В минувшую (Крымскую) войну все общества, бывшие покорными, одновременно восстали, и пришлось снова покорять их.
Стало очевидно, что при дальнейших действиях по прежней системе, на каких бы условиях ни покорялись нам горцы, покорность эта продолжалась бы только до тех пор, пока они сами желали бы соблюдать ее, а первый выстрел на Черном море и даже какое-нибудь вымышленное письмо султана или прибытие самозванца-паши снова могли бы возбудить войну. Если даже мы заняли бы горы укреплениями и провели бы к ним дороги, то все-таки приходилось бы постоянно держать в горах огромное число войск и не быть покойным ни одной минуты.
Вследствие этого осенью 1860 года решено было прекратить бесполезные экспедиции и приступить к систематическому заселению гор казачьими станицами; горцев же выселять на плоскость, подчиняя тем нашему управлению)}l. (Письмо генерала Карцова управляющему Русской миссией в Константинополе от 23 августа 1863 года N 017).
Предложенный графом Евдокимовым план бесповоротного окончания Кавказской войны уничтожением неприятеля замечателен глубиною политической мысли и практической верностью. Нельзя не признать, разбирая историю Кавказской войны, что военные экспедиции причиняли большие расходы людьми и деньгами и что прочное водворение русской власти на Кавказе могло распространяться только благодаря колонизации. Самые блистательные подвиги наших генералов и изумительный героизм и самоотвержение не оставили ничего, кроме славных страниц в истории. Ужас, внушаемый экспедициями непокорным племенам, проходил очень скоро: они отдыхали от понесенных потерь, восстанавливали трудом все истребленное огнем и мечом и вновь готовы были вступить в бой с нашими войсками, пополненными новыми рекрутами из России. Но там, где за военным набегом следовало прочное водворение, там русское владычество оставалось навсегда. Не было примера, чтобы поселение, основанное на земле непокорных горцев, было оставлено нами: как ни трудно было жить в нем, но эти трудности преодолевались назначением гарнизонов в опасные места и движением войск вперед, для покорения новых мест, обеспечивавших занятый пункт.
Эта система практиковалась с первого появления русских на Тереке, в 1567 году, но она практиковалась в силу необходимости, не как цель, а как неизбежное последствие необходимости обеспечить границу. Только в новейшее время, с 1769 года, начата искусственная колонизация с целью водворения русского владычества поселением по повелению императрицы Екатерины 11 517 семей волжских и 100 семей донских казаков на реке Тереке, которым и повелена именоваться Моздокским полком. В 1792 году переселена также по повелению той же императрицы 3 тысячи семей донских казаков в Черноморье и водворено здесь войско Черноморское. Этих примеров совершенно достаточно, чтобы показать, что система колонизации для прочного покорения Кавказа не только была давно известна, но и практиковалась в больших размерах во время Кавказской войны. 1ем не менее заслуга графа Евдокимова нисколько не уменьшается. Колонизация, представляя сложную и трудную государственную меру, по своему гражданскому характеру требует много усилий со стороны администрации и имеет очень мало шансов для наград, которые так легко достаются во время военных действий. Оттого колонизация как система покорения Кавказа, предоставляя все будущему и не представляя блистательных отличий в настоящем, никогда не отличалась сочувствием боевых кавказских генералов. Все они, пользуясь разъединенностью различных частей Кавказа, постоянно предполагали экспедиции, преследовали хищников за набеги и составили славную эпопею Кавказской войны, но редко кто из них думал о гражданском устройстве занятого края и о его будущем. Солдатские слободки при гарнизонах укреплений возникали сами собой вследствие необходимости, но на них меньше всего обращалось внимания. Да и до сих пор нельзя не сознаться, еще не сделано ничего, чтобы поднять умственный и нравственный уровень населения этих зачатков русских городов и ускорить развитие его материального благосостояния. Князь Барятинский и граф Евдокимов оба составили себе карьеру на Кавказе и знали все недостатки и весь вред разъединенности и бесцельности военных действий отдельных начальников по их собственному почину. Оба они одинаково ясно понимали, что после Крымской войны наступило самое благоприятное время для окончания Кавказской войны, и потому совершенно естественно, что предложенная графом Евдокимовым система действий заслужила одобрение князя Барятинского. Двадцать четвертого июня 1861 года состоялся высочайший рескрипт об увеличении льгот и пособий казакам Кубанского казачьего войска, переселяющимся на передовые Линии, а 10 мая 1862 года уже было высочайше утверждено положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России.
Исполнение этого плана начато еще ранее. В конце 1857 года переселена графом Евдокимовым часть населения Большой и Малой Чечни на новые, указанные ей места и в том же году заложена станица Родниковская на Большой Лабе. В мае 1858 года заложено 6 новых станиц Урупской бригады на реках Уруп, Тегене и Большой Зеленчук, и затем закладка их продолжал ась постепенно, по мере движения наших войск вперед.
Взятие в плен Шамиля 25 августа 1859 года позволило ослабить военные действия на Восточном Кавказе и сосредоточить все внимание на окончательном 110корении Западного Кавказа, который получил особенное значение после Крымской войны, указавшей, что северо-восточный берег Черного моря может быть избран для десанта неприятелем и потому прочное его занятие необходимо в интересах обеспечения всего Кавказа. Уничтожение нашего Черноморского флота и стеснительные условия Парижского трактата не дозволили нам, как это было прежде, базировал>ся на Черном море и неизбежно заставили признать правильность плана, задуманного графом Евдокимовым: базироваться при покорении Западного Кавказа на Кубанское казачье войско и линиями новых поселений стеснять постоянно горские племена до полной не возможности жить в горах. Поэтому мы только заняли со стороны Черного моря на юге Сухум и Гагры, необходимые для владения Абхазией, а на севере — Анапу и Новороссийск и затем усиленным крейсерством и частыми десантами беспокоили непокорные прибрежные племена; главные же военные действия происходили на северном склоне Кавказского хребта, где наши войска систематически продвигались вперед, опираясь на существующие поселения и устраивая новые Линии. При самом начале исполнения этого плана горцы поняли, что их ожидает, и вследствие этого в 1861 году три главных из племен: шапсуги, абадзехи и убыхи — составили союз, отправили депутацию к государю императору и предлагали покорность С разными условиями. Но от них потребовали безусловной покорности и прямо объявили, что они должны выселиться из гор. Горцы взялись за оружие и весь 1862 год напрягали все усилия, но не могли остановить движение наших колонн от Анапы к востоку и от Лабы к западу, и вытесненное отсюда население в числе 50 тысяч душ, изъявив безусловную покорность, поселилось на Кубани и при устьях рек, в нее впадающих (Письмо генерала Карцова управляющему Русской миссией в Константинополе от 23 августа 1863 года N 017.)
Таким образом, военные успехи наши привели горцев к неизбежной покорности. Они, конечно, покорились этой тяжкой участи, несмотря на привычки к полнейшей свободе и своеволию, если бы их не сбивали с толку европейская и турецкая дипломатии. Им столько веков внушали, что могущественный султан, верховный представитель ислама, никогда не оставит их своею помощью, а европейские державы в своих интересах не могут допустить России овладеть Кавказом, что такое убеждение не в силах была поколебать самая очевидность фактов. Горцы видели невозможность противостоять русским, но свято верили в близость внешней помощи. Граф Евдокимов глубоко и верно оценил такое настроение их и те бесполезные кровавые жертвы, к которым вело оно, и придумал очень правильный исход из этого трудного для обеих сторон положения — именно выселение в Турцию.
«Такая мера, — писал он начальнику штаба Кавказской армии, — при настоящем положении туземцев принесет нам великую пользу и даст возможность как горцам выйти из настоящего их напряженного положения, так и нам более свободно развивать русскую колонизацию в предгорьях западной части Кавказского хребта» (Письмо генерала Карцова управляющему Русской миссией в Константинополе от 23 августа 1863 года NQ 17).
Мысль графа Евдокимова получила первое приложение при покорении Восточного Кавказа. Покойный фельдмаршал князь Барятинский разделял его основательность, и еще весною 1860 года предполагалось направить в Турцию, через Кавказский край, 300 семей с Левого фланга.
Дабы ускорить вопрос о переселении горцев и устранить затруднения со стороны Турции, в 1860 году был послан в Константинополь генерал-майор Михаил Тариелович Лорис-Меликов. Ему было поручено разъяснить нашему поверенному князю А. Б. Лобанову-Ростовскому те затруднения, в которые мы могли быть поставлены, если бы Порта отказалась принять переселенцев.
Генерал М. Т. Лорис-Меликов превосходно исполнил это поручение и вместе с князем Лобановым-Ростовским выхлопотал у Порты дозволения прибыть 3 тысячам семействам, которые Турция обязалась поселить вдали от наших пределов. После того переселение продолжалось в 1860, 1861 и 1862 годах, не возбуждая дипломатической переписки.
Впрочем, отправление этих семейств через Закавказье было отменено, и вслед затем главнокомандующий совсем воспретил переселение с Восточного Кавказа, дозволив его только с западной его части.
Что касается Порты, то она никогда не изъявляла прямого согласия на переселение, хотя принимала горцев, уходивших с Кавказа под предлогом поклонения гробу Мухаммеда. В 1859 году она обнародовала правила по предмету колонизации кавказских выходцев и просила наше правительство, чтобы переселения эти совершались не разом, а малыми партиями (Отзыв князя А. Б. Лобанова-Ростовского от 15 декабря 1859 года N 11389.
Тем не менее турецкое правительство и его эмиссары не переставали волновать горцев обещаниями всех благ в случае переселения, так как вначале, предполагая, что это переселение будет совершаться постепенно и не потребует особых усилий и средств, правительство смотрело весьма благоприятно на прилив горцев в Турцию, как на меру, доставлявшую ей прекрасные боевые силы и средства увеличить преобладание мусульманского населения в среде христианских племен Балканского полуострова и в Малой Азии ( Депеша Новикова вице-канцлеру от 14 (26) апреля 1864 года N 063).
С другой стороны, и главное кавказское начальство не желало лишиться энергического и многочисленного населения. Кроме того, явилось опасение, что турецкое правительство поселит горцев вдоль закавказской границы и создаст тем большие затруднения в будущем (Письмо командующего армией князя Орбелиани графу Евдокимову от 11 сентября 1862 года N 2065)
«Переселение непокорных горцев в Турцию, — писал граф Евдокимов, — без сомнения, составляет важную государственную меру, способную окончить войну в кратчайший срок, без большого напряжения с нашей стороны; но, 80 всяком случае, я всегда смотрел на эту меру, как на вспомогательное средство покорения Западного Кавказа, которая дает возможность не доводить горцев до отчаяния и открывает свободный выход тем из них, которые предпочитают скорее смерть и разорение, чем покорность русскому правительству. По моему мнению, сколько бы ни вышло от нас туземцев и где бы ни поселило их турецкое правительство, хотя бы на южной границе в соседстве закавказских провинций, они не могут нам принести существенного вреда. Неприязненные их действия против нас могут иметь место только при войне с Турцией, но и тут горцы, поставленные в иные условия жизни и оскудев в материальных средствах, не составят для нас грозной силы, которая вынудила бы прибегать к каким-нибудь усиленным мерам» (Письмо графа Евдокимова генералу Карцову от 5 сентября 1862 года N 01064).
Вследствие этого письма и имея в виду, что всякое противодействие намерению горцев переселиться при том крайнем положении, в которое они поставлены действиями наших войск, было бы в отношении к ним только излишней жестокостью, князь Орбелиани разрешил переселение, причем, приняв в соображение, что оно может достигнуть значительных размеров, сообщил об этом нашему послу в Константинополь для устранения затруднений, которые Порта могла бы противопоставить переселению (Письмо генерала Карцова Новикову от 19 октября 1863 года №18)
Это было действительно необходимо, так как до сих пор, если Порта и возбуждала жалобы на выселение горцев с Кавказа в Турцию, то ввиду того, что переселялись отдельные семейства и общества, уходившие под предлогом путешествия в Meкку, все такие жалобы устранялись под предлогом веротерпимости, в силу которой мы не могли воспретить мусульманам исполнять их религиозный долг. Но когда выселение предполагалось целыми племенами и размеры его было трудно предвидеть, то и политическая предусмотрительность, и человеколюбие одинаково обязывали нас предупредить Порту об ожидаемом наплыве переселенцев.
«Командующий войсками в Кубанской области граф Евдокимов, писал генерал Карцов к нашему поверенному в Константинополе, — доносит, что на северном склоне Кавказского хребта нет более неприятелей. Шапсуги частью переселены на Кубань, остальные, до последнего человека, выселились на юго-западный склон. Абадзехи, стесненные с двух сторон, изъявили совершенную покорность. Теперь войскам нашим предстоит очищать береговую полосу. Одна часть их, поднявшись вверх по Пшишу, уже стала на вершине хребта, разрабатывает дорогу и спускается в Туапсе; другая колонна, поднявшись на хребет от укрепления Григорьевское, начала спускаться к устьям реки Джубы.
Задача Кавказской армии близится к ,юнцу. Стесненные в узкой прибрежной полосе горцы при дальнейшем наступлении войск будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться в Прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход — переселение в Турцию. Мы опасаемся затруднений со стороны турецкого правительства против такой высылки народа целыми массами, тем более что горцы хотят ехать только 8 два пункта:
Константинополь и Трепизонд; других мест они не знают и знать не хотят»l.
Вопрос о выселении горцев подвергся в Константинополе обсуждению совета министров, и решение его сообщено через нашего поверенного в делах при Порте Оттоманской: «Турецкое правительство не отказывалось принять в свои пределы кавказских горцев, желающих переселиться массами. Но при этом оно считало необходимым: 1) чтобы Константинополь и Трепизонд не были единственными пунктами сосредоточения и водворения переселенцев, турецкое правительство предоставляло себе право избрать места для их водворения и 2) чтобы Порте был дан срок до мая 1864 года.
Не могу скрыть, — писал далее Новиков, — что весь план выселения горцев в Турцию при водит здешнее правительство в большое смущение» (Письмо Новикова генералу Карцову от 23 ноября (5 декабря) 1863 года).
Смущение это охватило не только Турцию, но и европейскую дипломатию, особенно французскую, созидавшую планы противодействия России при возбуждении горцев. Действительно заседание совета турецких министров было в том же году, как совершена при содействии Наполеона 111 пресловутая экспедиция Лапинского, которая достигла результатов/ совершенно обратных предполагаемым.
«Известие О сделанной в земле убыхов высадке и доставленных туда запасов оружия, — писал генерал Карцов Новикову/ — быстро разнеслось между горцами и в первую минуту оживило их надежды при внешней помощи на успех сопротивления. Но потом они скоро поняли действительное значение доставленной помощи и потому признали за лучшее просить пощады» (Письмо генерала Карцова Новикову от 19 октября 1863 года N 08).
«Турки знают об успехах нашего оружия, — писал Новиков к генералу Карцову, — иностранные представители молчат, но английская колония относится с завистью и недоброжелательством к нашим успехам» (Письмо графа НОвикова генералу Карцову от 5 (17) апреля 1864 года).
В депеше от 4 (16) мая 1864 года вице-канцлеру Новиков подробно описывает свой разговор с французским посланником маркизом де Мутье (Marquis de Moustier) при посещении турецкого министра иностранных дел Али-паши и делает такое заключение: «Видимо, что покорение Кавказа произвело сильное и неприятное впечатление на французское правительство. Франция огорчается не уничтожением преграды между нами и Турцией, а тем, что мы получили возможность противодействовать ее завоевательным стремлениям на Востоке. Она сожалеет о благоприятных шансах диверсии на Кавказе для восстановления независимости Польши (при содействии Турции) увлеченной против России. Все эти иллюзии теперь очевидно уничтожены». Впрочем, как турецкой, так и европейской дипломатии только и оставалось смущаться и огорчаться успехами нашего оружия. Если они не могли воспрепятствовать самому процессу завоевания, то, естественно, вековые усилия России должны же были привести к неизбежному концу — и завоевание Кавказа сделаться совершившимся фактом. Сожалеть должно только о самих горцах, которые обманывали себя так долго ложными надеждами на чужую помощь и не подчинились исторической необходимости поступиться своеволием для мирного восприятия гражданственности. Всегда и везде мелкие полудикие народности поглощались более сильными народами и если утрачивали при этом национальные особенности и обычаи, то зато получали право на умственное и нравственное развитие и I1риобретали более высокую степень материального благосостояния. Так было бы и с горскими племенами Кавказа без участия в их судьбе Турции и европейской дипломатии/ которые только и могли усилить их настоящие потери и страдания и приготовить в будущем совершенное исчезновение их кaк отдельных племен и народностей.