Из истории Николаевского судостроения
26 февраля 2020 года исполнилось 110 лет со дня рождения Главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова Сергея Георгиевича.
Строительство кораблей для Военно-морского флота СССР находилось под неусыпным вниманием и опекой Главкома, и поэтому он часто бывал в Николаеве на Черноморском заводе, заводе 61-ого коммунара, Южно-турбинный завод «Заря», «Экваторе». Думаю, что в те годы южные судостроительные заводы строили примерно 40% надводных кораблей для советского ВМФ.
При Горшкове Военно-морской флот стал океанским, ракетно-ядерным, вторым после ВМС США, намного опередив остальные страны.
К середине 1980-х годов ракетно-ядерный потенциал ВМФ возрос по сравнению с началом 1960-х годов более чем в 200 раз, дальность стрельбы ракетами увеличилась в 50 раз. К 1985 году в составе ВМФ было около двух тысяч боевых кораблей и порядка 230 атомных подводных лодок. В 1985 году, когда ВМФ достиг пика своего развития, на боевой службе в различных районах мирового океана находилось до 160 кораблей и судов одновременно, в том числе 40 подводных лодок.
С.Г.Горшков умер в 1988 году. В октябре 1990 года четвертый авианосный крейсер Черноморского завода был назван именем адмирала Горшкова – в честь Главкома, руководившего Военно-Морским Флотом с 1955 по 1985 год и сделавшего реальностью строительство наших авианосцев.
Наряду со строительством кораблей для ВМФ, николаевские заводы строили также суда для торгового, научного и рыбного флота. А самый новый из них – завод «Океан», был построен специально для гражданского судостроения. Наш торговый флот в те годы считался самым «молодым» из-за большого количества новых судов в его составе. Занимая пятое место в мире по суммарному тоннажу, он был на первом месте по темпам роста. Моряки говорили, если в пути им встречалось сверкающее свежей краской судно, то, скорее всего, оно было наше.
Это было время наибольшего расцвета николаевского судостроения, которому город отдавал в те годы все свои интеллектуальные и трудовые ресурсы. В Николаеве работало около 100 предприятий Министерства судостроительной промышленности – заводы, проектные бюро, научно-исследовательские институты. В вузах, техникумах и профессионально-технических училищах готовились тысячи специалистов для судостроения. Гостиницы и пляжи города были переполнены представителями сотен предприятий, участвовавших в строительстве кораблей.
Черноморский завод после окончания строительства подводных лодок пр.613 построил в тех же цехах необычайно высокими темпами и по тем же технологиям свыше 500 рыбопромысловых траулеров. Благодаря этим судам, а также рефрижераторам, строившимся на заводе им. 61 коммунара, на прилавках магазинов «Море» и «Океан», открытых по всей стране, появилась в изобилии дешевая свежемороженая рыба из Атлантики, Тихого и Индийского океанов.
За счет средств судостроения в Николаеве создавались новые жилые массивы с широкими проспектами и всей необходимой инфраструктурой – магазинами, школами, детскими садами, библиотеками, поликлиниками, дворцами культуры, стадионами. Был построен грандиозный 80-километровый водовод Днепр-Николаев, по которому город снабжается пресной водой, построили лучший в Украине зоопарк и многочисленные базы отдыха на море.
Были сооружены огромные микрорайоны на ЮТЗ, проспекте Мира, в Октябрьском, Космонавтов, Лесках, Намыве. Кульбакино, Ракетной роще. Завод им.61 коммунара застраивал Соляные и центральную часть города. «Экватор» тоже вел застройку в одном из лучших городских районов. Примерно 15% построенного жилья предприятия отдавали в жилой фонд города.
Все эти масштабные стройки финансировались из специальных статей в бюджете предприятий и являлись следствием достижений нашего судостроения. В 1988 году, например, Черноморским судостроительным заводом, было введено в эксплуатацию 26000 кв.метров жилья, а это около 500 квартир, построен детский сад на 320 мест, столовая на 860 мест, сдано овощехранилище на 500 тонн и многое другое. Только на одном Черноморском заводе вместе со всей обслуживаемой инфраструктурой – домостроительным комбинатом, системой питания, собственной заводской поликлиникой и медицинскими кабинетами в основных цехах, стадионами, дворцами культуры, садиками, домами отдыха работало 25 тыс. человек.
Всего за три десятилетия из 200-тысячного провинциального города, каким был Николаев в начале 1960-х годов, он превратился к концу 1980-х в огромный, красивый полумиллионный город Корабелов. Это было, поистине, экономическое и гуманитарное чудо!
Николаев не может жить без судостроения. С самого начала город создавался и развивался как центр строительства сложных и насыщенных вооружением кораблей. С остановкой судостроительных заводов начался отток жителей и отмотка истории в обратную сторону.
На снимке: тяжелый авианосный крейсер (ТАКР) «Адмирал Горшков», ныне – индийский авианосец «Vikramaditya» – «Викрамадитья».
Валерий Бабич, судостроитель, журналист, автор книг об авианосцах.
Статья опубликована в газете «Южная правда» 29 февраля 2020 стр. 7
и в Интернете: https://www.facebook.com/valeriy.babich/posts/2808367062572141
Мне довелось работать в комиссии ВМФ по опытной эксплуатации ЗРК «Кинжал» на ТАКР «Баку». Проблем вскрылось не мало, очевидно, для того такая работа и была организована. Особенно проблемным оказалась система вентиляции и термостабилизации внутренних отсеков кормовых антенных постов. Помню, в августе 1989 года прямо за несколько дней до инспекторской стрельбы МО антенный пост кормового правого ЗРК и по выше указанным техническим причинам, и по вине л/с спалили буквально в уголь. И, когда все наконец, технические решения совместно с Невским ПКБ и НПО «Альтаир» были решены и реализованы в железе, было принят «индийский» вариант, и эти ЗРК были демонтированы. А сколько копий было сломано!